Судьбы дарованной миг. Глава девятая
Григорий ввёл для своих подопечных не просто уставные занятия по рукопашному бою, но и элементы силовой акробатики, что непременно способствовало всестороннему развитию молодого организма. Сам командир взвода, подавая пример, и все его солдаты с голым торсом занимались на перекладинах; бегали кроссы по пересечённой местности; прыгали через верёвку на ускорение; совершали прыжки с переворотом через голову; ходили на руках; отжимались с отскоком от земли и с обязательным хлопком в ладоши; катались попарно колесом или изображали всадников, сидя друг на друге. Строевой подготовке тоже немало внимания уделялось. Прохождение с песней приветствовалось всеми чинами во время каждой проверки, и поэтому, разучив c бойцами популярную песню “По долинам и по взгорьям”, Григорий требовал чёткого исполнения не только мелодии, но и ритма движения. А для этого требовалось подобрать необходимый размер и частоту шага. Проходя строевым маршем с песней, красноармейцы принимали горделивую осанку, внутренне подтягивались и всем своим видом излучали надежду и твёрдую опору на несокрушимость. Песня звучала громко и звонко, разносилась далеко по округе и этим, несомненно, вызывала крайне любопытствующий интерес у населения, особенно среди девушек, гурьбой выпрыскивающих из-за углов строений.
Проходя со взводом меж домов, Григорий всё чаще стал замечать на себе взгляд заворожённых глаз одной из красавиц. Это была Татьяна – брови домиком вразлёт, чуть раскосые глаза, волосы цвета тёмноспелого каштана и могучая в руку толщиной коса, лежащая на жаром пышущей груди. Вскормлённый матерью мальчишка в дальнейшей взрослой жизни и спутницу свою старается найти подобно матери своей. А здесь пред взором Григория предстал в объёме полном образ матушки Варвары, который помнил с детских лет своих.
Историческая справка. В 1932 году японские войска завершили оккупацию монгольской территории Маньчжурия. Вскоре после этого на линии границы с СССР обстановка осложнилась.
В феврале 1934 линию границы перешли пять японских солдат. В столкновении с пограничниками один из нарушителей был убит, а четверо — ранены и задержаны.
22 марта при попытке провести рекогносцировку местности на участке заставы Емельянцева были застрелены офицер и солдат японской армии.
В апреле 1934 года японские солдаты предприняли попытку захватить высоту «Лысая» на участке Гродековского погранотряда. Одновременно была атакована застава «Полтавка», но пограничники при поддержке артиллерийской роты отразили нападение и выбили противника за линию нашей границы.
В июле 1934 года японцы совершили на нашей территории шесть провокаций. В августе — двадцать, а в сентябре — сорок семь.
В течение первых семи месяцев 1935 года на границе произошло 24 случая вторжения японских самолётов в воздушное пространство СССР, 33 случая обстрела нашей территории с сопредельной стороны и 44 случая нарушения речной границы на реке Амур маньчжурскими судами.
Осенью 1935 года в 15 км от заставы «Петровка» пограничный наряд заметил двух японцев, которые пытались подключиться к нашей линии связи – солдат был убит, а унтер-офицер задержан. У нарушителей были захвачены винтовка и ручной пулемёт.
12 октября отряд японцев атаковал заставу «Волынка», погиб пограничник Котельников.
30 января 1936 года две японско-маньчжурские роты пересекли границу в Мещеряковой пади и успели на 1,5 км углубиться на территорию СССР, прежде чем были оттеснены и уничтожены пограничниками.
24 ноября конно-пеший отряд из 60 японцев пересёк границу в районе Гродеково, но попал под пулемётный огонь и отступил.
26 ноября трое японцев пересекли границу и начали топографическую съёмку местности с вершины Павловой сопки, при попытке их задержания с сопредельной территории был открыт пулемётный и артиллерийский огонь, погибли три советских пограничника.
В 1936 году на участке заставы "Ханси" японские солдаты захватили высоту Малая Чёртова и возвели на ней доты.
В мае 1937 года в двух километрах от границы на нашей территории пограничный наряд вновь заметил японцев, пытавшихся подключиться к линии связи — был застрелен японский солдат, захвачены шесть мотков полевого телефонного кабеля и кусачки.
5 июня на участке ответственности 21-й стрелковой дивизии японские военнослужащие совершили вторжение на советскую территорию и заняли сопку у озера Ханка, однако при приближении к границе 63-го стрелкового полка отступили на сопредельную территорию.
30 июня на реке Амур японские войска атаковали и потопили советский пограничный бронекатер (погибли семь членов экипажа), а у деревни Ганьчаза обстреляли бронекатер № 74 и канонерскую лодку № 308 Амурской военной флотилии. Командующий ОКДВА В.К.Блюхер поднял по тревоге и придвинул к линии границы один разведывательный батальон, шесть стрелковых батальонов, один сапёрный батальон, три артиллерийских дивизиона и авиаотряд из 12 самолётов, однако дальнейшего развития инцидент не получил — пока происходило выдвижение войск, японцы подняли затопленный пограничный катер и увели на свою базу, после чего отступили от линии границы.
28 октября 1937 года на высоте 460,1 пограничный наряд заставы «Пакшехори» обнаружил два отрытых окопа, обнесённых проволочным заграждением. Из окопов по нашим бойцам был открыт огонь. В перестрелке был ранен старший наряда лейтенант А. Махалин и убиты два японских солдата, сидевших в окопе.
В марте 1938 года штаб Квантунской армии разработал план войны против СССР, который предусматривал использовать для нападения 18 дивизий.
15 июля 1938 года пограничный наряд заметил на вершине сопки Заозёрная группу из пяти японцев, проводивших рекогносцировку и фотосъёмку местности, при попытке задержания был застрелен японский разведчик Мацусима (при нём обнаружили оружие, бинокль, фотоаппарат и карты советской территории), остальные скрылись.
Всего с 1936 года до начала боевых действий у озера Хасан в июле 1938 года японские и маньчжурские силы совершили 231 нарушение границы СССР, в 35 случаях они вылились в крупные боевые столкновения. Из общего количества боестолкновений только в период с начала 1938 года по июль того же года было совершено 124 случая нарушения границы по суше и 40 случаев вторжения самолётов на территорию СССР.
Улучив момент, молодой офицер быстро подошёл к ней, не стесняясь окружающих её девчат, быстренько сгрёб в охапку и с наглой уверенностью поцеловал в тёплые губы, явно показывая характер и повадки своего деда Леонтия.
Недолго Татьяна сопротивлялась бешеному наскоку Гришаньки, руки её непроизвольно плетями повисли, а по телу пробежала сладостная истома. Своим бесшабашным поведением Григорий вскружил одурманенную невиданным счастьем головку Татьяне.
Словно околдованная его чарами, потрясающим шармом и умением с особым чувством читать стихи:
Нас тянет не к небу,
не к звёздам,
не к власти.
Нас тянет к спокойному,
Тихому счастью,
К улыбкам лучистым и
взглядам в глаза,
В которых весь мир и
небес бирюза… ,
девушка была словно окутана паутиной невидимых нитей, исходящих от ореола обожаемого Гришеньки. Суровые будни гарнизонной службы, частые тревоги и марш-броски в тайгу из-за воинственно настроенных неспокойных соседей, оставляли мало времени Григорию для долгих ухаживаний. После нескольких трепещущих душу встреч под раскидистой сосной в непроглядной ночи, когда он задумчиво рассуждал о великом и могучем русском языке:
- Послушай, как меняется смысл сказанного с разной интонацией одних и тех же слов. Вот, к примеру: покалечилась пока лечилась – буквы одни и те же, а воспринимаются совершенно по разному. Первое слово говорит о травме, а два других – о здоровье. Или вот ещё: и дико мне – я произношу с чувством тревоги, а тебе слышится призыв – иди ко мне. Казалось бы, я говорю несуразные вещи, а тебе в этой фразе слышится, что я как бы несу разные вещи. А вот и вопрос из той же серии подвохов: Что делал слон, когда пришёл Наполеон? – оказывается ответ очень простой – он с удовольствием ел траву, всё дело в восприятии сказанного, здесь подразумевается не фамилия французского полководца Бонапарта, а совсем даже приземлённый смысл – пришёл на поле он.
После сказанного Григорий неожиданно сделал предложение Татьяне – очарованная рассудительностью и покорённая мужским великолепием Татьяна быстро согласилась стать его женой.
Не жду похвал, ни мёда, и ни яда,
Творю на радость, душу обнажив;
Любовь – одна единая отрада,
Пою её Божественный мотив…
Каждый раз, провожая любимого Гришеньку на службу, Татьяна долго стояла на пороге их домика и смотрела ему вслед, благословляя на чистый путь и читая молитву о здравии. Дом для молодой семьи в сосновом бору быстро соорудили подопечные Григория. Солдаты, уважая своего командира, заготовили в тайге брёвна, перенесли их на руках к месту постройки и с весёлыми шутками-прибаутками дружно сложили венец за венцом. Среди бойцов оказались не только хорошие плотники, но и прекрасные столяры и даже умелые резчики, которые искусно сотворили не только внешнее убранство, но и внутренний интерьер нового дома для молодой семьи. Вокруг абсолютно всё было сделано из дерева:
- резные наличники на окнах,
- ажурные перила на крыльце,
- добротный стол,
- вместительная лавка,
- табуретки, полочки, шкафчики, ложки, мисочки и тарелочки,
- даже абажур на лампочке Ильича в большом зале был из тончайших, просвечивающихся насквозь, деревянных пластинок, получивших в народном промысле творчества по дереву название лемех.
В часы ожидания Татьяна с любовью обустраивала жилище, создавая уютное пространство для себя, для ненаглядного мужа и для будущих детей, которых, несомненно, по её мнению, должно было быть много.
Однажды Григорий после нескольких суток блужданий по таёжным дебрям в поисках нарушителей границы вернулся домой перед закатом. В посеревших сумерках он тихо подошёл к стенам своего дома и услышал как Татьяна, занятая какими-то домашними хлопотами, увлечённо напевала влюблённое танго:
Был день осенний, и листья грустно опадали
В последних астрах печаль хрустальная жила
Грусти тогда мы с тобою не знали, ведь
Мы любили и для нас весна цвела.
Ах, эти чёpные глаза, меня пленили,
Их позабыть не в силах я,
Они горят передо мной…
Григорий невольно заслушался звонким голосом молодой жены. Он знал, что в гарнизонном клубе был патефон и во время вечеринок там часто крутили пластинки популярного певца Петра Лещенко. Многие песни Петра потом исполнялись девчатами на вечерних посиделках где-нибудь на берегу реки или у околицы.
Дослушав до конца мелодичный голос Татьяны, Григорий тут же пропел слова другой песни Лещенко, положенные на музыку задумчивого танго:
Встретились мы в баре ресторана,
Как мне знакомы твои черты.
Помнишь ли меня, моя Татьяна,
Мою любовь и наши прежние мечты?
Вижу губ накрашенных страданья,
В глазах твоих молчанье пустоты.
Где же, где, скажи, моя Татьяна,
Моя любовь и наши прежние мечты?...
Обрадованная Татьяна проворно выскочила на крыльцо, ловко обвила руками шею своего Гришеньки и со слезами счастья на глазах начала ему на ушко ворковать:
- Гришенька, любимый, как же я волновалась за тебя, ночей не спала. Радость моя, очень тоскливо мне было. Даже девчоночьи посиделки не отвлекали меня от мыслей о тебе. Как же я рада, что ты вернулся живой и здоровый. Гришенька, скажи мне для успокоения души, что нарушители границы это мирные жители, а не вооружённые бандиты, которые стреляют в вас.
- Жизнь суровая штука, а на границе тем более. Каждый нарушитель это не только простой человек, а хорошо подготовленный и оснащённый оружием диверсант или проще бандит. Так что, Танюшка, не надо расслабляться и будь всегда готовой к любой ситуации, даже к очень опасной и сложной.
Григорий ненадолго замолчал, нежно прижал к себе Татьяну, поцеловал в шелковистые волосы, а потом продолжил свои философские рассуждения:
- Вот мы ловим диверсантов, то за дело и тебя в моём ответе суровое слово задело. Вот, смотри, опять непостижимый наш великий русский язык – его никогда не понять никаким иностранцам. Ты только послушай, как меняется смысл фразы, состоящей из одних и тех же букв – если произнести утвердительно: мы женАты, то есть мы с тобой одна семья и живём вместе рука об руку. А если её произнести в вопросительной интонации, то смысл будет другим – мы же на тЫ? Здесь в голосе уже скрывается как бы недоверие к собеседнику. Или вот ещё. Когда иной раз перед поездкой в тайгу я своим бойцам командую: “По машинам”, тебе слышится моё требование “помаши нам” и ты в ответ машешь нам рукой с платочком. А вот это вообще замечательная фраза: на тропе был олень, а охотнику было лень – без дополнительных слов и не разберёшь о чём речь. Особенно здесь: За песчаной косой лопоухий косой повстречался с косой бабой с косой, идущей с косой. Как же многообразен наш великий и могучий русский язык!
Завороженная сладкими речами Григория и покорённая его необыкновенной образованностью, Татьяна тихо стояла, прижавшись к нему всем телом.
В последних числах марта 1934 года она ещё не подозревала, что новая жизнь уже зародилась и планомерно развивалась у неё под сердцем.
Свидетельство о публикации №225031601684