В чём высокий смысл поездки староверов в Донбасс
К поездке в Донбасс, что состоялась во вторую неделю Великого поста, трое её участников готовились заранее, продумывая все до мелочей. И вот двое староверов из Пермского края – о. Артемий Казымов, священник Лысьвенской церкви, уставщик Константин Шпиль, правая рука и главный помощник батюшки, и Кирилл Туров, бывший воин-контрактник, а ныне прихожанин Храма в Ижевске, выехали в понедельник десятого марта в дорогу. Кирилл стремился навестить своих однополчан, а все втроём спешили оказать гуманитарную помощь староверам села Ольховатки, что в тридцати километрах от Енакиево. Помощь деньгами, вещами и продуктами предварительно собиралась в нескольких старообрядческих приходах: в Лысьве, Перми, Очере и Ижевске. У всех троих ещё достаточно молодых мужчин дома остались семьи и маленькие дети – по трое-четверо ребятишек у каждого, – а дорога предстояла дальняя и нелёгкая, с непогодой, всякого рода осложнениями да опасностью стать мишенью для вражеских беспилотников. Время в пути рассчитана было по часам, едва ли не по минутам: на ночлег его отпущено не было, и все трое, укрепивши свой дух молитвами, поочерёдно сменяли друг друга за рулём.
Первой их остановкой стало местечко Пелагеевка, где тренируются наши штурмовики. Тёплой было встреча Кирилла с однополчанами, подарками для которых стали разведывательные дроны, рации и всё, что так необходимо бойцам в их нелёгком ратном деле. А бои с противником, по их словам, идут ожесточённые. Батюшка в приветственном слове благословил воинов, а штурмовики сердечно поблагодарили уральцев и ижевчанина за столь желанную помощь. Общение с бойцами было недолгим, и в среду ближе к вечеру староверы прибыли в Ольховатку, где с нетерпением их ждали местные прихожане.
Рассматривая фотографии, присланные мне о. Артемием, я вспомнила свою третью поездку в Донбасс, одной из главных целей которой было непременное посещение Ольховатки. Я добралась туда из Донецка и Енакиево тёплым и солнечным днём двадцать четвёртого апреля 2018-го года, быстро отыскала старообрядческую Свято-Покровскую церковь, позолоченный купол которой был виден издалека. Судьба этого небольшого храма оказалась непростой, как и судьбы прихожан, но всё же приход самим фактом своего существования оказал огромное воздействие на жизнь села. Благодаря неустанным молитвам настоятеля церкви о. Александра Карабанова и всех прихожан никто в Ольховатке не пострадал во время нашествия укрофашистов. Разве что одна местная женщина, выйдя из дома, при виде медленно движущихся по улице украинских танков и идущих рядом солдат с автоматами наперевес, упала в обморок.
Шестидесятидвухлетний о. Александр, уроженец Нижегородской губернии, всю войну прожил в Ольховатке и не намерен был покидать это село, где авторитет его укрепился средь местного и приезжего люда. С благодарностью принял он икону Богородицы – умягчение злых сердец, привезённую мною из Храма во имя святителя Стефана Пермского, и энную сумму денег. Вместе с батюшкой и старостой прихода Татьяной Моногаровой мы поставили свечи в церкви, попили воды из источника, сфотографировались на память. Сидя во дворе возле церкви у колодца с освящённой водой, слушая пение птиц и журчание светлых струй текущей рядом речки, я ощутила состояние благодати.
– Порой кажется, что мы пережили страшный сон, что всё это было не с нами, – тихо сказал мне отче. А неугомонная Татьяна тем временем искала машину, чтобы свозить меня в Никишино. – Галя, тебе надо обязательно увидеть всё это! – повторяла она. Мы, староверы, сразу же перешли на «ты» и подружились.
Найденная машина оказалась неисправной: мотор глох на каждой остановке, и нам втроём – батюшке, Татьяне и мне – приходилось сзади толкать её, но до Никишино и его окрестностей мы, с Божьей помощью, добрались. Там довелось мне увидеть жуткую явь недавней войны: село, почти полностью уничтоженное снарядами и минами, являло собой кладбище разрушенных домов с провалившимися крышами, пустыми глазницами окон, выбитыми дверями. Своеобразными “памятниками” стали даже обугленные деревья, гневно взывающие к небу чёрными ветвями. Это было место ожесточённых боёв, не уступающих по накалу боям Великой Отечественной войны. О.Александр помолился у памятника трём погибшим героям-танкистам: командиру танка было всего-навсего двадцать пять лет. Вечная память героям и Царствие Небесное!
Позже моя телефонная связь с Татьяной прервалась на длительный срок: виной тому были и обстрелы, и ковид, и многое другое, но теперь она возобновилась. О.Александр умер три года тому назад, и Татьяне пришлось одной взять на себя главную заботу по сохранению прихода.
И вот во второй раз староверы из Пермского края оказались в Ольховатке. В четверг тринадцатого марта сего года о. Артемий совершил в церкви молебен для всех благодарных прихожан. Конечно, им были вручены и деньги, и вещи, и продукты, но главной стала братская молитва, трапеза и общение. Батюшка сказал всем пришедшим на молебен своё пастырское слово, записанное ими на видео – на долгую память. В храме и возле церкви были сделаны совместные фотоснимки, коль скоро для ольховатцев приезд далёких гостей стал самым настоящим радостным событием. Тем не менее, они не оставлены пастырской заботой: к ним по праздникам приезжают на службу о.Александр Девин из Москвы и иерей Евгений из Николо-Улейминского женского монастыря, что недалеко от Углича в Ярославской области. Старообрядческий приход в донбасской Ольховатке продолжает жить и молиться Богу о победе русского воинства и о скорейшем наступлении мира.
С радостным чувством выполненного долга и обретения новых друзей возвращались домой о. Артемий, уставщик Константин и прихожанин Кирилл. Снова все трое поочерёдно сменяли друг друга за рулём да отдыхали на заднем сидении после столь напряжённой поездки. В Ижевске они расстались: отче с уставщиком пересели в оставленную там машину Константина и всю ночь – без остановок – ехали в Лысьву, где утром в субботу батюшка должен был отслужить панихиду. Успел как раз к её началу, а усталость нахлынула на него позже! Матушка Христина, старшая дочка Ника, сынок Максим да малышка Полина с тревогой ждали его в церкви, и велико было их счастье при встрече со священником и отцом семейства.
Памятной стала вторая неделя поста как для староверов Пермского края, так и для прихожан Ольховатки: она обрела свой подлинно высокий смысл. Воистину, Великий пост – время для добрых дел, и этому призваны следовать все православные христиане.
Свидетельство о публикации №225031601757
Фёдор Киприянович Чернов 23.03.2025 16:56 Заявить о нарушении