Юбилей книги - 2025
Ах, Одесса моя ненаглядная!
Ты шумишь листвой, ты звенишь струной!
(Израильский писатель и журналист Михаил Каганович)
Знаете, в то самое время, когда Борис Турчинский жил в Одессе, я тоже бывал там! И как жаль, что мы не встретились – ведь ходили по одним улицам, могли ехать в одном трамвае, возможно, даже пересекались взглядами. Молодой Турчинский и совсем юный я…
;
Музыка юности
Я прекрасно помню этот город 1970-х: его уютные дворики, липовые аллеи, тёплые ароматные дожди. Это было лето музыки, лето юности. Мы могли встретиться, но… разминулись. И от этого немного грустно.
Я даже подумывал вынести это сожаление в заголовок. Но потом остановился: разве подходит серое слово к такой жизнерадостной книге о музыкантах солнечного города?
А потом, читая очерки Бориса, вдруг заметил: он и сам не раз упоминает о том, о чём жалеет.
«…Самое большое сожаление вызывал тот факт, что не мог я поехать с ним работать в Польшу…» – пишет он о своём наставнике, коллеге и друге, народном артисте Украины, профессоре А.Я. Салике.
В других текстах тоже мелькают сожаления — о не записанных интервью, не воплощённых идеях, не сыгранных концертах.
В книге мы видим, с каким теплом Борис вспоминает своих учителей в Одесской консерватории: известного украинского кларнетиста, профессора К.Э. Мюльберга, прекрасного концертмейстера, пианистку И.К. Баранову, педагога класса гобоя, профессора Н.К. Генари, педагога класса трубы, профессора В.Н. Луба, а также кларнетистов: Г. Орла,И. Оленчика, В. Томащука,
трубача Б. Котова.
Среди дирижёров, о которых он пишет, — А.М. Фирсов, Г. М. Оганезов, С.Н. Остапенко, Б.Г. Манн, М.А. Сафьян. Среди композиторов — Юрий Поволоцкий, Марк Штейнберг и многие другие.
Но такова природа творчества. Каждый настоящий автор всегда немного жалеет — о несказанном, о том, что не успело случиться.
;
Одесса, музыка и Турчинский
Очерки Бориса Турчинского настолько живые, что, читая их, хочется самому оказаться внутри событий, услышать, как звучит этот город. Особенно это заметно в текстах о музыкантах Одессы — они притягивают к себе, словно мелодия, к которой невозможно остаться равнодушным.
Почему? Думаю, потому что у автора к этому городу — особая любовь. И он передаёт её читателям. Может быть, именно поэтому среди множества книг Бориса Турчинского — а их уже шесть, а эта седьмая! — только одна посвящена исключительно Одессе и её музыкантам. Только об этом городе он написал так — с нежностью, с восхищением.
Но не стоит долго предаваться грусти. Очерки Бориса востребованы и широко разошлись по миру. Их публиковали и публикуют в Одессе, Москве (журнал «Оркестр»), Петрозаводске, Кишинёве, Ереване, Казахстане и даже в далёком Лос-Анжелесе.
А ещё они доступны на популярном интернет-портале Partita.Ru, где размещены архивы нот для духовых оркестров и сольных инструментов. Этот сайт знают и используют многие дирижёры и музыканты. Там же можно найти все рассказы Бориса, написанные за 18 лет.
;
Музыка продолжается
В 2019 году, когда вышла эта книга о музыкантах Одессы, Борис Турчинский был принят в Союз русскоязычных писателей Израиля — как уникальный публицист, популяризатор духовой музыки, летописец её истории.
А теперь – немного в сторону.
Вспоминаю два фильма об Одессе — «Одесса» и «Одесский пароход». О них много говорили, спорили, обсуждали, что удалось, а что — не совсем.
Но мне запомнилось другое — песни из этих фильмов. В одной из них есть такие строки:
«…ты звенишь волной, ты шумишь листвой…»
Я бы немного поменял их, сделав ближе к духу одесских очерков Турчинского:
«…ты шумишь листвой, ты звенишь струной!»
И это будет абсолютно в точку!Ща
Свидетельство о публикации №225031601911