Глава 58. Лето в городе
Яша отправился гулять во двор и вернулся с крепким, загорелым мальчиком.
- У меня друг, зовут Виталиком - заявил внук с порога.
- Кушать хотите? – тут же спросила Александра Степановна.
Виталик сделал растерянные глаза, посмотрел на Яшу.
- Хочешь? – кивнул ему подбородком Яшка.
- А что кушать?
- Хм, - крутанула головой баба Ася, - а что ты любишь?
- Я всё люблю.
- Тогда садись. Я люблю, когда гости всё любят – хлопот меньше, - удовлетворённо заключила Александра Степановна, берясь за поварёшку.
Мальчишки пропадали на улице все дни.
Виталик, оказывается, жил в доме через дорогу – старом, покосившемся, бревенчатом. Приехал он из деревни к бабушке. Деловитость и опытность его бабе Асе нравились. Она убедилась, что за Яшку вполне можно быть спокойным, если он ушёл с Виталиком. Однажды к ней пришла бабушка мальчика с вопросом:
- Не знаете, куда они ушли?
И две бабушки пошли по ближайшим дворам, клича внуков. Так и не нашли. Те заявились часа через два, о чём одна бабушка сообщила другой по телефону.
- И где были? – спросила Александра Степановна.
- А к реке спустились: посмотреть, как рыбу ловят. Виталька уж потребовал купить ему удочку.
Обрыв к реке был крут и долог, и Александре Степановне вовсе не хотелось в перспективе с него спускаться и подниматься обратно, если ребята туда проторят дорожку.
- Нет! Знаете, давайте с ним как-то заключать договор – в пределах видимости и слышимости чтобы гуляли, а если далеко от дома, то лишь с взрослыми. Вы там Виталика попугайте, что если ещё раз одни к реке отправятся, то отошлёте к родителям.
- Да я уж и так ему пригрозила – ещё не хватало к реке. Сколько вон случаев!
Потом погода испортилась, с утра холодно и дождь, и друзья сидели у кого-то дома. Виталик любил быть у Яшки в гостях – из-за компьютера и книжек. Мальчики взялись за «Пятнадцатилетнего капитана». Сначала им Александра Степановна прочла несколько глав, потом уже Яша вместе с приятелем взялся читать вслух. Правда, без Виталика он тоже брался за книжку и быстро ушёл вперёд. Чтение вдвоём прекратилось.
В первый же погожий день дед Миша увёз всю компанию на сад. И там пацаны отвели душу – облазили чердак садового домика, помогали Михаилу Яковлевичу качать воду из скважины и поливать грядки, прыгали с крыши контейнера, в котором хранился всякий хлам и садовый инвентарь. Александра Степановна даже заволновалась:
- Ну-ка, прекратите! Не хватало ещё ноги переломать.
- Ой-ёй! – как раз закричал Виталик, прыгнув прямо в разросшуюся крапиву.
Лето шло своим чередом.
Как-то позвонила Альбина:
- Александра Степановна, может, вы бы съездили с Яшкой куда-нибудь поблизости. Ну, что - всё лето в городе...
- Мы уже думали, Альбина. Но, во-первых, поблизости ведь та же погода, а далеко – мне это не просто. Михаил работает, отпуск у него не скоро. А вдвоём по поездам с моими ногами и спиной, знаешь… Но мы ещё раз взвесим. Только ведь на Яшу деньги нужны. Ты какой суммой располагаешь?
- Ой, я не думала… Может, Борис пришлёт, а то у нас, знаете… У меня торговля совсем встала. Как лето, так никакой выручки, - запела свою любимую песню бывшая невестка.
Потом перезвонила:
- Ну, мы можем – она назвала сумму.
Александра Степановна стала прикидывать: путёвка даже в ближайшие Дома отдыха стоит довольно внушительно, опять же дорога, и там расходы будут. Обратилась в несколько фирм – увы, на месяц вперёд все приемлемые по цене путёвки были раскуплены. О том и сообщила Альбине.
- Так конечно - столько тянули! Может, подальше. В Анапу там...
- Ты смеёшься, Альбина – это ж какие деньги нужны! Да и не с моими ногами в такое путешествие отправляться.
- Ну, не знаю. Яша уже вполне чемодан может сам катить. Там бы сняли квартиру недорогую. С Борей созвонитесь, пусть он по-может с деньгами… - разводила «чужую беду руками» Альбина.
Давя раздражение, Александра Степановна быстро свернула разговор.
- Опять она всё «устраивает», - ворчала она мужу, - вы путёвку найдите, деньги у Бориса попросите, квартиру там снимите… Мне море даром не надо - купаться не могу, жару не переношу. Оплатила бы она, я бы свозила Яшку, последила бы там за ним. А то за наш счет сопроводи внука, там досмотр, обслуживание... Не молодая я и не настолько физически мощная, чтобы с внуком такие путешествия совершать. Опять же самолеты эти! Техногенные катастрофы... Мне и на саду хорошо!
Так с Яшей никуда и не поехали тем летом, а надо бы было. Но все уперлось, в основном, в финансы. Очень дороги поездки по возможностям «дедов» Яши.
А вторая причина - возраст и, вообще, обстоятельства: не позволяют они бабе Асе, как другой бы бабушке в её, еще не дряхлом возрасте, схватиться и ехать с внуком. Ей уже и одной никуда не хочется ехать. Спина и боли в ногах всё чаще дают себя знать. Она стала замечать, что из дому выйти - целое дело. Лишь воля выталкивала. Даже просто переобуться из домашнего в уличное – натянуть колготки, сунуть ноги в уличные жесткие туфли, сменить домашнее свободное платье на более «чопорное», привести в порядок голову и лицо, украситься какой-никакой бижутерией… Одним словом, всё, к чему она приучила себя с молодости, без чего на людях ощущала себя будто с утра неумытой, - все это становилось «в лом»: все больно, неудобно, затяжно.
А уж когда выходила из дому и ступала с крыльца, и рядом не было спасительных стен, о которые можно было опереться, если вдруг слабели или подворачивались ноги - вообще жить не хотелось от досады и неуверенности.
"Сдаю", - приходила всё чаще в голову мысль.
Глава следующая: http://proza.ru/2025/03/17/635
Свидетельство о публикации №225031600268