Треугольник Карпмана

 Треугольник Карпмана, или драматический треугольник, описывает модель нездоровых отношений, в которой люди неосознанно принимают одну из трёх ролей: Жертвы, Преследователя или Спасателя. Эта модель показывает, как мы иногда вместо истинной любви выбираем запутанные и болезненные способы взаимодействия.

Жертва говорит: «Бедный я, мне так плохо, помогите!» Она чувствует себя беспомощной и ищет спасения извне. Преследователь занимает обвиняющую позицию: «Во всём виноват ты!» Он критикует и нападает. Спасатель же спешит на помощь: «Я тебя спасу!», часто забывая о собственных потребностях и границах.

Самое интересное в этом треугольнике — его динамичность. Мы не остаёмся в одной роли, а постоянно меняем их, словно в странном танце. Вчерашний Спасатель, устав от неблагодарности, становится Преследователем; Преследователь, получив отпор, может превратиться в Жертву. И так по кругу.

Выход из этого треугольника лежит через осознание и принятие ответственности за свою жизнь. Вместо роли Жертвы можно стать Творцом своей судьбы. Вместо Преследователя — научиться здоровой ассертивности и честному выражению чувств. А вместо Спасателя — предлагать поддержку без жертвования собой.

Истинная любовь не нуждается в драматических ролях. Она расцветает в пространстве честности, уважения и принятия ответственности за себя. Когда мы выходим из треугольника Карпмана, мы открываем дверь к более здоровым и сердечным отношениям, где каждый может быть собой, не играя навязанную роль.
***
 Выход из треугольника

В треугольнике странном застыли фигуры:
Жертва, Тиран и Спаситель в тени.
Вечный сюжет повторяется постоянно —
Роли меняются, суть же одна.

Жертва вздыхает: «Спасите, помогите!»
Спрятав в карман свою силу и власть.
Спаситель спешит: «Я рядом, держитесь!»
Слабость чужую приняв,как судьбу.

Выход есть — осознать эти игры,
Снять маскарадные маски с лица.
Вместо ролей — быть собою открыто,
И за себя лишь нести до конца

Бремя решений, права и свободы,
Радость любви без условий и драм.
Выйти из круга на путь свой свободный,
Где обретаешь гармонию сам.


Рецензии