За гранью треугольника
Кирилл занимал должность руководителя отдела. Высокий мужчина с пронзительным взглядом и всегда идеально выглаженной рубашкой, он гордился своей требовательностью и принципиальностью.
"Это совершенно неприемлемо, Вероника! — его голос разносился по офису, когда он просматривал подготовленную ею презентацию. — Я же говорил, что нужно использовать другой формат данных. Теперь придётся всё переделывать!"
Вероника, хрупкая женщина с мягкими чертами лица, только ниже склонила голову, пытаясь сдержать подступающие слёзы.
" Извините, Кирилл Андреевич. Я думала, что делаю как лучше... — её голос дрожал. — Я обязательно всё исправлю."
" Думать — это не твоя сильная сторона, — отрезал Кирилл. — Просто делай, как я говорю."
Дмитрий, наблюдавший эту сцену из своего угла, не выдержал. Добродушный и отзывчивый, он всегда старался сглаживать конфликты в коллективе.
" Кирилл, не слишком ли ты строг? — вмешался он, подходя к столу Вероники. — Презентация отличная, просто нужны небольшие корректировки. Давай, я помогу тебе" , — обратился он к женщине с ободряющей улыбкой.
Вероника благодарно взглянула на Дмитрия.
"Ты всегда меня выручаешь", — тихо произнесла она.
Кирилл фыркнул и ушёл в свой кабинет, громко захлопнув дверь.
Так повторялось раз за разом. Кирилл критиковал и давил, выступая в роли Преследователя. Вероника чувствовала себя беспомощной Жертвой, которая не может противостоять давлению. А Дмитрий неизменно играл роль Спасателя, бросаясь на помощь и решая чужие проблемы.
Но этот треугольник был не статичен. Иногда роли менялись.
После особенно тяжёлого рабочего дня Вероника осталась допоздна в офисе. Когда Дмитрий зашёл предложить ей помощь, он застал её в слезах.
"Я больше не могу работать с Кириллом, — всхлипывала она. — Он тиран! Он специально придирается ко мне, делает мою жизнь невыносимой!"
Дмитрий сел рядом, обнимая её за плечи.
"Не переживай так. Кирилл просто не умеет по-другому. Я поговорю с ним завтра."
На следующий день Дмитрий, движимый желанием защитить Веронику, подошёл к Кириллу в коридоре.
" Мы должны поговорить о том, как ты обращаешься с Вероникой, — начал он решительно. — Ты не можешь так её третировать."
Кирилл, не ожидавший такого напора, неожиданно растерялся.
"Я просто хочу, чтобы работа была сделана качественно, — пробормотал он. — Не думал, что задеваю её чувства."..
" Ты делаешь её несчастной!"— напирал Дмитрий, внезапно ощущая власть в этой ситуации.
И вот треугольник повернулся: Дмитрий стал Преследователем, Кирилл превратился в Жертву, а Вероника, наблюдавшая за их конфликтом, поспешила вмешаться.
" Дмитрий, не надо, — она подошла к ним. — Я сама могла бы поговорить с Кириллом. Не нужно устраивать сцен."
Теперь она выступала в роли Спасателя, пытаясь защитить Кирилла от нападок Дмитрия.
И так они вращались в этом замкнутом треугольнике, меняясь ролями, но никогда не выходя за его пределы. Каждый получал свою эмоциональную выгоду: Кирилл — ощущение власти и превосходства, Вероника — внимание и заботу, Дмитрий — чувство нужности и благородства.
Однако никто из них не был по-настоящему счастлив в этих ролях.
В их устоявшийся мир ворвалась перемена в виде нового бизнес-консультанта. Компания «Горизонт» наняла Елену Сергеевну для повышения эффективности командной работы. Невысокая женщина с проницательным взглядом и спокойной улыбкой, она обладала удивительной способностью видеть людей насквозь.
В первый же день Елена Сергеевна наблюдала за взаимодействием сотрудников. Она видела, как Кирилл отчитывал Веронику за опоздание на пять минут, как Дмитрий тут же подскочил с предложением прикрыть её перед начальством, и как Вероника благодарно улыбалась своему защитнику, бросая гневные взгляды в сторону Кирилла.
После обеда Елена Сергеевна собрала всех трёх в переговорной.
"Я хотела бы поговорить с вами о динамике вашего взаимодействия," — начала она, присаживаясь во главе стола.
" Если вы про утренний инцидент, то дисциплина — основа работы отдела," — тут же отреагировал Кирилл.
"Пять минут — не повод для публичного унижения," — вставил Дмитрий.
Вероника молча опустила глаза.
" Интересно, — Елена Сергеевна достала лист бумаги и нарисовала треугольник. — Знаете, что это?"
Все трое недоуменно переглянулись.
"Геометрическая фигура?" — неуверенно предположила Вероника.
" Это Треугольник Карпмана, или Драматический треугольник, — спокойно ответила Елена Сергеевна. — В психологии это модель взаимодействия, в которой участники неосознанно принимают на себя одну из трёх ролей: Преследователя, Жертвы или Спасателя."
Она подписала углы треугольника соответствующими словами.
" И что же?" — нахмурился Кирилл.
" То, что я вижу между вами тремя, — это классический пример такого треугольника, — она посмотрела на каждого по очереди. — Кирилл, вы часто выступаете в роли Преследователя: критикуете, контролируете, обвиняете. Вероника принимает роль Жертвы: беспомощной, неспособной защитить себя. А Дмитрий — классический Спасатель: всегда готов прийти на помощь, решить чужие проблемы."
В комнате повисла напряжённая тишина.
" И что с того? — наконец произнёс Кирилл. — Каждый выполняет свою функцию."
"Проблема в том, — продолжила Елена Сергеевна, — что эти роли токсичны для всех участников. Они создают зависимость и препятствуют здоровым отношениям. Более того, люди часто меняются ролями в этом треугольнике."
" Меняются ролями?" — переспросил Дмитрий.
"Да. Например, когда вы, Дмитрий, набрасываетесь на Кирилла, защищая Веронику, вы становитесь Преследователем, а Кирилл — Жертвой."
Дмитрий задумался, вспоминая их недавний конфликт в коридоре.
" А есть выход из этого... треугольника" ? — тихо спросила Вероника.
Елена Сергеевна улыбнулась и нарисовала ещё одну фигуру рядом с треугольником — человечка, стоящего вне его границ.
" Это Автор своей жизни, — пояснила она. — Человек, который берёт ответственность за свои чувства, мысли и действия. Который не играет роли, а живёт осознанно."
"И как им стать?" — спросил Кирилл с неожиданным интересом.
"Для начала нужно осознать свою роль в треугольнике. Затем — понять, какие потребности вы пытаетесь удовлетворить, играя эту роль".
Елена Сергеевна повернулась к Кириллу:
" Когда вы критикуете и контролируете других, что вы получаете? Чувство власти? Уверенности? Может быть, так вы избегаете собственной уязвимости?"
Кирилл напрягся, но промолчал.
" А вы, Вероника, — продолжила консультант, — что даёт вам роль Жертвы? Внимание? Заботу? Возможность избежать ответственности?"
Вероника покраснела.
" А вы, Дмитрий, — Елена Сергеевна мягко улыбнулась, — что вы получаете, спасая других? Чувство значимости? Благодарность? Может, это позволяет вам не заниматься собственными проблемами?"
Дмитрий неловко поёрзал на стуле.
" На этой неделе я предлагаю вам эксперимент, — сказала Елена Сергеевна. — Каждый раз, когда вы почувствуете, что входите в привычную роль, сделайте паузу. Спросите себя: «Что я сейчас делаю? Какую потребность пытаюсь удовлетворить? Есть ли более здоровый способ это сделать?»"
" И что, это так просто?"— скептически поинтересовался Кирилл.
" Нет, это совсем не просто, — честно ответила Елена Сергеевна. — Но это возможно. И я дам вам несколько инструментов."
Она передала каждому небольшой блокнот.
" Для Автора своей жизни важно осознавать свои чувства, потребности и границы. Записывайте ситуации, когда вы замечаете себя в одной из ролей треугольника. Отмечайте, что вы чувствовали, чего хотели на самом деле, и как можно было бы поступить иначе."
Когда встреча закончилась, все трое вышли из переговорной в задумчивости. Впервые за долгое время они увидели свои отношения со стороны, и это открытие было одновременно болезненным и освобождающим.
Елена Сергеевна наблюдала за ними через стеклянную дверь и улыбалась. Первый шаг был сделан. Теперь им предстояло самое сложное — изменить годами формировавшиеся привычки взаимодействия.Но это уже совсем другая история.
Свидетельство о публикации №225031600372