Богатырские игры
За свою тренерскую карьеру Анатолий Дмитриев подготовил 20 мастеров спорта СССР. Его подопечные становились чемпионами Европы, выполнив нормативы мастеров спорта международного класса, и чемпионами мира среди юниоров.
Когда ушёл из большого спорта Анатолий Иванович вернулся в родное село Астраханка и уже в преклонном возрасте продолжал тренировать молодых ребят. Сетовал лишь, что село «беднеет» на людей и потому выбора атлетов для серьёзных достижений практически не осталось.
О том, что Леонид Жаботинский – выдающийся советский тяжелоатлет, получивший в своё время титул самого сильного человека планеты, знают многие. Те же, кто следит за спортивной жизнью, знают ещё и то, что Леонида Ивановича многое связывает с Запорожским краем. И уж совсем немногие посвящены в то, что в селе Астраханка Мелитопольского района проживает близкий друг и кум Жаботинского – Анатолий Иванович Дмитриев. Он-то и рассказал некоторые детали спортивной карьеры известного тяжелоатлета.
Заставили съесть шляпу
...Всегда на Олимпиадах и Чемпионатах мира в тяжёлом весе побеждали американцы. Канун 60-х был не исключением – на мировом помосте фаворитом тогда являлся атлет из США Пауль Андерсен, которого за огромную силу прозвали «человек-кран». Однажды, когда Андерсен в сумме троеборья поднял 512 кг, владелец команды миллионер Боб Гоффман в порыве чувств во всеуслышание заявил, мол, если кто-то побьёт рекорд «его мальчика» (кстати, «мальчик» весил 170 кг), то он съест свою шляпу. К сожалению, Гоффман был просто «денежным мешком», а потому не мог знать известную среди штангистов пословицу: «Никого не видно, но кто-то обязательно появится». И такой сюрприз американцам преподнесла Олимпиада в Риме в 1960 году.
Советский атлет Юрий Власов в троеборье поднял 537,5 килограммов. Пришлось Бобу Гоффману снимать шляпу, резать её на куски и жевать на глазах у миллионов телезрителей. Затем появился Леонид Жаботинский из Запорожья. Эра американцев закончилась, наступила эпоха советских силачей.
Сильнее сильного
Правда, и в нашей команде было не всё гладко.
1964 год. Токио. Очередная олимпиада. И первая олимпиада Жаботинского. Леонид уже на тренировках бил мировые рекорды. И вот соревнования. Власова и Жаботинского выставляют в одной весовой категории. Последний на этот счёт не беспокоился. «Будет второе место – получу звание «Заслуженного мастера спорта», – сказал тогда Леонид Иванович. Юрий Власов же был настроен исключительно на победу.
Итак, в жиме Власов устанавливает новый мировой рекорд , Жаботинский проигрывает ему 10 кг. Но в рывке Леонид на 5 кг сокращает отставание. Остаётся толчок. Фактически, второе место у Жаботинского было, как говорится, уже в кармане. Но Леонид с тренерами решил идти ва-банк и покорить 217,5 кг, что означало мировой рекорд и титул чемпиона.
Юрий Власов также нацелился на этот вес, но все подходы оказались неудачными. У Жаботинского последняя попытка. Потом Леонид расскажет в интервью, как он себя настраивал: «Побеждаю – становлюсь олимпийским чемпионом! Командую себе – ну, Лёня, давай! Победа, золотая медаль, звание заслуженного, слава великая. Победа над Власовым!»
Легко взял на грудь, легко встал и легко толкнул.
Очевидцы говорят, что у Власова от неожиданности случился нервный тик. Утверждают, что прославленный атлет начал биться головой об стену от такого расстройства. Юрий посчитал, что Леонид его обманул (мол, в одной команде были, и Жаботинского вроде устраивала вторая ступенька пьедестала). В прессе разразился скандал, так что вмешаться пришлось даже руководителю советской сборной Аркадию Воробьёву, который подтвердил, что «всё было по-честному».
Камень «преткновения»
Победы шествовали одна за другой. Но неожиданно Леонида Жаботинского стали донимать боли в спине. Дошло до того, что на Чемпионате мира в Варшаве он после неудачной попытки в рывке отказался продолжать борьбу. Боль стала невыносимой. Злые языки тут же начали критику – не готов, плохо тренировался, испугался и тому подобное.
В тот период Жаботинский прекратил выступления и участие в сборах. Нужно было лечиться. Наступило затишье. Его постепенно стали забывать. Посчитали, что Леонид закончил свой спортивный путь.
А в это время атлет проходил лечение у известного запорожского профессора. Врач полагал, что штангисту нужно вправить межпозвоночный диск, поэтому делал ему растяжки, подвески, возил за рубеж принимать разные минеральные ванны. Так прошёл год, пока другие медицинские светила не сделали обычный рентгеновский снимок и не увидели, что дело вовсе не в диске, а в большом камне в мочеточнике на уровне поясничного отдела, в месте, где чаще всего получают травмы тяжелоатлеты. Поэтому и родилось подозрение, что упомянутого профессора больше интересовало не лечение Жаботинского, а возможность вместе с ним поездить по загранице.
Удаляли камень киевские хирурги. Чобы проникнуть внутрь, медикам пришлось делать надрез 34 сантиметра в длину и ломать рёбра – уж очень велика была масса спортсмена. Леонид Иванович до сих пор хранит этот камень, о который «споткнулась» его спортивная карьера.
В погоне за судьбой
За время лечения, операции и реабилитационного периода в стране появились новые молодые атлеты. Рекорды Жаботинского начали падать один за другим.
– Звонит мне в то время Жаботинский, спрашивает: «Толя, ты слышал, кто-то мои рекорды побил?» – рассказывает Анатолий Дмитриев. – Мы начали гадать. Думали, Вячеслав Батищев. Но он явно не тянул против Жаботинского. О том, что это может быть Василий Алексеев, мы и предполагать не стали. Он был так далеко, что никто и подумать на него не мог.
Тем не менее, именно Василий Алексеев составит конкуренцию сильнейшим атлетам СССР и впоследствии будет занесён в Книгу рекордов Гиннеса как человек, установивший 80 официальных мировых рекордов.
– В тот период в спорт ворвалась «большая» фармакология, – продолжает Анатолий Дмитриев. – Контроля никакого не было, анализы ни у кого не брали. Атлеты подсели на стероиды, и Алексеев в том числе, о чём он сам заявлял. Два года вообще никто не контролировал ситуацию. Вот и получилось. Четыре наших молодых новичка выиграли на анаболиках союзное первенство, а потом поехали в Перу на Чемпионат мира. Малоизвестные спортсмены – и все стали чемпионами. Ну, прям, чудо-богатыри! А пройдёт пару дней после приёма допинга и такой, с позволения сказать, «богатырь» не способен и центнер от земли оторвать. А Жаботинский устанавливал свои рекорды «чистым».
Несмотря на трудности, Леонид Иванович восстановил спортивную форму и на очередном Чемпионате Советского Союза по тяжёлой атлетике вернул себе звание сильнейшего, установив мировой рекорд в рывке. К слову, Василий Алексеев эти соревнования пропустил, оставшись сторонним наблюдателем. Жаботинский, зная это, не стал «раскрывать карты» в толчке, решив преподнести сюрприз на Чемпионате мира в Италии.
Но тут снова напасть. Во время обычный игры в волейбол Леонид Иванович подвернул ногу и разорвал связки голеностопного сустава. Нога посинела в одну секунду. Об Италии не могло быть и речи. Но, и в этот раз Жаботинский не сдался. Пройдя курс лечения, а затем тренировок, он вновь вернул себе былую форму, чтобы отстоять звание сильнейшего на новом Чемпионате Союза. Однако судьба распорядилась иначе. Перед самым турниром – аппендицит. Третья операция и предрешила конец спортивной карьеры Леонида Жаботинского.
Жаботинский для многих остаётся одним из примеров спортивной стойкости и упорства, человеком-легендой. Леонид Иванович будучи в преклонном возрасте продолжал заниматься спортом, выступал в качестве судьи соревнований, в том числе и международного уровня. Часто приезжал в наш регион, имея собственную квартиру в Запорожье.
Чтобы помнили Житель село Астраханка Мелитопольский район Запорожская область
Свидетельство о публикации №225031600662