Из книги Женщины в жизни Лермонтова Быховец Е. Г
Екатерина Григорьевна происходила из небогатой многодетной семьи. Ее отец, тарусский помещик и отставной артиллерист, поместил дочь в дом жившей в Москве богатой родственницы М.Е. Крюковой, которая была невесткой П.А. Крюковой – троюродной тетки Лермонтова. У Крюковых Лермонтов и виделся с Катей в 1837 и 1840 гг. На Кавказ в 1841 г. Е. Быховец приехала с больной теткой. В письме к сестре, написанном в Пятигорске 5 августа 1841 г., Катя рассказывала о Лермонтове: “Мы с ним так дружны были – он мне правнучатый брат – и всегда называл cousine, а я его cousin и любила как родного брата. Так меня здесь и знали под именем charmante cousine Лермонтова”.
Лермонтов питал к Быховец дружеские чувства, ей он доверил историю своей любви к В.А. Лопухиной. “Он был страстно влюблен в В.А. Бахметеву... я думаю он и меня оттого любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был”, - писала Екатерина Григорьевна.
В 1841 году поэт написал одно из своих самых известных стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю…»,
обращенное вроде бы к Катеньке , но через неё – к Вареньке Лопухиной-Бахметевой.
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей
Стихотворение проникнуто очень печальным и трагическим настроением.
Признавая невероятную красоту молодой девушки, поэт с сожалением восклицает, что его сердце принадлежит другой. Он считает, что его молодость и мечты давно погибли, но получили временное воскрешение при взгляде на собеседницу.
Разговаривая с Е. Быховец, Лермонтов не может избавиться от воспоминаний о любимой. Внешнее сходство девушек приводит к тому, что поэт занят «таинственным разговором» с мысленным образом Лопухиной.
Лермонтов упоминает о возлюбленной только в прошедшем времени. Более того, он описывает ее с помощью образов «уста… немые», «угаснувшие очи». Этим автор подчеркивает, что навсегда похоронил свою любовь. Поездку на Кавказ он считает сознательным поиском смерти, поэтому прощается со всем, что еще связывает его с жизнью.
Быховец всегда внимательно выслушивала поэта и искренне поддерживала его во всем. В ней он смог найти не только верного друга, но и мудрого советчика.
5 августа 1841 года Екатерина Быховец пишет из Пятигорска сестре, «бесценному дружочку Лизочке» о дуэли Лермонтова и о том, что ей предшествовало: “Ранним утром 15 июля 1841 года мы вместе с друзьями прогуливались по роще. Настроение у Лермонтова было хорошим. Он был в прекрасном расположении духа, много шутил и язвил .На мне было бандо. Уж не знаю, какими судьбами коса моя распустилась, и бандо свалилось, которое он взял и спрятал в карман. Он при всех был весел, шутил, а когда мы были вдвоем, он ужасно грустил, говорил мне так, что сейчас можно догадаться, но мне в голову не приходила дуэль”.
После обеда они расстались навсегда. При прощании Лермонтов взял спутницу за руку и поцеловал. Вечером того же дня его не стало.
После смерти Лермонтова Екатерина Быховец очень сожалела о том, что бандо, «которое было в крови Лермонтова», взял знакомый, чтобы отдать ей, и потерял его. Она очень хотела сохранить его как память, но знакомый потерял бандо. При этом Быховец получила шнурок, на котором Лермонтов носил свой крест.
В начале 1840-х годов Екатерина Быховец вышла замуж за Константина Иосифовича Ивановского, гвардии капитана. В 1845 году она родила сына Льва. Жили Ивановские в Ядрине, Владимире и Шуе. 22 октября 1880 года Е.Г. Быховец умерла и была похоронена в Петербурге.
Эпилог
Михаил Юрьевич Лермонтов, рано лишившись матери искал в женщинах родную душу. Ту единственную, которая способна понять и воспринимать его таким, какой он есть. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь брачными узами. Любовь приносила ему горечь, разочарование и страдания.
В стихотворении «К***» он восклицает «Иль женщин уважать возможно, / Когда мне ангел изменил?»
Не найдя свой идеал в жизни Лермонтову удалось изобразить его в своем творчестве:
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Также романтический идеал девушки-мечты, идеальной возлюбленной развивается на протяжении всего творчества Лермонтова. Например, в прозаических произведениях к таким образам можно отнести Ольгу (роман «Вадим»), Веру и Варю («Княгиня Лиговская»), княжну Мери («Герой нашего времени»). Логическим завершением этого ряда становится Магуль-Мегери, героиня сказки «Ашик-Кериб».
И последний пример идеала женщины в творчестве Лермонтова — женщина-ангел с незаконченного портрета Лугина в повести «Штосс».
Но одиночество души вряд ли удалось преодолеть. «Он не был создан для людей» - так в минуту грусти и печали написал он в эпитафии.
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя…
До конца жизни тема вечной разлуки – одна из основных в его лирике. Говоря словами Н.С.Лескова “ Лермонтов не мог бы ни подчинить себя женщине, ни пойти на компромисс с правительством”.
Свидетельство о публикации №225031600715