Из книги Женщины в жизни Лермонтова Быховец Е. Г

      Екатерина Григорьевна Быховец (1820–1880)
  Екатерина Григорьевна  происходила из небогатой многодетной семьи. Ее отец, тарусский помещик и отставной артиллерист, поместил дочь в дом жившей в Москве богатой родственницы М.Е. Крюковой, которая была невесткой П.А. Крюковой – троюродной тетки Лермонтова. У Крюковых Лермонтов и виделся с Катей в 1837 и 1840 гг. На Кавказ в 1841 г. Е. Быховец приехала с больной теткой. В письме к сестре, написанном в Пятигорске 5 августа 1841 г., Катя рассказывала о Лермонтове: “Мы с ним так дружны были – он мне правнучатый брат – и всегда называл cousine, а я его cousin и любила как родного брата. Так меня здесь и знали под именем charmante cousine Лермонтова”.
Лермонтов питал к Быховец дружеские чувства, ей он доверил историю своей любви к В.А. Лопухиной. “Он был страстно влюблен в В.А. Бахметеву... я думаю он и меня оттого любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был”, - писала Екатерина Григорьевна.
 В 1841 году поэт  написал одно из своих самых известных стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю…»,
обращенное вроде бы к Катеньке , но через неё – к Вареньке Лопухиной-Бахметевой.
    
              Нет, не тебя так пылко я люблю,
              Не для меня красы твоей блистанье:
              Люблю в тебе я прошлое страданье
              И молодость погибшую мою.
              Когда порой я на тебя смотрю,
              В твои глаза вникая долгим взором:
              Таинственным я занят разговором,
              Но не с тобой я сердцем говорю.
              Я говорю с подругой юных дней,
              В твоих чертах ищу черты другие,
              В устах живых уста давно немые,
              В глазах огонь угаснувших очей

  Стихотворение  проникнуто очень печальным и трагическим настроением.
Признавая невероятную красоту молодой девушки, поэт с сожалением восклицает, что его сердце принадлежит другой. Он считает, что его молодость и мечты давно погибли, но получили временное воскрешение при взгляде на собеседницу.
Разговаривая с Е. Быховец, Лермонтов не может избавиться от воспоминаний о любимой. Внешнее сходство девушек приводит к тому, что поэт занят «таинственным разговором» с мысленным образом Лопухиной.
Лермонтов упоминает о возлюбленной только в прошедшем времени. Более того, он описывает ее с помощью образов «уста… немые», «угаснувшие очи». Этим автор подчеркивает, что навсегда похоронил свою любовь. Поездку на Кавказ он считает сознательным поиском смерти, поэтому прощается со всем, что еще связывает его с жизнью.
   Быховец всегда внимательно выслушивала поэта и искренне поддерживала его во всем. В ней он смог найти не только верного друга, но и мудрого советчика.
 5 августа 1841 года Екатерина Быховец  пишет из Пятигорска сестре, «бесценному дружочку Лизочке» о дуэли Лермонтова и о том, что ей предшествовало: “Ранним утром 15 июля 1841 года мы  вместе с друзьями прогуливались по роще. Настроение у Лермонтова было хорошим. Он был в прекрасном расположении духа, много шутил и язвил .На мне было бандо. Уж не знаю, какими судьбами коса моя распустилась, и бандо свалилось, которое он взял и спрятал в карман. Он при всех был весел, шутил, а когда мы были вдвоем, он ужасно грустил, говорил мне так, что сейчас можно догадаться, но мне в голову не приходила дуэль”.
 После обеда они расстались навсегда. При прощании Лермонтов взял спутницу за руку и поцеловал. Вечером того же дня его не стало.
После смерти Лермонтова Екатерина Быховец очень сожалела о том, что бандо, «которое было в крови Лермонтова», взял знакомый, чтобы отдать ей, и потерял его. Она очень хотела сохранить его как память, но знакомый потерял бандо. При этом Быховец получила шнурок, на котором Лермонтов носил свой крест.

В начале 1840-х годов Екатерина Быховец вышла замуж за Константина Иосифовича Ивановского, гвардии капитана. В 1845 году она родила сына Льва. Жили Ивановские в Ядрине, Владимире и Шуе. 22 октября 1880 года Е.Г. Быховец умерла и была похоронена в Петербурге.

Эпилог

 Михаил Юрьевич Лермонтов,  рано лишившись матери искал в женщинах родную душу. Ту единственную, которая  способна понять и воспринимать его таким, какой он есть. К сожалению, ему этого не удалось. Ни с одной женщиной он не связал жизнь брачными узами. Любовь приносила ему горечь, разочарование и страдания.
В стихотворении «К***» он восклицает  «Иль женщин уважать возможно, / Когда мне ангел изменил?»
Не найдя свой идеал в жизни Лермонтову удалось   изобразить  его в своем творчестве:


Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос в душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
 
Также романтический идеал девушки-мечты, идеальной возлюбленной развивается на протяжении всего творчества Лермонтова. Например, в прозаических произведениях к таким образам можно отнести Ольгу (роман «Вадим»), Веру и Варю («Княгиня Лиговская»), княжну Мери («Герой нашего времени»). Логическим завершением этого ряда становится Магуль-Мегери, героиня сказки «Ашик-Кериб».
И последний пример идеала женщины в творчестве Лермонтова — женщина-ангел с незаконченного портрета Лугина в повести «Штосс».
  Но одиночество души вряд ли удалось преодолеть. «Он не был создан для людей» - так в минуту грусти и печали написал он в эпитафии.

И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной...

И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя…
 До конца жизни тема вечной разлуки – одна из основных в его лирике.  Говоря словами  Н.С.Лескова “ Лермонтов не мог бы ни подчинить себя женщине, ни пойти на компромисс с правительством”.


Рецензии