Псалом 51. Что хвалишься злом, сильный?
«Руководителю хора. Разум (богообщение) Давида. Когда приходил Доик идумеянин и возвестил Саулу, сказал ему: пришёл Давид в дом Авимелеха».
Вопрос: почему так назван псалом об избиении священника и истреблении всякой живности их города, хотя смысл слова «Разум» это богообщение? Обстоятельства здесь такие – Давид, убегая от Саула, пришёл в город Номву. Здесь священник Авимелех дал Давиду меч Голиафа и хлебы предложения, которые упоминает Христос в разговоре с фарисеями. Доик же был начальником группы пастухов. Он был в городе и донёс Саулу, что Давид пришёл, и Саул приговорил Авимелеха и весь его дом к смерти, хотя Авимелех не знал, что Давид спасается от Саула. Поэтому он был приговорён невинно. Но никто из слуг Саула не хотел убивать священника, поэтому вызвался это сделать начальник пастухов, не воин Доик. Он убил 305 священников и весь город поразил мечом и мужчин и женщин, и детей, и весь скот. Толкование этой истории у св. отцов указывает на будущее, а именно - на Иуду. Но здесь Давид проявляет себя как человек, с которым всегда Господь. Отсюда и надписание – Разум. А сохранить этот разум бывает трудно, когда зло становится демонстративным, когда происходит притеснение Церкви и массовые беззакония. Сохранить разум в этих обстоятельствах становится особенно трудно, однако разум как богообщение позволяет сохранить Предание во враждебной среде, то, что вкладывается непосредственно в уши, ибо пока человек не услышит то, что написано в книге, не впитает и не пропустит через себя, он Преданию и его культуре не принадлежит. В каждом поколении Предание переживается, а если нет, то традиция умирает.
«Что хвалишься злом, сильный? Милость Божья каждый день». Различия в людях в основном определяется тем - кто чем хвалится, а именно, своим личным достоянием. Давид хвалится Господом, а богатый – богатством. Но, оказывается, можно хвалиться злом. Доик сам вызвался на убийства, но и он, и Саул не могли не чувствовать, что творят злодейство и беззаконие. Это важный момент для понимания сути исторических эпох – есть граница накопления зла, которое становится демонстративным. Тогда злодей начинает открыто хвалиться злом как личным достоянием. Выражение «Милость Божья»… Здесь присутствует непереводимая игра слов: Милость – «хесет». Однако то же еврейское слово означает – срам. Получается, что милость от Бога каждый день, и срам от Бога – всегда. У Бога милость и суд всегда в единстве, но люди воспринимают их как две разные функции, как противодействие. Таким образом, с милостью приходит срам на того, кто хвалится злом.
«Пагубы умыслил язык твой, как бритва изощрённая, творящая измену». Главное оружие богопротивников – язык, а символ измены – лук, когда человек начинает стрелять в своих в невидимой брани. Язык – это орудие внутреннего мышления и внешней речи. Самый большой вред от языка – творить измену и предательство, когда этот язык начинает резать, как бритва или как меч в руках Доика.
«Ты возлюбил злое больше, чем доброе, возлюбил ложь более, чем говорить правду». Злое и доброе. Это как бы напоминание о райском Древе познания доброго и лукавого Давид в псалме 35-м обличает нечестивца, что он «стал на пути не добром и злого не отверг». Псалом 4-й: «Вы любите пустое и ищете ложь». Но Доик пошёл дальше, он показал, что злодейство может вдохновлять на ещё большее злодейство. Как сказал Христос: «Люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин.3:19). Потому, что накопление лукавых дел, как количество, даёт такой соответствующий плод, как качество. В нравственной жизни человека от Древа познания идут как бы два пути, которые завершаются тем, что человек не выбирает между добром и злом. Свобода выбора не есть свобода, это не библейский взгляд. Это значит, что человек прошёл длинный духовно-нравственный путь в грехе и бОльшую часть своей свободы растратил. Но человек может естественным образом избегать зла и делать доброе. Слово «нравственность» в русском языке происходит от слова – нравиться, когда человек естественным образом отвергает безнравственность и даже не делает к тому усилий, ибо он этим живёт. А человек святой жизни уже преобразовал в себе последствия грехопадения, и он становится свободным не грешить и уже не борется с грехом, ибо его даже не мыслит. Таким человеком был Авраам. Но от древа познания есть другой путь, когда человек начинает любить злое более, нежели доброе. Христос, в своём определении, говорит не о простых ситуативных грешниках, а таких, которые в нравственном развитии достигли дна, финала.
«Ты возлюбил все слова поглощающие (во ад), язык коварства». Поглотить значит – изъять из этого мира. Так поступает Господь с тем, кто на Него враждует: «Яхвэ в гневе своём поглотит их и поест их огонь» (Пс.20) Но поглотить Христа хотели и адские силы. Плач Иеремии: «разинули на Тебя пасть все враги твои, ищут и скрежещут зубами, говорят: мы поглотили». История с Доиком принесла Давиду некое духовное прозрение, а именно: есть такие люди, которые культивируют в себе искусство слова, которое ведёт во ад до полного поглощения (как сейчас, например, их собрания в некоторых СМИ).
«Также Бог разрушит тебя навсегда, зачерпнёт тебя, и вырвет тебя из шатра, и искоренит тебя из земли живых». Самая страшная участь для человека та, когда он видит во всём отражение самого себя, и милость Божья уже не может в него войти. «Зачерпнуть» в смысле – быстро выхватить грешника из его жилья и земного, и телесного, ибо такие, как Доик, не имеют никакого контакта с понятием – жизнь. Их участь уже определена и ясна. Возникает проблема и опасность со стороны тех, кто уже суть погибшие душой, и которые продолжают существовать рядом с другими людьми, и очень активны, особенно в плане языка.
«И увидят праведные и убоятся, и над ним посмеются, и скажут:». Грешников надо различать и видеть, а Бога бояться. Видеть их не очень хочется, потому, что это неприятно и часто даже ужасает. У человека есть способность видеть зло и переносить его, не впадая в уныние, страх или в разрушительный гнев. Это есть крепость духа, которая называется – надежда. «Над ним посмеются» - выражение конечного превосходства над результатами его земной деятельности, хотя в процессе контакта с ним могут иметь место очень длительные и скорбные времена, такие как плен или война. Апокалипсис: «Веселитесь Небеса и обитающие на них. Горе живущим на земле и на море, потому, что к вам сошёл дьявол, имея ярость великую, зная, что мало имеет времени» (Откр.12:12). И чем ближе история к завершению, тем степень злодейств будет возрастать, но эта масса злодейств будет свидетельствовать, что время злодеев коротко и их как бы и нет. Это свойство Надежды с уверением, когда мы уже видим то, чего уже нет, а правда Божья достигнет всех концов земли.
«Вот сильный, который не полагал Бога прибежищем своим, но надеялся на множество богатства своего, крепился в пагубе своей». Когда человек крепится, то это имеет негативный смысл в псалмах: «Да не крепится человек на земле» (Пс.9). Это предостережение всякому гуманизму по которому человек – высшая ценность. Однако, в мировоззрении гуманизма не каждый человек ценность, а избранный. Однако эта высшая ценность других людей способен убивать миллионами. Это происходит оттого, что гуманизм всегда имеет своего спутника – мистического богоборца, человека религиозного типа, который знает, что делает, крепится в пагубе и её устраивает. Но если злодей не надеется на Бога, то на что он надеется?.. На богатство, но не простое, но «на множество богатства своего». Духовная красота и водительство в древние времена принадлежали Иерусалиму. Но ему противостоял город Тир, как всемирный торговый и денежный центр. А в Апокалипсисе духовные полюса образуют Небесный Иерусалим, не земной и Вавилон как центр богатства. Противники Иерусалима как земного, так и небесного ещё от древности образуют мистическую корпорацию, которая живёт исключительно за счёт нарушений заповедей Божьих. У богоборцев до и после Христа есть мощное средство поддержки – множественное богатство, украденное со всего мира. Таким образом, надежда на множество богатства – это рассчёт в операциях и целевой контроль за вложениями, прежде всего в сферы производства, потребления, т.е. покупки и продажи. И горе тому, на кого всё это распространяется, ибо быть их врагом – опасно, но быть другом – смертельно. (Современный Вавилон – США). Все эти операции можно вставить во всемирную сеть, в том числе и через социальные сети. Люди хотят жить комфортно, утешительно, удобно. Но поведение человека знающего и истинно верующего в Бога должно быть таким, чтобы его нельзя было просчитать.
«А я как маслина пышная в доме Божьем надеюсь на милость Божью во век и навсегда» Маслина – это термин Св. Писания, как и олива. Дерево, которое даёт елей как лекарство, как питание и как предмет для священнодействий. Это милость от Бога, что и выражено в греческом языке, ибо слова «масло» и «милость» имеют один корень. Поэтому выражение «Господи помилуй» имеет более прошение к исцелению, чем к оправданию. В символическом значении маслина в Св. Писании употребляется дважды в самых критических моментах библейской истории. Первый раз, когда ковчег Ноя осел на горах араратских и его голубка принесла ветку маслины как весть из райского сада. Второй раз – перед Вторым Пришествием Спасителя. Два праведника Енох и Илия будут пророчествовать в Иерусалиме и будут убиты. Но, как сказано, через три с половиной дня в них вошёл дух Жизни, и они встали на ноги и взошли на Небо в облаке. Писание здесь говорит, что они – две маслины, где маслина, в том числе, символ объединения всего Писания от Потопа до Второго Пришествия. От масла этого дерева в период всей священной истории производилось священнодействие – елеопомазание. Об этом глубоком смысле и говорит Давид в этом стихе. Давид, в противовес Доику, сравнивает себя с масличным древом во храме, призывая на себя Милость Божью как освящение. Это дерзкая мысль. Возвращаясь к Ною, можно сказать, что Ной надеялся, что на земле есть покой, но с голубкой получил уверение, что есть райский покой, который он и принёс на землю людям. И сейчас – там, где Христос, там покой, несмотря на то, что мы находимся в постоянной вражде и борьбе. Царство Небесное ощутимо, когда приходит Господь, когда Небо приближается к земле в милости Божьей. Символом такой милости и является маслина, от которой производится елей для помазания, а Помазанник – Христос. Такой символический ряд предъявил Давид против тех, кто хвалится во злобе. Итак, беззаконник надеется на множество богатства своего, а с ним на рассчёт и контроль. А тот человек, который подобен маслине, надеется на милость Божью, в которой нет рассчёта и контроля. Нельзя контролировать и рассчитывать на милость Божью. Такой человек может опираться на надежду с уверением и его настоящее находится в мире вечных духовных истин. Он не унывает и не гневается.
«Восхвалю Тебя во век, ибо Ты делаешь, и я буду дожидать имя Твоё, ибо оно благое пред милостивыми твоими». Это уверение в том, что всё делает Бог, а не человек. «Я буду дожидать имя Твоё» Необычное выражение, которое непонятно ветхому человеку. Его можно осмыслить только из христианской эры, и это значит, что имя будет новое и придёт вместе со Христом. «Пред милостивыми Твоими», которыми будут сначала апостолы, а потом и все верные, которые примут Его как благо. Но это имя возненавидят те, кто возлюбил более злое, чем доброе.
Свидетельство о публикации №225031600793