Судьбы дарованной миг. Глава седьмая
Декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", принятый 2 февраля 1918 г., запрещал церковным служащим вмешиваться в дела государства и в обучение народных масс.
В 1922 году большевики пошли ещё дальше и инициировали кампанию по изъятию церковных ценностей под предлогом борьбы с массовым голодом и восстановления разрушенной после Гражданской войны экономики. Священники всех мастей активно сопротивлялись варварскому разграблению церквей, за что чекисты арестовывали их, обвиняя в контрреволюционной деятельности и антисоветской пропаганде, пытали и подвергали репрессиям. Более тысячи священников пострадало в начале 1920-х.
Николаевский мужской монастырь близ Валуек тоже не избежал участи разграбления*. Отряд вооружённых большевиков во главе с литовским коммунистом Куолявисом под лозунгом борьбы с мракобесием стали жестоко выгонять всех насельников из келий и распределять их по повозкам для отправки в лагеря. Среди проживавших в монастыре был и сын Марии Леонтьевны Стёпка, рисовавший там различные картины на библейские сюжеты. По дороге в ссылку ему удалось бежать.
Уже, находясь дома в Сиротино, в кругу своей семьи, Степан узнал о “варварских” проделках своего двоюродного братца Григория. Под воздействием безнравственных событий со стороны новой власти в монастыре и мечтая хоть как-то напакостить Советам, Стёпка со своим отцом направился к постоялому двору, чтобы отомстить за угнанных лошадей и раненого Тениза, виня во всех грехах голытьбу, принявших сторону Советской власти. Там Захар, требуя на расправу Гришку, устроил скандал и стал кнутом пороть Варвару. На крики сбежались работники, отобрали у Захара кнут и вытолкали его со Степаном на улицу, где как раз в этот момент проходил отряд красноармейцев, по иронии судьбы возглавляемый всё тем же Куолявисом – он то и признал в Степане сбежавшего из под конвоя монаха. Недолго думая, Куолявис приказал расстрелять Захара со Степаном как контрреволюционных элементов.
Оставшихся членов семьи Мисхаловых, ранее попавших в списки под раскулачивание: Марию Леонтьевну, раненого Тениза и четырнадцатилетнюю Василису – решено было отправить на вечное поселение в бескрайние степи Казахстана.
На стихийно вспыхнувшем митинге общего собрания сиротинцев имуществом переселённых жильцов распорядились согласно сложившейся революционной ситуации: постоялый двор Мисхаловых со всеми постройками отдали под нужды коммуны, а работников расселили в освободившиеся дома бывших “господ”. Варваре с детьми досталось полдома в “хоромах” свояка, в другой половине дома поселились бывшие работники Захара Степан с Авдотьей.
Историческая справка. К концу 1919 года в Валуйках серьёзно обостряется продовольственная проблема, а летом 1920 года она становится первоочередной, поскольку, рассчитавшись по продразвёрстке, многие крестьяне влекли голодное существование. Кроме того, сбор продразвёрстки часто сопровождался беспрецедентным произволом.
Известна история, когда в уезде при уполномоченных продовольственных комиссарах Чарском и Жаворонкове практиковалось изъятие всех запасов продовольствия, а не только одних хлебных излишков. В то же время крестьян, которые не выполнили те или иные нормы, обливали водой на морозе, публично избивали, производили полную конфискацию их имущества, уничтожали жилища этих крестьян и отбирали племенных лошадей.
К 1920 году в результате гражданской войны из-под контроля бывшей Российской империи вышли территории: Польши, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западной Белоруссии, Западной Украины и Бессарабии.
Во время военных действий особенно пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь, были разрушены многие шахты и рудники. Из-за нехватки топлива и сырья останавливались заводы. Рабочие были вынуждены покидать города и уезжать в деревню.
Ближе к осени 1920 года под воздействием пропаганды повстанческой армии Нестора Махно в лесах Валуйского уезда создаются небольшие вооружённые шайки «зелёного движения». Бунтовщики расстреливали партийцев, делали набеги на валуйские села, разгоняя ненавистные им советы и сжигая всю переписку, которая касалась продразвёрстки, мобилизационного учёта и борьбы с дезертирством.
В 1920-е годы предпринимаются попытки украинизации Валуйского уезда. На просьбу вышестоящих властей узнать, есть ли учителя, которые могли бы приступить к занятиям на украинском языке, и указать, какие населённые пункты в этом нуждаются, Валуйский Отдел народного образования ответил, что таковых в уезде нет, в школах оставались русские преподаватели. Валуйский уезд наводнили руководители всех рангов из Украинских выходцев, которые требовали от местного населения общаться с ними только на украинском языке.
В 1921 году была принята Новая экономическая политика (сокр. НЭП) проходившая с 1921 по 1928 годы, сменив политику военного коммунизма, проводившуюся в ходе гражданской войны и интервенции, которые привели Советскую Россию к экономическому упадку.
В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа, в результате которой рубль стал свободно конвертируемой валютой. После проведения двух деноминаций, в результате которых один миллион рублей прежними денежными знаками был приравнен к 1-му рублю новыми совзнаками.
10 декабря 1924 года руководство Валуйского уезда направило в Воронеж рапорт с результатами голосования делегатов внеочередных районно-волостных съездов советов по поводу перехода Валуйского уезда в состав Украины.
И хотя значительная часть местного крестьянства считала Украину более экономически мощным регионом, чем Центральная Россия, 15 декабря 1924 года — по итогам голосования и гражданского обсуждения — на заседании очередной сессии Валуйского уездного исполнительного комитета было принято решение оставить город Валуйки и Валуйский уезд в составе РСФСР.
С 1928 года уезд был включён в состав Острогожского округа Центрально - Чернозёмной области.
В 1930 при ликвидации округов Валуйки стали административным центром Валуйского района, который в 1934 году отнесли к Курской области (её частью район оставался до формирования Белгородской области, то есть до 1954 года).
Голод в СССР в 1932 — 1933 годах коснулся Валуек и района. Уже в 1932 году жители Валуйского района испытывали затруднения с хлебом и писали, что “по сёлам бродят нищие, голодные дети, брошенные родителями, и валяются на улицах”. Из сводок ОГПУ (9 марта 1933 года) следовало, что в Валуйском районе “…отдельные колхозные хозяйства, не имея совершенно хлеба, питаются исключительно овощами и сушёными фруктами, причём запасы этих продуктов также приходят к концу…”, а некоторые из колхозников “…подбирают павших животных и мясо их употребляют в пищу…”.
В 1934 году продовольственные проблемы все ещё давали о себе знать.
На фоне разыгравшихся событий 1923 года семье Варвары Леонтьевны пришлось очень туго. Все тяготы бытия Варвара переносила стоически, надеяться на помощь кого-то ей не приходилось, а жить во имя детей надо было, не смотря ни на что.
Её мужа Григория не отпускали из депо – машинисты в то нестабильное время ценились на вес золота, кормили работников по особому распоряжению (хлеб да вода — чем не еда?), но на членов их семей это не распространялось.
В Валуйках свирепствовал голод, на улицах бесчинствовали грабители разных мастей, которые за краюшку могли запросто убить или изувечить любого человека. Честные работные люди в поисках хлеба и пропитания потянулись в деревню.
Варвара с малыми детьми вынуждена была оставаться в Сиротино, где ей, как пострадавшей от притязаний классового элемента, выдели небольшой участок земли. На её плечи обрушилась всей мощью суровая женская доля и тот факт, что она с детских лет была знакома с тяжёлым крестьянским бытом, очень сильно помог ей в дальнейшем. Земля любит уход и благодарит щедрым урожаем трудолюбивых. На своём наделе, обрабатывая землю, Варвара вместе с сыном Андрюшкой была вынуждена впрягаться в соху. Соха неизвестного кузнеца, вполне пригодная для домашнего хозяйства, была найдена в одной заброшенной усадьбе во время обследования местности незадолго до этого и с превеликим трудом доставлена или даже скорее доволочена в Сиротино Андрюшкой.
Во время тяжёлого физического труда на полевых работах Варвара часто вспоминала своего неунывающего отца балагура Леонтия и на его примере, чтобы не падать духом в трудную минуту, часто сыпала шутки и прибаутки, пословицы и поговорки. Изнемогая от непомерной усталости и обливаясь солёным потом, она, как бы мимоходом, говорила:
- Итак, коль дело есть, – так говаривал когда-то наш русский баснописец Иван Андреевич Крылов – скорей его кончай, и не серчай иль после на себя рОпщи, когда оно тебя застанет невзначай. Сдаваться никогда не стОит, всего лишь надо по чуть-чуть, за шагом шаг – любое дело непростое осилить можно не спеша.
Андрей знал басни Крылова и не раз их перечитывал, открывая в них сходства с повседневностью, особенно по теме угнетения слабого сильными мира сего. Очень нравилось ему одно из замечательных произведений баснописца о судьбе бесправного народа – басня “Волк и ягнёнок”, которая начиналась словами, ставшими известным афоризмом: “У сильного всегда бессильный виноват”. Андрей прекрасно понимал, что “сильные” – это, конечно же, чиновники и прочие представители власти, а ягнёнок (то есть бесправный человек) “виноват уж тем, что хочется мне кушать”. В разговоре с матерью он старался развить свою мысль о бедственном положении крестьянства и рабочего класса, но Варвара стремилась оградить его от политики и всё переводила в шутку, при этом весело приговаривая:
- Человеку два уха дадены, чтобы слушать больше мог и лишь один рот, чтобы болтал меньше либо помалкивал вообще. Бог не Тимошка, он видит немножко. Бог терпел и нам велел. Придёт время – будет и на нашей улице праздник.
Андрей всеми своими силами старался помочь матери в её нелёгком труде и на правах старшего в семье на тот момент мужчины хватался за более тяжёлую работу. И Варвара, видя это усердие, старалась его подбодрить:
- А ещё наш русский народ до невозможности терпеливый и трудолюбивый и неспроста физическому труду люди отдают предпочтение в разговоре про меж себя. -
- Вот, послушай, как звучат наши пословицы – вот например:
- Вози навоз за возом воз и даст земля зерна обоз. А эта.
- Весенний день весь год кормит. Или эта (после краткой паузы).
- Вовремя посеешь, вовремя испечёшь. Да и эта тоже.
- Время упустил – год не догонишь, а урожай проворонишь. И ещё.
- Кто землю лелеет, того земля жалеет.
За весёлыми разговорами любая работа у них быстро спорилась.
Варвара всеми возможностями старалась сохранить жизнь детям, которые, как птенцы в гнезде, постоянно были голодными и непременно хотели что-нибудь съесть. Только ангелы с неба не просят хлеба.
Выращенных продуктов на пропитание катастрофически не хватало. В ту пору, когда заканчивались заготовленные овощи, а до нового урожая было ещё далеко, ей приходилось делать отвары из коры дуба и размачивать старую сухую макуху**, которой раньше кормили скотину (Андрей собирал её по заброшенным дворам в окрестных хуторах). Макуха вместе с листьями крапивы шла на приготовление каши, а чеснок да лук от семи недуг – шли вприкуску. Листья одуванчика, собранные детворой по задворкам, вперемежку со свежим корнем аира***, который добывал Андрей в студёной весенней воде, были на столе вместо салатов, а высушенный корень того же одуванчика употреблялся как крепкий напиток, напоминающий терпкостью и цветом кофе.
Собранные Анюткой по осени жёлуди Варвара толкла в ступке и вместе с берёзовыми почками запекала в лепёшки, часто приговаривая замеченную народом мудрость:
- Кто ест хрен и редьку, тот болеет редко. Лук и капуста болезнь не пустят.
Овощи, выращенные на придомовом участке, были уже деликатесом и подавались к столу раз в неделю – это было необходимо для того, чтобы как можно на дольше растянуть их употребление, но, тем не менее, заканчивались они очень быстро.
Чтобы хоть как то выжить и собрать пропитание Андрей на утренней зорьке заходил в холодную речку и подолгу шарил руками под водой по глинистым берегам в поисках раков, мидий, вьюнов или какой-либо другой речной живности. Из воды он выходил лишь тогда, когда его тело принимало синий цвет, зубы выбивали неимоверную дробь, а руки уже не могли различать на ощупь найденные моллюски и не разгибались, окоченевшие от судороги. А потом, быстро повзрослевший, шестнадцатилетний Андрей трудился на полях наравне со взрослыми по 12-14 часов. Часто, сам недоедая, он старался принести в дом для младшеньких какой-нибудь снеди. Тяжёлый изматывающий труд без полноценного питания сильно отразился на его здоровье и в последующем периоде он не смог пережить голодные годы.
Те вещи и предметы быта, которые Андрей с Григорием в своё время насобирали в своём укромном шалаше, Андрюшка постепенно перенёс в свой дом.
Из найденных домотканых холщовых рубашек, разноцветных платков и куцых зипунов Варвара по ночам кроила и перешивала одежонку для всех детей, при этом часто вспоминала уехавшего в неизвестность своего Гришаньку. Хоть и назван он был в честь Григория-Победоносца, а всё едино судьба не жалилась над ним – горестно вздыхала она, украдкой утирая слезу, и возносила молитву преподобной деве Марии.
Аннушка с одиннадцати лет самостоятельно изучила всю ближайшую округу и с увлечением занималась сбором лекарственных трав, лесных орехов грибов и ягод, знания о которых она получила от своей матери. И если с ягодками земляники дело обстояло попроще – рви их с удовольствием на открытых полянках и кидай себе в рот или в липовый кузовок, заботливо изготовленный когда-то руками деда Леонтия. То с малиной или ежевикой было значительно сложнее – они росли в густых колючих зарослях, продираться через которые ребёнку приходилось с трудом, обдирая при этом кожу на ручонках и оставляя царапины на ногах. А сбор орехов вообще не обходился без приключений. Упругая лещина не раз обижала юную сборщицу: то косынку сорвёт своими ветками, то волосы взлохматит и больно полоснёт по лицу, то лукошко перевернёт и рассыплет все собранные орешки – выбирай их потом из лесной травы и опавших листьев.
По своей младости девчушка ещё не знала всех целебных трав, которых росло в лесостепной природе великое множество, но она уверенно собирала по склонам оврагов цветы чабреца, душицы, подорожника и зверобоя.
Чабрец – или же по-другому тимьян – её любимая мама использовала как антибактериальное, противовоспалительное, жаропонижающее средство. Отвары из чабреца постоянно стояли на столе для всех в свободном доступе. О нём красивые слова есть в литературе: “Я – борец – сказал чабрец, лекарь и спаситель. Загляните во дворец, где живёт Тимьян-чабрец – помощь попросите!”
Душицу – или же по народному материнка – принимали уже в более редких случаях для стабилизации работы кишечника, но больше она была необходима девочкам для нормализации гормонального фона.
Подорожник является отличным лекарственным средством для человека. Он прекрасно снимает воспаление, заживляет и затягивает порезы и раны, снимает боль, а также оказывает отхаркивающее и кровоочистительное действие. Его используют как мощное обезболивающее средство. Недаром народ наделяет подорожник лучшими качествами:
- На подорожник, воду и мёд и нищета не нападёт. Где подорожник растёт, там здоровье цветёт.
Ну, а о зверобое и слов говорить много не надо. Издревле в народе говорили, что он от 99 недугов – лучше капля зверобоя, чем все лекарства из аптеки. Как нельзя без муки хлеба испечь, так без зверобоя болезни лечить нельзя. Но основными свойствами зверобоя являются: профилактика заболеваний полости рта, желчевыводящих путей и пищеварительного тракта, предотвращение вздутия живота и диареи, а также для улучшения состояния при бессоннице и повышенной тревожности.
Анютка про эти травы знала с ранних лет и видела, как их применяли люди в повседневности, и поэтому собирала их вдоль всех тропинок по лугам и полям, по чащам и оврагам, по всей прилегающей местности. И порой забредала так далеко, что ночевать приходилось под огромными вывороченными кореньями упавших деревьев – её не пугали таинственные звуки ночного леса.
Девятилетняя Машутка оставалась дома. И если Варвара в былые времена уделяла много времени для воспитания и обучения детей, то в этот тяжёлый период борьбы на выживание у неё просто не было уже ни сил, ни возможности на обучение своих младшеньких Маши и Ванюши. И поэтому Машутка была и за няньку у младшего пятилетнего Иванушки, и за воспитателя. Она старалась читать братику книжки на свой детский лад, часто не придавая значения правильному произношению литературных слов. Велик и могуч русский язык. Как Маша произносила, так и запоминалось сказанное. Кто говорит, тот и сеет, а кто слушает, тот и пожинает. Всем давно известно, что дети, буквально с молоком матери, впитывают и запоминают всё вокруг происходящее и услышанное. Неправильно произнесённые в детстве слова: кажный дён; хтозны; кубыб энти – в дальнейшем очень сильно повлияли на произношение Марии. И хотя Варвара каждый раз старалась поправить дочь, произнося за ней: каждый день; кто его знает; как бы эти – положение исправить уже было нельзя.
В трудный период появился на свет самый младший из Денисковых – Ванюша. Встряски революционных событий, частые смены власти (каждая со своим уставом), тяжёлая физическая работа матери и постоянный голод очень повлияли на его здоровье. Ванюша рос слабым и болезненным. Обеспокоенная Варвара, стараясь сохранить ребёнка, отдавала ему всё своё материнское тепло – никому ведь не мило, когда дитё хило. Отвары из лекарственных трав и заложенный природой сильный дух заставляли Ивана бороться за собственную жизнь и тянуться к солнышку. Наше светило – солнце – в народных изречениях ассоциируется с добром, лаской и великой силой жизни. При солнышке тепло, при матери добро.
*Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь – по решению местных властей в 1924 году был закрыт, отдан под склады, а с 1935 года в нём обосновалась колония для несовершеннолетних преступников и беспризорников, просуществовавшая до 1990 года, в процессе чего весь облик монастыря утратил свою первозданную красоту. В настоящее время владения монастыря снова принадлежат церкви, после кропотливых восстановительных работ монастырь вновь засиял в первозданной красе.
**Макуха – отходы от производства подсолнечного масла – жмых – мелко раздробленная шелуха (оболочка) от семечек подсолнечника, пропитанная осадками масла (по другому - фуз) и спрессованная в брикеты, в основном применялась для топки в печах. Макуха, перемешанная с силосом – это хороший прикорм для скота.
***Аир или Ирный корень – вид прибрежных многолетних трав, применяется для стимуляции пищеварения и уменьшающий газообразование в кишечнике, оказывает противовоспалительное и диуретическое действие.
Свидетельство о публикации №225031600841