Судьбы дарованной миг. Глава седьмая

   Декретом  о  земле  –  первый  законодательный  акт   Советского   государства   в  области  земельных   отношений,   принятый   2-м   Всероссийским   съездом   Советов   в  ночь  с  26  на  27  октября  (8–9  ноября  по  новому  стилю)  1917  года  –  монастырская  и  церковная  собственность   и   их   земли   переходили   под   юрисдикцию   государства.
   Декрет  Совета  Народных  Комиссаров  "Об  отделении  церкви  от  государства  и школы от церкви", принятый  2 февраля  1918 г.,  запрещал  церковным  служащим  вмешиваться   в   дела   государства   и   в   обучение   народных   масс.
   В  1922  году  большевики  пошли  ещё  дальше  и  инициировали  кампанию  по изъятию церковных ценностей под предлогом борьбы с массовым голодом и восстановления  разрушенной  после  Гражданской  войны  экономики.  Священники  всех мастей  активно  сопротивлялись  варварскому  разграблению  церквей,  за  что  чекисты арестовывали их, обвиняя в контрреволюционной деятельности и антисоветской пропаганде,  пытали  и  подвергали  репрессиям.  Более  тысячи  священников  пострадало  в  начале  1920-х.
   Николаевский  мужской  монастырь  близ  Валуек  тоже  не  избежал  участи разграбления*.  Отряд   вооружённых  большевиков  во  главе  с  литовским  коммунистом  Куолявисом под лозунгом борьбы с мракобесием стали жестоко выгонять всех насельников  из  келий  и  распределять  их  по  повозкам  для  отправки  в  лагеря.  Среди проживавших в монастыре был и сын Марии Леонтьевны Стёпка, рисовавший там различные  картины  на  библейские  сюжеты.  По  дороге  в  ссылку  ему  удалось  бежать.
   Уже,  находясь   дома  в  Сиротино,  в  кругу  своей  семьи,  Степан  узнал  о  “варварских” проделках  своего  двоюродного  братца  Григория.  Под  воздействием  безнравственных  событий  со  стороны  новой  власти  в  монастыре  и  мечтая  хоть  как-то  напакостить  Советам,  Стёпка  со  своим  отцом  направился  к  постоялому  двору,  чтобы  отомстить  за  угнанных  лошадей  и  раненого  Тениза,  виня  во  всех  грехах  голытьбу,  принявших  сторону  Советской  власти.  Там  Захар,  требуя  на  расправу  Гришку,  устроил  скандал  и  стал  кнутом  пороть  Варвару. На  крики  сбежались  работники,   отобрали  у   Захара   кнут   и   вытолкали   его   со   Степаном   на   улицу,   где  как  раз  в  этот  момент  проходил  отряд  красноармейцев,  по  иронии  судьбы  возглавляемый  всё  тем  же  Куолявисом  –  он  то  и  признал  в  Степане  сбежавшего  из  под  конвоя  монаха.  Недолго  думая,  Куолявис  приказал  расстрелять  Захара  со  Степаном  как  контрреволюционных  элементов. 
   Оставшихся  членов  семьи Мисхаловых,  ранее  попавших  в  списки  под  раскулачивание:  Марию  Леонтьевну, раненого  Тениза  и  четырнадцатилетнюю  Василису  –  решено  было  отправить  на вечное  поселение  в  бескрайние  степи  Казахстана.
   На  стихийно  вспыхнувшем  митинге  общего  собрания  сиротинцев  имуществом  переселённых  жильцов  распорядились  согласно  сложившейся  революционной  ситуации:  постоялый  двор  Мисхаловых  со  всеми  постройками  отдали  под  нужды коммуны,  а  работников  расселили  в  освободившиеся  дома  бывших  “господ”. Варваре с  детьми  досталось  полдома  в  “хоромах”  свояка,  в  другой  половине  дома  поселились  бывшие  работники  Захара  Степан  с  Авдотьей.


   Историческая справка. К концу 1919 года в Валуйках серьёзно обостряется продовольственная проблема, а летом 1920 года она становится первоочередной, поскольку,  рассчитавшись  по  продразвёрстке,  многие  крестьяне  влекли  голодное существование.  Кроме  того,  сбор  продразвёрстки  часто  сопровождался беспрецедентным  произволом.
   Известна  история,  когда  в  уезде  при  уполномоченных  продовольственных  комиссарах  Чарском  и  Жаворонкове практиковалось изъятие всех запасов продовольствия,  а  не  только  одних  хлебных  излишков.  В  то  же  время  крестьян, которые не выполнили те или иные нормы, обливали водой на морозе, публично избивали,  производили  полную  конфискацию  их  имущества,  уничтожали  жилища этих  крестьян  и  отбирали  племенных  лошадей.
   К  1920  году   в  результате  гражданской  войны  из-под  контроля  бывшей  Российской  империи  вышли  территории:   Польши,   Финляндии,   Латвии,   Эстонии,   Литвы,  Западной  Белоруссии,  Западной  Украины  и  Бессарабии. 
Во  время  военных  действий  особенно пострадали  Донбасс,  Бакинский  нефтяной  район,   Урал  и  Сибирь,   были  разрушены  многие  шахты  и  рудники.  Из-за  нехватки  топлива  и  сырья  останавливались заводы.  Рабочие  были  вынуждены  покидать  города  и  уезжать  в  деревню.    
   Ближе к осени 1920 года под воздействием пропаганды повстанческой армии  Нестора  Махно   в  лесах  Валуйского  уезда  создаются  небольшие  вооружённые шайки  «зелёного  движения».   Бунтовщики  расстреливали  партийцев,  делали  набеги  на  валуйские  села,  разгоняя  ненавистные  им  советы  и  сжигая  всю переписку,  которая  касалась  продразвёрстки,  мобилизационного  учёта  и  борьбы  с дезертирством.
   В  1920-е  годы  предпринимаются  попытки  украинизации  Валуйского  уезда.  На просьбу вышестоящих властей узнать, есть ли учителя, которые могли бы приступить  к  занятиям  на  украинском  языке,  и  указать,  какие  населённые  пункты  в  этом  нуждаются,  Валуйский  Отдел  народного  образования  ответил, что  таковых  в  уезде  нет,  в  школах  оставались  русские  преподаватели.  Валуйский  уезд  наводнили  руководители  всех  рангов  из  Украинских  выходцев,  которые  требовали  от  местного  населения  общаться  с  ними  только  на  украинском  языке.
   В 1921 году была принята  Новая экономическая политика  (сокр. НЭП)  проходившая с 1921 по 1928 годы, сменив политику  военного коммунизма, проводившуюся в ходе  гражданской войны  и  интервенции, которые привели Советскую  Россию   к  экономическому  упадку.
   В 1922–1924 годах  была  проведена  денежная  реформа,  в  результате  которой рубль  стал  свободно  конвертируемой  валютой.  После  проведения  двух деноминаций,  в  результате  которых  один   миллион  рублей  прежними  денежными знаками  был  приравнен  к  1-му  рублю  новыми  совзнаками.
   10 декабря 1924  года  руководство  Валуйского  уезда  направило  в  Воронеж рапорт с результатами голосования делегатов внеочередных районно-волостных съездов  советов  по  поводу  перехода  Валуйского  уезда  в  состав  Украины.
И хотя значительная часть местного крестьянства считала Украину более экономически  мощным  регионом,  чем  Центральная  Россия,  15 декабря  1924  года  — по  итогам  голосования  и  гражданского  обсуждения  —  на  заседании  очередной сессии Валуйского уездного исполнительного комитета было принято решение оставить  город  Валуйки  и  Валуйский  уезд  в  составе  РСФСР. 
   С  1928 года  уезд  был  включён  в  состав   Острогожского  округа   Центрально - Чернозёмной области.
   В 1930 при ликвидации округов Валуйки стали административным  центром  Валуйского  района,  который  в  1934  году  отнесли  к Курской  области  (её  частью  район  оставался  до  формирования  Белгородской области,  то  есть  до  1954  года).
   Голод  в  СССР  в  1932 — 1933  годах  коснулся  Валуек  и  района.  Уже  в  1932  году жители  Валуйского  района  испытывали  затруднения  с  хлебом  и  писали,  что  “по сёлам  бродят  нищие,  голодные  дети,  брошенные  родителями,  и  валяются  на улицах”.  Из  сводок  ОГПУ  (9  марта  1933  года)  следовало,  что  в  Валуйском  районе “…отдельные колхозные хозяйства, не имея совершенно хлеба, питаются исключительно овощами и сушёными фруктами, причём запасы этих продуктов также  приходят  к  концу…”, а некоторые из колхозников “…подбирают павших животных  и  мясо  их  употребляют  в  пищу…”. 


   В  1934  году  продовольственные  проблемы  все  ещё  давали  о  себе  знать.
   На фоне разыгравшихся событий 1923 года семье Варвары Леонтьевны пришлось очень  туго.  Все  тяготы  бытия  Варвара  переносила  стоически,  надеяться  на  помощь кого-то  ей  не  приходилось,  а  жить  во  имя  детей  надо  было,  не  смотря  ни  на  что.
   Её  мужа  Григория  не  отпускали  из  депо  –  машинисты  в  то  нестабильное  время ценились  на  вес  золота,  кормили  работников  по  особому  распоряжению  (хлеб  да вода — чем не еда?), но на членов их  семей  это  не  распространялось.
   В  Валуйках  свирепствовал  голод,  на  улицах  бесчинствовали  грабители  разных мастей, которые за краюшку могли запросто убить или изувечить любого человека. Честные  работные  люди  в  поисках  хлеба  и  пропитания  потянулись  в  деревню.
   Варвара с малыми детьми вынуждена была оставаться в Сиротино, где ей, как пострадавшей  от  притязаний  классового  элемента,   выдели  небольшой  участок  земли.  На  её  плечи  обрушилась  всей  мощью  суровая  женская  доля  и  тот  факт,  что  она  с  детских  лет  была  знакома  с  тяжёлым  крестьянским  бытом,  очень  сильно  помог  ей  в  дальнейшем.  Земля  любит  уход  и  благодарит  щедрым  урожаем  трудолюбивых. На своём наделе, обрабатывая землю, Варвара вместе с сыном Андрюшкой  была  вынуждена  впрягаться  в  соху.  Соха  неизвестного  кузнеца,  вполне пригодная  для  домашнего  хозяйства,  была  найдена  в  одной  заброшенной  усадьбе  во время обследования  местности  незадолго  до этого  и  с  превеликим  трудом  доставлена  или  даже  скорее  доволочена  в  Сиротино  Андрюшкой.
   Во  время  тяжёлого  физического  труда  на  полевых  работах  Варвара  часто вспоминала  своего  неунывающего  отца  балагура  Леонтия  и  на  его  примере,  чтобы не падать духом в трудную минуту, часто сыпала шутки и прибаутки, пословицы и поговорки.  Изнемогая  от  непомерной  усталости  и  обливаясь  солёным  потом,  она,  как  бы  мимоходом,  говорила:
   - Итак, коль дело есть, – так говаривал когда-то наш русский баснописец Иван Андреевич  Крылов – скорей его кончай, и не серчай  иль  после  на  себя  рОпщи,  когда оно тебя застанет  невзначай.   Сдаваться  никогда  не  стОит,  всего  лишь надо по чуть-чуть, за шагом шаг – любое дело непростое осилить можно не  спеша.
   Андрей  знал  басни  Крылова  и  не  раз  их  перечитывал,  открывая  в  них  сходства  с повседневностью, особенно по теме угнетения слабого сильными мира сего. Очень нравилось  ему  одно  из  замечательных  произведений  баснописца  о  судьбе бесправного  народа  –  басня  “Волк  и  ягнёнок”,   которая   начиналась   словами, ставшими  известным  афоризмом:  “У  сильного  всегда  бессильный  виноват”. Андрей прекрасно понимал,  что “сильные” – это,  конечно  же, чиновники  и  прочие представители  власти,  а  ягнёнок  (то  есть  бесправный  человек)   “виноват  уж  тем, что хочется мне кушать”. В разговоре с матерью  он  старался  развить свою мысль о бедственном положении крестьянства и рабочего класса,  но  Варвара стремилась оградить его от политики и всё переводила в шутку, при этом   весело  приговаривая:
   - Человеку  два  уха  дадены,  чтобы  слушать  больше  мог  и  лишь  один  рот,  чтобы болтал  меньше  либо  помалкивал  вообще.  Бог  не  Тимошка,  он  видит  немножко.  Бог  терпел  и  нам  велел.  Придёт  время  –  будет  и  на  нашей  улице  праздник.
   Андрей всеми своими силами старался  помочь  матери  в  её  нелёгком  труде  и  на правах старшего в семье на  тот  момент  мужчины  хватался  за  более  тяжёлую  работу. И  Варвара,  видя  это  усердие,  старалась  его  подбодрить:
     - А ещё наш русский народ до невозможности терпеливый и трудолюбивый и неспроста физическому труду люди отдают предпочтение в разговоре про меж себя.  -
   - Вот,  послушай,  как  звучат  наши  пословицы  –  вот  например:
   - Вози  навоз  за  возом  воз  и  даст  земля  зерна  обоз.  А  эта.
   - Весенний  день  весь  год  кормит.  Или  эта  (после  краткой  паузы).
   - Вовремя  посеешь,  вовремя  испечёшь.  Да  и  эта  тоже.
   - Время  упустил  –  год  не  догонишь,  а  урожай  проворонишь.  И  ещё. 
   - Кто  землю  лелеет,  того  земля  жалеет.
     За  весёлыми  разговорами  любая  работа  у  них  быстро  спорилась.
   Варвара  всеми  возможностями  старалась  сохранить  жизнь  детям,  которые,  как птенцы  в  гнезде,  постоянно  были  голодными  и  непременно  хотели  что-нибудь съесть.  Только  ангелы  с  неба  не  просят  хлеба.
   Выращенных  продуктов  на  пропитание  катастрофически  не  хватало.  В  ту  пору, когда  заканчивались  заготовленные  овощи,  а  до  нового  урожая  было  ещё  далеко,  ей  приходилось  делать  отвары  из  коры  дуба  и  размачивать  старую  сухую  макуху**, которой раньше кормили скотину (Андрей собирал её по заброшенным дворам в окрестных  хуторах).   Макуха   вместе   с   листьями   крапивы   шла   на   приготовление  каши,  а  чеснок  да  лук  от  семи  недуг  –  шли  вприкуску.  Листья  одуванчика, собранные  детворой  по  задворкам,  вперемежку со свежим корнем аира***, который добывал Андрей в студёной весенней  воде,  были  на  столе  вместо  салатов,  а высушенный корень того же одуванчика употреблялся как крепкий напиток, напоминающий  терпкостью  и  цветом  кофе.
   Собранные  Анюткой  по  осени  жёлуди  Варвара  толкла  в  ступке  и  вместе  с берёзовыми  почками  запекала  в  лепёшки,   часто   приговаривая   замеченную  народом  мудрость:
   - Кто ест хрен и редьку, тот болеет редко. Лук и капуста болезнь не пустят.
   Овощи,  выращенные   на   придомовом   участке,   были   уже   деликатесом   и  подавались  к  столу  раз  в  неделю  –  это  было  необходимо  для  того,  чтобы  как можно  на  дольше  растянуть   их   употребление,   но,   тем   не   менее,   заканчивались  они   очень   быстро. 
   Чтобы  хоть  как  то  выжить  и  собрать  пропитание  Андрей  на  утренней  зорьке заходил  в  холодную  речку  и  подолгу  шарил  руками  под  водой  по  глинистым берегам  в  поисках  раков,  мидий,  вьюнов  или  какой-либо  другой  речной  живности.  Из  воды  он  выходил  лишь  тогда,  когда  его  тело  принимало  синий  цвет,  зубы  выбивали  неимоверную   дробь,   а   руки   уже   не   могли   различать   на   ощупь   найденные   моллюски   и  не  разгибались,  окоченевшие  от  судороги.  А  потом,  быстро повзрослевший,  шестнадцатилетний  Андрей  трудился  на  полях  наравне  со  взрослыми  по  12-14  часов. Часто,  сам  недоедая,  он  старался  принести  в  дом  для  младшеньких  какой-нибудь снеди.  Тяжёлый  изматывающий  труд  без  полноценного питания сильно отразился на его здоровье и в последующем периоде он не смог пережить  голодные  годы.
   Те  вещи   и   предметы  быта,   которые  Андрей  с  Григорием  в  своё  время  насобирали  в  своём  укромном  шалаше,  Андрюшка  постепенно  перенёс  в  свой  дом.
   Из найденных домотканых холщовых рубашек, разноцветных платков и куцых зипунов  Варвара по ночам кроила и перешивала одежонку для всех детей, при этом  часто  вспоминала уехавшего в неизвестность своего Гришаньку. Хоть и назван он был в  честь Григория-Победоносца, а всё едино судьба не жалилась над ним – горестно  вздыхала она, украдкой утирая слезу, и возносила молитву преподобной деве Марии.
   Аннушка  с  одиннадцати  лет  самостоятельно  изучила  всю  ближайшую  округу  и с увлечением  занималась   сбором  лекарственных  трав,  лесных  орехов  грибов  и ягод, знания о которых она получила от своей матери. И если с ягодками  земляники дело обстояло попроще – рви их с удовольствием на открытых полянках и  кидай себе в рот или в липовый кузовок, заботливо изготовленный когда-то руками  деда Леонтия. То с малиной или ежевикой было значительно сложнее – они росли в  густых колючих зарослях, продираться через которые ребёнку приходилось с трудом,   обдирая при этом кожу на ручонках и оставляя царапины на ногах. А сбор орехов  вообще не обходился без приключений. Упругая лещина не раз обижала юную  сборщицу:  то косынку сорвёт своими ветками, то волосы взлохматит и больно  полоснёт по лицу, то лукошко перевернёт и рассыплет все собранные орешки –  выбирай  их  потом  из  лесной  травы  и  опавших  листьев.
   По  своей  младости  девчушка  ещё  не  знала  всех  целебных  трав,  которых  росло  в лесостепной  природе  великое  множество,  но  она  уверенно  собирала  по склонам оврагов  цветы   чабреца,   душицы,   подорожника   и   зверобоя.
   Чабрец – или же по-другому тимьян –  её любимая мама использовала как антибактериальное, противовоспалительное, жаропонижающее средство. Отвары из чабреца  постоянно  стояли  на  столе  для  всех  в  свободном  доступе.  О  нём  красивые слова  есть  в  литературе: “Я – борец – сказал чабрец, лекарь и спаситель. Загляните во дворец, где живёт Тимьян-чабрец  –  помощь  попросите!”
   Душицу  –  или  же  по  народному  материнка  –  принимали  уже  в  более  редких случаях для стабилизации работы кишечника, но больше она была  необходима  девочкам  для  нормализации  гормонального  фона.
   Подорожник является отличным лекарственным средством для человека. Он прекрасно  снимает  воспаление,  заживляет  и  затягивает  порезы  и  раны,  снимает  боль,  а  также  оказывает  отхаркивающее  и  кровоочистительное  действие. Его используют как мощное обезболивающее средство. Недаром народ наделяет подорожник  лучшими  качествами:
   - На подорожник, воду и мёд и нищета не нападёт. Где подорожник растёт, там  здоровье  цветёт.
   Ну, а о зверобое и слов говорить много не надо. Издревле в народе говорили, что он от 99 недугов – лучше капля зверобоя, чем все лекарства из аптеки. Как нельзя без муки хлеба испечь, так без зверобоя болезни лечить нельзя. Но основными свойствами зверобоя являются: профилактика заболеваний полости рта, желчевыводящих  путей  и  пищеварительного  тракта,  предотвращение  вздутия  живота и  диареи,  а  также  для  улучшения  состояния  при  бессоннице  и  повышенной тревожности.
   Анютка про эти травы знала с ранних лет и видела, как их применяли люди в повседневности, и поэтому собирала их вдоль  всех  тропинок  по  лугам  и  полям,  по чащам  и  оврагам,  по  всей  прилегающей  местности.  И  порой  забредала  так  далеко, что  ночевать  приходилось  под  огромными  вывороченными  кореньями  упавших деревьев  –  её  не  пугали  таинственные  звуки  ночного  леса.
   Девятилетняя  Машутка  оставалась  дома.  И  если  Варвара  в  былые  времена уделяла  много  времени  для  воспитания  и  обучения  детей,  то  в  этот  тяжёлый  период   борьбы   на   выживание   у   неё   просто   не  было  уже  ни  сил,  ни  возможности   на   обучение   своих   младшеньких  Маши  и  Ванюши.  И  поэтому  Машутка  была   и  за  няньку  у  младшего  пятилетнего  Иванушки,   и   за  воспитателя. Она старалась  читать  братику  книжки  на  свой  детский  лад,  часто не придавая значения  правильному  произношению  литературных  слов.  Велик  и  могуч  русский язык.  Как  Маша  произносила,  так  и  запоминалось сказанное.  Кто говорит, тот и сеет, а кто слушает, тот и пожинает. Всем давно  известно, что дети, буквально с молоком  матери,  впитывают  и  запоминают  всё  вокруг  происходящее  и  услышанное. Неправильно  произнесённые   в   детстве   слова:   кажный  дён;   хтозны;   кубыб  энти  – в  дальнейшем очень сильно повлияли на  произношение Марии. И хотя  Варвара каждый раз старалась поправить дочь,  произнося  за  ней:   каждый  день;   кто  его знает;   как  бы  эти  –  положение  исправить  уже  было  нельзя.
   В трудный период появился на свет самый младший из Денисковых – Ванюша. Встряски  революционных  событий,  частые  смены  власти  (каждая  со  своим  уставом), тяжёлая  физическая  работа  матери  и  постоянный  голод  очень  повлияли  на  его здоровье. Ванюша рос слабым и болезненным. Обеспокоенная Варвара, стараясь сохранить  ребёнка,  отдавала  ему  всё  своё  материнское  тепло – никому ведь не мило, когда дитё хило. Отвары  из  лекарственных  трав  и  заложенный природой сильный дух заставляли Ивана бороться за собственную жизнь  и  тянуться к солнышку. Наше светило – солнце  –  в  народных  изречениях  ассоциируется  с  добром,  лаской  и  великой  силой  жизни.  При  солнышке  тепло,  при  матери  добро.


   *Валуйский  Успенский  Николаевский  мужской  монастырь  –  по  решению  местных  властей  в  1924  году  был  закрыт,  отдан под  склады,  а  с  1935 года  в  нём  обосновалась  колония  для  несовершеннолетних  преступников  и  беспризорников, просуществовавшая  до  1990 года,  в  процессе  чего  весь  облик  монастыря  утратил  свою  первозданную  красоту.  В  настоящее время  владения  монастыря  снова  принадлежат  церкви,  после  кропотливых  восстановительных  работ  монастырь  вновь  засиял  в первозданной  красе.

   **Макуха – отходы от производства подсолнечного масла – жмых – мелко раздробленная шелуха (оболочка) от семечек подсолнечника, пропитанная осадками масла (по другому - фуз) и спрессованная в брикеты, в основном применялась для топки в печах. Макуха, перемешанная с силосом – это хороший прикорм для скота.

   ***Аир или Ирный корень – вид прибрежных многолетних трав, применяется для стимуляции пищеварения и уменьшающий газообразование в кишечнике, оказывает противовоспалительное и диуретическое действие.


Рецензии