Самые трудные дисциплины в горном техникуме
Учеба после сельскохозяйственных работ в совхозе пошла своим чередом. У студентов появился такой предмет «Сопротивление материалов», кратко – Сопромат. Этого предмета, насколько известно Егору, боялись почти все студенты техникумов и вузов. Не случайно, среди них бытовала в то время поговорка:
- Сдал сопромат, – можно жениться.
И если сдал Сопромат, то ты уже мужчина, готовый к семейной жизни, можешь жениться. Эту дисциплину вела в пятом семестре Мира Иосифовна Полянская, которая вела у них раньше предмет «Теоретическая механика». Учитывая, что сдать экзамен у нее было достаточно сложно, студентов волновал вопрос, как они будут сдавать еще более сложную дисциплину, как Сопромат. Некоторые шутили, что после сдачи экзамена всем будет разрешено ругаться матом. Мол, неслучайно слово заканчивается на «мат». А мол, в шахте мат нам пригодится, потому что там без мата работать нельзя. Егор думал, неужели и ему придется на работе ругаться матом. Но пока он о мате только рассуждал про себя, но не пользовался матерными словами.
Мира Иосифовна на занятиях, как всегда была неулыбчивой, строгой и требовательной. Но, несмотря на это, студентам нравилось ее преподавание двух сложных предметов. Все студенты группы в той или иной мере пытались отличиться у нее на практических занятиях Однако понимали, что на практике где-то что-то можно было и подсмотреть, то на экзамене этого не получится. В конце семестра проходил экзамен. Егору запомнилось, что стоя у доски в ходе ответа, он запутался в написании одной из сложных формул. Тут же Мира Иосифовна упрекнула его:
- Ну что же, комсорг, запутался в формуле, в общем-то, сложной, но не самой сложной. Но, учитывая, что группа в целом неплохо сдает экзамен, то ставлю вам хорошо. Тем самым послабление в требованиях было сделано. И это запомнилось Егору. Тем более, что Сопромат пригодился ему при работе проекта установки элекротельфера через дорогу, по которой двигался транспорт. Там нужно было определить степень надежности опор.
Но еще больше студентов волновал предмет «Детали машин», который начинался и заканчивался в шестом семестре, да еще с курсовым проектом. А преподавателем этого предмета должен быть Тарасенко Николай Николаевич, у которого произошел очень серьезный конфликт, с группой на сельскохозяйственных работах. Если учесть, что сам конфликт продолжался и после поездки здесь в техникуме. Споры между руководством техникума и преподавателем Тарасенко, с одной стороны, и шести пострадавшими от его руководства студентами продолжались фактически весь пятый и частично шестой семестр. Приказ об отчислении руководство отменило, заменив его строгими и обычными выговорами. Но преподаватель был очень настойчив. Чтобы он не наставил студентам всем троек или двоек в отместку за борьбу, руководство решило отстранить его от преподавания дисциплины «Детали машин». Но он оставался руководителем курсового проекта по данной дисциплине. Вроде бы в итоге все обошлось с курсовыми проектами нормально, но как все студенты очень боялись защиты работ. Об этом знали лишь студенты группы ПРУМ-31. Саму дисциплину Детали машин» вел преподаватель в возрасте по фамилии Миронович Станислав Ефимович. Вёл скучно и неинтересно, но студентам пришлось терпеть, поскольку они отвергли Николая Николаевича. В итоге все сдали экзамен, но отличных оценок было всего две. Их получили Травкин Николай и отличник Ратнер Наум, почти половина студентов получили по четыре балла, в числе которых был и Егор, остальные по три балла. А вот по защите курсового проекта отличную оценку получил лишь Наум Ратнер, большинству студентов пришлось ходить на защиту по два-три раза. Пока преподаватель Тарасенко все-таки поставил им тройки. Егор получил четыре балла. Он это объяснял тем, что не замечен был спорами с преподавателем на сельхозработах. Хорошо, что активистами группы были студенты, отслужившие в Советской Армии, которые решили не подставлять молодого Суханова.
Жизнь и учеба в техникуме продолжались своим чередом. Интересно проходили зачеты по физической культуре. Они проводились в форме соревнований, как правило, на дорожках стадиона «Шахтер» рядом с терриконом шахты № 4 «Ливенка». Поскольку все студенты были заядлыми болельщиками футбольного клуба «Шахтер», то сдача зачета на стадионе резко поднимала дух и самооценку студентов, внутренне заставляла их соревноваться, в частности, по беговым видам, по метанию гранаты, по прыжкам в высоту и в длину. Все стремились выполнить нормативы ГТО и получить вполне заслуженно зачет по физической культуре. Что касается занятий в техникуме, то в зимнее время они проводились в основном в спортивном зале, но здесь они проводились в форме соревнований. Егору помнится, что какие-то зачетные баллы давали даже победы или призовые места в шахматах, шашках, лыжах, бега, подтягивания на снарядах, участие в соревнованиях по футболу, волейболу, баскетболу и т.д.
В 2014-2015 гг. правительство России снова решило ввести ГТО для учащейся молодежи, и многие, особенно бабушки и мамы, решительно выступают против этого. А во времена СССР родители большинства школьников и студентов даже не представляли себе, что такое ГТО и каковы нормы ГТО. А молодым ГТО нравилось, и никто не жаловался на это. То есть, по-видимому, у них было другое воспитание, настоящий патриотизм и это в сложнейших жизненных условиях того послевоенного времени.
В настоящее время, будучи профессором, а теперь и пенсионером одного из Самарских вузов, Егор видит негативное отношение студенческой молодежи к физической культуре и думает, до чего дошла страна, каких молодых мужчин она растит и воспитывает в тепличных условиях? Вот к таким размышлениям пришел Егор Суханов, характеризуя обучение теперь уже не в Сталинском, а в Донецком горном техникуме.
Свидетельство о публикации №225031600957