Highway to Fugue!
- Боже правый, где я? - ошарашенно оглядываясь, воскликнул Иоганн Себастьян Бах.- Что за адское сборище? Что за дьявольское веселье творится здесь? Что за сатанинская месса?
Вокруг него бушевала восторженная 65-тысячная толпа, небо затянуло дымом от сцены, на которой пятеро мужчин в необычных одеждах извлекали из странных инструментов звуки, похожие на рассерженного громовержца: один из них, с рыжими волосами, бил в барабаны с силой кузнечного молота, другой, с голыми коленками и в школьной форме, прыгал, играя на скрипкообразной лютне с металлическими струнами, а вокалист резким, хриплым голосом кричал: "Highway to Hell" (название песни рок-группы "АС/ДС")!
- Дорога в Ад? - Бах перекрестился. - Только не это! - в ужасе прошептал он.
- Обожаю "АС/ДС"! У них обалденная музыка! - услышал композитор рядом чей-то голос.
- Это музыка?!- Бах был в шоке. - Это...это просто шум! Но...постойте...как я здесь оказался?
Несколько минут назад...1710 год. Ваймар.
Иоганн Себастьян Бах склонился над партитурой, погружённый в прекрасный мир звуков и гармонии. Очередная фуга - ажурное кружево мелодий, переплетающиеся с математической точностью, словно архитектурный чертёж, в котором каждая линия выверена и уравновешена. Сложные модуляции (переход из одной тональности в другую), тончайшие нюансы звучания - он тщательно оттачивал каждую деталь, вновь и вновь возвращаясь к написанному, поправляя, уточняя:
- Музыка совершенна, когда каждая тема, каждый контрапункт (одновременное сочетание нескольких голосов) должны встать на своё место, подчиняясь строгому, но изящному порядку.
Композитор, удовлетворённо вздохнув, откинулся в кресло, взяв со стола кубок с любимым вином, привезённым ему в дар из Франконии (часть Баварии). Но стоило ему поднести чашу к губам, как воздух внезапно сгустился, нотная бумага съехала с пюпитра (подставка для нот) на пол и громкий аккорд неизвестного инструмента взорвал пространство.
Август 1981 года. Донингстон парк. Великобритания.
- Да ну...Не может быть? Это Вы...Бах? - произнёс парень в чёрной футболке с надписью АС/ДС, -... наверное, я слишком много выпил?
- Разумеется это я! Но я...я только что сидел в своём кабинете и наслаждался "Штайнвайном"!
Парень посмотрел на свою бутылку с остатками вина. К его изумлению, на этикетке значилось то же название.
Со сцены раздавался оглушительный рёв гитар.
- Куда я попал?
- На фестиваль "Monsters of Rock", на рок-концерт. Сегодня мы хедлайнеры.
- Кто?!
- Ну, лидеры концерта. Группа называется "АС/ДС". Я - Пит - гитарный техник этой группы.
- Это...невероятно...Эти люди...они все словно в религиозном экстазе!
- У нас тут другой бог. Добро пожаловать в мир тяжёлого рока.
- Но что это за музыка? Она столь...громогласна, столь...хаотична.
- Хаотична?- У нас всё по науке: мощный рифф (мелодия или фраза постоянно повторяющаяся), ударный ритм, простой, но цепляющий вокал. Это формула успеха, дорогой Бах!
- Хм...Формула? Музыка должна быть точной, как архитектура. Где фуга, где контрапункт?
- Времена изменились, уважаемый маэстро.
Бах снова взглянул на сцену и прислушался:
- Ваши звуки ужасны. Но ритм...однако...постой...эти басовые ходы...да это же остинатный (многократное повторение) ритм!
Прошло два дня.
Иоганн Бах сидел за роялем, погружённый в работу. Перед ним лежал лист с заголовком: "АС/ДС - другая музыка". Его пальцы бегали по клавишам, создавая нечто странное - гитарные риффы, переплетённые с фугами.
- Так, а если в припев добавить секвенции - пусть эта фраза повторяется, но в разных тональностях ... О да, звучит восхитительно, слышите? Теперь на счёт соло...Оно, конечно, превосходно, но украсим его модуляцией - поднимем тональность прямо посреди фразы, чтобы создать эффект неожиданности. Ну, как теперь?
- Бах, Вы гений! Мы сыграем это на завтрашнем заключительном концерте.
- А теперь про контрапункт. Я советую так: каждая гитара должна вести свою мелодию, но перекликаться с другой. Один играет тему, другой отвечает, как в хорошей фуге. Это добавит глубину произведению. Я думаю, что звуки органа здесь будут очень уместны.
Толпа ревела от восторга, прожекторы освещали сцену, в центре которой за концертным органом сидел Иоганн Себастьян Бах. Вокруг органа разместились участники группы "АС/ДС".
- One, Two, Three, Four! (Один, Два, Три, Четыре!) Highwei to Fugue! (Дорога в фугу!) - выкрикнул солист.
Орган и электрогитары слились в необычный, красивый и мощный аккорд, в невообразимую гармонию, создавая уникальный звук, новый в современном роке. Эта музыка, не похожая ни на что, лилась со сцены, захватывая сердца слушателей. Мощь рока соединилась с органными пассажами, создавая атмосферу, в которой прошлое и настоящее объединились в одно целое.
В этот момент родилось музыкальное направление - барОчный хеви-металл.
1710 год. Ваймар
Иоганн открыл глаза и потянулся. В голове словно туман, очевидно из-за выпитого Штайнвайна, которого оказалось больше, чем следовало бы. Не в силах сразу понять, что происходит, он медленно огляделся: его кабинет, его кресло... Вроде всё, как всегда. Но что это было? Сон?...Странный какой-то.
Бах попытался вспомнить, но в памяти всплыли лишь слова, смысл которых он не знал:
- Рифф. Хедлайнеры. Что за ерунда? Но...остинатный ритм...да, да.
Мастер барокко быстро подошёл к клавесину и наиграл несколько аккордов. Ритм. Он почувствовал, как этот ритм сам собой складывается в нечто великое. Произведение, рождённое из странного сна, превратилось во что-то большее, чем музыка. Оно стало связующим звеном между временами. Этот ритм, повторяющийся и неумолимо движущийся, вплёлся в ткань его новой божественно прекрасной "Пассакальи до минор".
Свидетельство о публикации №225031701019
Действительно, ничто не ново под луной, а великие так и норовят забежать вперёд своего времени. :)
Мария Мерлот 06.06.2025 07:50 Заявить о нарушении
Да, видно удел великих — говорить с миром на языке, который он (мир) поймёт это лет через сто. Зато луна всё видит, но молчит.
Спасибо Вам большое!
Ирина Вебер 2 06.06.2025 17:04 Заявить о нарушении