Родничок и шпиЁны

   Наталья Сергеевна К. стремительно вошла в мой оркестровый кабинет.

       - Лен, хочешь выступить в американском посольстве?, - без предисловий начала она.
       - Как? Да там же одни шпиЁны?
       - Ну, я думаю, мы для них никакого интереса не представляем, - отпарировала Наташа.
       - У них проходит учительская конференция, - продолжила она, - есть возможность выступить во время lunch time.
       Меня слегка покоробило, что зрители будут жевать и иногда поглядывать в нашу сторону.
      - Лена, у них это обычное дело, так принято, соединять "полезное" с "приятным".
      - А мы, значит, "приятное"?, - мы обе засмеялись такому выводу.
      - Автобус пришлют, прямо к нашему крыльцу...
      - ...золотому Дворцу, - закончила я её фразу про крыльцо.
      - Ну так что, едешь?
      - Едем! Где наша не пропадала!
      - Ты детям объясни, чтобы никто и никуда не отходил от тебя. Всё-таки это посольство США. Заграница.
      - Поняла, поняла, не хухры-мухры, и не ляп-тяп, а тяп-ляп, - весело подытожила я.

       На ближайшей репетиции оркестра я объяснила ребятам - куда мы едем.
      - Шаг влево, шаг вправо...
      - расстрел, - закончил кто-то из оркестра.
Все дружно рассмеялись.

       Транспорт, который должен был нас доставить до посольства и обратно домой, в ДПШ, пришёл за нами во время.
Это был громадный, туристический автобус, весь сверкавший и горделиво переливающийся своей красотой.
       Мы, и ребята, и я, впервые ехали в таком шикарном автобусе. И, конечно же, это придало ещё больше радостной энергии нам всем.
       Автобус гудел, но не шумом мотора, (его не было слышно вовсе), а от счастливых, радостных детских голосов. Они были схожи с весёлыми птичками, которые щебечут на только им понятном языке.
Я не успокаивала ребят, пусть себе радуются. Всем было хорошо, а это самое главное.

       Приехали в посольство. Наталья Сергеевна вела все разговоры с встречающими нас. Она свободно владела английским, я же, в то время, могла понимать только на уровне жестов племени тумба-юмба.
Видим - улыбаются, значит бить не будут, рады нашему приезду.
       Привели нас в кафетерий (это я так определила), так как в большой комнате стояло много круглых столиков и за ними сидели люди, про которых мы слышали по телевизору.
Они, также, как и мы в автобусе, гудели, но только это был английский гул, а не русский.
       Нас здесь ждали, стулья для ансамбля были приготовлены.
       Выступали мы с особым энтузиазмом. Участники "Родничка" были возбуждены хорошим, тёплым приёмом.
Видимо, американцы учли русскую психологию, у нас ведь не принято смотреть-слушать артиста и жевать. Так что я вздохнула с облегчением - Никто и не жевал!
       Да, они сидели за столиками, на которых была какая-то еда. Я не разглядывала, мне было не до этого.
       Аплодировали нам хорошо. А главное - все улыбались! Не дежурной улыбкой, обязывающей хозяев быть гостеприимными. Я видела хорошие, приветливые лица людей, которые с интересом смотрели и слушали нас.
       Для артистов - это жизненно важно, находить отклик радости в чьих-то душах.
       Мы хоть и маленькие, по возрасту, от 4 - 16 лет, но чувствовали мы себя артистами, точно! И это наполняло нас, "Родничок",  светлым, возвышенным чувством и радости, и гордости за себя:
       - "Мы нужны людям. Нам рады. Нас благодарят, а значит - Нас Любят!" - вот, что читалось на лицах всех участников "Родничка".

       Дальше было не менее интересно.

Оказалось, что столики с едой были приготовлены для нас.
          По окончании нашего выступления, зрители встали и отошли в правую часть комнаты, а нас пригласили занять их места. Тут мы и поняли, почему они не ели. Угощение, стоявшее на столиках, было приготовлено для нас. Мне, конечно, стало приятно, что "моих детей" не обошли вниманием. На столе стояли большие тарелки с яблоками, конфетами, принесли на каждый столик огромадные тарелки с горячими сосиськами и стояли баночки с напитками.
      
       И вот тут-то и случился конфуз.

Никто из нас не знал, как их открыть.
Это было в 1989 году, в продаже таких “импортных” напитков ещё не было.
       - Елена Андреевна, а как их открыть?, - начали меня спрашивать ребята. Мы сидели за тремя или четырьмя столиками по 5-6 человек. Нас было 15-20 и никто не знал, как открывается эта баночка.
       Подходит ко мне наш фотограф с тем же вопросом, на что я ему предложила пройтись к нашим зрителям, с которыми общалась Наталья Сергеевна.
       - Там вы увидите, как кто-нибудь откроет эту баночку.
       - Ну, а как я пойду? Я не говорю по-английски. Ещё примут меня за шпиона.
       - Олег Евгеньевич, они уже нас знают лучше, чем мы сами себя. Вы просто прогуляйтесь туда и по пути всё, что надо, увидите. Примите непринуждённый вид, что вы к Наталье Сергеевне идёте, вы ведь фотограф, Штирлиц.
       Так он и сделал. Пока он ходил, мы дружно прикончили угощение. Фотограф наш подошёл с довольной улыбкой на лице и показал нам секрет открывания "западного чуда". Я же прошла к другим столикам и "открыла" секрет для наших.

         Все остались довольны. Мы ещё потом подшучивали, что мол - "Запад нас просветил". Это была только ироническая шутка, не более. Мы прекрасно понимали, что не бог весть какая наука научиться открывать пресловутые баночки с напитками, это не радость, а всего лишь маленькая часть быта, а вот получить радость, какую дети Советского Союза имели, посещая все бесплатные кружки по интересам - этого "Запад" никогда не давал детям, не дарил и не дарит им радость познания, общения с себе подобными.

       Олег Евгеньевич (фотограф) сделал снимки, как мы едим сосиски, закусываем их яблоками, заедаем конфетами и запиваем импортным напитком*.
Однако же фотографий, где было бы видно, что мы выступаем перед взрослой аудиторией - не было сделано ни одной.

       После этого концерта "Родничка", следующий раз нас пригласили выступить с концертом перед детьми работников посольства США. На этот раз нас не угощали едой с вкусняшками, но автобус-красавец доставил нас и в посольство, и обратно в ДПШ, а после концерта мне вручили три, ярко иллюстрированные, детские книжки на английском языке, напомнивших мне русский букварь.
       В этот раз были сделаны фотографии - и по работе, во время выступления, и в дружеской обстановке. Олег Евгеньевич руководил постановочной частью, по его предложению ансамбль был рассажен между американскими детьми, что было символично - не надо делиться на "ваши и наши", надо дружить, а не противостоять, мы ведь все - дети одной планеты Земля.
       Фотографии эти радуют меня и по сей день, так как только они и были восстановлены после реставрации harddrive.
      
Событие : 1989, г. Москва.
Из жизни ансамбля русских народных инструментов "Родничок".

* - фотографии эти не восстановились, при реставрации harddrive.

Записано: 16 марта 2025   


Рецензии