Рецензия к фильму Боксёр

"Боксёр" 1997
Ну, несмотря на название, это какая угодно (социальная, мелодраматическая, политическая, ирландско-патриотическая) драма, но совершенно не спортивная. И она мне показалась не очень внятной, недосказанной и нераскрытой. Она явно про что-то важное и сугубо личное для Северной Ирландии, но как-то не слишком акцентировано всё это важное подано. И после просмотра остался в некотором недоумении. Режиссёр – Джим Шеридан. Великолепный мастер социальных драм. "Моя Левая Нога" и "Во Имя Отца" – это шедевры кинематографа. Дэниел Дэй-Льюис (снявшийся в этих фильмах) – один из величайших актёров современности. Который снимается раз в десять лет и абы где отрабатывать зарплату не будет. Из чего я делаю вывод, что оба маэстра планировали вновь покорять вершины. Но мне, гнусному привереде, что-то уж сильно многого не хватило. Наверное, в первую очередь конкретики. У меня возникло такое ощущение, что я тут чего-то недогоняю.)) Или меня просто не хотят посвящать в детали.)) Во-первых, тут нужно быть в теме северно-ирландского конфликта. Потому что обывателям тут никто ничего разжёвывать и не собирался изначально. Кто, зачем и почему, это всё зависит от начитанности и знаний британской истории. Нет, там можно что-то понять из контекста, но мельком. Потом, сама сюжетная история тоже мельком. За что парень сел? Чего он теперь добивается? Причём тут бокс?)) Нет, это всё тоже, в принципе, понятно, но оно как-то не сконцентрировано. К большому удивлению, мне понравилась любовная линия. Она тоже мельком.)) Но в ней столько настоящего и простого, что это трогает сильней, чем эмоциональные фонтанирования. Как бы на меня не давил авторитет маэстров, считаю, что это не самый лучший их фильм. Ну и выйти мне на ринг с профессиональным боксёром, а он – собака, и готов загрызть меня до смерти, если не пора перейти к сути.

В Белфасте, столице Северной Ирландии, из тюрьмы на свободу вышел один мужик. И вышел он в разгар свадебной церемонии. Как так получилось? А очень просто. Там какой-то арестант женился на девушке прямо в тюрьме. Он-то потом в камере ещё сколько-то лет мальчишник будет праздновать. А невесте хочется, чтобы по полной программе всё было. И прямо возле входа в тюрьму её встретили бурными поздравлениями, рисом обрызгали, и букет невесты она кидала через зад. А освободившийся просто проходил мимо толпы. И его заметила одна дама из подружек невесты. И как она его узнала вдруг во все глаза! А потом свадьба перекочевала в местный социальный центр. В нём торжественное мероприятие организовывала одна девушка. И тут важно понять один момент. Она – дочь главы Ирландской Республиканской Армии. ИРА в простонародье. Не дочь – Ира, а армия. А это такая организация, которая на Туманном Альбионе считается террористической. И вообще-то по делу. Ну, это долгая история про независимость и религиозные предпочтения, и там у всех своя правда, как обычно. Но это свадьба отличалась от прочих ещё и тем, что там первый тост поднимают за жён заключённых. То есть там не одну конкретную жену поздравляют, а вообще всех жён, которые дожидаются "политзаключённых", которых мерзкие протестанты и британцы засадили за решётку. И вот эта девушка, организаторша, тоже дожидалась своего мужа из не столь отдалённых мест. И ей сообщили, что из тюрьмы вышел "тот самый" мужик. А мужик пошёл спать в "ночлежку". И встретил там старого знакомого. Сильно пьяного. И знакомый вместо радостного "привет!" высказал много негативного в его адрес. Дело в том, что мужик – бывший боксёр. А старый знакомый – его первый тренер. А мужику тридцать два года. Последние четырнадцать из которых он провёл в тюрьме. То есть боксёр ещё, прошу прощенья, пиз…дюком туда загремел. И не за то, что вырубил в вечный нокаут кого-то в подворотне. А за то, что был членом ИРА и, видать, активным членом. И волей-неволей, но ему пришлось встретиться со своими "однополчанами". Только вот понятия у него за четырнадцать лет поменялись. И вся эта террористическая антиутопия не нужна стала. Он хочет снова на ринг. Где бой – честный. И девушку хочет. Которая замужем и является дочкой главы ИРА…

Для меня это сильно автономное кино. Тут нужно быть ирландцем, чтобы проникнуться в недра фильма до конца. И вот эта подача, не акцентированная на трагедии, ещё больше усложняет восприятие, как по мне. Там человек даже не идёт против системы, в которой сам когда-то находился. И здесь я начинаю считывать аналогию. Он – боксёр. Боксёры – бьются. В кровищу, в мясо, в нокауты, которые приводят к сотрясениям мозга. Но они бьются честно. Рука-лицо и никаких запрещённых приёмов. А на острове – практически гражданская война. Не хотят ирландцы быть англичанами. Но им всем, и ирландцам, и шотландцам, и англичанам, придётся там жить. В любом случае. А ИРА прибегает к запрещённым приёмам. А это уже не бокс. Тут явно не конфликт определённой личности показан. Иначе это слишком тускло. Тут о большем. Тут нет эмоциональных выпадов, нет неожиданных хуков, нет жёстких апперкотов. Есть три боя. Именно на ринге, где физика присутствует. Но тут совсем про другой бокс. Сильно масштабный. Но вот любовь мне понравилась. Заурядностью. Он сел в восемнадцать, примерно. Вышел в тридцать два. И я верю, что любовь, даже детская, могла сохраниться. А взгляды на жизнь реально поменялись. Ему ребёнком мозги прочистили. Возможно, фильм про то, что тюрьма приносит пользу. Про режиссёра и Дэниела я уже сказал выше. Но тут великолепна и моя любовь. Я обожаю Эмили Уотсон! Она чудо какое-то! Такие глазки, такая актёрская харизма… Она необычная. Брайан Кокс серьёзный до осерьёзнения. Я поставлю семь. "Я не убийца, Мэгги. Но в этом месте просто хочется убивать."


Рецензии