Разве грузчик - не человек?!!
Много лет говорили только об одном её рассказе - "Инфузория-туфелька", который впервые был опубликован в журнале "Работница" № 2-3.1993. Переиздавался он в сборнике 2000 года "Перелом", и не только в нём.
Сейчас этот рассказ имеет историческое значение, как отпечаток своего времени. А дело происходит в ноябре 1992 года.
Издательство "Вече", специализирующееся на издании исторической литературы, много лет выпускает серию "Сибириада", где изданы и известные сибирские эпопеи, и такие малоизвестные авторы, как Владислав Ляхницкий и Иван Дедов. И я думаю, что "Вече" стоит подумать о создании серии о 90-х годах. Назвать её, к примеру, "В тёмные времена". Лучше делать подборки по годам. Если позволяет закон об авторском праве, переиздать повесть Алексея Варламова "Рождение", "Дневник больничного охранника" Олега Павлова, романы Альберта Лиханова "Никто" и "Сломанная кукла", книгу казахстанской писательницы Светланы Шуваловой "Записки уличной торговки" (можно прочесть на Прозе ру под названием "Не закрывайте занавес, господа", и просто без названия, под звёздочками).
И рассказ Токаревой мог бы войти в такую антологию, только вот грязный он.
"Инфузория-туфелька" была написана по горячим следам после развала СССР, и шоковой терапии и отпуска цен от 2 января 1992 года. Центральный персонаж - домохозяйка Марьяна 38 лет (то есть родилась она в 1954 году, и сейчас ей должен быть 71 год).
В рассказе обгаживается всё отечественное и советское, даже в нелепых мелочах. Но тогда была такая энергия ненависти.
"Боже, до чего же убоги советские торты с жирным кремом! И ничего, едят. Едят и не умирают".
"Марьяна вспомнила письма из-за границы в нарядных конвертах. Там на первом месте имя человека, а у нас - страна. Людей много, а страна одна".
"Просто ей стало стыдно, что её Колька ходит в такую школу, в такой стране.
Другой страны Марьяна не хотела. Просто ей хотелось, чтобы в её большом доме был порядок".
"За окном грязная Москва. И почему грязная? Потому что не убирают?"
В рассказе делается акцент на пустые полки. Но уже не СССР. В продаже, со слов Токаревой, нет кофе, ложек и ватников.
"Каждое утро, проводив сына в школу, Марьяна заходит к соседке Тамаре выпить кофе. Ни у кого кофе нет, а у неё есть. Такая она, Тамара".
"- Я тогда брезговала есть его ложками, новые купила.
- Где же ты купила? - удивилась Марьяна.
- Из Испании привезла. И ложки, и полотенца, и простыни".
"У Кольки украли в школе пуховую куртку.
- Зачем вы надеваете в школу хорошие вещи? Купите ему простой ватничек, - сказала учительница.
- Где же я куплю?
Ничего купить было нельзя".
В этом же рассказе Марьяна отправляется в Питер на свадьбу дочери подруги Нины Полосиной. И собирается выбросить в помойку кусок ветчины.
На самом-то деле товары были, только по коммерческим ценам. И ещё всякие безделушки, сувениры. Сама Марьяна каждый день покупала на рынке у азербайджанцев "золотую курагу, бурые гранаты, телячью печень. Цены - страшно выговорить".
На рынке Марьяну были готовы разорвать голодные покупатели. Всего каких-то одиннадцать месяцев назад была гайдаровская шоковая терапия и отпуск цен. Работники предприятий стали получать зарплату тазиками и тюлевыми занавесками. То есть товар тогда был, но в продажу его не пускали.
"А они никакие не буржуи. Просто у Аркадия внезапно прорезалась золотая жила. Реставрация икон. За валюту".
Вот этот момент рассказа меня напрягает. Муж Марьяны, Аркадий, врач, специалист по ультразвуковым исследованиям. И в то же время специалист по реставрации икон. Откуда такие возможности в 1992 году после десятилетий атеизма?
Отец Аркадия был спекулянтом, умер в тюрьме. То есть такие умения - от отца. Но кто тогда в советское время позволил сыну уголовника стать врачом? И ещё и квартира у сына сохранилась (1992 год - это до приватизации, но были кооперативные квартиры).
И таких странных моментов у Токаревой всегда много.
И ещё вопрос, кто платил врачу Аркадию за реставрацию икон солидные суммы в валюте? Государство? Частные лица? Да, тогда правительство новой страны в лице Ельцина хотело опереться на Русскую православную церковь. Но лично я видела в этом духовное возрождение России.
А может быть, и не было у Аркадия никакой реставрационной мастерской? Тогда откуда деньги? Тайная работа в частной клинике, или запрещённые медицинские услуги? Помощь жертвам передела собственности?
Не верьте бабушкам 50-х годов рождения, утверждающих, что они "порядочные". По плодам вы узнаете их: жалобы, сплетни, подлость. А в этом рассказе - их далеко не безупречная молодость.
Марьяна - совершенно никчёмная и отталкивающая женщина 1954 года рождения. Дни и ночи она натирает дом , заботится о сыне и муже. Профессии она не имеет.
Мужа Аркадия Марьяна выбрала себе ещё в школе. В последнем классе у неё был ранний секс, и больше никаких мужчин. Детей у них не было двенадцать лет.
По мнению Марьяны, юный Аркадий не мог с ней расстаться, и, чтобы спрятаться от армии, лёг в психушку.
Тема предпочтения армии психушке встречается у Токаревой в повести "Лавина" о более поздних трагических событиях в нашей стране.
Но если Аркадий - одноклассник Марьяны, он тоже родился в 1954 году. И в армию ему идти в 1971 - 1972 году. В то время косилы были изгоями. Как же Аркадий, переживший психушку, и имея в анамнезе ещё и папу уголовника, смог стать врачом?
Марьяна, возможно, не получила профессии, поскольку была из семьи алкоголиков и скиталась по родственникам. И в то же время она закончила полную среднюю школу и её не выперли в ПТУ или более худшую школу. Так почему же после школы она не пошла хотя бы в ПТУ?
Видимо, семья алкоголиков не располагала к этому.
Марьяна ненавидит и презирает своих соотечественников. Напоминаю, что дело в 1992 году, гиперинфляции в 2500-3000 процентов. У неё мантра: "Я - на аэроплане, а ты - в помойной яме".
Каждый вечер, перед сном, Марьяна повторяет и другую "молитву": "В коридоре уютно журчит красный японский холодильник. В нём лежат красивые продукты. Наверху, ближе к холоду, мясо. Внизу - овощи и фрукты. Сыр и творог - посередине".
"И вот теперь она в помойной яме вместе с уютом, домом и японским холодильником".
Но Марьяна - это не просто одинокое чудовище. У неё образ мыслей - стандартный для позднесоветского человека. Ведь СССР нет всего год, даже меньше. И смотря от чего считать, от путча, или же от Беловежских соглашений. Или спуска советского флага 25 декабря 1991 года, в который и нужно праздновать непонятный День россии, а не 12 июня , который в реале - День Ельцина (его выбрали 12 июня 1990 года).
Параллельно "Туфельке" Токаревой вспоминается другой рассказ, "Осада" Николая Наседкина (есть на сайте Проза. ру).
Там описана семья обывателей, которые, как и все в конце 80-х, живут по принципу "моя хата с краю - ничего не знаю". "Сейчас закупоримся в квартире, а там горячая ванна, газетки..." Только не удалось, преступники на них напали и всех перебили. Рассказ я читала два раза. Сначала думала, что автор осуждает своего персонажа, а потом поняла, что на его стороне (или же списал с себя). Это образ типичного позднесоветского псевдоинтеллигента, жестокого, надменного и всех презирающего.
Так же безжалостна Марьяна и к соседке Тамаре, у которой наливается халявным дефицитным кофе. "Марьяна брезговала жизнью соседки, как та брезговала ложками Андрея".
"Вся жизнь Марьяны - это любовь. Любовь реет над ней, как алый флаг над Кремлём. Только знаменосцы меняются".
В то же время при разговоре с презираемой подругой недалёкая Марьяна вдруг проявляет чудеса здравомыслия.
"- Я для Андрея - старая. Ему сорок.
- Но ведь и тебе сорок.
- А мужчине в сорок нужна женщина в двадцать.
- А кому нужна женщина в сорок?
- Никому".
На самом-то деле Андрей Тамару очень любил, только она оскорбила память его матери. Эти бабы вечно всё портят, калечат и кромсают.
Даже подругу Нину Полосину Марьяна вразумляет, как психолог.
"- Какое будущее у грузчика?
- Ты же ничего не знаешь. Ломоносов тоже мог прийти в Москву и некоторое время поработать грузчиком".
Читая этот рассказ в детстве, я всё недоумевала: разве грузчик - не человек?!! У него даже имени нет, просто "грузчик". "Своих друзей жених не пригласил, а может быть, их у него просто не было".
Ярко описана странная свадьба. Невеста, Катя, в веночке и платье из занавески, папа - мент и мама преподаватель марксизма-ленинизма в загс не собираются, а Кате это всё равно. Невеста очень неприятная: она плюёт в душу тёте Марьяне, приехавшей в бывший Ленинград помочь с застольем.
В этом рассказе Марьяна здорово получает за своё скотство, за мантру про аэроплан. Она узнаёт, что муж Аркадий изменяет ей тринадцать лет, с 1979 года, когда началась Афганская война.
Марьяна недалёкая, она не знает, когда был Ввод войск в Афганистан. Подруга Нина, институтский преподаватель, говорит, что в " 1976 году... кажется. Надо у Миши спросить".
Вот уж интересно, хотела ли Токарева показать таким образом тупость своей героини, или же ей безразличны фактические ошибки в её текстах? Потому что с 1976 года начинается неправильный отчёт событий в жизни Марьяны.
Всю дорогу домой и дома Марьяна ждёт взрыва, что именно сегодня Аркадий от неё уйдёт. А у неё "профессии - никакой". Она и сама хочет закатить ему скандал и выставить его за дверь. "Можно сунуться в совместное предприятие, секретаршей. Сунуть Кольку на продлёнку. Он там научится матерным словам".
Как будто её золотой ребёнок, "весь состоящий из рёбер и писка", не слышит их в школе! И неизвестно ещё, как он ведёт себя в этой самой школе.
И Марьяна принимает суровое решение: "Ничего она не скажет. Она будет ещё вкуснее готовить и ещё чище убирать. И Аркадий будет приходить из скандалов в тепло".
А на самом-то деле Аркадий никуда и не собирается уходить. Его устраивает налаженный быт.
Интересно было бы узнать, как сложилась жизнь героев в дальнейшем, и уже в наше время.
Но не факт, что Марьяна, законная жена, выиграет эту войну. Аркадию давно неприятно жить с ней, с нелюбимым человеком. Он её просто терпит. "Мне её жалко, - говорит Аркадий. - А тебя я люблю".
Аркадий ищет любой повод меньше бывать дома. Уже в самом начале рассказа он постоянно обрушивает на свою домработницу своё раздражение. А любовница, которую Марьяна прозвала в честь войны в Афганистане Афганкой, зовёт её "инфузорией-туфелькой".
И опять вопрос, есть ли в реале мастерская по реставрации старинных икон? Может быть, и есть, но у любовницы? И она помогает ему заработать денег на семью? Или просто так даёт хорошие деньги? Судя по всему, Афганка - человек занятой.
"- Что ты сравниваешь? - говорит Аркадий. - У тебя поездки, люди, встречи. А у неё что? Помыть, убрать, приготовить.
- Но живёшь-то ты с ней, а не со мной.
- Тебя я люблю. А её мне просто жалко".
Эта история, как и принято в художественной литературе, параллель к истории соседки.
"- Ты бы пошла за него?
- Так я же замужем.
- Но если ты полюбила человека...
- Любовь это любовь. А семья - это общие задачи. А какие задачи у нас с Андреем? Ругаться да обниматься".
Этот рассказ достаточно яркий для творчества Токаревой. И свидетельство, что пенсионерки 50-х годов рождения - ну отнюдь не святые. Да и странные они очень, не похожие на своих матерей, честных тружениц.
Свидетельство о публикации №225031701214