Ректорский дом. Часть 2

РЕКТОРСКИЙ ДОМ. ЧАСТЬ 2

ПО БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА МАТЕМАТИКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ЛОБАЧЕВСКОГО

Рассматриваю документы из витрины Музея Казанского федерального университета "Ректорский дом", я переношусь в март 1805 года в Казанскую мужскую гимназию на машине времени, функцию которой выполняет моё мышление. Мне не требуется переноситься в пространстве, ведь именно в том интерьере, в котором я сейчас пишу всё это происходило 220 лет назад. Тогда принималось решение о том, кто из гимназистов заслуживает перевода в ряды студентов Императорского Казанского университета в 1806 году. Директором Университета и Гимназии одновременно был назначен Илья федорович Яковкин, а курировал университет в статусе попечителя Степан Яковлевич Румовский.

От имени директора родителям и попечителям некоторых гимназистов были разосланы письма с просьбой рассмотреть возможность перевода того или иного гимназиста в ряды студентов Казанского университета с намерением в впоследствии их использовать на службе в университете в качестве преподавателей - учителей.

Прасковья Александровна Лобачевская собственноручно написала ответное письмо с подтверждением своего согласия в отношении её младшего сына (По поводу двух старших сыновей подобные согласия были ей написаны ранее и они стали первыми студентами Казанского университета).

"Милостивый государь!  Илья Фёдорович! Два письма из Совета гимназии от имени Вашего честь получить. Извините меня, что я по причине болезни долго не отвечала. вы изволите писать, чтобы я уведомила вас о своём намерении, желаю ли я, чтобы дети мои остались казёнными с тем, дабы окончить ученический и студенческий курс, быть шесть лет учителем. Я охотно соглашаюсь на оное и желаю детям, как можно прилагать свои старания за величайшую Государя милость, особливо для нас бедных. – Остаться честь имею с должным моим к вам почтением, Милостивый государь! В 19 марта 1805 года. Покорная ваша слуга Прасковья Лобачевская".

На основании каких преимуществ принималось решение о переводе гимназистов в Университет? Об этом рассказывает второй документ. Из нег же становиться ясным какими были классы в мужской гимназии тех времён: низшие (здесь об этом речь не пойдёт), средние и высшие с разными наименованиями по предметным областям знания: Российский, Татарский, Латинский, Греческий, Немецкий, Французский, Геометрии, Рисовальный, Истории всеобщей, Логики и Нравоучений.

"Его Превосходительству Господину Действительному Статскому Советнику Казанского Университета и округа его Попечителю и Кавалеру Степану Яковлевичу Румовскому от Директора Гимназии Профессора Яковкина

РАПОРТ

"В последнем собрании Совета минувшего 22-го декабря рассуждаемо было о переведении ныне из Гимназии в Университет для слушания Профессорских и Адьюнктских лекций следующих учеников: Сергея Граздовского (1), Павла Петрова (2), Николая Григоровича (3), Дмитрия Овчинникова (4), Семёна Кручинина (5), Михаила Юнакова (6), Матвея Пыхачёва (7), Евгения Телишева (8), Николая Лобачевского (9), Петра Трофимова (10), Ивана Пономарева (11), Гаврилу Панкратова (12), Ивана Попова (13), Михаила Аристова (14), Сергея Сычугова (15) и Владимира Панаева (16), по чему долгом моим почитаю представить о сём предварительно на благорассмотрение Вашего Превосходительства, донося при том, что сочтём не принимать в следующее собрание постановить о сём надлежащего определения и донести особенным рапортом Вашему Превосходительству. Профессор директор гимназии  Илья Яковкин. № 136 Декабря "31" дня 1806 года.


Список учеников Казанской Гимназии, получивших награждение при публичном Собрании в июле сего 1806 года.

1. Большие похвальные листы с книгою

1. Михайло Юнаков: из высшего Российского класса, Геометрического,  среднего Латинского, высшего Немецкого, Логики и Нравоучений, высшего Рисовального.

2. Пётр Воскресенский:  из Логики и Нравоучений, высшего Российского, Геометрического, Истории всеобщей, Географии, высшего Рисовального.

3. Дмитрий Овчинников: из высшего Российского, Геометрического, среднего Латинского, Логики и Нравоучений.

4. Иван Попов: из высшего Российского, среднего Латинского, высшего Немецкого, Логики и Нравоучений, Татарского.

5. Николай Лобачевский. Из высшего Российского, высшего Латинского, Геометрического.

6. Алексей Лобачевский: Из Геометрического, высшего Латинского, Истории всеобщей, высшего Немецкого.

7. Семён Кручинин: из среднего Латинского, высшего Французского, Татарского, Логики и Нравоучений".

Эти два документа из фонда Государственного Архива Республики Татарстан написаны гусиным пером чёрными чернилами на зеленоватых листах бумаги современного формата А4, в музее "Ректорский дом" представлены в застеклённой витрине. Я сфотографировала экспонаты для того, чтобы рассказать тебе, дорогой читатель, эту небольшую историю, бережно сохраняемую Казанскими историками разных поколений. Рукописные шрифты в русской орфографии XIX века не просто расшифровать, но небольшой опыт в этом у мен уже был.

Светлана Федорова, Казань, 17 марта 2025 г.


Рецензии