Гремлин - краткое содержание

Краткое содержание будущей фантастической книжки.

 Далекое будущее. Девушка Соня спасает людей во всемирном метро. (В мире будущего поезда метро ходят по всему миру, а тоннели проложены повсюду под землёй.) Спасать никого бы не пришлось. Но на крупнейшем газовом заводе (люди научились искуственно синтезировать газ в неограниченных количествах) произошла авария. Как результат - неконтролируемый синтез газа и, собственно, его утечка. Газ выделяется в таких количествах что не за горами теперь конец всего человечества. Люди просто не выживут в новой, полной ядовитых паров, атмосфере. В подземке временно воздух ещё остаётся чистым, ведь газ довольно лёгкий и поднимается вверх. Но со временем его становится слишком много. Он потихонечку проникает и в метро. Только и о том что в метро пока что чуть более безопасно - знают далеко не все. Соня ездит по станциям с громкоговорителем и предупреждает людей - не выходить из метро. После - когда она придупредит людей здесь - она рассчитывает уйти на поверхность и работать там - звать людей в подземку. Но людской поток в метро всё никак не кончается. Немудрено! Ведь столько людей ездит в метро во всём мире! Да и здесь далеко не все прислушиваются к предупреждениям. Многие всё равно выходят из подземки. Соня не знает что и делать. Она всегда работала с детьми - воспитателем младших классов. Но и там - с маленькими людьми - приходилось чуть-чуть легче. Их проще было организовать. Ей в меру сил помогает Святик - машинист поезда - который подвозит Соню со станции на станцию по её просьбе, а не по графику движения. Они ищут места, где больше людей, что бы спасти как можно больше пассажиров. Но на таких станциях ещё сложнее... Святик и Соня работают над системой оповещения, которая позволила бы предупреждать всех и везде. На одной из станций Святик ведёт Соню в тайную комнату, где маленький некрасивый мужчина предлагает Святику и Соне свою помощь. Он очень одаренный техник и попытается что-нибудь сделать. Его зовут Витя. Фамилия - Гремлин. Совсем как фантастическое сказочное существо. Да и внешне весьма даже похож - тоже страшненький, маленький и смешной. Но фамилия, как он объясняет - точно такая же как Калинин, Фомин или Никитин - вот только Гремлин. Но, смеясь замечает, что правда похож. Насчёт своей внешности он не комплексует - наоборот относится с юмором. Единственное что приносит неудобства - так это то что за свой непривычный вид он был изгнан из общества несколько лет назад. Тогда как раз был издан закон о том что некрасивые люди не имеют права жить вместе с остальными членами общества и портить "всеобщее лицо человеческой нации". По сути тогда Гремлина ждала смерть. Но в последний момент его друг - Святик - помог Вите спрятаться в маленькой каморочке, находящейся  в тоннеле метро недалеко от одной из станций. С тех пор Гремлин "закрылся" от людей во всех смыслах. Он жил в крохотной комнатке, где умещается только стол и малюсенькая кровать (благо ещё - обитатель комнатушки невысокого роста), что Святик кое-как умудрился достать и принести сюда. Он же подкармливал Гремлина иногда. Вначале Соня, узнав это, восхищается Святиком, который, на самом деле, не очень-то ей всегда нравился и настораживал своей отрешенностью и холодностью ко всему. Казалось так что и хорошие дела он ей помогает делать лишь только потому что слишком боится смерти или имеет на неё какие-то виды... Но Соня всегда эти мысли отбрасывала, ведь этого просто не может быть! Какие там виды?! Святик - видный красавец: высокий с бездонными светлыми глазами и соломенными волосами. А Соня - бледная, полненькая, измотанная работой, всё время взлохмаченная тусклая девушка. Как же она может ему нравиться?.. Он тоже немножечко тусклый. Но по красивому тусклый. А она - просто. Значит он действительно хороший человек, раз делает вместе с ней добрые дела. Теперь же, когда она узнаёт о том, как он помогал Гремлину - мнение Сони о Святике становится ещё лучше. Но сам Витя почему-то держится очень напряженно рядом с ним и немножечко дуется даже, как будто бы, на своего благодетеля. Он очень закрыт со Святиком и ведёт себя в чём-то сурово и даже несколько угрожающе - как маленький фантастический гремлин, в самом деле. Со временем Соня узнает (конечно сам Гремлин не скажет - все точки над и расставит случай) о том, что, хоть Святик и помогал - но только ради того чтобы ощутить чувство собственной значимости и превосходства. По сути он закрыл Гремлина в тайной комнате и использовал его талант к технике в своих целях, всё время унижая своего подопечного, издеваясь и заставляя чувствовать себя ничтожеством, обязанным жизнью Святику. По сути - в его руках Гремлин стал никому неизвестной и полностью беспомощной жертвой Святика, который обязан был беспрекословно выполнять все его поручения за одну только плату - жизнь. Святик добивался полного повиновения, чувства всецелой и во многом чрезмерной благодарности, и просто самоутвеждался за его счёт. Он превратил Гремлина, по сути, в смешную презренную домашнюю зверушку, которая не имеет возможности выйти на свет и кому-либо пожаловаться. Никто в мире не подозревает о том что красавец Святик, на самом деле - жестокий психопат, который держит лицо только благодаря тому что ему есть на кого выплеснуть гнев и досаду на жизнь тайком. Никому неизвестная жертва эмоционального насилия все эти годы пыталась не потерять себя и сохранить связь с потерянным для него миром. На стенах комнатушки он день за днём рисовал те картины, что раньше видел в мире: леса и дома, горы и море, солнечный свет и дождь, цветы и глаза людей. Обо всём этом он рассказывает Соне, когда приходит нужный момент и когда Святик оставит их одних - уходит по срочному делу. Но на стенах каморки Соня не видит совсем ничего - это только обшарпанные ободранные серые бетонные плиты. Всё это Гремлин, конечно же, рисовал про себя. По настоящему нарисовать - Святик ему бы не дал. За любую линию на жутких бетонных блоках Гремлину грозила серьезная взбучка. Но в душе...
 Гремлин не может помогать Соне и Святику предупреждать людей в метро и на улице - он слишком страшен и непривычен для общества. Его не послушают - а скорее наоборот: испугаются его советов. Поэтому всё, чем он может помочь - это попробовать разобраться с системой оповещения и приглашать Соню и Святика к себе в каморку, где дверь закрывается очень плотно и где есть возможность немного отдышаться от накапливающихся в воздухе ядовитых паров. Там они встречаются, пьют чай и разговаривают - не очень весело конечно... ведь, все равно - как сильно бы Соня не старалась помочь людям спастись - конец близок и гибель цивилизации уже, кажется, не отвратима. Они только могут кое-как попытаться продлить жизнь маленькому количеству людей. Ведь, рано или поздно (и это будет, в любом случае, очень скоро) газ спустится и в метро. А значит... Гремлин, в какой-то момент, в разговоре упоминает о давно забытой вере - вере в то что всех после смерти ждёт и ещё одна жизнь: новая. Если ты вёл себя хорошо - то прекрасная. Если нет - то... Он в красках описывает Соне как в этой, будущей жизни, он надеется снова увидеть деревья и солнце, цветы и людей, снова начать жить и даже быть, наконец-то, любимым. Соня раньше никогда не задумывалась о том - что такая жизнь существует: какая-то жизнь после смерти. Она начинает всё глубже погружаться в мысли Гремлина и видеть даже то, что он рисует у себя на стенах. Она чувствует то, как сильно он всё это время любил людей, которые выгнали его за пределы своего общества и чуть не лишили жизни. На самом деле, все эти годы пытаясь поддерживать связь с потерянной жизнью, он надеялся что однажды он сможет изобразить свои  воображаемые картины в реальности и что они, каким-то образом, смогут помочь людям, спасти их и излечить. В один момент Соня тайком приносит ему лист бумаги и цветные карандаши - они завалялись у неё в большой сумке каким-то образом, ведь она частенько рисовала на работе вместе с детьми. Гремлин начинает рисовать. Вначале он, правда, рисует похоже на то, как рисуют и дети в младшей группе, и чуть было совсем не бросает это дело, разочарованный в своих способностях. Но Соня убеждает его продолжить. Скоро Гремлин перестаёт бояться (а это и было тем, главным, что мешало и жить и творить) и начинает изображать мир таким, каким даже сама Соня давно разучилась его видеть. Она осознает что и остальные люди не видят того что имеют настолько хорошо, как это способен разглядеть человек, лишённый всех этих благ - обычных благ мира. Внезапно девушка оказывается как будто бы внутри одного из рисунков - в чудесном пространстве, которое находится здесь же, в комнатушке - но будто бы и не здесь. Она все-все видит отсюда, но её саму теперь не видно. Это выясняется когда в комнате появляется Святик и, как будто не замечая её присутствия, говорит с Гремлиным. Он, сначала в шутку, намекает на то что Витя Соне, вероятно, понравился и развивает идею о том, что она хочет стать с ним парой. Постепенно шутки переходят в злость и Святик даёт понять Гремлину что у Сони на уме одно - самоутвердиться за его счёт: выйти замуж за урода, который будет всегда ниже её. Ведь вместе с любым другим - она сама будет всегда в положении уродца. Он внушает это Гремлину и в конце концов совсем выходит из себя. Так Соня становится свидетельницей побоев и жестокого обращения, осознавая - что происходило в каморке все эти годы. Она, так же, понимает что Святик сам к ней относится именно так, как, по его словам - она отнеслась к Гремлину. Теперь все становится на свои места: в ней молодой человек тоже видит свою новую жертву, которую можно будет всю жизнь унижать и терроризировать... Хотя и этой жизни-то для всех осталось, казалось бы, не так-то и много. Но кажется - Святика это ограниченное количество времени только больше злит и заставляет ещё больше желать сорвать злость на кого-то, пока ещё есть время. Теперь уже и Соня его боится - но, конечно же, постарается не подать вида. Она только, при первой возможности, побеседует с Гремлиным и узнает у него - как прошли эти последнии годы в присутствии Святика?.. Разговор состоится. И Соня опять окажется в мире, который находится и здесь и, в общем-то, не здесь. Она понимает - что это внутренний мир Гремлина, которым она прониклась. И у обоих возникнет мысль о том, что возможно - если он создаст более крупный рисунок, то в его мир смогут попасть куда больше людей. В какой-то момент Соня просит у Святика разрешить Гремлину разрисовать стены той краской что есть в служебном помещении. Ведь - как она это объяснит - ей хотелось бы видеть природу, которой теперь она лишена: наверх выходить опасно. Святик нехотя соглашается. Он чувствует что что-то здесь неладно. Когда стены оказываются разрисованы - крохотная каморка действительно расширяется и её стены превращаются в большие пространства - в целый мир, полный красот... полный всего, что когда-нибудь Гремлин любил и ценил. Этот мир - живой и прекрасный, безопасный и абсолютно пригодный для жизни. В этот мир можно позвать сколько угодно людей и возможно что многие здесь спасутся. Тогда все трое тотчас же принимаются за дело (Святик тоже оказывается посвящён в тайну открывшегося в комнатушке нового мира). Они употребляют всё время на то чтобы позвать сюда как можно больше людей. Но это оказывается не так-то и просто: не все хотят идти за незнакомцами в тоннель неизвестно куда, а те что все-таки попадают в большой мир внутри комнатушки - уже не хотят его покидать, в страхе за свою жизнь (утечка становится всё более серьёзной и время стремительно кончается). Но несколько смельчаков всё же решаются выйти опять и засвидетельствовать остальным что люди из странной тройки - и правда предлагают путь спасения. В конце концов слух о спасительной двери расходится по всему миру и составы метро отовсюду устремляются, переполненные пассажирами, к заветной станции - той, возле которой находится комнатка Гремлина. Соня, Витя и Святик, который впоследствии отделяется от них - руководят толпой, направляют её и организовывают как могут. Ажиотаж достигает пика потому что пары газа всё в большей концентрации проникают в метро и дышать становится всё тяжелее. Доехать до спасительной комнатки могут успеть не все, хотя вместить она наверняка могла бы всё население. Соня и Гремлин, с трудом дыша, держат дверь для входящих и отмахивают газ в сторону от каморки, чтобы он, по возможности, не попал внутрь. Один человек из толпы узнаёт Витю и начинает расспрашивать его - где он был и куда исчез? Это его бывший адвокат, который работал с делом о внешности, из-за которого Гремлин был вынужден скрыться от людей. Так Витя узнаёт о том, что документы, в которых говорилось что он приговорён к смерти - на самом деле были подделаны Святиком ещё тогда - много лет назад. На самом деле он был оправдан. Его внешность всё-таки умещалась в допустимые рамки. Он мог оставаться и жить среди людей. А всецелая благодарность, внушавшаяся Святиком, за его благодеяния - на самом деле совсем не была оправдана. Приходят последние составы - наполовину пустые. Людей приезжает уже совсем немного: только последние, кто ещё не успел доехать раньше. Но вместе с ними из вагонов выходят и большие клубы белого дыма: газ уже в метро. Его становится катастрофически много. Приходит последний состав. Из кабины машиниста выскакивает Святик. Он узнаёт о том что Гремлин всё знает и после короткого выяснения отношений просится все-таки в заветную комнатушку. И Гремлин пускает: как может он не впустить туда того, кто однажды впустил его?.. Хотя теперь всё совсем иначе... Последние пассажиры с трудом добираются до двери - чуть не падая от удушья. В жуткой панике и спешке они расталкивают друг друга и ломятся в узенькую дверку, отталкивая, в том числе, и Гремлина с Соней. Газа становится много. Слишком много. Он начинает просачиваться и в маленький новый мирок, что укрыл множество пассажиров от надвигающейся беды. Последние из входящих в спешке захлопывают дверь и изнутри закрывают на ключ. Гремлин и Соня не успевают попасть внутрь. Они стучат и кричат - просят чтобы им открыли. Но за дверью никого: внутри все уже отправились гулять по просторам нарисованного мира. Гремлин и Соня видят только двух маленьких детей (мальчика и девочку), что весело подбегают к окошку недалеко от двери и ничего не понимая радостно машут им и смеются. Вначале двое пробуют объяснить детям как открыть дверь, но вскоре понимают что всё бесполезно. Тогда Гремлин показывает, улыбаясь, двум детишкам - как можно нарисовать на бумаге домик. У него как раз остался с собой карандаш и бумага. Дети радуются и рисуют такой же домик пальчиками на стекле. Соня тоже улыбается детям и играет с ними через стекло, пока кто-то из взрослых с той стороны быстро не забирает детей внутрь.
 Соня и Гремлин остаются одни. Дышать жутко трудно, но всё ещё понемножку можно. Они спокойно разговаривают друг с другом в оставшееся время. Всё больше хочется спать... Соня говорит о том, как это странно - что иногда всего один человек может вместить в себя весь мир и всех людей, а весь мир и все его люди - не могут вместить в себя и принять всего одного человека.
 Гремлин кивает, заметив что самое страшное здесь другое - то что всё-таки им никого не удалось спасти. Все эти люди, способные бросить других в беде - всё равно только на время продлили себе земную жизнь. А вечной жизни - небесной - с такими душами не найти. Так что же толку в том, что Гремлин и Соня им помогли отыскать эту маленькую каморку теперь?.. Она и в сравнение не идёт с будущей жизнью. Они всё равно никого не спасли... Разве что...только если дети...
  Спать хочется всё сильнее. Соня и Гремлин решают теперь-то пойти наверх и в последний раз посмотреть на мир. Но понимают что кажется уже не дойдут. Тогда Гремлин, смеясь, начинает ходить как канатоходец по рельсе, что вслед за ним повторяет и Соня. Когда-то они говорили о том, что рельсы метро превратились для Вити в весь мир - во все, что он видит из окна - а пройтись по ним спокойненько - его давняя глупая мечта, которую воплотить он, и то, никогда не решится: ведь побоится попасть под поезд. Теперь поезда не ходят...
 Гремлин с Соней идут по рельсам из тоннеля в сторону станции. Но постепенно они попадают не на привычную станцию, а в прекрасный чудный мир, какого ещё никогда в жизни не видели.


Рецензии