А как же детям текст понять и пересказать. От 7

Домашняя школа грамотности, по материалам книг  педагога  Екатерины Бунеевой.
"Моей внучке восемь, говорит хорошо, читает, а вот рассказывать не очень получалось. В этом возрасте ещё трудно построить связный рассказ по картинкам или пересказать небольшой текст, нужна подходящая методика и много практики. Пришлось бабушке сделать специальную книжку."

Идея такова, в двух словах: читаем три текста на одну тему (стихотворение, рассказ маленький и диалог), обсуждаем, потом вместе строим рассказ по картинке с опорой на эти тексты. То есть получается рассказ по картинке + пересказ. Удобно, потому что и зрительная опора есть, и содержание.

Когда книжка в электронном формате.

"Пока она готовилась, я распечатывала странички, и мы с внучкой Верой их тестировали.
-- На развороте три текста, они связаны по смыслу. Предлагала на выбор: какие она хочет сама прочитать, а какие мне достаются. Чтобы выбрать, ей надо было просмотреть, а это уже чтение. Когда текст читала я, Вера следила и договаривала последнее слово или дочитывала, когда я останавливалась.

--Интересно было обсуждать лексическое значение слов. Например, прочитали название темы: «Ничья!» Спрашиваю, что это. Вера: это когда не твоё и не моё. Я подхватываю: да, игрушка, например, лежит на скамейке, не знаем чья – ничья. А ещё когда так говорят? Игра какая-то, соревнуются команды, результат одинаковый – ничья. Проверим, про какую "ничью" эти тексты. Читаем первый и догадываемся: это игра в футбол, значит счёт будет "вничью". Вера очень веселилась, когда в стихотворении слово «забили» прочитала как «забыли» и получилось «забыли белки зайчикам в ворота первый гол». Ну раз смеётся, значит понимает смысл обоих слов.

--Выяснилось в процессе, что Вере больше нравятся диалоги героев. Я читала ремарки в скобках (как говорят персонажи: весело, громко, испуганно и прочая), а Вера --  реплики. Очень трогательно произносила слова испуганного щенка Тузика! Потом распределяли роли и читали ещё раз по ролям. И вот интересно: когда составляли устный рассказ по картинке, Вера в него включила этот диалог.
Попутно учились не повторять всё время слово «говорит» («сказал»), а заменять синонимами: произнёс, ответил, согласился, возразил, закричал, зарычал и пр.

-- В этом пособии есть специальное задание для взрослых, оно помогает составить рассказ вместе с ребёнком: даю готовое вступление (первое предложение), дальше план: о чём сначала сказать, о чём потом, а затем последнее предложение (заключение) – тоже в готовом виде. Проверили: очень удобно. Сначала вместе рассказываем: я начинаю каждое предложение, ребёнок продолжает, а второй раз уже сама, по памяти.

Вот рассказ про Тузика , наше коллективное творчество:

«Как-то раз к ёжику Васе пришёл пёс Барбос. Он привёл сына Тузика.

Барбос живёт в деревне, а Вася в лесу. Они друзья. Мечтал Барбос, чтобы Тузик нашёл себе друзей. Волчата не захотели с Тузиком дружить. Он не такой, как они: «Фу! Домашний, а мы дикие. Уходи!». Тузик очень огорчился. А белочке Арише и зайчатам щенок понравился. «Тузик добрый! Давай дружить!» - сказали они.

Теперь у Тузика есть друзья!»

Пробовали время от времени готовое заключение заменять своим, так и двигались потихоньку. А поскольку Вера была экспертом (кстати, хорошая мотивация для современного ребенка), она каждый разворот подписывала и галочку ставила: проверено, можно читать.
***
Вот такая замечательная история для мам и бабушек, для воспитателей продленной группы и частных педагогов, репетиторов.
Редакция текста Астаховой Светланы


Рецензии