Роль творческих задач в педагогике
Как всякая лженаука, она в своей деятельности использует яркие, привлекательные и эффектные элементы. Таковыми являются так называемые творческие задачи, которые призваны продемонстрировать высокие достижения и профессионализм педагогов, которого на самом деле нет по определению. Рассмотрим конкретный механизм такого педагогического подхода.
Задачи формируются людьми, имеющими к этому способности, и это дело не очень простое. Такие задачи технологически создаются задом наперёд. Сначала задаются корни или прочие элементы решения, а затем ступень за ступенью постепенно накручиваются всевозможные усложнения. Если задачи создаются нормальными авторами, то они рассчитаны на среднюю нормальную догадливость и, конечно, на знание программного материала. Роль нормальных задач состоит в том, чтобы формировать нормальных будущих инженеров, а не разгадывателей ребусов, гордящихся тем, что могут разгадывать ребусы. Для этого надо соблюдать разумный предел накручивания и запутывания, делая основной упор на знании материала, а не увлекаться вязанием узлов наподобие гордиева, соблюдая предел разумного комбинирования.
Но у одних одержимых педагогов чешутся руки, чтобы навязать таких узлов-ребусов, а у других продемонстрировать перед классом свой высокий уровень способности решать эти запутанности и свой высокий уровень преподавания, уж коли они разбирают и задают на дом такие сложные задачки. Теперь давайте посмотрим, почему тут нет никакого мастерства ни у той, ни у другой группы одержимых педагогов.
У представителей первой группы, которые создают эту хрень в этом нет никаких признаков мастерства, потому что запутывать и перемешивать — это не мастерство, а идиотизм, потому что запутать и перемешать может даже дурак, как домино на столе. Истинным мастерством здесь было бы создание таких задач, которые имели бы высокий обучающий потенциал, подводя постепенными мягкими и умеренными усложнениями к формированию нормальных навыков и нормальной интуиции в расчёте на нормальный средний ум. Но эти «умельцы» понаворачивали без всякой оглядки на нормальное детское сознание, а потом для педагогов другой группы написали брошюру по решению данных задач. Теперь педагог, преподающий в школе показывает решение перед классом, предварительно выучив решение по такой брошюре, а потом задаёт ещё такие на дом. А то и вообще просто задаёт. Так он поддерживает марку творческого и передового педагога. По такому принципу теперь работают все педагоги в классах с углублённым изучением. При этом настоящих глубоких знаний ими не даётся.
Свидетельство о публикации №225031700061
Пример 1.
Изучается тема скорость.
Учитель дал словесное определение, написал на доске формулу V = S/t.
Задаёт «задачу».
Дано:
S = 200 км
T = 5 ч
Определить V
Это задача?
Нет это арифметический пример. Что развивает эта «задача» – память. Ученик ещё раз видит перед глазами формулу, более того записывает её в тетради. Формула закрепляется в памяти.
Пример 2
4 точки по вершинам квадрата. Соединить все точки 3 прямыми линиями не отрывая карандаш от бумаги и вернувшись в исходную точку.
Да, это задача, задача на развитие образного мышления.
Задача всегда должна содержать элемент неопределённости и задействовать процесс мышления в поисках решения. Естественно, что при этом активизируется и память, собственно, активизируется весь мозг, включая эмоциональную сферу. Ибо пребывание в состоянии незнания решения сопровождается всплеском отрицательных эмоций. а ситуация момента решения всплеском положительных эмоций – радость открытия.
Развитие мышления в задействовании механизма мышления. мышление развивается на любых задачах, без привязки к предметной области. При решении задачи рождаются новые смыслы или новые образы и в этом смысле ВСЕ задачи творческие, если они задачи.
Сергей Карпов 6 17.11.2025 09:00 Заявить о нарушении