Информация как одна из форм движения Ч. 1
Введение. Состояние вопроса на сегодняшний день. В «Философском энциклопедическом словаре» читаем: «Понятие информации стало общенаучным понятием, т.е. общим для всех частных наук, а информационный подход, включающий в себя совокупность идей и комплекс математических средств, превратился в общенаучное средство исследования.
… Последовательно материалистическая, опирающаяся на данные современной науки, трактовка природы информации развивается в диалектическом материализме, исходящем из первичности материальной информации по отношению к идеальной и глубокой связи информации с отражением. В марксистской литературе сложились две основные концепции информации:
1)как формы отражения, связанной с самоуправляемыми системами;
2)как аспекта, стороны отражения, которая может передаваться, объективироваться.
Наиболее распространенным (но не общепризнанным) является
определение информации на основе КАТЕГОРИИ РАЗНООБРАЗИЯ (развитое английским кибернетиком и биологом У.Р.Эшби) и категории отражения как свойства ВСЕЙ материи, впервые предложенное и обоснованное философами-марксистами. Однако не существует одного общего определения понятия информации. Порождает ДИСКУССИЮ вопрос о предметной области понятия информации (является ли она свойством всех материальных объектов, или только живых и самоуправляющихся, или же только сознательных существ и т.п.). Проблема информации является одной из наиболее актуальных и ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ в условиях современной научно-технической революции, характеризующейся, в частности, передачей информационных функций от человека к машинам в самых широких масштабах».*
Со времени советского издания словаря прошло более тридцати лет, пришел капитализм на просторы СНГ, но ситуация с выяснением феномена «информация» (сведений) не сдвинулась с мёртвой точки. Продолжаются (типа научные) споры среди «исследователей» со степенями и без оных, пытающихся разгадать «улыбку Джоконды», которая снисходительно посматривает на эти схоластические препирательства вокруг себя. Следовательно, проблема феномена «информация» носит объективный характер и не зависит от общественно-экономической формации. Разгадка сего феномена прямо зависит влияния другой «дамы», которую зовут диалектика и с которой большинство «исследователей» не только не дружат, но даже незнакомы. Такого неуважения к себе диалектика, как и всякая «дама», не прощает и заводит дискуссии в такие СХОЛАСТИЧЕСКИЕ лабиринты, что академические «специалисты» там бродят всю жизнь, при этом свято веря, что они развивают науку.
Как вклад в разгадку феномена «информация» и подготовлен данный материал.
Итак, имеем две, более-менее, марксистские концепции на проблему возникновения феномена «информация» (сведений) и немарксистскую в лице буржуазного кибернетика/психиатра У.Р.Эшби (1903-1972 г.) и его российских эпигонов. Как будет показано ниже, опираясь на работы классиков марксизма природа феномена «информация» имеет немного другой характер, чем концепции у «марксистов» и определение «информации» буржуазного кибернетика. Поэтому для выяснения природы «информации» (сведений) применена всеобщая категория «движение», которая наиболее адекватно выражает сущность и форму этого явления объективной реальности.
Принцип отражения лишь косвенно касается природы феномена «информации», а умозрительная категория «разнообразие» вообще никак не связана с происхождением сего явления, т.е. не является предпосылкой для её возникновения/объяснения. В лучшем случае это слово может быть использовано для характеристики неодинаковости информации об объективной реальности. Например: «информация разнообразная», т.е. в качестве предиката к субъекту суждения «информация», в котором выражается неодинаковость сведений о чем-либо.
Ликбез. Тема философски тяжелая, требует хотя бы элементарных знаний в этой сфере и поэтому без «Букваря» никак. Общеизвестно, что мир (реальность) находится в постоянном движении/изменении. Это поняли еще в древности: нельзя дважды войти в одну и ту же реку, т.е. существует вечное, неостановимое движение, как неостановимо время. Что такое движение??? Это постоянное изменение всего (материи) во времени и перемещение в пространстве, т.е. в пространственно-временн;й неразрывности. А изменение/движение является принципом существования всего вокруг и нас в том числе. Даже когда человек спит, он изменяется внутри себя (обмен веществ) и перемещается вместе с планетой в мировом пространстве.
Наши мысли постоянно в движении пока мы живы, и даже когда человек спит какая-то часть мозга продуцирует мысли. У классика в «Диалектике природы» читаем: «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т.е. понимаемое как способ существования материи, как внутренне присущий материи атрибут, (свойство, С.К.) обнимает собой все происходящие во вселенной процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением». [Соч. т. 20, с. 391]. (Выделено мной. С.К.).
Следовательно, как материальные (физические) виды перемещения, так и наше мышление охватываются категорией «движение», но в тоже время наши мысли являются самой высокой формой из всех видов движения. Понятно, что все формы/виды движения изменяются – преобразуются - эволюционируют согласно принципам и законам диалектического материализма (диамат – сокращенно).
Здесь необходимо отметить принципиальное различие между мышлением и остальными формами движения, несмотря на то, что все они охватываются одной категорией «движение». Наше мышление является нематериальной (логической, абстрактной) высшей формой движения, а все прочие виды движения материальны, т.е. их можно увидеть, ощутить, зафиксировать приборами и т.д. Они составляют более низкие виды движения относительно мышления, которое может сознательно (целенаправленно) влиять на материальные виды движения, т.е. оно активно относительно материальных видов.
Хотя мышление имеет материальную основу в виде физиологических процессов в мозге, но, тем не менее, нельзя путать интеллектуальный (логический) процесс мышления и физиологический процесс, т.е. четко различаем «надстройку» и «базис» в мышлении. Находятся «интеллектуалы», которые эти процессы не различают и утверждают, что мысли материальны и пытаются зафиксировать их приборами. За пределами диалектического материализма (в идеализме) хватает подобных «специалистов» с нетрадиционной интеллектуальной ориентацией, несмотря на их степени и звания…
О том, что мысль нематериальна (абстрактна, идеальна) читаем у доктора философии Карла Маркса: «Как посредством абстракции мы превращаем всякую вещь в логическую категорию, точно так же стоит нам только отвлечься от всяких отличительных признаков различных родов движения, чтобы прийти к движению в абстрактном виде, к чисто формальному движению, к чисто логической форме движения». [«Нищета философии». Соч., т. 4, с. 131]. (Выделено мной. С.К.).
Следовательно, несмотря на нематериальную, абстрактную форму движения, наше мышление является реальным, существующим. Возникает вопрос: как нематериальное, абстрактное (неосязаемое) может быть реальностью??? (Как сказка может стать былью???). Кажущийся парадокс легко разрешается, если понимать, что мы можем видеть/осязать не само мышление, а его проявление, т.е. когда человек начинает реализовывать задуманное, желаемое, которое существует в голове в виде понятий (нематериально/идеально).
«…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» в наши представления и понятия. [Соч., т.23, с.21].
Таким образом, первоначально посредством абстракции человеческое мышление превращает мир в понятия/категории своего содержания, т.е. в нематериальное, а затем происходит обратный процесс. При практической деятельности человек преобразует понятия своего мышления в вещи, товары и т.д., в материальные объекты, опредмечивает свои мысли. Именно материализуя свои понятия в предметы, человек тем самым подтверждает реальное существование своих мыслей, хотя они и абстрактны, нематериальны.
Такой вот парадокс создала природа своей эволюцией: нематериальную реальность, т.е. мышление. На этот счет можно привести известный тезис 11-й тезис К.Маркса о Л.Фейербахе: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его", т.е. материализовать человеческие замыслы и тем самым изменить реальность. [Соч., т. 3, с. 4, 5].
Именно этой особенностью своего мышления человек отличается от животных, ибо у животных аналогично формируются понятия под воздействием окружающей среды, но обратный процесс преобразования понятий в орудия труда (предметы) отсутствует. (Врождённые инстинкты животных здесь не рассматриваются). Нет активной части мышления/сознания, т.е. животные не могут оперировать понятиями, чтобы материализовать задуманное, а человек может. Именно поэтому человеку для формирования активной части мышления/сознания, т.е. как личности жизненно необходима человеческая среда. При её отсутствии человек остаётся на уровне Маугли, т.е. почти животного.
Читаем у Гегеля: «Во взаимоотношениях с предметом Я бывает 1)пассивным, а предмет – причиной определений во мне. В этом случае имеющиеся во мне определенные представления появляются оттого, что непосредственно наличные предметы производят на меня какое-то впечатление. Это и есть теоретическое сознание.
.… 2)противоположным образом проявляет себя Я как практическое сознание, когда нужно, чтобы определения Я не оставались только определениями его представления и мышления, а сделались внешне существующими. Тут уж я определяю вещи, я являюсь причиной изменений данных предметов».
[«Работы разных лет в 2-х томах», М., 1972, т. 2, с.7-8]. («Я» у Гегеля – это наша внутренняя сущность, которую каждый из нас ощущает как своё «я»).
И далее у Г.Гегеля читаем: «Теоретическое сознание рассматривает то, что есть, и оставляет всё это так, как есть. Практическое же сознание является деятельным; оно не оставляет того, что есть, таким же, а совершает в нем изменения и само создает определения и предметы. – В сознании, таким образом, налицо Я и предмет; при этом либо Я бывает определено предметом, либо предмет мною». [Там же, с.16].
Следовательно, наше сознание/мышление состоит из двух одновременно взаимодействующих половинок: сначала, под воздействием отражения внешнего мира, мозг формирует наши представления/понятия, а затем мы воздействуем на мир на основе наших сформировавшихся представлений/понятий.
Другими словами, сначала, нас не спрашивая, т.е. независимо от нас мозг создает/формирует нематериальные (идеальные) мысленные формы (понятия/представления) внешнего и внутреннего мира в нашем мышлении. Таким образом, понятия/представления производны от внешнего мира. На втором этапе, мы материализуем наши понятия и представления, преобразуя/изменяя внешний мир и самих себя.
Далее. Материальные формы движения имеют несколько очень условных градаций на виды, ибо абсолютных границ между ними установить невозможно ввиду взаимосвязанности всего и вся в объективной реальности. Итак: простое перемещение в пространстве (механическая форма движения), химические реакции, человеческая история – социальная форма движения, электромагнитные и гравитационные поля, потоки элементарных частиц и т.д.
Здесь же надо указать и причину движения (изменения) всего и вся, ибо часто материалистам задают провокационный вопрос: а кто этим всем движет, за счет чего всё движется?, намекая на существование Всевышнего.
Читаем у классика: «Вся доступная нам природа образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезды и кончая атомом и даже частицей эфира, поскольку признается реальность последнего. В том обстоятельстве, что эти тела находятся во взаимной связи, уже заключено то, что они воздействуют друг на друга, и это их взаимное воздействие друг на друга и есть именно движение». [Соч. т.20, с. 392].
Следовательно, взаимное действие всего и вся друг на друга обеспечивает всеобщее движение в пространстве и времени всех, т.е. объективная реальность движется сама по себе за счет воздействия тел друг на друга и независимо от нас. Само взаимодействие возникает за счет неодинаковости, разнообразия форм объективной реальности, т.е. формы существования мира неограниченно различны в пространстве и времени. (Раскалённые звёзды и холодный космос, туманности и планеты и т.д.)
ТЕПЕРЬ по теме! Длилось это материальное движение/изменение миллиарды лет пока на Земле не зародилась жизнь, т.е. к неорганической природе добавилась органическая, живая. Это произошло согласно одному из принципов диалектики, который гласит: развитие (эволюция материи) заключается в раздвоении единого (предмета, явлении, мысли) на противоположности. Таким образом, матушка-природа в своем развитии (движении) во времени и пространстве разделилась на неживую и живую, т.е. возникли самоуправляемые системы, а не самоуправляющиеся, как выражаются академические специалисты по всяким системам большим и маленьким.
Здесь возникает вопрос: как отличать неживое движение от живого, по какому ключевому (существенному) признаку, так как законы и принципы существования этих реальностей несколько различаются, хотя имеются и общие для обоих. Снова читаем у классика марксизма в «Диалектике природы»: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка»*.
Внизу страницы добавлено:
*«И у неорганических тел может происходить подобный обмен веществ, который и происходит с течением времени повсюду, так как повсюду происходят, хотя бы и очень медленно, химические действия. Но разница заключается в том, что в случае неорганических тел обмен веществ разрушает их, в случае же органических тел он является необходимым условием их существования». [Соч., т. 20, с. 616 и см. там же «Анти-Дюринг», с. 83. Курсив классика].
Из определения феномена жизни/не-жизни Ф.Энгельса с необходимостью следуют три вывода:
1.Живая природа (реальность) отличается от неживой реальности по итогам, результатам обмена веществ. В первом случае обмен способствует сохранению жизни, функционированию живого, а во втором случае – разрушает неживую (неорганическую) реальность, т.е. происходит переход в другой вид объективной реальности (материи).
Из первого вывода следует вывод -
2. Живой природе (реальности) жизненно необходимо было знать результаты обмена веществ (движения) для сохранения своего существования. Ответом на эту эволюционную необходимость стало возникновение сведений о результатах обмена и обратной связи, по которой они передавались в управляющий орган живого. Без получения сведений о результатах обмена он в живой (органической) реальности невозможен в принципе, т.е. самоуправление не может возникнуть.
Следовательно, информация, как явление (объективной реальности), как процесс передачи сведений (движение), возникла именно на этапе зарождения жизни на планете и первоначально выглядела как некий материальный био-импульс (обратная связь) в управляющий орган о результатах обмена.
Таким образом, можно утверждать о существовании причинно-следственной связи между фактом зарождения жизни и возникновением феномена «информация» (сведения).
Данная связь подтверждается всеобщностью обмена/движения, который присущ живой реальности, является её всеобщим свойством (атрибутом). Всеобщность обмена (движения) обусловливает и всеобщность сведений (информации) о результатах обмена, т.е. существует объективная закономерная связь между обменом и возникновением сведений (как вида движения) об этом. Следовательно, информация, как одна из форм движения, свойственна исключительно живым (самоуправляемым) системам.
3.В неживой реальности явление информации (и обратная связь) не могло возникнуть в принципе. Здесь обмен веществ (движение) всегда разрушает/изменяет форму существования объективной реальности и поэтому сведения о распаде никому не нужны, так как они никак не влияют на объективный процесс разрушения/изменения форм неживого бытия.
Следовательно, феномен «информации» (сведений) не является атрибутом всей реальности (материи), как голословно/умозрительно утверждают некоторые «марксисты-исследователи» и никогда им не был. Поэтому понятие «информации» неадекватно ставить в один ряд с такими философскими категориями как «материя», «пространство», «движение», «отражение», «случайность», «время» и т.д.
Феномен «информация» должен рассматриваться в рамках исторического материализма, т.е. там же где «обмен» «движение в нематериальной форме», «сознание», «мышление» и т.д. Истина всегда конкретна – этот принцип материалистической диалектики должен всегда незримо присутствовать в рассуждениях об информации всех исследователей.
Игнорирование «марксистами» и прочими «исследователями» деления реальности на неживую (неорганическую) и живую (органическую) препятствует адекватному объяснению возникновения феномена «информация» на определенном этапе эволюции объективной реальности (материи).
Далее. Первоначально существование информации (сведений об обмене с окружающей средой) имело место быть в материальной форме до появления сознания (психики/мышления) сначала у животных, а затем у человека. Пройдя эволюцию от простейших до животных, материальная информация (био-сигналы) согласно принципу диалектики раздвоилась на противоположности. Из материальных сигналов об обмене выделились нематериальные в виде представлений и понятий (мышление).
При формировании у человека представлений, понятий и т.д. сведения об обмене (вещественном и интеллектуальном) превратились в многочисленные абстрактные понятия нашего мышления, нематериальную форму движения. У доклеточных и одноклеточных сведения об обмене (информация) остались в материальной форме.
У Ф.Энгельса в «Диалектике природы» читаем: «Само собой разумеется, что изучение природы движения должно было исходить от низших, простейших форм его и должно было научиться понимать их прежде, чем могло дать что-нибудь для объяснения высших и более сложных форм его». [Соч., т. 20, с. 391].
Следовательно, движение наших мыслей (мышление) является абстрактной, нематериальной формой движения, высшей формой движения вообще. С её помощью мы отражаем/познаем/преобразуем все более низкие материальные формы движения: механическое перемещение, химические реакции, физические явления, социальную форму движения - историю человечества и т.д.
Движение/формирование представлений, понятий в мозгу человека адекватно движению объективной реальности вне человека и внутри его. В неживом мире (реальности), взаимодействие между различными её видами является переносом исключительно материальных видов движения. Если живое взаимодействует с неживым, то материальные параметры неживого (свет, температура, влажность и т.д. трансформируется в представления и понятия мышления т.е. превращаются в нематериальную форму движения (информацию), осмысливаемую человеком (животными).
Именно движение в нематериальной форме (понятия) является той субстанцией, которая переносит информацию «в себе», т.е. в неразвернутой форме. Преобразуясь из понятий в конкретные сведения (данные) в виде цифр и других знаков информация разворачивается в положение «сведения для нас», ибо становится доступной для прочтения/считывания.
Но информация может быть передана и в положении «в себе», т.е. как понятие (без цифр), как смысл, замысел, намёк и т.д. Это происходит при передаче информации условными знаками, жестами, выражением глаз и т.д. Например, придорожные знаки для водителей и пешеходов передают смысл, понятие, т.е. в нематериальной (абстрактной) форме сообщают о правилах поведения на дороге. Действия охотников прекрасно понимают звери, на которых идет охота, т.е. смысл действий сторон охоты понятен из их поведения, т.е. понятия передаются в виде нематериальной (абстрактной) формы движения.
Далее. Феномен «информация» и принцип отражения. Методологической основой его применения являются: неразрывность движения материи и принципа отражения, разделение реальности на неживую (неорганическую) и живую (органическую), а также разделение движения на материальные формы и одну высшую нематериальную – мышление. Разделяем единое на противоположности в процессе познания.
Исходя из этих методологических основ констатируем: в неживой реальности движение материи существует исключительно в материальной форме самых различных видов. Следовательно, принцип отражения будет проявляться как столкновение/разрушение/соединение различных видов реальности, т.е. изменение форм существования-движения. (Столкнулись два физтела и отразились друг от друга с разрушениями или без).
В процессе эволюции неживой природы она раздвоилась, согласно принципу диалектики, и в результате возникла живая реальность, а после очередного раздвоения, появилось сознание (мышление), как нематериальная форма движения.
Следовательно, в живой реальности принцип отражения будет проявляться двояко: как раздражимость у простейших (в материальной форме) и как образование представлений и понятий у животных и человека. Это происходит потому, что животный мир с человеком во главе состоит из двух половинок: материальной (тела) и духовной (мышление/сознание).
Стало быть, сначала неживое в процессе эволюции раздвоилось на противоположности, а позднее и живое разделилось на противоположности и возникло сознание/мышление. Следовательно, в живой реальности движение существует двояко: к имевшимся материальным видам добавилась их высшая форма – мышление.
ОКОНЧАНИЕ БУДЕТ!
Свидетельство о публикации №225031700760