Кур-кхера Часть вторая

Гу — обозначение крупного рогатого скота в древности

В первой части статьи «Кур-кхера — сводчатый камень башни и его значение» мы рассмотрели название быка у разных народов мира, а также значение слова «Кур». Теперь мы разберём, как в древности называли крупнорогатый скот (или диких рогатых животных) у шумеров и чеченцев и какие празднества устраивали в честь священных диких животных.

Шумерский клинописный знак GU; (ГУ) означал быка, корову и крупный рогатый скот. Быки играли важную роль в хозяйственной жизни шумеров, использовались в земледелии, перевозке грузов и ритуалах. Они были не только ценным ресурсом, но и символом богатства, силы и плодородия. В религиозных традициях шумеров бык часто ассоциировался с божественной мощью и жертвоприношениями.

Так как мы основываемся на гипотезе, что шумерский язык — это чеченский язык эпохи раннего неолита, и что его формирование происходило ещё во времена последнего ледникового периода (о чём свидетельствуют многочисленные слова, связанные с ледником), можно предположить, что древние слова, связанные с охотой и земледелием, должны были оставить свой след в языке чеченцев.

Изучая топонимику Чеченской Республики, мы нашли не только параллели с древними терминами, но и следы древнего обряда, связанного с почитанием диких животных. Этот ритуал, вероятно, уходит корнями в далёкое прошлое, во времена, когда люди ещё жили в пещерах и зависели от охоты. В каменном веке добыча тура и оленя была не только средством выживания, но и сакральным действием, сопровождавшимся особенными ритуалами.

Микротопонимия Басарача-Ялхара

Курш хьех (Курш хех) — «Курш (?) пещера».
Согласно преданиям, в этой пещере проводились празднества в честь диких животных «цГу». После удачной охоты охотники приносили в жертву оленьи и турьи рога, разжигали костры и устраивали ритуальные пляски в честь «богов».

Мы уже подробно разобрали слово «Кур» и его значение. По нашему мнению, «Курш» является его множественной формой и означает «рога», так же как «МаIа» — рог, а «МаIаш» — рога. Очевидно, что название пещеры связано с обрядом, в котором особую роль играли рога диких животных.

Отдельного внимания заслуживает написание слова «цГу», где вторая буква выделена заглавной. Автор текста мог намеренно использовать заглавную букву «Г», чтобы подчеркнуть корень слова. Возможно, «цГу» — это древний термин, который ранее записывался или произносился иначе, но в данном источнике был передан таким образом.

Следуя логике обряда, «цГу» можно разделить на две части:
«Ц» — огонь, чистый, священный.
«Гу» — дикие рогатые животные.

В древности огонь считался священным, святым или божественным. Он символизировал свет, жизнь, очищение и связь с «богами». Само название пещеры «Курш хьех» (Пещера рогов) подтверждает это. Пещеры долгое время служили убежищами и культовыми местами, и возможно, Курш хьех сначала использовалась как временное жилище, а затем стала священным местом.

Интересно, что микротопонимия Акха-Басса показывает, что в древности людей также хоронили в пещерах:

Хьиех-Iиеларашка (Хиех иеларашка) — «К пещерным могилам».
Западнее аула Акха-Басса находятся пещерные могилы, где сохранились груды скелетов.
«Iиел» и «Iиеларш» — древние вайнахские названия могил (кладбищ), используемые до заимствования аланского слова «каш». Малхие (Малхалие) — солнечный мир, Iиелие — загробный мир (буквально «мир теней», «тёмный мир»).

Традиция почитания диких животных, жертвоприношения рогов и ритуальных танцев могла возникнуть ещё в каменном веке, когда люди зависели от охоты и жили в пещерах. Это — отголоски древнейшей культуры.

Сама традиция, сохранившаяся в преданиях, и названия, такие как «цГу», могли вести происхождение из глубокой древности, отражая первобытные верования и связь человека с миром животных. Эти древние ритуалы, проводимые у костра в тёмных сводах пещеры, могли стать предшественниками позднейших культов, которые со временем изменились, но не исчезли, оставив след в языке, топонимах и культурной памяти народа.


Рецензии