Ревность от усердия к справедливости?

Частично этот вопрос уже был затронут в статье «Когда нам лучше обратиться к Богу?». Затронут именно в том смысле, в котором сегодня ревность понимается и воспринимается как зависть! Но всегда ли было так? Обратимся к значениям самих слов и вспомним, что заложенный в них смысл всегда отражают душевное устроение их носителя – человека.

Изначально слово ревность, как и любовь, имело совершенно иное только одно доброе позитивное значение. В своем изначальном смысле ревность означала самую усердную высшую форму любви! Но только – истинной любви! Именно такую ревность явил Господь защищая и очищая Храм от торговцев осквернителей, о чем было написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин.2:17). На церковнославянском языке ревность = сильная любовь. Производное от него слово – ревнительный = достойный подражания, со-ревнования, со-участия с ним в служении любви кому-то….
НЕ соревнования, а именно СО-ревнования, не конкуренции, а СО-участия!

Соответственно сам ревнитель = сильно любящий обожатель, подражатель, последователь и со-ревнователь кому-то в любви и служении. По мере завоевания и изменения человека страстями слово ревность, как и любовь, и множество других слов были «присвоены» страстями и приобрели совершенно противоположный, соответствующий им эгоистический смысл –для себя! И тут нет ничего удивительного, ибо уже давно не по любви, а по страстям люди стали воспринимать и понимать Бога и весь окружающий их природный мир. Даже главное слово мира – любовь изначально самоотверженное и животворное, великое по смыслу и значению, приобрело и сохранило за собой вульгарный примитивный смысл и значение – своего желания и удовольствия.

Теперь слово люблю, стало легко и бездумно употребляться в смысле и значении - НРАВИТСЯ, ХОЧУ. Теперь человек, который просто хочет то, что ему нравится: женщину (мужчину), кошку, собаку, макароны, сосиски, водку, пиво.... говорит - Я ЛЮБЛЮ ИХ! Не говоря уже о том – «нравится, и хочу» которое он стал называть: «Заниматься любовью!». Такая же дьявольская подмена смысла и содержания произошла и со словом ревность, которое мы уже знаем как обозначение лютой страсти! Именно ее мы видим в притче «О работниках одиннадцатого часа»….

Вот так уже страстная ревность от усердия к справедливости вдруг внезапно превратилась в ревность к САМОЙ справедливости, а дальше уже к Самому ее Совершителю! Впервые это произошло с ангелом Денницей по вине страстей превратившимся в дьявола. Вот о чем предостерегает Господь, что: «будут первые последними» (Мф.19:30). Слава Богу, что страстная ревность от усердия не всегда заходит так далеко. Однако многие несогласия и споры между самими христианскими конфессиями, их священнослужителями и просто членами церкви, к сожалению, случаются именно по этой самой ревности!

Примеры такой неразумной «детской ревности» сегодня можно наблюдать в Иерусалимском Храме Гроба Господня во взаимоотношениях всех в нем представленных шести христианских конфессий. Замечательно и образно об этом написал Генри Мортон: «Прежний епископ Гор как-то раз показывал Иерусалим одному из моих друзей, который спросил его: что бы сказал Иисус обо всех этих сектантских спорах вокруг Его гроба. И епископ ответил: «Я верю, Он сказал бы, со своей чудесной улыбкой: "У моих детей должны быть игрушки. Разве не все дети спорят о своих игрушках?"» (Мортон Генри «По стопам Господа», стр. 16).

В нас страстных, спасающихся в Господе людях наивная и детская ревность от усердия неизбежно тоже может быть. Главное, чтобы от этого усердия она не превращалась в не детскую злобу по страстям нашим, от которых мы ищем спасения в Господе. Примеры такого неистового усердия можно наблюдать и в наших Храмах. Часто смешные, но решительные и далеко не мирные замечания, поучения и даже действия, замешанные на странных и чудных суевериях очень легко и скоро можно получить в Храме от некоторых ретивых прихожанок. Однажды я сам попал под такую «раздачу»….

В праздничный многолюдный день, приставив на подсвечнике свечу к уже горевшей свече, я получил грозную отповедь со словами: «Ты что творишь?! Так делая, ты Богу козу кажешь!»…. Совершенно очевидно, что сработала детская ревность от усердия, замешанная на страхе «раба» или «наемника».
Или люди, толпящиеся в особые праздничные дни в Храме у свечного ящика. Ради свечей и поминальных записок они уже никак не участвуют в службе и молитве. Но зажженная на подсвечнике свеча без молитвы - это просто горящая свеча! Кстати данная традиция поставления свечей в Храмах перед образами, идущая с древних времен имеет под собой простую потребность человека в часто плохо освещенных Храмах видеть образ, перед которым он возносит свои молитвы - это первое. А второе - насколько вообще нашу поминальную молитву о знаемом нами человеке может заменить записка с его именем читаемая пономарем неизвестно ему о ком? Разве что только как дополнение к нашей молитве…?

Вообще наше страстное предпочтение обрядности, видимых атрибутов служения невидимой молитве, усердия видимого - усердию невидимому уже само свидетельствует о качестве нашей веры! Нам следует помнить, что всякий даже неосознанный самообман, увы, никак не приближает нас к Господу и такое усердие совсем не имеет никакого отношения к делу нашего спасения. А вот понимание причин такого нашего поведения, безусловно, очень важно и нужно для нас самих!


Рецензии