Рецензия на новые книги Дины Бакулиной для детей

СКАЗОЧНЫЙ ЛЕС ВСТАЁТ НА БИТВУ

О новых повестях-сказках Дины Бакулиной «Спаси нас, Уша!» и «Вернись, Люська!»
Совсем недавно мы читали сборник сказок Дины Бакулиной «Друзья из Немышкина леса», - читали и радовались этим весёлым, увлекательным и поучительным сказкам, адресованным детям от пяти до десяти лет. И вот писательница снова ведёт своих маленьких читателей в полюбившийся им волшебный Немышкин лес, к его забавным и симпатичным обитателям, чтобы снова посмеяться над их безобидными проделками… Но что-то в этом чудесном лесу неуловимо переменилось, что-то стало иным, какая-то тень распростёрлась над его солнечными полянами и светлыми рощами…
Кажется, обитателям леса грозит нешуточная опасность…
Перед нами две новые книги Дины Бакулиной: «Спаси нас, Уша!» и «Вернись, Люська!» - две сказочные повести, а точнее – дилогия, посвящённая трудным временам Немышкина леса. Читатель не найдёт в этих повестях героев той, первой книги: тут нет ни Медведя Умника, ни Белочки, ни Бобра, - теперь перед нами другие герои: ёж Уша, медведь Рыка, ворона Вредина… Что ж, это понятно: лес большой, зверей в нём живёт много, и о каждом можно рассказать немало интересных историй, - зачем же описывать одних и тех же героев?
Но разница между первым сборником и новой дилогией не только в персонажах, и даже не в том, что первая книга состояла из отдельных сказок, а тут мы видим развёрнутое повествование, целую эпопею или, может быть, историческую хронику (пусть не пугают вас такие слова: изменив жанр, книги Дины Бакулиной не потеряли ни увлекательности, ни юмора, ни обаяния!)
Главное различие в другом: в новых книгах перед смешными, добрыми сказочными героями встают задачи весьма серьёзные. На Немышкин лес надвинулся враг – армия жестоких и коварных серых крыс, которые уже отвоевали у людей деревню Немышкино и теперь нацелились на волшебный лес, чтобы потом захватить и всю землю! Обитатели леса должны остановить нашествие, спасти людей и зверей, - или покориться злобным захватчикам.
Да, всё очень серьёзно!
И если враг сплочён в мощную, хорошо организованную армию под водительством хитроумной и властной крысы Нахалки, то на стороне добра выступают совсем не воинственные, не готовые к битвам герои: ёжик Уша – парикмахер и поэт, сумасбродный медведь Рыка, по уши влюблённый… в созвездие Большой Медведицы! Кто ещё? Лиса Прятка – хоть и хитрая, но совсем не хищная, - простодушный кот Полосатик, две болтливые вороны и наконец маленький лесной паучок Петруша… Может ли эта весёлая и добродушная кампания вступить в бой со злом, а главное – победить в бою?
Сомнительно!
И всё-таки, война началась, и во главе лесных зверей отважно встаёт тот, кто прежде и во сне не видел себя полководцем – ёж Уша. Как это нередко случается – и не только в сказках, но и в реальной жизни, - под воздействием обстоятельств в этом мирном существе просыпаются талант организатора, а также мудрость и верный расчёт военачальника…
Такова завязка первой части дилогии – «Спаси нас, Уша!» Разумеется, мы не станем пересказывать всю повесть от начала до конца, но на некоторые её моменты мы всё же хотим обратить ваше внимание.
Во-первых, поражает читателя повести вот что: Дина Бакулина описывает не просто случайное, так сказать, локальное военное столкновение, «бои местного значения». Нет перед нами настоящая борьба со злом; коварным крысам помогает некое воплощение  зла, загадочное Крысиное Изваяние – непобедимое и безжалостное, - а добрых лесных зверей поддерживают небесные силы добра, олицетворённые созвездием Большой Медведицы. Этот второй, надмирный план повести, чувствуется всё сильнее по мере приближения к финалу, но он никогда не затмевает первого, сказочного плана. Сказка остаётся сказкой, зверята остаются зверятами, а крысы – крысами, и никакой заумности, никакой усложнённости не встаёт на пути у маленького читателя. В этом ещё раз проявляется удивительный талант Дины Бакулиной говорить просто и увлекательно о вещах весьма сложных. Так было в «Сказках о Русском музее», где писательница легко вплетала в сказочный антураж рассказ о шедеврах русской живописи, так было и в первой книге Немышкинского цикла, где веселье и приключения скрывали под собой разговор о весьма серьёзных проблемах человеческого общежития.
Так и в повести «Спаси нас, Уша!» О чём эта повесть? О том, что борьба со злом не должна знать никаких компромиссов. О том, что только братская любовь и взаимовыручка могут противостать жестокому напору тёмных сил. О том, что отступать перед злом нельзя ни на пядь, иначе упустишь всё, что имел. О том, что даже вступая на бой за правое дело, нельзя забывать о поддержке светлых сил, ибо только они даруют окончательную победу.
Как видите, разговор в повести идёт весьма серьёзный и, я бы сказал, не детский. Сказал бы так, если бы… Если бы повесть «Спаси нас, Уша!» не была именно детской повестью, написанной понятным детям языком, наполненной симпатичными для детей героями, способной захватить детское внимание, развеселить, заинтересовать, увлечь.
И, конечно, добро в ней побеждает. Побеждает, хотя победа эта даётся немышкинцам совсем не легко, на последнем напряжении сил, - но тем она слаще. Крысы отступили, крысы распростились со своими планами безраздельно и безжалостно распоряжаться всеми лесами и всеми зверями на свете, крысы, казалось бы, исчезли навсегда…
Нет, не навсегда. Во второй повести дилогии «Вернись, Люська!» крысы появляются вновь.
Да, они изрядно побиты, они уже не бряцают оружием, никому открыто не угрожают, но опасность, исходящая от них не менее страшна. Что же это за опасность?
Ещё в первой части появляется этот мотив – грибы, способные затмевать разум не только у мелких крыс, но даже у огромного медведя. Теперь, во второй части, эти грибы становятся главным крысиным оружием. И пусть оружие-то это, как палка о двух концах, способна ударить и по нашим, и по вашим, но всё-таки, предводительница крыс Нахалка не сбрасывает его со счетов. И помогает Нахалке её сын, (которого не было в первой части) – ленивый, но хитрый и властолюбивый крыс Хамш.
Да, Дина Бакулина снова начинает с читателем весьма серьёзный разговор: дурманящие грибы – легко прочитываемый символ, но за ним скрывается нечто больше, чем предупреждение об опасности психотропных веществ. Писательница ставит проблему шире, она говорит о приманчивости, привлекательности зла для неопытной души. В конце концов, глупая лисичка Люська сбежала к крысам не из-за грибов, а потому, что влюбилась в респектабельного, лощёного Хамша, влюбилась так, что едва не приняла крысиную сторону, - и сколько труда потребовалось её друзьям, чтобы вернуть Люську на свою сторону – не только телом, но и душой!..
Можно сказать, что, если в первой части дилогии рассматривается обычная, традиционная война, то во второй мы сталкиваемся с войной альтернативной, ведущейся неявными средствами, но от того не менее (а может быть, и более!) опасной. В этом смысле дилогия Дины Бакулиной – весьма современное и своевременное произведение, которое должно найти отклик в душах именно сегодняшних читателей!
Чем ещё привлекает дилогия? Мы говорили про её язык – он лёгок и ярок, он нередко расцветает то шуткой, то стихотворением, то весьма не глупым афоризмом. Стоит сказать и об образах главных героев и антигероев. Обычная беда авторских сказок – некоторая бледность положительных персонажей, по сравнению с которыми отрицательные выглядят куда ярче и живее (а в результате и читательские симпатии нередко оказываются на стороне антагонистов!). Сказки Дины Бакулиной эта беда миновала. Назвать бледными образы Уши, Рыки или Полосатика ни у кого не повернётся язык: они как минимум не уступают в яркости таким классическим образцам детской литературы, как герои, например, Милна (тоже живущие в волшебном лесу), - при том, что не копируют их: поэт Уша нимало не похож на поэта Винни-Пуха, а романтичный увалень медведь Рыка вообще не имеет аналогов в известных мне детских книгах.
Да, отрицательные персонажи тоже ярки: на изображение Нахалки и её сынка Хамша писательница не пожалела красок (и отнюдь не только тёмных!), - однако вряд ли кому-то из читателей придёт на сердце сочувствие крысам (как это случилось с бедной, глупой Люськой). Зло остаётся злом, добро добром, - и это главный принцип сказок Дины Бакулиной, от которого она не отступает никогда, не приемля никакой «широты взгляда» или «толерантности».
Итак, новая дилогия известной сказочницы – это боевая, острая, яркая и красивая песня, способная не только увлечь, но и многому научить юного читателя. Отметим, что, в отличии от первой книги цикла, повести «Спаси нас, Уша!» и «Вернись, Люська!» обращены к читателю несколько более взрослому, примерно, от 10 до 12 лет. Цикл не замыкается в изначально заданных темах и героях, - он развивается и растёт, затрагивая всё более серьёзные и сложные вопросы, но оставаясь всё таким же лёгким и привлекательным, а значит, способным доставить радость всё новым и новым детям современной России.

АНТОН ЛУНД


Рецензии