Понятийное мышление. классик отечественной психоло
Классик отечественной психологии Л.С. Выготский утверждал, что понятийное мышление само собой (например, просто с возрастом) не формируется: чтобы понятийное мышление сформировалось, необходимо систематично изучать науки (в течение начальной и всей средней школы). Если человек не изучает науки, не усваивает принципы, по которым создаются «пирамиды понятий», то продолжает мыслить по-детски, допонятийно, то есть образно, ассоциативно, обобщая по несущественным признакам, опираясь на случайные и ситуативные связи между вещами, используя личный опыт и аналогии в качестве общих доказательств.
Чтобы разобраться в том, что такое понятийное мышление, удобно вначале отделить его от более примитивного — допонятийного. Для этого приведу пример такого допонятийного мышления на материале задачи из замечательной методики определения готовности к школе Л.А. Ясюковой. Психолог показывает ребёнку рисунок (см. ниже) и говорит:
Вот нарисован холодильник, знаешь, для чего он служит? На какой из этих картиночек нарисовано что-то такое, что используют не для того, для чего используют холодильник, а наоборот этому (наоборот тому, для чего используется холодильник)? Есть мороженое, электрическая плитка, снеговик, электрическая настольная лампа.
Свидетельство о публикации №225031800336