Средствами допонятийного мышления эту задачу не ре
Средствами допонятийного мышления эту задачу не решить. Необходимо абстрактное мышление, то есть способность выделять существенные признаки и мыслить их как самостоятельные понятия. Если понятийное мышление на необходимом уровне абстрагирования отсутствует, то дети в качестве ответа выбирают «мороженое» или «снеговик». Это происходит потому, что ребёнок не может выделить функцию «охлаждения» и не может найти ей противоположность — функцию «нагревания». Способность выделить в наблюдаемом существенное, а потом умение мыслить это существенное уже в отрыве от данного в опыте первоначального содержания составляет сущность абстрактного мышления. Без этого отвлечения от опыта невозможно использование абстрактных (не связанных напрямую с опытом) понятий. Овладение такими отвлечёнными понятиями (категориями) происходит во время систематического обучения наукам. А.Р. Лурия пишет:
Категориальное мышление является не просто отражением личного опыта, оно отражает общественный опыт, выраженный посредством речевой системы. Таким образом, по мере овладения языком, грамотой функционально-образные операции мышления заменяются семантическими и логическими операциями, в которых слова становятся основным средством абстрагирования и обобщения.
Рецензии