10. Динамические особенности личности

 «Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности, связанные с врождёнными анатомо-физиологическим задатками, свойствами нервной системы. К ним относятся темперамент, эмоциональная реактивность, экстраверсия-интроверсия и некоторые другие.

Сторонники теории социального научения, подчёркивающие значение конкретной ситуации в определении образа действий человек, полагают, что мнение о наличии у него устойчивых черт личности недостаточно обосновано и обычно связано со следующими умозаключениями ошибочного характера.

1 Многие индивидуальные особенности людей, такие, например, как физический облик, манера говорить, вести себя, мимика, жесты и т.п. действительно достаточно устойчивы. Их устойчивость побуждает нас приписывать стабильность и другим, внутренним психологическим свойствам человека, которые могут не быть устойчивыми.

2 Наш опыт общения с людьми формирует у нас достаточно устойчивые представления о них, которые и накладывают отпечаток на последующее восприятие и оценку этих людей. В сфере межличностного восприятия может наблюдаться явление константности, аналогичное тому, с которым мы встречаемся при изучении восприятия людьми предметного мира. В силу постоянства межличностного восприятия, связанного со сформированной установкой, в новой ситуации мы более склонны замечать у человека те признаки, которые свидетельствуют о стабильности его поведения, и не видеть того, что в его поведении меняется.

3 Само наше присутствие в определённой ситуации заставляет другого человека вести себя последовательно, так, как он вёл себя с нами раньше. Это происходит потому, что постоянство весьма ценится как качество личности. Те же самые лица, которые с нами ведут себя определённым образом, демонстрируя устойчивость своей личности в одних чертах, с другими могут вести себя по-другому, показывая в этих же чертах изменчивость, а в каких-либо иных, напротив устойчивость».

                А если существуют определённые сущности, жизнь которых складывается из проявлений в характере людей: злость, ненависть, радость, восхищение и т.п. ?

«Таким образом, ответ на вопрос об устойчивости личности весьма неоднозначен и неопределён. В одних свойствах, как правило, тех которые были приобретены в более поздние периоды жизни  и мало существенны, устойчивости фактически нет; в других личностных качествах, чаще всего базисных и приобретённых в ранние годы, так или иначе обусловленных органически, она есть. Реальное же поведение личности, как устойчивое, так и изменчивое, существенно зависит от постоянства социальных ситуаций, в которых мы наблюдаем за человеком.

Что же качается стабильности оценок устойчивости личностного поведения, то такие оценки тоже не могут быть вполне надёжным свидетельством наличия или отсутствия у личности устойчивых качеств.

В специальных исследованиях, проведенных на одних и тех же людях в течение длительного времени с целью установить степень изменчивости или постоянства их личности, показано, что более половины личностных качеств, обладая которыми ребёнок поступает в школу, сохраняются в течение всего периода обучения вплоть до окончания школы. Это свидетельствует о двух вещах. Во-первых, о том, что многие личностные особенности человека, будучи сформированными в дошкольном возрасте, в дальнейшем сохраняют своё постоянство. Во-вторых, о том, что обучение в школе мало сказывается на развитии собственно личностных свойств ребёнка».

                Получается, что в основном личность формируется в дошкольном возрасте. 

«Оказалось, в частности, что наибольшую устойчивость от детства к взрослости, то есть малую степень изменчивости, в подростковом и раннем юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (особенно высокий), интеллектуальные интересы. У девушек, кроме того, - эстетические вкусы и общительность. Определённой устойчивостью в юношеском возрасте при условии их сформированности в более ранние годы, обладают способности, ответственность, сила воли, дружелюбие и открытость».

                Следовательно, основная ответственность за формирование личности ребёнка лежит на родителях и детском саду.

«И последний по порядку, но не по значимости вопрос, связанный с устойчивостью личности. Дело в том, что зачастую не меньшую ценность и жизненную значимость, чем постоянство поведения человека, имеет, напротив его изменчивость, адаптивность. Она свидетельствует о другой ценной способности человека – его умении приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, менять себя как личность, если в этом есть необходимость. Такого рода качество представляется весьма ценным для личности в тех случаях, когда в обществе происходят радикальные изменения, требующие от каждого человека значительной модификации своих взглядов, ценностей ориентаций и т.п. Поэтому изменчивость при определённых обстоятельствах необходимо рассматривать как положительное личностное свойство человека. Если человек сегодня иной, чем вчера, значит, он развивается».

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 309).


Рецензии