5. 32. 1 Третье состояние после смерти

 «512. Третье состояние человека по смерти его, есть состояние наставления. Оно свойственно только тем, которые идут в небеса и делаются ангелами, а идущих в ад не касается, потому что они не могут принять никакого наставления».

                Получается, что человек вначале создаётся (твориться?) как человек (его монада), а потом рождается как физический человек, и только по смерти  человек может стать ангелом. Может ли земной человек по смерти стать не ангелом, а сразу богом? Некоторые (монады?) сразу творятся как ангелы. Так ли это?

«Посему для сих последний второй быт, или состояние, есть также и третий, оканчивающийся тем, что они сполна обращаются к любви своей и, следовательно, к адскому обществу, живущему в одинаковой с ними любви. Засим они хотят и мыслят по этим чувствам, то есть по адской любви, а потому и хотят одно зло, и помышляют одну ложь: вот услада и утеха их, ибо это согласно с их любовью. Вместе с тем они уже явно отрекаются от всякого блага и истины, хотя прежде и принимали то и другое, но только в виде средств на услугу своим страстям.

Добрые же духи приводятся через второе состояние в третье, в приготовительный быт для наставления и поступления в небеса, ибо никто не может быть иначе приспособлен в небожители, как познанием благ и истин, то есть наставлением: никому без этого не дано познать, что такое духовное благо и истина и что такое противоположные им зло и ложь.

 Что такое благо и истина гражданская и нравственная и что зовётся правдой и прямотой, это человек может узнать и в миру, потому что там есть гражданские законы, которые учат, что такое правосудие, и есть общество, в котором человек научается жить по законам нравственным, относящимся к прямоте к прямоте и правде.  Но познанию духовных благ и истин учат не на земле, а в небесах: конечно, человек может знать их из Слова и из учения церкви, основанного на Слове, но они не могут слиться с самой жизнью его, доколе он внутренними началами духа своего не вознесётся в небеса».

                Где находится человек по смерти в третьем состоянии? В мире духов или уже на небесах?

«Человек тогда живёт в небесах, когда, признавая Божественное начало, живёт в правде и в прямоте ради того, что так повелевает Слово Божие, то есть живёт в правде и прямоте ради Божественного начала, а не ради себя самого в мире. Но поступать так никто без наставления не может: он должен знать для сего, что есть Бог, есть небеса и ад, есть посмертная жизнь, что Бога должно любить паче всего, а ближнего – как самого себя, что должно веровать в Слово, ибо оно Божественно. Без знания и признания всего этого человек не может мыслить духовно, а без мыслей этих не может и хотеть этого. Чего человек не знает, того не может думать, а о чём не думает, того не может и хотеть.

Если человек захочет благ и истин, то небеса влияют на него, то есть Господь через небеса влияет на жизнь человека, ибо Господь влияет на волю человека, а через неё и на помышления его; через оба же пути эти – на самую жизнь его, так как жизнь человека состоит из воли и мыслей. Из сего следует, что духовному благу и истине поучаются не от мира, а от небес и что никто не может быть приготовлен для небес иначе, как посредством наставления».

                То есть, пока человек не захочет измениться, то он не сможет измениться. А если захочет измениться, то ему в этом помогут.

«Насколько Господь влияет на чью-либо жизнь, настолько же он и наставляет человека, ибо настолько же он воспламеняет волю его любовью к истинам и просвещает ум его на их постижение. В этой же мере отверзаются и внутренние начала человека, и в него вносятся небеса. И наконец, в той же мере Божественное и небесное начало влияет на правдивые дела его нравственной жизни и на правдивые дела гражданской жизни, возвышая дела эти в духовную степень, потому что человек исполняет их тогда поначалу Божественному и ради него. Прямота и правда нравственной и гражданской жизни, если они истекаю из такого источника, являются уже как последствия духовной жизни, ибо сущность всякого последствия зависит от действующей причины: какова причина, таково и следствие её».

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  277).


Рецензии