Псалом 74. Чаша в руке Господней

конспект лекций Е.А.Авдеенко                перевод с еврейского

Псалом-предостережение о Страшном суде.
 
«Руководителю хора. Не истли. Псалом Асафа. Песнь». Глагол «истлеть» был ключевым для понимания сути Великого Потопа. В Писаниях сказано, что перед Потопом растлила всякая плоть путь свой на земле. «И сказал Бог Ною: Вот Я привожу к истлению их и землю» (Быт.6:13). В Потопе произошло великое разделение на тех, кто жив, как Ной с семьёй, и тех, кто растлевает жизнь. «Не истли» - это указание на грань, которая разделяет две разные участи человека на земле. Середины нет. Это надписание ещё указывает на решительность оказаться там, где жизнь, тем более, если тема касается Страшного Суда.
 
«Восхвалим Тебя, Боже, восхвалим, и близко Имя Твоё, рассказывают чудеса Твои». Восхвалим – восхвалим. Глагол один, но значений два. Первое – хвалить, а второе – исповедовать свои грехи. Т.е. восхвалить Бога истинно может лишь тот, кто открыт покаянию в смысле: мы благодарны Тебе, Боже, за благодеяния, а также за испытания. Поэтому этот глагол употребляется дважды. «Близко Имя Твоё» - это возможность всегда обратиться к Богу, не только в богослужении. «Рассказывают чудеса Твои» в смысле, что чудеса это не простая вещь. Но их источник может быть непонятен, поэтому необходимо рассказывать, в смысле истолковывать чудеса.
 
«Когда восприму срок, прямое буду судить». Этот стих говорится от лица Бога. О боговоплощении, и о Страшном Суде, о том, что время должно подойти к некоторому сроку, и человек должен его понять и принять. Блаж. Феодорит: «Это говорит Спаситель к малодушным, требующим по закону справедливости, незамедлительного воздаяния нечестивым». Почему между преступлением и наказанием предполагается временной зазор и иногда очень значительный? Потому, что в мире нравственных связей так сохраняется свобода человека, и ему дана возможность подумать над тем, что он творит, с усилием ума и сердца различать добро и зло, связывать прошлое, настоящее и будущее. А у некоторых людей, особо убеждённых во зле, наказание вообще не наступает в этой жизни, только в вечности. Таким образом, если пространство трёхмерно, то и время тоже трёхмерно для тех, кто это понимает, для кого прошлое – ценность, а взгляд в будущее – с уверением и надеждой. Далее в псалме говорится о кончине Мира:
 
«Растаяла земля и все населяющие её. Я выверил столпы её», Растаяла - в том смысле, что всё станет жидким и потечёт. Столпы – это бытийные опоры. Выверил, это значит -  обновил, всё будет отстроено заново и будет другая Земля.
 
«Я сказал похваляющимся: не похваляйтесь, и нечестивым: не поднимайте рога». Похвалятся – это корень всякого фарисейства. Рог здесь как символ проявление силы. Общий смысл слов Бога в том, что Он сказал Израилю – не похваляйся. Язычникам же сказал – не поднимайте рога, т.е. не уповайте в гордости на свою силу.
 
«Не поднимайте на высоту рога вашего, не говорите с шеей дерзкой». Понятие «Высота» относится к имени Божьему, поэтому выражение подразумевает предупреждение – не поднимайте против Бога силу вашу. «С шеей дерзкой» - как понять? Выражение сложное, надо смотреть однокоренные слова. Что такое дерзость? Это несдержанность, опережение. Тогда дерзкая шея это наглость и гордость, когда человек превозносится и старается возвыситься над другими людьми. Сама часть тела – шея, имеет ещё одно интересное библейское значение – жестоковыйность. Выя – задняя часть шеи ниже затылка. Если она затвердела в заблуждениях и гордости, то она не позволяет голове поклониться.
 
«Ибо не от восхода, и не от заката, и не от пустыни возвышение». Так обозначен приход Мессии – возвышение. Предупреждение предыдущего стиха – не поднимайте рог, звучит как предупреждение о том, что грядёт настоящие возвышение и Вознесение. Оно придёт не от дальних сторон, где восход или закат, и не от пустых, скудных мест.
 
«Ибо Бог судия: этого унижает, этого поднимает».
 
«Ибо чаша в руке Господней, и вино кипит полное смешения, и Он наливает из неё: даже дрожжи будут выжимать и пить все нечестивые земли». Т.е. чаша ярости Господней и наказание в том, что грешник будет пить всё до капли, а после этого будет сильное похмелье, и он будет мучиться нутром, утробой. Наказание дойдёт до утробы, как до последней части тела. Это вино кипит и пенится, как при активном брожжении и смешано со всяким осадком и подонками.
 
«А я буду возвещать вовек, воспою Бога Иакова»
 
«И все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведного» С Мессией настанет истинное вознесение человеческого рода.


Рецензии