Вопрос из зала. О всеобщем спасении

конспект лекции Е.А.Авдеенко

Вопрос из зала: «Псалмы это всё-таки молитвы, но в них говорится о страшных вещах. Как же мы молимся о погибели других людей, низвержении во ад, проклятии и прочее такое. Может быть настало время исключить такие стихи из Псалтири? Это всё-таки Ветхий Завет».

Ответ лектора: «Хорошо, тогда что останется от Псалтири?.. Меньше половины…  В начале 80-х были популярны медитативные группы. Люди садились кругом, скрещивали ноги и повторяли: «Погружаемся в свет, добро, вселенскую красоту, истину». Эти люди вроде не больные, но они хотели добра искренне, поэтому авторам таких вопросов наверное надо идти в такую группу, которая к христианству не имеет никакого отношения, потому, что это не религиозная жизнь. Однако, ради справедливости надо сказать, что в Церкви был такой «теологумен» - все спасутся. По-гречески он звучит как – «Апокатастасис». Согласно этому учению, грешные люди и демоны будут страдать во аде только до определённого времени, а затем будут восстановлены в своём первобытном состоянии. Некоторое время назад были изданы новонайденные тексты великого мистика Исаака Сирина, и вот у него-то и нашли это выражение, что все спасутся. Мой близкий друг пристал ко мне – правда ли это? Я сказал, что это выражение образа – теологумен и заблуждение некоторых отцов Церкви, ведь они тоже люди. Церковь потом рассмотрела это мнение и опровергла его, чтоб не смущать умы. Итак, что же сказано соборным разумом Церкви, о словах преподобного Исаака Сирина, что:  /Ни демоны не останутся в своём демоническом состоянии, ни грешники в грехах своих? И что «геена» есть переходное, временное состояние, от которого должна быть даже некая польза. Что некоторые люди войдут в Царствие Божие без опыта геены, а некоторые с опытом геены. Что наша земная жизнь в полноте и опыт геены для грешников могут быть названы неким упражнением в покаянии, после которого для всех разумных существ, включая демонов, настанет мир наслаждения./ Обо всём этом Иссак Сирин рассуждает в своих записях. На Пятый Вселенский собор было вынесено это мнение, которое разделяли и великие учёные Ориген, Григорий Нисский и Феодор Мопсуестийский. Но на этом соборе все эти мнения и их приверженцы были опровергнуты, а Ориген и Феодор был подвержены анафеме. Однако ссылка на данных отцов и решение Вселенского Собора не убедит человека, который очень хочет, чтобы все спаслись после физической смерти, ибо он понял, что сам спастись не сможет, а спасает только Бог. Поэтому надежда такого человека на спасение ещё остаётся в рассуждениях Исаака Сирина и учёных отцов. Когда говорят о соборности Церкви, то имеют ввиду достигнутое на Соборах единство догматов и канонов, обычаев и правил, однако, такие люди забывают, что существует мистический соборный опыт Церкви, в своей целостности недоступный никакому лицу. Каждый подвижник вносит в него свою «лепту». Ценность его опыта изучается мистическим опытом Церкви. Исаак Сирин в своих рассуждениях основывается на неотступности любви Божьей к своему творению. Это основа его убеждений. Он придерживается мнения, что прощение Божие превысит все человеческие преступления демонического свойства. Но мистический опыт Исаака о неотступности милости Божьей не может быть истиной в последней инстанции. Тогда можно поставить вопрос – отменяет ли милость Божья вечность мучений? Конечно же нет, потому, что мучения никогда не происходят от Бога, а если они вечны, то не Бог тому причина, потому, что грех сам по себе уже есть источник страдания, но до времени это может быть неясно. Бог никому никогда не воздаёт мучением за злодеяния. Проклятие произносится относительно Божьего миропорядка: змею в Раю – проклят ты ОТ скотов. Адаму о земле – проклята земля в ДЕЛАХ твоих. Каину – проклят ты ОТ земли. Таким образом, ошибается великий Исаак, когда утверждает, что если мука вечная, то Бог её источник. Он приходит к неверным выводам, когда говорит, что не непослушание ввело смерть в дом Адама и не нарушение заповеди извергло людей из Рая, ибо Бог не сотворил их для пребывания в Раю, потому, что Рай это лишь малая часть земли, которую они должны были покорить всю. И если бы они и не нарушали бы заповедь Божью, то они всё равно не были  бы оставлены в Раю навсегда. А это уже ересь. По этому утверждению видно, что учёный человек может исходить из правильного мистического чувства, но прийти к совершенно ложным выводам. Поэтому, чтобы проверять мистические переживания человека, существует соборный опыт Церкви. Ещё одна ошибка Исаака состоит в том, что он считает ад чем-то однородным, однако он по свидетельству из Писаний подразделяется на Шеол, верхнюю часть, откуда возможно молитвенное спасение, и бездну-Аваддон, нижнюю часть, откуда нет никакой надежды на спасение и о котором говорится в Апокалипсисе. Данное разделение находит подтверждение и в книге Иова, где сказано, что Бог не хочет видеть тех, кто не хочет видеть Его. Поэтому – да, неотступна любовь Божья к творению, но и неотменяема свобода разумной твари. Учителем Исаака Сирина был Феодор Мопсуестийский, который считал, что книга Иова не заслуживает доверия, а её автор был тщеславен и горд. Действительно, эта книга идёт вразрез с убеждениями некоторых учёных мужей о возможности дьяволу-бхемоту войти в Царство Небесное".


Рецензии