Калакунда

Памяти Анны Петровны Кочневой.

И.Серебренникова участница Пудожского филиала Генеалогического общества Карелии:

"Бывают люди, после общения с которыми поднимается настроение и весь день на душе тепло и радостно. Анну Петровну Кочневу я знала, наверное, два десятка лет. Всегда подкупала её искренняя улыбка, приветливость и скромность. Работая в Пудожской библиотеке, много лет я проводила историко-краеведческий конкурс «Летопись пудожской земли». Анна Петровна принимала в нём всегда активное участие. Запомнился её мелодичный, напевный голос, когда она с большой любовью рассказывала о своей малой родине – Водлозерье. В память об Анне Петровне я хочу сделать небольшой экскурс по её работам, предоставленных на данный конкурс. Вот как она пишет о своей родной деревне Калакунда: «Моя малая родина-деревня Калакунда. Она была расположена на берегу реки Илексы, вытекающей из озера Калгачинского и впадающей в озеро Водлозеро.На ней в районебывшей деревни (19 км от устья) с июня 1933 года по май 1957 года действовал один гидрологический пост. В речном русле обнаружены глубины до 6 метров при его ширине до 100 метров. Почва чаще каменистая, лишь на Ильинском и Колгостровских островахплодородная. Длина Илексы 155 км. Теперь о том, как появились новые жители в деревне. Вернее, о том, как сама деревня начала своё существование. От своей мамы Евдокии Архиповны Демидовой и Евдокии Алексеевны Данилинойя много раз слышала легенду, как появились три семьи. Где-то в17-18 веках. Выше по течению Илексы, по левую её сторону, в трёх километрах от деревни. Протекал Жилой ручей длиною около километра. В конце ручья жила семья из пяти человек: муж с женой, двое детей и дед. Хозяина звали Данила. Имели дом, хозяйственные пристройки, так как держали корову, быка и овец. Примерно в то же время ниже деревни, километрах в пяти, у озера Светлое, находилось жильё, где обитала семья из 4-5 человек. Хозяина звали Демид. Об этой семье есть легенда, что в деревне Варишпельда богач не хотел сына отпускать на длительный срок службы. Подкупил парня их бедной семьи, а своего сына с женой отвёз в глушь. Демид поставил дом, баню и хозяйственные постройки. Обжились и познакомились с семьёй Данилы. Вместе ходили на охоту и по надобности навещали друг друга. Однажды к семье, живущей у ручья, ночью подкрались люди с винтовками и открыли стрельбу. Данила выпрыгнул в окно и побежал к Демиду за помощью. Когда они прибежали, то увидели такую картину: лежит дед около зыбки (люльки), а жена и дети испуганы. Скотина уведена. Всюду беспорядок. К счастью, дед оказался жив, видно, только оглушили его. Решили тогда Данила и Демид построить дома рядом. Начали строительство выше Калакундинского порога, но им там не понравилось. Подумали и начали строить недалеко от реки Илексы между порогами. Подросли дети. И вот дочка Данилы выходит замуж за Чубарина, живущего в 15 километрахот них к северо-востоку в Суземках у озера Чукозеро. По-видимому, там тоже одна семья жила. Прошло какое-то время. Чубарин умирает, вероятно, из-за болезни, так как был молод. Осталось у него двое детей. Сыну Данилы стало жаль свою сестрицу, и он решил привезти её себе домой. Девочку несли на руках, а мальчика Фому – в кошеле. Пришлось построить ещё дом. Небольшую деревеньку назвали Калакунда. В переводе с финского «кала» - рыба, «кунда» - община. Да, именно жили общиной и занимались рыбной ловлей. От имён Данилы, Фомы и Демида позже образовались фамилии. Деревня долгое время жила только своими проблемами, не связанная внешним миром. Жили бедно, но дружно. Вместе рыбачили, ходили на охоту, разрабатывали небольшие земельные участки. В 1932 году вступили в колхоз «Память Ленина». (Кочнева А.П. Деревня Калакунда. Год не указан).
Далее автор рассказывает об истории деревни уже в советское время. Зная Анну Петровну не трудно догадаться, что работа щедро снабжена частушками и прибаутками.

По деревеньке пройду
В красном сарафане,
Не для девок, не для баб
Для своего Вани.

Колотила пень о пень
Думала, что трудодень,
Колонула о бревно
Не поставят всё равно.

Огороду городила
Огорода пала,
Целоваться не умела
На беду попала.

Девки, ой, бабы, ой,
Я напудрилась мукой.
Что за леший за такой,
Меня не любит никакой

Шила милому кисет,
Вышла рукавица,
Меня милый похвалил:
Эка мастерица.

О кустарных промыслах Водлозерья Анна Петровна пишет: «Помимо земледелия, рыболовства, охоты в Водлозерье в 1920 -1930 гг. были развиты и кустарные промыслы: изготовление лодок, лыж, саней, валенок, а также бондарное производство. При этом каждый хозяин, как правило, делал всё сам. Наиболее известные мастера – бондари, например – жили в Гурманаволоке. В Канзанаволоке в 1960 начали шить лодки Иван Петрович Елисеев и его ученик Наймарк. Этим ремеслом занимались Николай Васильевич Стрекачёв (в Коскосалме), В.М. Вершинин (в Бостилово), А.Ф.Сухов (в Куганаволоке). Известным мастером был Я.Федулов из Коскосалмы. На Водлозере изготовлялись лодки трёх видов: водлозерки, кенозерки, килевые (шальские). Они различаются по конфигурации носа: у кенозёрки и килевой он прямой (у последней при этом угол небольшой), а у водлозерки нос значительно выше кормы. По мнению водлозёр, чем выше нос, тем лучше ход лодки. Кенозерка и килевая очень схожи, они лучше, чем водлозерки и идут под парусом».
В работах Анны Петровны, довольно часто упоминается красота родной природы, её богатство: «Из ягод, больше всего на болотах клюква и морошка. Недалеко от деревни Калакунда собирали малину, землянику. В небольших количествах находили костянику и ежевику. Около Подсиговца собирали чернику. А за брусникой ездили на лодке почти до реки Невгуда. Клюкву замораживали и держали в корзинах. Бруснику толкли, а зимой пекли ватрушки. Морошку пересыпали песком. Чернику чаще сушили, а из свежей пекли пироги и калитки. Варенья из ягод не варили ипоэтому старались употреблять их в свежем виде. Мы в детстве, когда находились в лесу, ели ягоду, называемую «пивом». Эта ягода схожа на бруснику, только чёрная. Этой ягодой утоляли жажду. Теперь поговорим немного о грибах. Действительно немного, потому что знали съедобных мало. Волнушки не росли в близи деревни, так что для засолки собирали серушки. Чаще за рекой росло их немало. А из «хороших», как мама говорила, собирали боровички. Росли и маслята, но их брали мало». (Кочнева А. «Река моего детства». Год не указан). Ну а сейчас быличка, которую поведала нам АннаПетровна: «Поехали батюшка с матушкой за реку на лодке (тогда там пахали и сеяли жито). А коня верёвкой к лодке привязали. Уже и другой берег рядом, а конь неожиданно отпрянул назад, как будто кто-то вниз тянет. Батюшка и кричит маме: «Палага, греби быстрее». А сам взял топор и воткнул в днище лодки. Понял Батюшко, что неспроста так получилось. Уж много раз переправляли так лошадей. Всегда всё шло спокойно. Когда коня вывели на берег, то конь хромал на заднюю ногу и косился на воду. С тех пор и не стали сеять за рекой. А Батюшко не зря топор воткнул в днище. Водяной сразу отпустил коня. Пошёл дедушка Егор рано утром – ещё туман стоял над рекой – смотреть прикол. Когда был уже недалеко от «песка» (песчаный берег, что находился чуть выше деревни, то заметил, что на большом плоском камне кто-то сидит. Пригляделся и обмер: сидит русалка и расчёсывает свои длинные волосы. Дедушка и шага не может сделать. Заметила его русалка и бултых в воду. Повернул дед обратно домой, не до прикола тут. Говорит сыну: «Архипка, не к добру русалка показалась». Вскорости война с германцами началась…» (Прикол – в виде деревянных козел, установленных в воду для того, чтоб поставить мережку).
«Вкусные» рецепты от А.П.Кочневой: «Теперь поговорим о том, как праздновали Пасху в деревне Калакунда. В этот день большую часть времени хозяйки-стряпухи занимались всевозможной стряпней. Пеклись рыбники из сигов и леща. Стряпали калитки из разных круп и картофеля. Картошку варили обязательно в мундире. Выпекались колоба с запечёнными внутри яйцом или двумя. Варили тонкие пироги, но лакомым и главным считался косой пирог. На раскатанное тесто укладывали блины один на другой, щедро смазывая их маслом. Потом положив на них сверху сыр, вместе с тестом сворачивали в пирог. В деревне куры не у всех были, да и то одна или две. Но какой же праздник без яиц. Их копили длительное время. Красили их луковой шелухой, но чаще корой ольхи». (Кочнева А. Рецепты старой Водлозерской кухни. 2009 г). Вот я и вспомнила Анну Петровну Кочневу,активную участницу Пудожского филиала Генеалогического общества Карелии, хорошего доброго человека, которая всегда помнила и любила свою малую родину Водлозерье, по возможности передавала нам традиции и устную культуру Пудожского края. Конечно же, это очень немного, что можно опубликовать в данной статье. Светлая память Анне Петровне".


                P.S.От рыбного дня в СССР к рыбному Карельскому празднику...


Рецензии