Мои сокровища
До второго класса мы жили съемном жилье. Обычно это была комната в частном секторе. Из своего у нас был шкаф, разборная кровать, пара книг и проигрыватель, который мне подарил отец. О нем я напишу отдельно. Пару раз в год мы переезжали с одной комнаты в другую. Топили печку зимой и носили воду из колонки. Но это было не так важно.
Когда я подсел на чтение книг у меня стало развиваться воображение и мир вокруг стал наполняться новыми красками. Я был невнимательным мальчиком, постоянно где-то витал. Каждая новая книга открывала передо мной что-то новое, то, чего я не знал. К третьему классу я прочитал всю школьную библиотеку и приуныл. Мне посоветовали записаться в районную, которая оказалась прямо у дома мой бабушки. Книг там было очень много. Все пространство было заставлено стеллажами с книгами до потолка, а в конце прохода стояли табуретки, чтобы читатели могли доставать книги с верхних полок. Эта библиотека стала моим вторым домом. К тому времени мы переехали в дом бабушки, которая вскоре скончалась и ее квартира перешла к моей маме.
По одному абонементу в библиотеке выдавали всего три книги, но мне этого было мало, и я записал туда и маму, и папу. Просто принес их паспорта, и мне выписали ещё два абонемента. Со временем я стал помогать библиотекарям: вытирал пыль с книг, поливал цветы и стал для них почти родным человеком. Приходил я туда почти каждый день. Были случаи, когда библиотекарша закрывала меня и уходила на обед, и ужасно пугалась, вернувшись, когда я появлялся из глубин библиотеки. Я мог часами листать книги, и если книга вызывала интерес, начинал читать её прямо там, на табуретке за стеллажами. И дома родители периодически проверяли, в комнате я или нет. Так было тихо, когда я читал. В те годы я прочитывал одну книгу в день. Мама, приходя с работы и не застав меня дома, шла в библиотеку. Обычно я был там с очередной книгой.
Собирать библиотеку я начал в старших классах. Что-то покупал в книжных магазинах, но выбор там был очень скудный в основном это была классика литературы в мягких переплетах. Самое интересное началось когда я узнал что можно сдать 20 килограмм макулатуры и получить талон на дефицитные в то время книги. И понеслось. Я искал макулатуру везде. В мусорных баках проектного института, у бабушек соседок я выпрашивал старые газеты. Втянул в сбор макулатуры всю семью. Благодаря моей деятельности у нас стали появляться долгожданные книги Моррис Дрюон, Фенимор Купер, Жуль Верн, Агата Кристи и много других авторов. Я брал всё что давали по талонам без разбора. Это были мои собственные книги. С глянцевыми обложками, с шуршащими страницами и запахом типографской краски.
Книжная полка дома стала наполнятся. Каждую новую книгу я прочитывал и бережно ставил на полку. И вот их уже стало тридцать четыре штуки. Но я не мог остановиться. Я добывал книги где мог. В нашем городе была подпольная барахолка книг. Там же продавались значки, марки, пластинки и много того что невозможно было купить в обычном магазине. Появлялась она спонтанно в каком нибудь из парков города. Но нужно было успеть до 12 так как потом народ разбегался потому что торговать из под полы было незаконным. Вот на этой барахолке мне удавалось купить несколько книг в неделю. На новые я даже не смотрел, они стоили очень дорого. Все книги серии "Анжелика - маркиза ангелов стоили 25 рублей. Книги Жюль Верна и Александра Дюма стоили по 5 рублей за том. Я тогда только начал работать и получал 70 рублей в месяц. Деньги обычно отдавал маме оставляя себе на проезд и питание. И того что я мог позволить потратить на книги хватало на старые потертые книги. Помню тогда я купил "Жестокий век" Исая Калашников и всю трилогию Яна - "Чингисхан", "Батый", "К «последнему морю»". Это были прекрасные приобретения для моей коллекции.
Время шло, библиотека пополнялась. Наступила перестройка. Вместе с импортными продуктами питания и алкоголя в Казахстан хлынул разный дефицит. Появлялись спонтанные рынки, где люди продавали все что можно, в том числе и книги. Девальвация рубля, задержки заработной платы, страна вошла в пике. То что нам платили на предприятиях не хватало на жизнь. Какие книги? Мы рыскали по городу в поисках еды, тогда ввели талоны на сахар.
Мне срочно пришлось освоить новую профессию торгаша (специалист по маркетингу). Удалось устроиться в крупную торговую компанию, где я от простого менеджера дослужился до директора по торговле. Одним из регионов с которого мы завозили товар был Нижний Новгород. На переговоры в этот город я ездил довольно часто. Мы покупали у предприятий города "Волги" и телевизоры "Чайка" и наш самолет летал туда раз в три месяца. И вот так оказалось что в Нижнем Новгороде находилось одно из крупных книгоизданий в России - издательство "Фиде". Они одни из первых наладили издание книг с повышенным спросом. Когда я оказался в магазине при издательстве, я не мог поверить своим глазам. Целые стеллажи книг которые можно было купить по цене даже ниже рыночной, так как это был магазин при издательстве. Продавцы были очень удивлены такому покупателю как я. Я собрал десятки книг на столе и стал их листать. Одни я откладывал направо, другие налево. Таким образом я отобрал 59 книг и попросил отложить их на некоторое время. Потом я ушел, но не просто так, я нашел галантерейный магазин на этой же улице и купил большую сумку их кожзаменителя рыжего как помню цвета. С этой сумкой я вернулся в книжный и купил все отложенные книги, заплатив за них как сказала одна из продавщиц, ее месячную зарплату. В те времена многие из России в Казахстан везли импортные "шмотки" или что-то для перепродажи. Это было видно при посадке в самолет. Я вез из России книги. Это были мои сокровища!
Намного позже и в Алма-ате, где я живу стали открываться книжные магазины. Книги стало покупать намного легче. Появлялись новые писатели стали гонятся за их книгами. Темпы роста моей библиотеки снизись, а я озаботился ее качеством. Многие книги требовали ремонта. Более ста книг тогда я отдал в переплет. Некоторые книги получили новые твердые обложки. Не помню сколько это тогда стоило, но оно того стоило. Когда я перестал пополнять свою библиотеку, количество книг в ней превышал тысячи экземпляров. 1378 как посчитала тогда моя мама.
Я переехал в другую квартиру, У меня появилась личная жизнь и понятное дело стало не до книг. Библиотека хранилась в квартире моей мамы. Она этому была рада. Выйдя на пенсию она перечитала всю библиотеку не один раз. Часто приезжая к ней я заставал ее с книгой. Некоторые книги мы обсуждали по несколько раз жарко дискутируя. Иногда я привозил ей новые книги.
Прошло много лет, давно не стало мамы и так получилось что ее квартиру пришлось продать. Книги были упакованы в огромные китайские клетчатые сумки. Ровно семь неподъемных сумок. Две сумки с моими самыми любимыми книгами я отвез в свою квартиру, остальные пять отправились в дом брата, где нашли тишину и покой в теплом подвале. Книги - не люди, срок их жизни намного дольше, а произведения авторов считаются бессмертными! Я верю что мои книги мои сокровища, которые изменили, разукрасили, одухотворили, наполнили мой мир и мою жизнь вновь обретут своего читателя!
2025 год.
Свидетельство о публикации №225031800695