Все мы, бабы, стервы, милый, Бог с тобой...

Многие рассказы Виктории Токаревой похожи на абсурдные, страшные сны. Например, "Сволочей тоже жалко", открывающие одноимённый сборник 2014 года. Как я понимаю, там описана реальная история, которые часто неправдоподобнее самой глупой выдумки и дурного сна.
Рассказ написан от первого лица в форме воспоминания о трагическом случае тридцатилетней давности. Дело было в 70-х, то есть сам рассказ мог быть написан в самом начале миллениума.
Рассказчица не описывает свою внешность, только гардероб, но мне она живо представляется нелепой, худой и вытянутой, с длинным каре тёмных волос, и в круглых очках.
Они с мужем были вынуждены часто гостить у генерала на даче. Вот уж странно! Вышестоящие в наше время явно не будут затаскивать в гости нижестоящих. А в то время всё могло быть.
Рассказчица с понятной по сложившимся обстоятельствам издёвкой описывает Фаину, генеральшу, как она ввлезала из автомобиля. Но это слишком пошло, и годится для разговорного языка. Но Токарева была одной из тех, кто эпатировал, и разбавлял литературный язык отравой и мерзостью.
У главной героини же случилось большое несчастье - дочка ослепла на один глаз. Как ни странно, она вдруг хвалит советскую медицину, которая "в семидесятые ещё была добросовестной". И это та самая Токарева, интервью которой в "МК" начиналось в поливания отечественного здравоохранения (да, это было уже при дедушке Ельцине, но отсылка была именно к СССР как к родоначальнику). Тогда "новеллистка" получила серьёзную травму, ещё опиралась на костыли, что вдохновило её на создание пошлого рассказа о фигуристке "Перелом", открывшего одноимённый сборник 2000 года.
А Фаина, генеральша, вдруг вызвалась помочь, чтобы дочку лучше лечили. Она вышла из кабинета и сказала, что у девочки рак мозга, откуда и слепота. И ещё заставила мать сопроводить её в меховое ателье за меховым шарфом и меховым беретом. И оплатить такси, раз уж она "потратила своё время"!
Но у девочки не было никакого рака, просто воспаление нерва. И она поправилась.
Рассказчица недоумевала, почему генеральша Фаина так сделала. "Зависть? Но у неё - меховой берет, а у меня - вязаная шапка".
Жизнь впоследствии жестоко наказала стерву Фаину. Муж генерал умер, сын скололся, сама выдумщица отощала. И главная героиня её пожалела и прижала к груди. Муж был против, но она сказала, что "сволочей тоже жалко".
Я читала этот рассказ несколько раз, и в первый раз он мне показался бредом. Но, конечно же, так было. Потому что правда - она всегда, как бред.
Только, может быть, в жизни-то генеральша Фаина, её реальный прототип, умерла в счастье и довольстве, и автор решила наказать её литературно.
А чем её поступок дикий объясняется? Просто женской стервозностью. потому что женщина - не кроткое милое существо. Она такой хочет казаться, для манипуляций. Женщина не даром все века была в бесправном, подчинённом, униженном положении, потому что её надо было держать в узде, иначе она снесла и разрушила бы всё на своём пути, как это делается сейчас.


Рецензии