Борьба с прокрастинацией
Дмитрий всегда был организованным и ответственным. Каждое утро он просыпался по первому звонку будильника, аккуратно заправлял постель и составлял список дел на день. Его тетради были исписаны ровным почерком, а учебники и школьные принадлежности всегда лежали на своих местах в рюкзаке.
Владимир же... О, Владимир был совсем другим. Его утро начиналось с фразы «Ещё пять минуточек», которые превращались в получасовое опоздание. Его комната напоминала поле после урагана: книги вперемешку с игрушками, недоеденные бутерброды и вечно потерянные тетради.
" Владимир, ты опять не сделал домашнее задание? — спросил Дмитрий, заглядывая в комнату брата перед школой.*
Владимир, лёжа на кровати, увлечённо играл в новую компьютерную игру.
" Я сделаю... Потом. У меня еще полно времени, — пробормотал он, не отрывая взгляда от экрана. — Сейчас я почти прошёл этот уровень!"
"Контрольная по математике через два часа, — напомнил Дмитрий. — Ты хоть готовился?"
"Конечно! — соврал Владимир. — Я... просматривал материал вчера. Это же элементарно. Десять минут на повторение, и всё будет отлично".
Дмитрий только покачал головой и отправился на кухню готовить завтрак. За годы он привык к безответственности брата, но не переставал беспокоиться за него.
В тот день в их школе появилась новая учительница математики — Анна Сергеевна, молодая, но строгая женщина с внимательным взглядом и требовательным характером.
"Сегодня мы проведем контрольную работу по пройденному материалу, — объявила она классу. — А в конце недели я жду от вас проекты по теме «Применение математики в повседневной жизни». На подготовку у вас есть четыре дня."
Весь класс зашумел. Новая учительница сразу взяла высокий темп.
" Она серьёзно? Проект через четыре дня?"— прошептал Владимир, сидя на последней парте и пытаясь вспомнить хоть что-то из материала для контрольной.
Контрольная работа оказалась сложнее, чем ожидал Владимир. Задачи, которые казались ему элементарными накануне, теперь выглядели как китайская грамота. Он ёрзал на стуле, грыз карандаш и поглядывал на часы. Время утекало, а листок оставался почти пустым.
Дмитрий же спокойно решал задачу за задачей. Он готовился к этой контрольной всю неделю, делая упражнения и повторяя формулы.
Когда прозвенел звонок, Владимир с ужасом посмотрел на свою работу — только две задачи из десяти, и то он не был уверен в ответах.
"Как дела с контрольной?" — спросил Дмитрий на перемене.
" Нормально," — буркнул Владимир, но его кислое выражение лица говорило об обратном.
"Слушай, с проектом давай не будем тянуть, — предложил Дмитрий. — Можем сегодня после уроков сходить в библиотеку, я помогу тебе выбрать тему."
"Да брось, до пятницы еще куча времени, — отмахнулся Владимир. — Сегодня Петька зовёт на футбол, а потом новый сезон «Инопланетных рейнджеров» выходит. Я всё успею!"
Дмитрий только вздохнул.
Вечером, когда Владимир вернулся домой после футбола и нескольких часов, проведённых у Петьки за просмотром сериала, он обнаружил Дмитрия за письменным столом. Брат был окружен книгами и распечатками, а на экране компьютера была открыта презентация с заголовком «Математика в архитектуре».
"Ты уже делаешь проект?" — удивился Владимир.
" Конечно, — кивнул Дмитрий. — Хочу закончить черновик сегодня, чтобы завтра и послезавтра доработать детали и подготовить выступление."
"Но у нас еще целых три дня!"
"Которые пролетят незаметно, — заметил Дмитрий. — Завтра у нас дополнительные занятия по физике, послезавтра — репетиция школьного концерта. Если всё откладывать на последний момент, качество работы пострадает."
" Да ладно тебе, — Владимир плюхнулся на кровать. — Я свой проект за вечер сделаю. Максимум два".
" Как скажешь," — пожал плечами Дмитрий и вернулся к работе.
На следующий день на доске объявлений появились результаты контрольной работы. Дмитрий получил «отлично», а Владимир — «неудовлетворительно».
" Это несправедливо! — возмущался Владимир. — Задания были слишком сложными. И времени было мало" .
"Времени было достаточно, — заметила Анна Сергеевна, услышав его возмущение. — И задания соответствовали программе. Большинство учеников справились."
"Я... я просто плохо себя чувствовал вчера," — начал придумывать Владимир.
" Знаешь, — сказала учительница, внимательно глядя на него, — я дам тебе шанс исправить оценку. Подготовь доклад по теме контрольной работы к следующему уроку. И постарайся сделать качественный проект к пятнице. Это поможет тебе улучшить успеваемость."
"Спасибо! Я... я обязательно сделаю"! — обрадовался Владимир.
По дороге домой он был полон решимости.
" Сегодня же сяду за доклад, — говорил он Дмитрию. — И проект начну. Покажу всем, на что я способен!"
Но дома его ждало сообщение от Петьки: «Приходи, у меня новая игра! Такая крутая, ты должен увидеть!»
Владимир колебался. «Ну, зайду на часок, не больше, — решил он. — А потом вернусь и сразу сяду за уроки».
Один час превратился в три, затем в пять... Домой Владимир вернулся поздно вечером, уставший и сонный.
«Завтра точно начну, — думал он, засыпая. — У меня еще достаточно времени...»
Но на следующий день после школы была репетиция, потом Владимир засмотрелся новым выпуском любимого шоу, а потом нужно было срочно помочь маме с покупками...
Так день за днём время утекало сквозь пальцы. И вот настал четверг вечер — последний день перед сдачей проекта.
Владимир сидел за столом, окруженный учебниками, с паникой глядя на пустой экран компьютера. Дмитрий уже давно закончил свою работу и теперь спокойно читал книгу.
"Дима, помоги! — взмолился Владимир. — Я не успеваю! Я даже не знаю, с чего начать!*
" Я предлагал тебе помощь четыре дня назад, — напомнил Дмитрий. — Ты сказал, что всё успеешь".
" Я... я думал, что успею, — пробормотал Владимир, чувствуя, как на глаза наворачиваются слёзы отчаяния. — Просто каждый раз находилось что-то более интересное, и я думал: «Сделаю потом». А теперь это «потом» наступило, и я в ловушке!"
Дмитрий вздохнул, отложил книгу и подсел к брату.
" Хорошо, я помогу тебе. Но давай договоримся: это последний раз, когда ты всё откладываешь на последний момент, хорошо?"
Владимир энергично закивал, готовый обещать что угодно.
" Отлично. Тогда давай выберем простую, но интересную тему. Как насчёт «Математика в спорте»? Ты же любишь футбол."
Братья работали до поздней ночи. Владимиру пришлось пожертвовать сном, чтобы закончить проект, который мог бы сделать спокойно и без стресса, если бы начал раньше.
На следующий день, измотанный и невыспавшийся, он представил свой проект классу. Презентация получилась неплохой — во многом благодаря помощи Дмитрия — но выступление было скомканным. Владимир забывал слова, путался в цифрах и нервничал.
"Неплохая работа, — сказала Анна Сергеевна после его выступления. — Но я вижу, что она сделана в спешке. Четверка с минусом."
Дмитрий же получил «отлично» и похвалу за глубину исследования и креативный подход.
После уроков, когда братья шли домой, Владимир был необычно тих.
" Знаешь, — наконец сказал он, — я, кажется, понял кое-что важное."
" Что именно?" — спросил Дмитрий.
"Это ужасное чувство, когда время поджимает, а ты не успеваешь. Этот стресс, паника... И всё из-за того, что я постоянно говорю себе «потом, потом, потом». А потом уже не остаётся времени, и приходится или делать всё абы как, или вообще не делать."
"Это называется прокрастинация", — заметил Дмитрий. — Откладывание дел на потом.
" Да, именно! И я, кажется, чемпион по прокрастинации, — Владимир горько усмехнулся. — Но больше не хочу так жить. Этот постоянный стресс, эти плохие оценки, недовольство родителей и учителей... И ведь я мог бы делать всё гораздо лучше, если бы просто не откладывал."
" Что ж, осознание проблемы — это первый шаг к её решению, — улыбнулся Дмитрий. — Если хочешь, я могу помочь тебе составить план занятий и научить некоторым приёмам тайм-менеджмента."
" Было бы здорово! — оживился Владимир. — Может, начнём сегодня"?
" Конечно, — кивнул Дмитрий. — Но сначала нужно сделать домашнее задание на понедельник."
" Уже? — удивился Владимир. — Но ведь сегодня только пятница!"
" Именно, — улыбнулся Дмитрий. — В этом весь секрет: делать всё заранее, а не в последний момент. Тогда и результат лучше, и стресса меньше."
Впереди у Владимира был долгий путь борьбы с прокрастинацией. Он знал, что изменить привычки будет непросто. Но глядя на спокойного и уверенного в себе брата, он твёрдо решил попробовать. В конце концов, разве не здорово было бы жить без постоянного чувства вины и спешки?
Владимир верил, что сможет победить прокрастинацию одним решительным усилием воли.
"Итак, — сказал Дмитрий, расположившись за столом в их общей комнате субботним утром, — давай начнем с простого. Сначала составим список всех заданий на следующую неделю."
Владимир кивнул и открыл тетрадь. Они выписали все домашние задания, предстоящие контрольные и дополнительные проекты.
" Теперь, — продолжил Дмитрий, — распределим задания по дням. Главное правило — не оставлять всё на последний день."
" Понятно, — Владимир старательно записывал за братом. — Значит, сегодня и завтра я делаю домашку по математике и русскому?"
" Именно! И начинаем готовиться к тесту по биологии. Каждый день по чуть-чуть, и к четвергу ты будешь полностью готов," — объяснил Дмитрий.
План выглядел разумным. Владимир даже почувствовал прилив воодушевления — может, это не так уж и сложно?
" А еще очень важно убрать отвлекающие факторы, — продолжал Дмитрий. — Когда делаешь уроки, телефон лучше убрать подальше."
Владимир скривился.
"Совсем без телефона?"
"Можно использовать технику помидора, — предложил Дмитрий. — 25 минут работаешь без отвлечений, потом 5 минут отдыхаешь. В это время можешь проверить сообщения."
" Ладно, звучит реально," — согласился Владимир.
Весь день субботы прошел на удивление продуктивно. Владимир сделал домашнее задание по русскому языку и даже начал решать задачи по математике. Дмитрий время от времени помогал ему, объясняя непонятные моменты. К вечеру Владимир чувствовал себя уставшим, но довольным.
"Видишь, как много мы успели! — сказал Дмитрий. — А завтра продолжим."
Однако в воскресенье всё пошло не так гладко. Утром позвонил Петька и позвал на каток.
" Извини, я не могу, — сказал Владимир в трубку, глядя на брата. — Мне нужно заниматься.*
" Да брось ты! — не унимался друг. — Сегодня последний день, когда каток работает. Потом его закрывают на ремонт."
Владимир колебался. Каток действительно был его любимым местом.
*Знаешь, — вмешался Дмитрий, видя сомнения брата, — иногда нужно и отдыхать. Мы можем скорректировать план. Только возвращайся не слишком поздно."
"Правда?" — обрадовался Владимир.
"Конечно. Тайм-менеджмент — это не только о работе, но и о балансе," — улыбнулся Дмитрий.
Владимир умчался на каток, обещая вернуться к обеду. Но встреча с друзьями затянулась, и домой он вернулся только к вечеру, усталый и голодный.
"Я знаю, что опоздал, — виновато сказал он, встретив недовольный взгляд брата. — Но мы заигрались, а потом ходили обедать в кафе.*..
" Владимир, — строго начал Дмитрий, — тайм-менеджмент работает только если ты держишь слово. Даже перед самим собой".
" Я знаю, прости, — Владимир был действительно расстроен. — Давай я сейчас сяду за уроки?"
Но сосредоточиться после активного дня оказалось сложно. Глаза слипались, голова была тяжелой, а мысли постоянно возвращались к событиям на катке. Задачи по математике, которые вчера казались понятными, теперь выглядели как китайская грамота.
" Я не могу, — простонал Владимир, откидываясь на спинку стула. — Мой мозг просто отказывается работать."
"Это нормально, — вздохнул Дмитрий. — Просто теперь тебе придется потратить на это время в понедельник. А ведь у тебя по плану уже были другие задания."..
Владимир почувствовал укол совести. Он подвел брата и самого себя.
В понедельник утром Владимир проснулся с твердым намерением наверстать упущенное. Он встал раньше обычного, попытался решить несколько задач, но время поджимало, и пришлось отправиться в школу с недоделанным заданием.
" Сегодня после уроков я точно всё закончу," — пообещал он Дмитрию.
Но после школы была тренировка по футболу, от которой он не мог отказаться — приближались районные соревнования. А вечером родители попросили помочь с ремонтом на кухне.
Так день за днем планы Владимира рушились под натиском непредвиденных обстоятельств, соблазнов и усталости. К четвергу, когда должен был состояться тест по биологии, он был готов лишь наполовину.
"Я не понимаю, что со мной не так, — жаловался он брату вечером в среду. — Я искренне хочу измениться, но как будто что-то тянет меня назад. Как будто внутри меня сидит маленький саботажник, который шепчет: «Давай отложим это на потом, поиграем лучше или посмотрим видео»."
Дмитрий внимательно выслушал брата.
" Это нормально, Вова, — сказал он мягко. — Ты пытаешься изменить привычки, которые формировались годами. Это как повернуть огромный корабль — требуется время и постоянное усилие."
" Но у тебя же получается! — воскликнул Владимир. — Ты всегда всё делаешь вовремя, никогда не откладываешь. Почему я не могу быть таким же?"
" Думаешь, мне не хочется иногда всё бросить и пойти играть или смотреть сериалы? — улыбнулся Дмитрий. — Конечно, хочется! Но я знаю, что потом буду жалеть, и это чувство вины и стресса будет намного хуже, чем временный дискомфорт от необходимости сделать работу сейчас."
" А как ты научился так... ну, контролировать себя?"
" Постепенно, — ответил Дмитрий. — И у меня были свои срывы. Помнишь, в прошлом году я завалил презентацию по истории?"
" Точно! — вспомнил Владимир. — Тогда вышла новая часть твоей любимой игры."..
" Именно. Я тоже поддался соблазну и отложил подготовку. В результате выступил ужасно и получил тройку, — Дмитрий покачал головой. — После этого я разработал для себя систему, которая помогает мне не отвлекаться. И самое главное — я научился ловить момент, когда начинаю себя обманывать."
" Обманывать?" — не понял Владимир.
" Да, когда говоришь себе: «Я успею сделать это позже», или «Это задание слишком простое, займет всего 10 минут», или «Сначала отдохну, а потом с новыми силами...». Всё это формы самообмана. Нужно научиться распознавать их и останавливать."
Владимир задумался. Действительно, он часто говорил себе именно такие фразы.
" И что, теперь мне всю жизнь бороться с собой?" — спросил он упавшим голосом.
" Нет, — улыбнулся Дмитрий. — Со временем это станет привычкой. Смотри, сначала тебе нужно заставлять себя чистить зубы каждый день, а теперь ты делаешь это автоматически, верно?"
"Верно," — кивнул Владимир.
" Так же будет и с другими полезными привычками. Но сначала — да, придется себя преодолевать".
Владимир вздохнул.
" Думаю, мне нужно что-то проще, чем твоя система. Какой-то способ... не знаю, обмануть самого себя? Или сделать так, чтобы было интереснее заниматься?"
" Есть много разных подходов, — согласился Дмитрий. — Мы можем попробовать найти то, что подойдет именно тебе."
На следующий день Владимир, как и ожидал, получил «удовлетворительно» за тест по биологии. Это было лучше, чем «неуд», но всё равно оставляло неприятный осадок. Особенно когда он увидел отличную оценку брата.
После уроков Владимир не пошел с ребятами в компьютерный клуб, хотя очень хотелось. Вместо этого он отправился в школьную библиотеку.
"Здравствуйте, — обратился он к библиотекарю, Марине Николаевне. — У вас есть книги о том, как... ну... перестать всё откладывать на потом?"
Марина Николаевна удивленно приподняла брови.
"О прокрастинации? — уточнила она. — Конечно, есть несколько отличных книг на эту тему."
Она повела Владимира к стеллажу с книгами по психологии и самопомощи.
" Вот, это довольно простая и понятная книга, — она протянула Владимиру небольшую книгу с яркой обложкой. — «Съешь лягушку утром: как перестать откладывать дела на потом»".
" Съесть лягушку? — скривился Владимир. — Фу, гадость какая."
Марина Николаевна рассмеялась.
" Это метафора. «Лягушка» — это самое неприятное дело, которое ты всё время откладываешь. Автор предлагает начинать день именно с него."
" А, понял, — улыбнулся Владимир. — Спасибо, я возьму эту книгу."
Дома он рассказал Дмитрию о своей находке.
" Отличная идея! — одобрил тот. — Я слышал об этой методике. Есть и другие интересные подходы. Например, метод «швейцарского сыра»."
" Это что, ещё и сыр есть придется?"— шутливо спросил Владимир.
" Нет, — улыбнулся Дмитрий. — Это когда ты берешь большую сложную задачу и делаешь в ней «дырки» — выполняешь маленькие, простые части. Постепенно задача становится всё менее устрашающей."
" Звучит неплохо, — кивнул Владимир. — Можно попробовать." ..
В следующие дни Владимир экспериментировал с разными подходами. Он попытался «съесть лягушку» утром, начав день с самого неприятного задания — доклада по истории, который откладывал уже две недели. И хотя это было тяжело, чувство облегчения и гордости, когда дело было сделано, оказалось удивительно приятным.
Он пробовал метод «швейцарского сыра» с большим проектом по географии, разбив его на маленькие части и делая по чуть-чуть каждый день. Это оказалось не так страшно, как браться за весь проект целиком.
Были и срывы, конечно. Однажды Владимир проиграл весь вечер в новую игру, забыв о контрольной по английскому. В другой раз он поддался уговорам друзей пойти в кино вместо подготовки доклада.
Но постепенно, день за днем, он замечал небольшие изменения. Всё чаще он ловил себя на мысли «лучше сделаю сейчас» вместо привычного «потом успею». Всё реже испытывал паническое чувство, когда срок сдачи работы уже на носу, а ничего не готово.
"Знаешь, — сказал он Дмитрию примерно через две недели после начала своей борьбы с прокрастинацией, — я понял одну важную вещь."
"Какую?" — поинтересовался брат.
"Для меня не работают строгие планы и расписания, как у тебя. Я начинаю их воспринимать как обязаловку и тут же хочется всё бросить, — объяснил Владимир. — Но вот эти маленькие хитрости и техники... они реально помогают. И ещё я заметил, что если сделать всего одно маленькое дело — написать хотя бы абзац или решить одну задачу — то потом легче продолжить."
" Это называется «эффект Зейгарник», — кивнул Дмитрий. — Наш мозг не любит незавершенные дела и постоянно о них напоминает. Если начать задание, даже совсем чуть-чуть, мозг будет подталкивать тебя к его завершению."
" Точно! Именно это я и чувствую, — обрадовался Владимир. — И еще одно наблюдение: мне очень помогает, когда я сразу после выполнения задания делаю что-то приятное. Как будто награждаю себя."
" Это тоже хорошая стратегия, — одобрил Дмитрий. — Важно, чтобы награда была соразмерна выполненной работе. Закончил параграф — посмотрел короткое видео. Сделал весь проект — можно поиграть подольше."
" Да, я так и делаю, — кивнул Владимир. — Знаешь, я почти не верил, что смогу что-то изменить. Думал, что я просто такой человек — неорганизованный, и всё тут. Но оказывается, это можно исправить. Пусть медленно, с ошибками, но можно."
Дмитрий улыбнулся и хлопнул брата по плечу.
" Я всегда в тебя верил. И это только начало. Главное — не останавливаться."
Владимир кивнул. Впереди была контрольная по алгебре, к которой он уже начал готовиться, хотя до неё оставалась целая неделя. Это было непривычно, но... приятно? Да, определенно приятно не чувствовать постоянную тревогу и спешку. Возможно, эта борьба с прокрастинацией стоила всех усилий.
Прошло два месяца с тех пор, как Владимир начал бороться со своей привычкой всё откладывать на потом. За это время он освоил несколько полезных приёмов: разбивал большие задания на маленькие части, устанавливал себе ранние сроки сдачи и вознаграждал себя за выполненную работу.
Однажды в школе объявили о важном конкурсе проектов. Победитель получал ценный приз и дополнительные баллы при поступлении в колледж.
"Ты должен участвовать, — сказал Дмитрий. — Это отличная возможность проверить свои новые навыки."
"А если я не справлюсь? *— засомневался Владимир.
" Ты никогда не узнаешь, если не попробуешь," — ответил брат.
Владимир решился и выбрал тему «Влияние компьютерных игр на способности подростков». Эта тема была ему интересна и близка.
Первая неделя работы прошла отлично. Владимир составил план, нашёл информацию и даже начал писать текст проекта. Но потом начались трудности.
Петька постоянно звал играть в футбол, вышла новая компьютерная игра, которую все обсуждали, а ещё нужно было готовиться к обычным урокам. Владимир чувствовал, что начинает возвращаться к старым привычкам.
" Я не успеваю, — признался он брату за неделю до сдачи проекта. — Осталось так много работы, а времени так мало."
"Вспомни, через что ты уже прошёл, — напомнил Дмитрий. — Ты справлялся и с более сложными ситуациями."
"Но тогда у меня был ты, ты мне помогал," — вздохнул Владимир.
" Я и сейчас рядом, но основную работу ты всегда делал сам, — улыбнулся Дмитрий. — Я просто показывал направление."
В тот вечер Владимир долго сидел перед своей таблицей достижений, разглядывая все яркие наклейки — свидетельства своих маленьких побед над прокрастинацией.
«Я смог тогда, смогу и сейчас», — решил он.
Последние дни перед конкурсом превратились в настоящий марафон. Владимир установил себе жёсткий график: утром — школа, днём — работа над проектом, вечером — подготовка выступления. Он отказался от игр, отложил встречи с друзьями и полностью сосредоточился на задаче.
Когда наступил день конкурса, проект был полностью готов. Владимир создал яркую презентацию, подготовил речь и даже провёл небольшой эксперимент среди одноклассников, чтобы подтвердить свои выводы.
"Волнуешься? *— спросил Дмитрий перед выступлением.
" Немного, — признался Владимир. — Но я хорошо подготовился, и это главное."
Выступление прошло отлично. Владимир говорил уверенно, отвечал на вопросы жюри и даже пошутил пару раз, заставив всех улыбнуться. Когда он закончил, зал аплодировал.
"Даже если я не выиграю, я всё равно доволен, — сказал он Дмитрию после выступления. — Я сделал всё, что мог, и сделал это вовремя, без спешки и стресса."
Результаты объявили через час. Владимир занял второе место, уступив только старшекласснику из другой школы.
" Поздравляю! — обнял его Дмитрий. — Я горжусь тобой!"
" Спасибо, — улыбнулся Владимир. — Знаешь, я понял одну важную вещь."
" Какую?"
" Прокрастинация отнимала у меня не только время, но и радость от хорошо сделанной работы. Когда делаешь всё в последний момент, даже если получается неплохо, всё равно чувствуешь, что мог бы лучше. А сейчас я действительно горжусь своим проектом."
" Это самый ценный урок, — согласился Дмитрий. — И что теперь?"
" Теперь? — Владимир задумался. — Теперь я буду использовать то, чему научился, во всех сферах жизни. Я ещё не полностью победил прокрастинацию, иногда старые привычки возвращаются. Но теперь я знаю, что могу с ними справиться."
По дороге домой братья говорили о будущем. Владимир рассказывал о своих планах на лето — он хотел прочитать несколько книг, подтянуть английский и научиться программировать.
" А ещё я подумываю создать небольшой онлайн-курс для школьников о том, как бороться с прокрастинацией, — добавил он. — Делиться опытом с теми, у кого такие же проблемы."
" Отличная идея, — одобрил Дмитрий. — Из тебя получится хороший учитель" .
" Всё благодаря тебе, — искренне сказал Владимир. — Если бы не твоя помощь и терпение, я бы так и продолжал всё откладывать на потом".
" Нет, это твоя заслуга, — возразил Дмитрий. — Я просто показал дорогу, а идти по ней пришлось тебе самому. И ты справился."
Дома Владимир первым делом подошёл к своей таблице достижений и наклеил самую большую и яркую звёздочку напротив пункта «Конкурс проектов». Глядя на таблицу, полную наклеек, он испытывал чувство настоящей гордости.
«Возможно, я никогда не стану таким организованным, как Дмитрий, — подумал он. — Но я точно уже не тот Владимир, который всё откладывал на потом».
Свидетельство о публикации №225031800968