Следы ледникового периода в языке Часть 3

ЭнгIура-вечная мерзлота

Энгурра и Абзу в шумерской мифологии связаны как разные аспекты единого космологического представления о первичных водах.

Абзу — это первоисточник пресных вод, подземный океан.

Энгурра — термин, который часто использовался как синоним Абзу, но иногда обозначал глубинные воды, находящиеся под землёй. В некоторых текстах Энгурру называли самой глубокой частью Абзу.

Таким образом, Абзу можно рассматривать как сам подземный океан, а Энгурру — как его глубинную, возможно, более сакральную часть.

Мы попытались разобраться в значении этих слов и их непосредственной связи с чеченским языком.

В слове «Абзу» начальный слог «Аб», по нашему мнению, связан с чеченским словом «Iаба» — удовлетвориться, быть довольным, насытиться. В данном контексте это, возможно, относится к насыщению почвы водой. В корне слова «Iаба» мы находим слово «Iа», которое, как мы уже писали, в чеченском языке означает «зима», «пар», «испарение», «дыхание». Вторая часть слова «Абзу» — слог «Зу» — в чеченском языке часто имеет значение «колющее», «режущее», «острое» и т. д. Подробно об этом написано в работе ДЖУКАЕВОЙ МАРХИ АЮБОВНЫ МЕЖЬЯЗЫКОВЫЕ ФОНОСЕМАНТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СПИРАНТОВ (на материале чеченского, русского и немецкого языков).

Таким образом, Абзу (чеченское — Iабзу) можно перевести как «огромное количество воды, которое насытило почву», что соответствует шумерскому понятию «глубинные воды».

Энгурра: в шумерском языке слово «Эн» означает «господин», «владыка» или «верховный жрец». Это один из титулов, использовавшихся для обозначения правителей, жрецов и богов. Возможно, слово «Эн» произошло от слова, означающего небо — «Ан», так как оно находится наверху, отсюда и значение «верховный». Вторая часть названия — «Гурра» или «Гура» — это, возможно, чеченское слово «ГIура», что означает «мерзлота».

Таким образом, если Абзу (IАбзу) — это «глубинные воды», то Энгурра (ГIура) — это самая глубокая часть Абзу.

В чеченской топонимии есть название горы «ЗугIур лам», которое, возможно, связано с названиями Абзу и Энгурра, с той разницей, что в слове «ЗугIур» слог «Зу» стоит в начале слова.

К этим названиям нужно добавить также одно шумерское имя богини Нанше — богини воды, справедливости и изобилия. В шумерской мифологии Нанше почиталась как покровительница рек и водных источников. О ней мы писали в нашей статье «Предание о «выходе из Нашхи» и шумерская богиня Нанше». По нашему мнению, её имя также непосредственно связано с ледниковым периодом. Мы растолковали её как «Нана-Ша» — «Ледник».

Таким образом, все эти названия — Абзу, Энгурра и Нанше — могут быть связаны с мифологическими представлениями о водных источниках и изменениях климата в древности.

Интересно, что в чеченской пословице «Бухахь гIура йоцуш, Iам тIехь ша бийр бац» — «Без мерзлоты на дне озеро льдом не покроется» — как нельзя лучше отражается взаимосвязь между природой и мифами. Эта пословица, выражая важность фундамента для каждого процесса, напоминает нам о том, как без ледниковой «мерзлоты» на дне мира не могли бы возникнуть мифы о первозданных водах. Лишь на основе этих вод, замороженных и вечно существующих, можно было бы создать представление о жизни как о даре, подаренном Богом.
Так же как озеро не покроется льдом без мерзлоты на его дне, так и мифология о водах, олицетворяемых Энгуррой, Абзу и Нанше, не могла бы существовать без самой концепции вечной мерзлоты.

Энгурра — как символ воды и жизни — является важной частью мифов о создании мира и его первозданной сущности. Возможно, именно из этих ледяных вод, скрытых в глубинах земли, зародились первые представления об ангелах (богах), которые управляют такими основными стихиями, как вода, жизнь и смерть. В свете таких представлений мифы о Энгурре связаны не только с мифологией шумеров и аккадцев, но и с самими древними представлениями чеченцев, для которых холод, лёд и вода были основополагающими элементами жизни.


Рецензии