Раввин звёздного неба и раввин догорающей свечи 2

Раввин звёздного неба и раввин догорающей свечи 2

В предыдущем рассказе мы рассмотрели двух мудрецов, раввинов разных эпох.

Как могло случиться, что один раввин стал навигатором для первооткрывателей, а другой остался в рамках каббалистических размышлений? Как историческая ситуация определяет судьбу знаний?

 Авраама Закуто (XVI век) и Виленского раввина (XVIII век). Теперь важно погрузиться в исторический контекст, в котором они жили, чтобы понять почему приложение их гениальности оказалось настолько диаметрально противоположными.
Мудрость, знания и ремёсла иудейских общин Кастилии, Испании и Португалии, носителем которых являлся Раби Закуто были жизненно необходимы Королям  перед угрозой агрессивно наступавшего ислама.

Короли привлекали еврейских мудрецов, поскольку их знания были жизненно важны в борьбе с исламской экспансией.
Но эта мудрость использовалась до момента снижения угрозы. Далее следовало требование принять христианство или покинуть страну. Именно так Раби Закуто был вынужден покинуть Испанию, принят Королём Португалии. Но стоило Васко де Гама найти путь в Индию в обход Африки, как требования о принятии христианства или изгнания были повторены! То есть, короли использовали раби Закуто и его учеников пока существовала угроза.

Виленский гаон жил в период длительного (галута) изгнания. В период, когда христианская цивилизация окрепла. Иудеи были лишены традиционных мест векового проживания и деятельности. Загнаны в гето. Гето, в свою очередь постоянно перегонялись на окраины христианских государств и империй.

                Мир, в котором жил Закуто

Чтобы осознать причины мудрости раввина Закуто и его преследований, необходимо наполнить образами мир, в котором он родился и жил.

XVI век. Королевство Кастилия — древний центр еврейской жизни, науки и торговли, который существовал ещё до царя Соломона (историческими корнями уходя в Карфаген). Еврейская община региона была не только процветающей, но и высокообразованной, имела собственный Университет. Её представители активно участвовали в ремесленном производстве, морской торговле, медицине, астрономии, картографии. Кастилия и весь Пиренейский полуостров переживал свой «золотой век». Однако, тени надвигающегося кризиса уже сгущались.

После завоеваний Османской империи традиционные торговые пути оказались под её контролем, что угрожало европейской экономике.
Радикализация ислама вытесняла христианство из Восточного Средиземноморья, и под её прессом оказывался весь европейский континент. Христианский мир искал выход. Военное сопротивление не давало результата — требовался новый путь к богатствам Востока. Одним из решений стало открытие морских маршрутов, минующих османский контроль.

Положение христианства усугублялось тем, что внутри Европы не было единства. Православную Византию Папа Римский предал, православие и протестантизм подвергались притеснениям, а иудаизм — гонениям. Именно на этом фоне происходило становление Закуто как великого учёного и картографа. Его знания становились необходимыми для выживания европейской цивилизации, нуждавшейся в освоении новых земель, лежащих за Атлантическим океаном.

                Момент истины: встреча Закуто и Колумба

На иллюстрации к предыдущему рассказу была изображена комната раввина Закуто в момент её посещения Христофором Колумбом. К тому моменту в его голове уже произошла модернизация всех накопленных знаний. Его научные труды, изначально разработанные для Средиземного моря и западного побережья Африки, были адаптированы к навигации в неизведанных водах Атлантики.

Хотя европейские моряки были суеверны, образованные навигаторы и еврейские мудрецы давно понимали, что Земля — шар.  Особенно преуспели в этом мудрецы Персии (Ас-Сиджизи, Ал- Бируни).  Раби Закуто был твёрдо уверен, что земля шарообразная.

Благодаря его навигационным таблицам и астролябиям Колумб осмелился выйти в открытое море. Его убеждения не возникли из ниоткуда — они стали результатом интеллектуального наследия, мудрецов Персии и мудрецов - раввинов.
Королева Изабелла финансировала Колумба по религиозным и политическим мотивам.


                Путь знаний через века

Сегодня, спустя столетия, мы можем воссоздать обстановку той эпохи благодаря музеям Христофора Колумба. В них хранятся астролябии, такие же, какими пользовался Закуто. Там же можно увидеть карты, на которых земли Америки ещё не обозначены, но которые привели к их открытию. Макеты каравелл, подобных «Санта-Марии», напоминают, что без точных расчётов эти суда могли бы навсегда заблудиться в океане.

В экспозициях представлены труды по астрономии и географии, в которых можно проследить влияние иудейских и мусульманских мыслителей. Их вклад в эпоху Великих географических открытий нельзя недооценивать — это были люди, которые передавали знания дальше, от одного поколения к другому, когда сотрудничество религий рождало прогресс.

Когда-то эти инструменты и таблицы висели в комнате Закуто. Сегодня они разрозненно хранятся в музеях. Но если сложить их воедино — получится история. История людей, которые, вместо того чтобы разжигать костры инквизиции, зажигали звёзды новых знаний.

                Исторические параллели: Виленский раввин и закат эпохи религии
                как двигателя науки

Проходят столетия, и XVIII век встречает нас совершенно другой обстановкой. Мир, в который был поставлен Виленский раввин, резко отличается от мира Закуто. Если XVI век был временем открытий, интеллектуального сотрудничества и глобальных амбиций, то XVIII век — это век постепенного упадка религиозной мудрости в науке.

Католическая Европа, вытеснив мусульман с Пиренейского полуострова, не смогла удержать того уровня интеллектуального развития, который позволил ей достичь мирового господства. К этому моменту христианская цивилизация, оттолкнув иудаизм и ислам как важные элементы научного прогресса, начала увязать в догматике.

                Мир, в котором жил Виленский гаон
Виленский раввин жил в мире, где иудеи уже не могли влиять на глобальные процессы так, как это делали их предки. Их загоняли в гетто, ограничивали в правах, их знания не востребовались.
Европа, когда-то черпавшая мудрость у своих иудейских и мусульманских учёных, отвернулась от них, и вскоре сама оказалась в плену собственных иллюзий.
Всё пространство для религиозных мыслителей сузилось до размеров гето, комнатки в синагоге, полки в которой завалены свитками древних рукописей! Весь простор реального применения гениальности ограничен окультными (каббалическими) расшифровками смысловых ребусов. Годы работ над смысловыми рассуждениями прошлых времён при тусклом свечении догорающей свечи.
Когда в общине, в синагоге не осталось ни одного мастера способного сделать не то что Астролябию, а даже подсвечник для свечки?

Размышляя об этих эпохах, становится ясно: история повторяется.
История показывает, что цивилизации теряют, когда отвергают вклад разных культур. Может ли сегодня Запад повторить ошибки прошлого, закрывшись в собственных догмах?
Отвергать реальное многообразие религий и воззрений, закрываться в рамках одной цивилизационной модели? Или научиться ценить вклад каждого, как это делали великие умы прошлого?

Продолжение следует…

Приложение: Пояснение к иллюстрациям
1. Ас-Сиджизи
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Абу Саид Ахмед ибн Мухаммад ибн Абд-ал-Джалил ас-Сиджизи (951—1024) — Газневидский математик и астроном. Современник ал-Бируни, неоднократно упоминавшийся последним. Работал в Ширазе.

Он написал много книг и трактатов о сферической геометрии. При этом на тысячелетия опередив математиков Европы и Лобачевского.  Особенно в «Книге о гиперболоиде и параболоиде вращения», «Книге об асимптотах», «Книге о небесных сферах»,  "Книгах об астролябии" , "Астрологичесих трактатах».

Выдающийся конструктор
Ас-Сиджизи был выдающимся конструктором астролябий. Он изготавливал комбинированные астролябии, в которых часть эклиптики изображается в стереографической проекции с центром в северном полюсе, а другая часть — с центром в южном полюсе, челнообразную астролябию, в которой изображение эклиптики и звёзд неподвижно, а изображение горизонта вращается, и ряд других астролябий: линейкообразную, крестообразную и спиралеобразную.

В связи с описанием конструкции челнообразной астролябии ал-Бируни сообщает, что ас-Сиджизи предполагал суточное вращение Земли вокруг своей оси.

2. Закуто - Раввин по имени Солнце
Он благословил Васко да Гаму на первый вояж в Индию и спас Христофора Колумба от голодной смерти. Но грандиозные заслуги не спасли его самого – еврея-астронома позорно изгнали из Испании и Португалии. Чудом уцелев в плену у тунисских пиратов, Авраам Закуто всё равно умер, но – как и мечтал – по пути в Иерусалим.

3. Закуто -Раввин Астроном, чьими справочниками пользовались Христофор Колумб и Васко да Гама в своих исторических путешествиях


Рецензии