Власть дикого мёда

/ОТРЫВОК/

Авторский сценарий
полноэкранного художественного фильма
"ВЛАСТЬ ДИКОГО МЁДА"

г. Москва 2022 год
 


Титр на тёмном фоне:

События, о которых рассказано в этом фильме,
реально происходили на территории западной Беларуси
в середине лета 1941 года.
Некоторые из представленных образов являются собирательными.
Совпадения с историческими фактами не случайны.

Затемнение

Выход из затемнения

Титр на белом фоне:

ВЛАСТЬ ДИКОГО МЁДА
Тhe dominion of wild hone
Die Herrschaft des wilden Honigs
Dominium dzikiego miodu

Затемнение

Титр на тёмном фоне:

Конец июня 1941 года.
Северо-запад Беларуси.

Выход из затемнения

Звучит классическая средневековая мелодия лютня+флейта («Леди зелёные рукава») Музыкальный трек с альбома: "Лютневая Музыка XVI-XVII Века" (1970)
V. Vavilov GreenSleeves / Зелёные Рукава (English Folk, Lute Music)
https//youtu.be/UtZByoclNWQ

СЦЕНА I. ЭКСТЕРЬЕР, ДЕНЬ. СОЛНЕЧНОЕ УТРО.

С птичьего полёта панорама густого леса до горизонта.
Виды леса меняются начавшись с птичьего полёта до макросъемки дупла дикого пчелиного гнезда, вокруг которого суетятся пчёлы. Крупные планы рук пчеловодов.
Кадры в янтарно-тёплом калорите с лёгкими солнечными отсветами.

Михаил Бортник (55 лет, далее ОТЕЦ МИХАИЛ богатырского телосложения, с нестриженной бородой, длинными волосами, затянутыми в пучок на затылке, слегка седой.) и три его сына (все четверо в шляпах с москитными сетками) собирают в глухом лесу мёд.
Сыновья: ЯНЕК (17 л.), СЕРГИУШ (11 л.), КРИСТИАН (9 лет).

Бортники погружают соты, текущие от мёда в небольшие тонкостенные бочёнки, фляги из бересты и стеклянные банки.
Делают выемку мёда профессионально, быстро.

Среди вещей бортников два охотничьих ружья.

Лютневая музыка медленно затихает, уступая место тревожно-динамичному музыкальному мотиву.

СЦЕНА 2. ЭКСТЕРЬЕР. ТЕНИСТАЯ ЧАСТЬ ЛЕСА, ГУСТАЯ ХВОЙНАЯ ЧАЩА.

Движется десантный отряд вермахта (12 человек). Идут молча.
У двоих на спинах ранцы (2 части радиостанции).
У третьего продолговатый ранец, похожим на алюминиевый чемодан - короб для хранения супероружия, схожий с футляром от скрипки, но проклёпанный металлическими углами.
 
Отряд из тёмного хвойника выходит на светлую заболоченную часть, поросшую высоким орешником.
Офицер останавливает отряд, прислушивается. Руками делает характерные движения, приказывая продолжать движение.
Лица напряжённые. Диверсанты благостно вдыхают свежесть лесных запахов. По лицам течёт пот.

В звуки леса настойчиво вклинивается кукушка, как бы начинается отсчёт… Айн, цвай, драй… Ку-ку, ку-ку, ку-ку…

Желательно смену кадра синхронизировать с «отсчётом кукушки…

Отряд идёт по залитой водой траве, хлюпает грязь.
Остаётся характерный отпечаток десантного ботинка, который быстро заливается водой.
Жужжат оводы, шмели.
Десантники проходят, чуть не наступив на осиное гнездо.
Выходят на поляну.
Офицер оборачивается, по-видимому, остановить отряд на отдых. Обернувшись, читает ужас в глазах, следовавшего за ним десантника.
Прямо перед ними вышла на поляну равная по численности десантная разведгруппа красноармейцев.
Немая сцена.
Две группы стоят друг перед другом лицом к лицу не решаясь снять с плеч оружие. Пауза.

Затемнение

Выход из затемнения

Идёт рукопашная схватка.
Слышен мат, стоны, вопли, возня на траве.
Крупные планы: ручка ножа в спине, вспоротый живот.
Слово «Мама!» звучит с обеих сторон, на обоих языках.
Плач, рыдания.
Солдат в крови ползёт, держась за перерезанное горло.
Агония…

Погибают все - и советские, и германские десантники.
Стоны медленно затихают сливаясь с шумом природы.
Воцарилась тишина, а с ней врывается в звукоряд шум ветра: щебет птиц и жужжание насекомых.

Крупный план дрожащей в агонии ноги в десантном ботинки. На голенище юрко забегает черноглазая ящерка (макросъёмка) и, спугнутая дрожью конечности, ускакивает обратно в траву.
Муравьи из разворошённого муравейника суетятся по мертвому лицу убитого.
На нагретую поверхность военной каски прыгает лягушка, раздувает жабрами.
Рука с «Парабеллумом». Из ствола струится дымок.
Рука с пистолетом расслабляется, её начинает заливать болотная вода.
Над травой, над местом боя, видно колыхание нагретого летнего воздуха.

Общий образ: природа начинает «перерабатывать» вклинившуюся в неё и чуждую стихию.
В последнем кадре над местом боя солнце стоит слево от травинки.

Затемнение

Выход из затемнения

ВНОВЬ ПОЯВЛЯЕТСЯ КАДР ТРАВИНКИ С СОЛНЦЕМ, НО ДИСК СВЕТИЛА УЖЕ СПРАВА ОТ НЕГО.
Вечернее солнечное освещении поляны.

Хрюкая, кабан выходит на поляну. Понюхал, убегает.
Выбредает молодой лось. Монотонно жует траву. Дёргает ушами от гнуса, безразлично смотрит на страшную картину убитых людей.
Слышен отдалённый выстрел.
Колебание воздуха, В кадре видно как прошла охотничья пуля, колыхая воздух.
Лось дёргается в сторону. Но, не проходит и трёх шагов. Ноги его подламываются. Он припадает на колени, падает.
Через шум ветра, гудение насекомых слышен шелест веток. Кто-то бежит задевая кусты. Слышится удивлённый громкий голос.

ЯНЕК
Господи! Мать честная! Отец, гляньте…

ОТЕЦ МИХАИЛ
Стой, где стоишь! Не ходи туда…

СЕРГИУШ
Что там?

ЯНЕК
Побоище, вот что!

Из кустарника осторожно выходит отец Михаил с ружьём наперевес. Оглядывается с прищуром. За ним выходят трое сыновей. У всех обмазанные золой лица и руки.

ОТЕЦ МИХАИЛ
Ребята, покамесь ничего здесь не трогать!

СЕРГИУШ
Сколько их тут? Кто их так!

ОТЕЦ МИХАИЛ
(Выпрямившись, опустив ружьё и почёсывая шею)Это они сами себя. Друг дружку поубивали…

СЕРГИУШ
А кто они?

ЯНЕК
Не видишь – это солдаты. Одни, похоже, советские, а другие… Финны что ли? Десант или разведчики.

ОТЕЦ МИХАИЛ
Почему финны, обоснуй сынок?

ЯНЕК
(как на экзамене)
Да вот же пистоль-пулемёт Лахти, называется Суоми. Такие только у финнов (указывает на ППД).

ОТЕЦ МИХАИЛ
Сергиуш, а ты что скажешь?

СЕРГИУШ
Похоже… /неуверенно/ одни финны, а другие… советские или... А вот германский «Парабеллум». Такие офицеры Вермахта имеют. Я в Польше видел, когда мы воск туда возили. Мотя им торговал, а я не купил. Теперь жалею… Красивый.

Отец Михаил и его сыновья свободно ходят среди убитых, словно на выставке.

ЯНЕК
(жадно бегая глазами)
Бать, возьмём чего-нибудь?

ОТЕЦ МИХАИЛ
Конечно, возьмём! Такое богатство ящеркам да жабам оставлять глупо. Только аккуратно возьмём. Не топчи! Следы на открытой грязи не оставлять.

СЕРГИУШ
А если советские у нас енто добро нашукают? Они же нас за это богатство в тюрьму ушлют.

ЯНЕК
(повеселев)А мы им прямо взяли и показали! Правильно, пап?

ОТЕЦ МИХАИЛ
Вот здесь место сухое. Сноси потребный скарб на него. Шинельные скрутки, бери… Клади, не разглядывай… Ремни бери. Бери не выбирай, дома разберём. Это, ребятки мои, отряд германских и красных диверсантов повстречались. Началась рукопашная. В ней они ухлопали друг дружку. Похоже, никто не выжил…
Следов ухода нет.

СЕРГИУШ
Недавно было. Два часа назад.

ОТЕЦ МИХАИЛ
Обоснуй.

Сергиуш показал на разбитые часы, которые снял с руки убитого.

ЯНЕК
Эн-Зэ берём? Его тут навалом.

ОТЕЦ МИХАИЛ
Берём-берём…
Ребята, радиостанция!
А вот и ещё одна!..


СЦЕНА 3. ЭКСТЕРЬЕР. ДЕНЬ.

высокий частокол до 3 метров поросший мхом и травой окружает большой дом, похожий на дом медведя из сказки «Маша и медведь»
Стоит в густой чаще леса, почти сливаясь с природным окружением по тону и колориту. Сложен дом из толстого бревна. Крыша высокая. Стиль западных славян.

ИНТЕРЬЕР. В ДОМЕ.

Слышно тиканье часов. В кадре ходики. На стене в рамках висят дипломы и грамоты в царских орлах и польские грамоты.

ДИКТОР
/читает содержание дипломов и рекомендательного письма, висящие на стене. В кадре Диплом №1/.

Диплом, Каспару Бортнику и сыновьям
I-я Премия за лучший дикий мёд Малой и Белой Руси», 1911 год.

/В кадре Диплом №2/
Диплом Михаилу, сыну Каспара Бортника, за самый целебный прополис из лесов Белой и Малой Руси, и за качественный пчелиный забрус, I-я Премия от общества аптекарей Гродненского края. Подпись Марк Людвигович Марцевич, 1915 год.

/В кадре Рекомендательное Письмо Язвицкой М.М./
Рекомендательное письмо прилагается к Диплому от декана Виленского университета фармакопии дано Язвицкой Марии Михайловне в том, что она, кроме того, что закончила с отличием Факультет Фармакопеи Университета, по собственной инициативе изучила малоизвестные целебные свойства трав. Доказала их полезность при лечении болезненных состояний.
М. М. Язвицкая достойна доверия и рекомендуется нашим Университетом и лично мною Отто Вальдемаровичем Курляндским в качестве изготовителя трав и настоек высшей категории.

Кадр фотографии Отца Михаила и Марии Язвицкой до замужества.

Кадр фотографии отца Михаила и Марии Язвицкой с подписью: Супруги Борники Михаил и Мария.1921 год. Варшава-Краков-Вильно-Санкт-Петербург-Москва.

ДИКТОР
Супруги Борники. Михаил и Мария.1921 год. Варшава-Краков-Вильно-Санкт-Петербург-Москва

Звук тиканье ходиков затихает.

 
СЦЕНА 4. ИНТЕРЬЕР. В ДОМЕ У БОРТНИКОВ.

За столом сидит мать Мария с дочерями.
На столе стоят перед каждой дочерью чернильницы, тетрадки, книжки, учебники.
МАТЬ МАРИЯ (40 лет) с зачёсанными назад в пучок волосами, моложавая с гибкой шеей, добрыми внимательными глазами славянской внешности. Преподаёт детям урок.
Дочери: АННА (15 лет), ХЕЛЬГА(Ольга)(13-14 лет) и АЛЕКСАНДРА (8 лет).
МАТЬ МАРИЯ диктует из книги в её руках.
Когда она прочитывает очередную фразу, то прикрывает книгу, зажав указательный палец между страниц.
В кадре становится видна обложка книги Ольги Молоховец «Подарок молодым хозяйкам».

МАТЬ МАРИЯ
(диктует)… оттаявшее мясо портиться скорее, запятая, чем парное, запятая, потому что при оттаивании из мяса вытекает вода, запятая, а вместо неё проникает воздух с гнилостными бактериями … Написали?

АЛЕКСАНДРА
Мам, а что такое бактерии?

Анна и Хельга перешёптываются друг с другом, смеются.

МАТЬ МАРИЯ
(строго)Что смешного?

ХЕЛЬГА
Аня сказала, что бактерия задала вопрос о бактерии.

Обе старшие сёстры смеются. Младшая Александра сжимает губки и строго произносит.

АЛЕКСАНДРА
(с пафосом) Сегодня младше, а завтра – моложе! Вот так, старухи…

МАТЬ МАРИЯ
Молодец Алекс, так их…

На дворе залаяла собака. Мать Мария, взглянув в окно.

МАТЬ МАРИЯ
Отец с братьями вернулись.
Всё собираем! Обед…

Затемнение

Выход из затемнения

ТО ЖЕ САМЫЙ СТОЛ, НО БЕЗ ТЕТРАДОК И КНИГ, НА НЁМ

За столом, на котором разложены трофеи, сидят в белых рубахах ОТЕЦ МИХАИЛ, ЯНЕК, СЕРГИУШ, КРИСТИАН - умытые («отбеленные») и АННА, ХЕЛЬГА.
Вокруг стола суетятся, убирают посуду после обеда МАТЬ МАРИЯ и АЛЕКСАНДРА. ОТЕЦ МИХАИЛ держит в руках большое увеличительное стекло, читает на пакетах военного Эн-Зэ надписи. Говорят полушёпотом, как заговорщики.

На столе кроме консервов и пакетов Эн-Зэ лежит странного вида (футуристическая) снайперская винтовка, рядом раскрытый короб, а рядом с ним ещё несколько предметов.

В кадре крупный план-портрет МАТЕРИ МАРИИ с лёгкой улыбкой на устах следящей за происходящем.

Изображение в кадре схож с портетом Монны Лизы Леонардо да Винчи.

МАТЬ МАРИЯ
Анна, раскладывай тушёнку по плетёным коробам. Утром ребята отнесут в южный схрон. Дома оставим десять банок.
 
ЯНЕК
/показывая на непонятные ему трубы/
А это что?

ОТЕЦ МИХАИЛ
Это военные перископы, осматривать местность, не высовывая головы. Пиши Кристиан – перископы 2 шт., две стойки треножные к ним в футлярах. Производство СССР и Германии.
Солидно оснастились. Кстати и у тех и у тех стёкла оптики «цейсовские»…

Ян вертит в руках перископические трубы, пытаясь что-либо увидеть. Кадр не в фокусе, вид через перископ. Глаз как бы пытается поймать «зайчика».

ОТЕЦ МИХАИЛ
Ян, хватит играться! Лучше снайперку рассмотри. Забавная вещь, штучная.

Берёт со стола винтовку, с любовью крутит в руках.

На самого Сталина не стыдно с такой вещью пойти!.. Кристиан, пиши далее.
Всё что отец Михаил перечисляет, показывается отдельными кадрами.

ОТЕЦ МИХАИЛ
…194 банки тушёнки. 108 – производства Германия и 86 производства СССР. Сухой суп, гороховый, производства Германия, 115 штук, 50 штук сухое печенье «галеты», тоже германские.
Шоколад - 128 плиток…
Соль! Мария, соль!..

МАТЬ МАРИЯ
Сколько?

ОТЕЦ МИХАИЛ
Почитай, больше 5-ти килограммов будет!

МАТЬ МАРИЯ
Девчат, неси сухой горшок, тот, что на печи с крышкой.
 
Кадр горшка, в который засыпают из пакетов соль.

МАТЬ МАРИЯ
…Ссыпай. Осторожно не сыпь на стол! Пакетики не бросать. Опосля надо сжечь. Отец, тушёнку куда определим?

ОТЕЦ МИХАИЛ
Соскребай этикетки и с советских и германских банок. Не дай Бог найдут большевички…

АННА
Мам, а как сухой суп едят?

ЯНЕК
Его кипятком заливают, тушёнку в него кладут... Вкусно…

СЦЕНА 5.ИНТЕРЬЕР. ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР. ЗА ОКНОМ ВИДНО ЛУНУ ЗА СТВОЛАМИ ДЕРЕВЬЕВ.

На широкой печной лежанке шепчутся ОТЕЦ МИХАИЛ и МАТЬ МАРИЯ.

МАТЬ МАРИЯ
У шинелей подкладку спороть. Войлок куда ты думаешь определять. Может одеяла сшить?

ОТЕЦ МИХАИЛ
Не… не надо. Вещи убитых всё-таки… Думаю можно на ленты порезать и сарай утеплить, меж брёвен заткнём и мхом замажем. Скотина зимой спасибо скажет. Думаю, что с аптечками делать. У нас этих лекарств теперь - на годы вперёд. Может Якову в город контрабандой? Или на чёрный рынок… /Через паузу, радостно/ Обогатились Машенька, обогатились! Одна офицерская зажигалка на чёрном рынке и бинокль на лошадь обменять можно!..

Встал, свесил босые ноги, обождал, смотря куда-то чуть вверх и вправо, будто обдумывая что-то, и быстро обулся в валенки.

ОТЕЦ МИХАИЛ
Пойду, покурю на воздушёк. Табачком-то мы теперь знатно заправились!

Оба заговорщицки засмеялись.

МАТЬ МАРИЯ
Иди родной мой, иди…

СЦЕНА 6. ИНТЕРЬЕР. НОЧЬ.

Отец Михаил распахивает дверь, кричит внутрь дома.

ОТЕЦ МИХАИЛ
Выходи на крыльцо! Мать! Янек, Анна…

Семья высыпает на крыльцо. Чистое ночное небо, крупные звёзды, за деревьями на горизонте видно зарево. Едва доноситься грохот.

ЯНЕК
Гроза, бать?

МАТЬ МАРИЯ
У большевиков чего взорвалось?

ОТЕЦ МИХАИЛ
Нет, родные мои, это не гроза и не пожар… Это канонада пушечная. Может, война опять началась?
Уж близко, как-то!
Может германец границу перешёл... или большевички попёрли мировую революцию делать.

Семья молча с тревогой в глазах смотрит на зарево и прислушивается в звуки дальней канонады.
 
МАТЬ МАРИЯ
Страшно… Что делать-то будем, отец?

ОТЕЦ МИХАИЛ
Лошадей в схрон уведём…
Если про нас вспомнят, за ними прейдут в первую очередь.
Янек и Кристиан: завтра позатрапезнее оденетесь, пойдёте на большак. Сидоры за спину, мол, путники. Людей поспрашиваете. Ежели, правда, война, - сразу домой. Револьвер дам…
Трофейное не тронь! Слышь, Янек? Парабеллум не тронь! Тебя же за него и арестуют…
Документы я вам утром нарисую…

СЦЕНА 6.ИНТЕРЬЕР, ДЕНЬ. В ДОМЕ БОРТНИКОВ.

За столом отец Михаил в очках велосипедах печатает одним пальцем на письменной машинке. Допечатывая, осторожно вытягивает бумагу и громко читает. Рядом стоят Янек и Кристиан:

ОТЕЦ МИХАИЛ
/как оратор говорит на повышенных тонах/:
Мария, послушай! Все послушайте… Пропускной лист от 20 июня 1941 г. выдан Ивану Лапоухову /отец Михей показал на Янека/ и Константину Сироткину /показал на Кристиана/ в том, что они, являясь кандидатами во вступлении в члены ВЛКСМ, и воспитанниками детского дома им. Дзержинского г. Витебска, расположенного на ул. Ленин д.17, направляются на практику в трудовой коллектив колхоза им. Карла Маркса и Фридриха Энгельса на борьбу за урожай по поручению всего коллектива сиротского дома…
/отец Михаил поднимает палец вверх при произнесении имён Маркса и Энгельса/
Начальник ДД им. Дзержинского товарисч… э-э-э… Карл Вальдемарович Бойцович, зав. воспитательной части ДД им. Дзержинского, Урицкая Лидия Марковна.
Печать, подписи.
Печать детского дома, кстати, вырезал наш знакомец Марат Маркович ещё аж в 27 году…

МАТЬ МАРИЯ
Не слишком ли много этого поляка «Дзяржинскаго»?

ОТЕЦ МИХАИЛ
Кашу маслом не испортишь! У этих большевиков Дзержинский - главный авторитет. Они ему как богу молятся, почти как Ленину. Больше Дзержинского, больше уважения к бумажке.
(Обращаясь к сыновьям) Запомнили кто вы? Иван Лапоухов и Костя Сироткин.
Если будут обыскивать и найдут наган, объясните, что нашли на дороге, при возможности хотели сдать жандармам, тьфу, в милицию то есть. В барабане евонном я вам три патрона вставляю…
Янек, всё понял?
Куда наган положишь? Грязью потри его. Аккуратней, в ствол песка не засыпь.

ЯНЕК
Знаю… За спину, за ремень подсуну.

ОТЕЦ МИХАИЛ
Ну… смотрите в оба. Дурака не валяйте… /глядя как сын засунул наган за спину, заметил/ Дупу не отстрели…
А мы тут по радио послухаем, чего большевики говорят. Они наврут, как всегда! Поэтому узнать истинное положение вещей, - надежда только на вас. Чего народ баит? Может, красноармейчика выцепите, его поспрашивайте.
Посмиряйтесь малость. Главное - правду добыть!
Сами ничего не домысливайте. От знания правды наша с вами жизнь зависит. Два дня вам даю. Одна нога здесь, другая там…
Маман, вы, что кладёте им в сидоры?

МАТЬ МАРИЯ
Хлеба…

ОТЕЦ МИХАИЛ
Какого?

МАТЬ МАРИЯ
Как какого? Нашего.

ОТЕЦ МИХАИЛ
Надо чтобы он был схож с совдеповским.

МАТЬ МАРИЯ
Где я такое возьму? У нас всё своё...

ОТЕЦ МИХАИЛ
Сухари! Дайте сухарей, гренки… или на крайность наш хлеб квадратными кусками нарежь, на манер их общепита. Луковицу дайте. Яблок, картошки и хватит…
Да, ещё воды налейте в советскую бутыль. Хорошо бы ещё самогона поллитра. За самогон товарисчь /нарочито выворачивает слово/, многое может сделать…

МАТЬ МАРИЯ
Картошку варить?

ОТЕЦ МИХАИЛ
Не надо. Вечером в костре испекут.

МАТЬ МАРИЯ
Не боишься отпускать?

ОТЕЦ МИХАИЛ
Боюсь, но надо…/на мгновение остановился, подумал опять приподняв голову кверху направо, выдержал паузу/ Нет, не рано! Ребята взрослые, одному скоро 17 годков стукнет, другому уже 12. Мужчины! Им оперяться среди люда мирского надо. Это женщине в народе оперяться вредно, а мужчине – надо. Энто работа евонная!


СЦЕНА 7. ЭКСТЕРЬЕР, ДЕНЬ. ВО ДВОРЕ ДОМА БОРТНИКОВ.
Сёстры АННА и ХЕЛЬГА набирают воды из колодца. За их спинами не в фокусе видно, у крыльца дома стоит мать в характерной позе провожающей /с платком, поднесённым к губам/.
Отец обнимает сыновей и что-то настырно им объясняет.

АННА
/искоса посматривая на них/:
А если, правда, - война?

ХЕЛЬГА
Маман сказала, будем тушёнку варить, консервы делать из всего, из чего только возможно сделать. Бог соли много дал.
Как братья вернуться, похоже, Борьку резать будем…

Мимо проходят братья. Лица довольные, лихие.

ЯНЕК
(хвастливо)
Салют, сеструхи! Женишка поумытее увижу, на верёвке приволоку!

АННА
/сурово/
Смотри, как бы самого пьяного от горилки не приволокли.

ЯНЕК
Не боись, я стойкий!

КРИСТИАН
Мы стойкие!

ХЕЛЬГА
Ой, а ты-то мелкоскоп, молчал бы! На масленицу хлебнул горилки, так вырвало, думала погреб по крышку залёт… жених.

ЯНЕК
(остановился у калитки)
Чао-бабино, девчонки!

АННА
Чао, чао!

Крупный план двух светлых и красивых лиц сестёр: Анна опёрлась на деревянное ведро полное воды, Хельга держит её за руку, повыше локтя.
Переход на другой крупный план: весёлые лица братьев. На шляпе у Янека в ленту вставлен ландыш, шляпа набекрень.
Кристиан в польской военной кепи (может быть офицерской рогатке). Стоп кадр.
Обе пары проникновенно с любовью взглянули друг другу в глаза…

ХЕЛЬГА
/не сдержав слезу/
Возвращайтесь ребятушки быстрее.
/застеснявшись своего расчувствования отворачивается, АННА обнимает её/.

Крупный наезд на глаза АННЫ блеснувшие слезой.


СЦЕНА 8.ИНТЕРЬЕР. ДЕНЬЮ. В ДОМЕ.

ОТЕЦ МИХАИЛ и МАТЬ МАРИЯ заходят в избу. Говорят на ходу.

МАТЬ МАРИЯ
Чего делать будем, ждать?

ОТЕЦ МИХАИЛ
Ждать и думать. Может дом прикрыть. Выражаясь по-военному: закамуфлировать. Лошадей с коровами в схрон отвезти. Борьку придётся того… На тушёнку.

МАТЬ МАРИЯ
Можа обождём? Борька за лето ещё поднаберёт маненько, а?
Жа-алко!

ОТЕЦ МИХАИЛ
Канонада, это мать была… канонада. Как бы не сложилось, они обязательно придут за продуктами. Борька, первый уйдёт «на войну» в пользу ненасытных вояк.

МАТЬ МАРИЯ
Я дочками займусь, их тоже надо закофулировать /произносит неправильно/. Вон у Анны сиськи – доить пора! У Хельги на подходе.

ОТЕЦ МИХАИЛ
Это правильно. Алекс не тронут, малая ещё, а этих кобыл вмиг оприходуют.
Что германский солдат, что красный – всё едино.
Солдатня - она везде солдатня, самцы на выгуле...

С улицы послышался зов сестёр.

АННА И ХЕЛЬГА
Мама, папа! Идите скорее сюда!

В избу забегает запыхавшийся Сергиуш.

СЕРГИУШ
Военные самолёты, над домом, идёт воздушный бой!



СЦЕНА 9. ЭКСТЕРЬЕР, ДЕНЬ. ВО ДВОРЕ ДОМА БОРТНИКОВ.

Бортники смотрят вверх. На высоте, словно малюсенькие стрекозы кружат самолёты, слышны очереди выстрелов. Идёт воздушный бой.

МАТЬ МАРИЯ
/глядя в небо, заслонив ладонью глаза/:
Отец, какие чьи, не различаешь?

ОТЕЦ МИХАИЛ
/смотрит в бинокль, который ему подал Сергиуш/
А кто их разберёт…
О! Кажись одного подбили…
Ещё подбили! Видите, задымился.

От задымившегося самолёта отделилась точка.

ОТЕЦ МИХАИЛ
/комментирует/ Лётчик выпрыгнул! А вот и второй прыгнул! Сейчас должны открыться парашюты…

СЕРГИУШ
Пап, дай-дай посмотреть!

ОТЕЦ МИХАИЛ
Погоди, ты! Интересно где они опустятся? Главное, чтобы от нас подальше.

Под радостные восклицания наблюдающих, у одной из падающих точек открылся белый купол. Его тут же понесло в сторону дома Бортников, у второго парашют не открывался. Точка падающего лётчика пронеслась далеко в стороне. Но парашютист настырно приближался с неба всё ближе и ближе.
ОТЕЦ МИХАИЛ опустил бинокль.

ОТЕЦ МИХАИЛ
Лети дальше, дальше от нас… /как бы колдуя, отгоняя парашютиста/.


МАТЬ МАРИЯ
/с надеждой/
Может он сверху дом не углядел, всё-таки в чаще стоим. Нас и на картах-то нет.

ОТЕЦ МИХАИЛ
Не надейся, маман. Всё он видел. Сел где-то в 200 метрах от нас. К гадалке не ходи, к нам выйдет, надо встретить.

МАТЬ МАРИЯ
Как ты думаешь, он германец или красноармеец?

ОТЕЦ МИХАИЛ
А нам какая разница?
Для нас, для великороссов, что те, что эти - один чёрт. Принеси-ка мой дуплет. Махно (собака) со мной!
Сергиуш, возьми трёхлинейку, в отдалении подстрахуй. Штык примкни. На глаза не показывайся.

Собака во дворе встрепенулась, когда хозяин её перестегнул с цепи на карабин поводка.

ОТЕЦ МИХАИЛ
Пошли, Махно, понюхаем горе-авиатора… Пошукаем…


СЦЕНА 9. ЭКСТЕРЬЕР, ДЕНЬ, БЛИЖЕ К ВЕЧЕРУ.
По лесной тропе идут Янек и Кристиан.

КРИСТИАН
Далеко ещё? /давая понять голосом, что устал, поскольку Янек шагал слишком быстро/.

ЯНЕК
Нет, не далеко.
Если выйдешь из леса. /Он указал на просветление леса слева от себя/ Там будет огромное поле. Через него по диагонали через поле можно увидеть большак. Я ищу дерево, чтобы на него можно было бы залезть и поглядеть на дорогу издали. А вот и оно, кстати…

В кадре массивная раскидистая сосна. Мальчики ускорили шаг, сошли с тропы и подошли к опушке леса. За полевой травой не было видно окрестности. Они, помогая друг другу, полезли на массивную сосну. Усевшись, Янек достал бинокль и, поглядев в него присвистнул.

КРИСТИАН
Чего там?

ЯНЕК
Весь большак забит! Народа – пруд пруди!

КРИСТИАН
Военные?

ЯНЕК
Разные, есть… Больше на телегах и пешие.

Кадр через бинокль. Линия шоссе заполнена двигающимися по нему народом. Вокруг шоссе, на обочинах, сидят, лежат, пережидают, отдыхают много людей. Часть сидит, отдыхает на поле, зевают, жгут костры. Выделяются белые точки светлых женских платков.

ЯНЕК
/поворачивая биноклем/
Ого! Глянь, танки!

Кристиан перенимает бинокль.
Вид через бинокль. По обочине шоссе, поднимая шлейф рыже-жёлтой пыли, в обратном от основного движения беженцев, идёт на полном ходу колонна танков и бронемашин зелёного цвета (Т-26, РККА).
Слышен далёкий шум моторов, схожий с тракторным.
Послышался громкий хлопок.
Недалеко от идущих танков вспучилась земля.
Янек оторвался от бинокля и взглянул на поле слева от себя.
На поле с сизым выхлопом над башнями ползли танки, схожие с коробками серого цвета (Т-IV, вермахт).
Они быстро разъезжались в равном расстоянии друг от друга, занимая линию фронта. Картинка схожа с комбайнами на пашне.
До места, где сидели мальчики, они были не менее полукилометра.
Хлопки участились.
Танки на шоссе немедля стали разворачиваться, вокруг них от взрывов взлетала взрыхлённая земля.
В сизом дыму, желто-рыжей пыли машины РККА стали сползать с обочины и ползти навстречу появившимся танкам. Один из них встал, задымив черной гарью. Беженцы, словно муравьи, бросились врассыпную на противоположную сторону шоссе, прячась за кюветом. Взрыв на асфальтированном настиле шоссе опрокинули и разметал телегу со скарбом. У лошади оторвало ногу. Животное завизжало.
Кристиан оторвал взгляд от бинокля. Лицо мальчика было в холодной испарине бледно и перекошено испугом.
Янек перенял бинокль.
ЯНЕК
Чего там такое?

КРИСТИАН
Лошадь ранили! За что лошадь-то! В чём она виновата!

ЯНЕК
Не скули! Война брат… война. Похоже серьёзно всё. Чего ты думаешь, отец так всполошился? У него чутьё на опасности.

КРИСТИАН
/продолжая причитать/
Лошадь-то тут причём? Она служит, она друг. Я о своей лошади мечтаю. А они вот так, запросто… /чуть не плачет/.

Звуки выстрелов участились. Стали сливаться в канонаду. Танки с шоссе открыли ответную стрельбу по полю. Сосна стала содрогаться.

ЯНЕК
/повышая голос/
Надо уходить в глубь леса! Издали нас за военных разведчиков могут посчитать, не ровён час, обстреляют! Спускаемся! Прыгай!

Кристиан несколько задержался и, глядя вдаль, восторженно крикнул, пересиливая грохот боя и указывая на поле.

КРИСТИАН
Глянь, прямое попадание! Аж башню снесло! /последний крик сливается с грохотом боя/

Затемнение

Выход из затемнения


Рецензии