Иерусалим

У арабов мусульман есть своя главная святыня - Кааба, расположенная в Мекке. По легенде она построена Авраамом и его сыном Исмаилом - прародителем северных арабов.

Иерусалим воспринимался пророком Мухаммадом как ориентир, когда он начинал свою пророческую миссию в Мекке. Будучи учеником Вараки Ибн Науфаля, Мухаммад принял ханифистскую религию - разновидность несторианской христианской веры, которую канонические церкви считают ересью. По началу арабский пророк не отделял ислам от христианства. Это произошло по мере развития его деятельности.

По исламскому преданию, Мухаммад спал в Мекке со своей юной женой Аишей, дочерью Абу Бакра. У него ночью начался приступ видения, который длился совсем недолго, но был насыщенным и ярким.

Это видение признается мусульманами реальным событием, потому что его истинность подтвердил Абу Бакр, ближайший соратник пророка и первый халиф. А Абу Бакр не мог говорить неправду, потому что пророк нарек его эпитетом "ас-Сыддык" - тот, кто верит пророку и говорит правду.

Так вот, в ту ночь, которую мусульмане называют "аль-Исра' уа аль-мирадж" в гости к Мухаммаду наведался архангел Джибриль (Гавриил). Посланник Аллаха выпил из стакана воды и почувствовал приближение вестника.

Гавриил позвал посланника выйти по срочному делу. Они вышли на улицу, где их ждало чудесное существо аль-Бурак - крылатая кобылица с женским лицом и крыльями, по размерам больше осла, но меньше мула. Самое быстрое средство передвижения, доступное лишь избранным.

Пророк и Гавриил оседлали эту дивную животину и отправились в ночное путешествие в Иерусалим к мечети аль-Акса. Они взлетели над Меккой и понеслись навстречу духовным приключениям.

Странно, конечно, это, поскольку во времена жизни пророка не существовало мечетей в Иерусалиме, в том числе и аль-Акса. Вероятно, речь идёт о некоем видении,  связанном с восприятием Иерусалима как города, где был возведен Храм, а Мессия должен его возродить.

Рядом с мечетью аль-Акса, которая тогда существовала только в сознании пророка (а построена лишь при халифе Умаре Ибн Хаттаб), Мухаммад привязал крылатую кобылицу и отправился вместе с Гавриилом в путешествие по семи небесам, добравшись до Престола Аллаха.

Во время своего мистического вояжа Мухаммад общался с пророками, видел ад и рай, познакомился с Авраамом, Моисеем, Иисусом и другими членами гильдии избранных. Собрав их, Мухаммад встал во главе и организовал коллективную молитву, согласно исламскому ритуалу. И, конечно же, Моисей, Иисус и даже праотец Авраам встали за ним и совершили намаз, как истинные мусульмане.

Потом пророк с Гавриилом спустились обратно к мечети, которой ещё не было, после чего пророк отвязал кобылицу и вернулся на ней в Мекку. По преданию, стакан воды из которого пил посланник Аллаха, ещё не успел опустошиться, упав на землю. Т.е. все турне длилось какие-мгновения.

Когда Мухаммад стал рассказывать последователям о своем ночном путешествии, многие от него стали отворачиваться, считая безумным. Но Абу Бакр встал на сторону пророка и подтвердил, что путешествие имело место быть.

С тех пор мусульмане верят в то, что пророк во плоти совершил перелет из Мекки в Иерусалим, а там портал, через который он поднялся на седьмое небо. И этот портал к Престолу Аллаха располагается в мечети аль-Акса.

Интересная история, которая служит аргументом считать Иерусалим одной из главных исламских святынь. Понятно, что Иерусалим играет ключевую роль в иудаизме и христианстве. Все таки евреи там построили свой храм. И Иисус там проповедовал, был схвачен и приговорен к распятию. Но зачем надо было мусульманам к этому месту так сильно прилипать, когда у них есть своя главная святыня - Кааба?

Гораздо разумнее для мусульман было бы признать ночное путешествие Мухаммада в Иерусалим пророческим видением. Но религиозное сознание так устроено, что необходимо верить в чудеса.

Из уважения к исламу, как традиционной религии, подвергать сомнению истинность ночного путешествия Мухаммада мы не будем. А верить в него никто не заставляет. Страна у нас светская. Важно уважать христиан, иудеев, мусульман, не осквернять их символы. Но уважать их религиозные убеждения - это одно, а верить или не верить - это другое.

В данном случае интересна позиция иракского гностика Ахмада аль-Каббанджи, который считает, что в основе исламской религии лежит индивидуальный духовный опыт Мухаммада, а такой опыт в принципе доступен каждому человеку. Просто в данном случае произошла абсолютизация личного опыта, что привело к формированию исламской религиозной парадигмы на основе личного опыта посланника Аллаха.


Чтобы соблюсти баланс и отвергнуть любые проявления экстремизма и радикализма, мы призываем отказаться от логики и аналитического мышления в данном конкретном случае, а также от любых суждений, позволив себе сказать, что Иерусалим сегодня - это священный город для всех трёх авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама.

Что касается моего личного мнения, то мне близка позиция Чингиз хана, который считал всю землю священной. Главный храм Бога - это человек, независимо от того, верующий он или нет, мусульманин или иудей, христианин или буддист, материалист или агностик.


Рецензии