О Натали с Александром
Дорогие друзья,
Продолжаю делиться впечатлениями после просмотра сериала «Натали и Александр».
Как я написала в предыдущей статье, несмотря на удачную, на мой взгляд, работу талантливого актера Александра Зарядина, сам, так называемый «исторический проект» 1 канала, ничего, кроме разочарования, у меня не вызвал. По целому ряду причин. И в первую очередь из-за отсутствия глубокой литературной/драматургической основы, из-за чего практически все биографические! факты в сериале искажены до неузнаваемости или поставлены с ног на голову.
Сценаристы, а их в титрах значится аж 4 человека (Елена Лисасина, Наталья Кудрявцева, Иван Лырчиков, Дмитрий Воронков), видимо, не потрудились внимательно изучить ни архивные документы, касающиеся героев, ни переписку, ни воспоминания современников Пушкинской эпохи, ни даже элементарно заглянуть в википедию. Придуманная ими экранная «сказка» о любви - по сути коллективный «винегрет из искусственно созданных интриг» без какого-либо несения ответственности за эту «мешанину». При этом для достоверности, «винегрет» заправлен «соусом» - закадровым чтением выдержек из подлинных писем Пушкина, выхваченных из контекста и притянутых за уши.
У неискушенного, особенно молодого зрителя, который не в теме, создается иллюзия «исторической правды» на фоне красивых костюмов, придворных балов и пейзажей. И в итоге получилось, как у великого Райкина: один - пройму кроит, другой шьет, третий – вытачки делает, четвертый – пуговицы пришивает, а за качество – никто не отвечает. К пуговицам претензии есть? Нет! Пришиты насмерть – не оторвешь. Только исторический фильм – это не костюм, хотя перекроить, своевременно нанять толкового консультанта-пушкиниста и улучшить хоть что-то было можно, но не после выхода на широкий экран. Пуговицы уже пришиты насмерть.
Да, это не документалистика, безусловно должен присутствовать художественный вымысел, но, именно оригинальный вымысел, собственные интересные придумки, а не откровенное искажение и передергивание всем известных и подтвержденных исторических фактов.
Однако сейчас появилась «модная» отмазка, которой пытаются оправдать буквально все, включая ляпы и нестыковки. Дескать хотели показать живых людей со всеми их страстями, и у нас такое «видение». Но никто ведь и не заставляет молодых сценаристов и режиссеров делать из Пушкина фетиш и «памятник». В тоже время, всяким вольным фантазиям должен быть предел, если это касается реальных исторических персонажей. Приведу лишь несколько примеров.
Итак. Начнем с того, что Пушкин был дворянин, потомок Ганнибала, хоть и не титулованный, но соблюдал светские приличия и никогда не посмел бы свататься к Натали в пьяном виде вместе с ближайшим другом Нащокиным, дворянином из старинного рода. Тем более, что Натали – не какая-то там купчиха, как было сказано в фильме, а девушка знатного происхождения, дворянка в четвертом поколении (прадед Гончаров, бывший купец, владелец нескольких крупнейших мануфактур в России, был титулован и получил дворянство из рук самой императрицы Елизаветы Петровны). Пушкин дважды официально просил руки у матери Натальи – Натальи Ивановны Гончаровой (урожденной Загряжской, дочери баронессы Липхарт) и дважды получал отказ. У будущей тещи был крутой нрав, и она всячески препятствовала этому браку, считая худородного Пушкина недостойным ее дочери-бесприданницы (наследники великого прадеда, крестника Петра Первого умудрились все состояние и заводы спустить).
Да, поэт любил «весело» провести время с друзьями, цыганками, он был кутила, картежник и повеса, не гнушался близостью с женщинами легкого поведения, с прислугой и даже имел от них детей. В то время не считалось предосудительным, когда барчуки таким образом теряли невинность, и даже в некотором роде приветствовалось. Но в силу своей не очень привлекательной внешности, невысокого роста, Пушкин никогда не пользовался успехом у дам из высшего общества, которым нравились лишь посвященные им стихи, но не сам поэт. Невозможно, поверить в то, что Оленина и другие дамы его домогались, ревновали, сами тащили в постель, завидовали Натали и чинили козни. Роман Пушкина с интриганкой Идалией Полетикой, к тому же двоюродной сестрой Натали, из ревности к Государю и назло своей жене, более чем странная выдумка.
Натали, набожная благовоспитанная девочка в 16-лет, восторженная влюбленная в стихи поэта, никогда не посмела бы отказать 30-летнему мужчине, ее кумиру, и сказать ему дословно «Пушкин, пошел вон!».
Более того, Натали и Александр на людях всегда говорили друг другу «Вы».
Пушкин боготворил свою жену и называл ее своей «Мадонной». За шесть лет брака у них родилось четверо детей (пятого ребенка Натали потеряла). В фильме их почему-то двое… Поэт обожал своих детей, был примерным отцом, и именно это примирило его с тещей. Он никогда не бросал свою семью, хотя часто по делам ездил из Петербурга в Москву.
Постоянно беременная Натали очень редко бывала при дворе. Пушкины вели затворнический образ жизни, т.к. Пушкин болезненно ревновал высокую красавицу-жену, которая была на 13 см его выше, отчего он старался на публике как можно реже стоять рядом с женой. Именно разница в росте объясняла тот факт, что Натали не могла танцевать на балах со своим супругом, не вызывая насмешливых улыбок окружающих. В сериале Натали предстает эдакой крошкой-дюймовочкой. Очаровательной, но далеко не светской красавицей с известной картины художника Брюллова, сводившей с ума десятки придворных кавалеров. Никто не требует точного портретного сходства, но хоть сколько-нибудь гримеры могли бы постараться...
Актриса Ксения Трейстер не только внешне, но и внутренне не похожа на свою историческую героиню. Натали раздражали назойливые ухаживания поклонников и Николая I, с которыми приходилось кокетничать ради светского приличия и этикета. Она была невероятно набожна, ненавидела бывать при дворе. Прекрасная заботливая мать, которая практически все время посвящала детям.
Она была верна своему мужу. Свидания с Дантесом ей подстраивали злопыхатели, в т.ч. пресловутая интриганка Идалия Полетика, чтобы вызывать ревность Пушкина и спровоцировать его на дуэль. Пушкин дважды вступался за честь жены. Первую дуэль удалось предотвратить. Вторая – оказалась для него смертельной.
А где собственно злодеи - француз Дантес и его папаша Геккерн, голландский дипломат, гомосексуалист и сводник, люди, сгубившие нашего великого поэта? Милашки-любовники появляются в конце сериала мельком, так…в эпизоде... Видимо, в угоду европейской толерантности авторов фильма у «сказки» - счастливый конец. Зла никакого нет вообще..., а любовь погубить нельзя. Натали делает Дантесу «ручкой», а счастливые и веселые супруги бегут…, неизвестно куда…, вероятно, навстречу безоблачному счастью… То, что после смерти Пушкина Натали сделали виновницей гибели мужа, и она едва не сошла с ума, сценаристов ничуть не смутило. Главное – эффектно, а Пушкин жил, жив и будет жить… в своих бессмертных стихах.
Свидетельство о публикации №225031901563
И сильно огорчил...
Пусть вымысел от автора, но зря
Всю правду некто исказил.
Спасибо!
С теплом!
Варлаам Бузыкин 31.03.2025 16:15 Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отклик.
Лидия Гладышевская 31.03.2025 20:25 Заявить о нарушении