Пушкин и 12 урок учебника истории Дильтея

Пушкин -  12 урок учебника истории Ф. Дильтея, лекции И. Кайданова и История государства российского Н.Карамзина

= I=

По каким учебникам учили дворяне историю своего Отечества – России, Империи, - в начале XIX века?

Нам первым приглянулся трехтомник Филиппа Генриха Дильтея «Первые основания универсальной истории с сокращенною хронологиею …» - 1762

Вот что в нем рассказано недорослям о родословии россиян, от русов происшедших:
<<<
Том 3
У р о к ъ  д в е н а т ц а т о й .
Пp o д о л ж е н ие    I.  Новой  э п о х и .
ИСТОРІЯ  О  СКИФАХЪ.
             Вопрос 181. Чтo  вы  разумеете  чрезъ  Скифовъ?
             Omветъ.
Я  разумею  вс;  северные  народы,  которые  вЪ разные  времена , и  подЬ  разными  именами  наполнили  всю  прочую  Европу,  и притом  великую  часть  Азиатических  родов;  но  думаю,  что  ни  один  из  них сам  на  себя  не  принял  сего  имени, ибо  невероятно,  чтоб  какой  народ  хотел носить  ругательное  им  блудящаго,  как  то слово  Скифъ  значитъ на  Славенсом  языке;  напротив  того  мню,  что сіе имя  им дано  было  от  других  народов,  так  как и  имя  Варваров  от  римлян  было дано Германцам,  Галлам  и прочим  народам.
         В.182.  Итак  вы  не  признаваете  точной бытности  народа  Скифскаго?
О.  Да:  и  сie  мненіе  мое утверждаю  следующими  доказательствами:   1)  мы  не  находим  оставшихся  следов  сего  народа;  2)  ниже  как  и  когда  он  кончился,  3)  ни какой  был собственно  его  язык.  Из чего  заключаю,  что  никогда  не  было  народа,  которой  бы  называл  сам  себя  Скифским;  и  держу,  что  отечество тех, которые  были  названы  Скифами  Европейскими,  надлежит  собственно  полагать  к обширном  пространстве России
             В. 183.  Не  примечаете  ли  вы  какой  войны между  Скифами  и  Римлянами  по  время  Геродотово ?
О.  Да:  Корпулов  принудил  Царя  Скифскаго  оставить  осаду  города  Махерона  по  сю  сторону  Дн;пра.  Эмилган,  которой  был Полководец  войск в  Паннониі  под  владеніем  Галловом,  ходил  войною  против Скифов,  их   победил  и  выгнал  из  Римской  Империи.  Во  время  Галлиена  они  напали  на Иллирию,  по,  и  часть  оных  вступив  в  Италию  в с т р а хе  привела  и самой  РимЪ.
Скифы  бораны,  которые  в тоже  время  нашл и  на  Питьеунт,  город  Азиатической  в стране  Понта  Евксинскаго,  прогнаны  были Сукцесеганом,  начальником  Преторіанским,  но  возвратившись  по отшествии  Сукцесегана   взяли  Питьеунт,  откуда  севЪ  на корабли,  приступали  к Травизонту,  оной  город  взяли,  и  опустошили  всю  т у  землю.
Другие  Ски;ы,  перешед  льдом  чрез  Дунай до  Византии,  откуда  они  на  рыбачьих  суднах   переправились  в   Халкедонію  и  потом Вифинию,  где  разграбили  Никею,  Анамею, и  многіе  другіе  города,  сожгли  Никомидію  и Никею,  и возвратились  назад  с многими  кораблями  и  телегами  наполненными  добычею.
Тит  Аврелиан  Антонин  победил  Тавро-Скифов,  которые  осадили  город  Олвію лежащей  при  устье  реки  Днепра.
           В.184.  Что  вамЪ  известно  о  Скифах  во фремя  Императора  Тацита?
О.  Скифы,  которые  при  владеніи  Тацита  роспрастранились  к  Понту ,  Каппадокииn,  Галатіи  и  Киликии,  были  принуждены  от римлян,  или  насильно,  или за  денежную  плату  около  275 году  oт  р.  X.  возвратиться  в свою  землю;  сожалетельно,  что  дю  Пин  не  назначает  м;ста, откуда  они  вышли,  и  куда  возвратились,  почему  бы  можно  было  точно  определить  их  отечество.
              В  185.  Не  знаете  ли  вы  других  воинских действий между  Схифами  и  Римлянами?
О.  Дю Пин  объявляет  нам  другую войну  между  Скифами  и  римлянами,  описывая,  что  Флориан  им;лЬ  войну  против СкифовЪ,  в   то  же  время  как  Пpoб  выбран  был Императором,  не назначивая  окончанія  сея  войны,  кроме того,  что  он им  дозволил  возвратиться  в  свое  Отечество.
               В.  186. Что нам  известно о собственно  maк называемой  Россіи  во  время  сей  Эпохи?
О. ОтинЪ  или  ВоденЬ  будучи  выгнаны   из Азіи  ПомпеемЪ  ВеликимЪ  за  6о  лет  прежде p.  X. вошел в Скифию,  или  в  ту  землю,  которую  называем ныне Россиею,  себе  оную  покорил,  и учинил  там сьна  своего  Боо  Царем.  Вероятность  сего  историческаго  повествования  оставляем  мы  сочинителю  онаго  Г.  Пуфендорсру,  отсылая  нашего  читателя для  изследования  к тому  5  комментаріев Санкт-Петербургской Академіи  Наук  в  историческом  классе  о Скифских.
                В.  187.  Кто  в  наследіе  вступил  после Бoо в  России?
О.  Гернит  законной  российской  наследник,  которой  опять  по  смерти  боовой возратил  царство  отца  своего,  услышавЪ ,  что  Отин  воцарившийся  в  Швеціи ,  и  Инго  или  Фреер  наслідникЬ  его, померли,  и  что  Ньорд жрец  упсальской  вступил  на  престол,  ходил  войною  против  Шведов,  поб;дил  Hьорда, которой  ушел  в  Данію,  и  возвел  сына своего  того  же  имени  на  престол  Шведской ;  но он  был  потом  убит,  а  Ньорд опять  возвращен  на  престол.  Сія  есть древняя  претензия  россов  на Швецию,  взятая изЪ  Г.  Нуфендорфа  {*).
            В.188. Не  примечаются  ли  военные  действа Россов  в  сей  Эпохе
О.  Россы,  Эстландцы,  Финланцы  или  Чудь Курландцы  и  прочіе  были  союзниками  Геянарда,  или  Готеброда,  Царя  Шведскаго, против союзников  Фротона,  Царя  Датского. Россы дали  потом вспомогательное  войско Галдану,  Царю Шведскому  и  Готскому  против  Гьарнона,  Царя  Норвежскаго,  по просьб; Фридлена ,  сына  Фротона,  Царя  Дацкаго, которой  долго  служил вЪ  россійскомЬ  войск;  и  был  у  них  на  великом  почтеніи;
 (•)  Нуфендорф  в истории  своей  о Швеции,  напечатанной  в  Амстердаме  в  1733 году  стр.  1б. Завоеваніе  Шведскаго  царства  было  награжденіем  поб;ды  Гернитовой,  которой  о  нем  зделал  расположение  в  пользу  сына  своего  того же имени.
Россы  поручили  ему  великочисленное  войско,  которое  соединясь  съ Шведами,  вступило  в  Норвегію  и  поб;дило  Гуарнона.
                В.  189.  Что  примечается о  Славянах  собственно  так  называемых  в сей  Эпохе?
О.   1)  Славяне,  побуждены  будучи  Фротоном,  Царем  Дацким,  пошли  под  командою Годескалка  в помощь  Гестиллу,  Царю Готскому  против  Аларика,  Царя Шведскаго и  Гаутона,  Царя  Вермеландскаго,  они  победили  Гаутона,  его  убили,  и соединились с Готами;  жаль,  что  господин  Пуффендорф не  пишет  на  чем  утверждает  c;ю  Исторію.  2)  Мы найдем  в  синопсисе  о начале Славянскаго  народа,  что  Август  с а м  не смел их  атаковать  по причине  их  храбрости и   силе,  и  как  ему  сов;товали  воевать с ними,  то  отвечал:  не  подобает мне злотою  удицею рыбы  ловить:  якобы  хотел  сказать:  я  не  хочу  больше  изгубить, нежели  обрести.  Тот же  Автор  прибавляет,  что  он  одному  из   своих  Генералов именем  Лентулго  писал,  испов;дуя,  дабы оіпнюд!  Славяяов!  раздражать  войною  не дерзал. (*)  Несторъ,  отец  Славянской  Исторіи,  пишет,  (**) что  они  уже  жительствовали  в  Иллирике  когда  св.  Апостол Павел  там   Евангеліе  исповедовал!,  и что  обитавшие  около  Дуная  Славяне,  перешли  к с;веру,  уб;гая  насильнаго  влад;ния поселившихся  между  ими  римлян.
(*) Синопсис  о  начад;  Славянскаго  народа  стр.5.  в  изд.  1735 г
(**)  Г.  Ломоносов  в  древней  своей  Исторіи  о России  стр.  16.
          В.190.  Какое  примечаніе можно  сделать в случае сея Истории  о  Россах  и о Славянах?
О.  Можно  прим;чать,  что  россы,  преховдящіе  из  стариннаго  города,  называемаго  старая  Русь,   и Славяне  из  древняго  города  Славенска,  где  теперь  стоит  Новгород,  были  уже  в ту  пору  народы  военные  и  весьма  знатные  у  других народов.
               В.191.  Как  Россы  в  то  время  назывались?
О.  Г.  Пуфендорф  уже  в  то  время называет  их  россами,  но  другіе  писатели,  которые  об них  несколько  упоминают,  называют  их  Роксоланами.  Сего последняго  мн;нія  не отрицает  Г.  Ломоносов,  хотя  не  опровергаешь  и перваго.
              В.192.  Кто  были  Сарматы?
О.  Отросль  Славянскаго  народа,  которой жил  в  той  земле,  что  тогда  называли Сармаціею,  ныне  Польшею.
            В.193.  Что  вам  известно  о  Сарматах  и  Аланах  по  время  Веспасиана?
О.  Сарматы  и Алане,  которые,  учиня  наб;ги  на Месію  и Гіаннонию,  убили  Фонтея Агриппу,  были  прогнаны  Рубрием  Галлом  и  Алане,  которые  напали  на  Мидію, и  привели  в  страх  Вологиза,  Царя  Парфянскаго,  возвратились  с великою  добычею и отвели  c  собою  знатное  число  пл;нников.  Теже  Сарматы  соединились  вовремя Доминиана  с Швевами,  и  перешед  р;ку Дунай,  вступили  в  римскія  области  и разбили  их  армию.  Во  время  Веспасиана они  совокупились  с Квадами  для  нападения на  Римскую  Имперію;  но  они  были  прогнаны Пробом  Трибуном  за  Дунай.  Герулы,  вышедшее  от  Палумеотида  для  осады  Византии,  и  невозмогшіе  взять  онаго  города, овладели  городом  Зизиком,  оной  ограбили и  опустошили  Азію.  Потом  пошли  в Грецію,  и  сожгли  в  оной  большую  часть городов,  Галльен,  идущіи  на помочь  оным провинціям,  встретился  с  непріятелями в  Иллиріи,  их  победил,  и  определил Марциана  за  ними  гнаться,  и  совс;мЪ  прогнать  их  из  имперіи  римской.
       В.194.  Не  уломинает  ли  Римская  Исторія  о  Сарматах  и  Роксоланах  в  сей  эпохе?
О.  Дю  Пин  пишет  в житіи  Адріана что  сей  Государь  укротил  Сарматов,  и что примирился  с  Царем  роксоланским  на  дороге  в Иллирію,  и  прогнал  Аланов  чинивших  наб;ги  на римскія  области  в  Армении и  в Каппадокіи.  Каракалла  имел  также ссоры  с  Сарматами  и  от  них взял  аманатовЬ.  Во время  Галльена  они  опять  напали на  Иллирію,  в то  же  время  как Скифы  ограбили  Грецію  и  храм  Діаннин  в  Ефесе.
               В.195.  Кто  были  Алане?
О.  Они  были  также  отросток Славянскаго  народа.
              В.196.  Что зделали  Сарматы  вовремя  Проба ?
О.  Они  учинили  нападение  на  Иллирію; но Проб,  заключив  в Галліи  и Германіи мир и победив  Вандалов,  другую  часть того же  народа,  такой  в  них  произвел с т р а х,  что  возвратил  почти  бе сраженія  все  то,  что  они  завоевали.
           В.97.  Спокойно  ли  остались  Сарматы  после  сего  сраженія?
О.  Никак:  они  опять  при  влад;нbи  Каракаллы покушались  опустошить  Иллирію,  Фракію и  самую  Италію;  но он  их  также  поб;дил,  побив  из   них 16000  и  20000 взяв  в полон.

           В.198.  Отмечены  ли  были  также  Алане  во Время  Доминиана   
О.  Они  давали помощь  бургундцам,  которых  Готы  хотели  истребить,  в тоже время, как другая  их  часть,  соединясь  с Тривалами,  воевала  с   Вандалами  и  Гепидами.  (*) Они  напали  потом на  Констанса близ  Лангра;  но сей  побил  из  них  по мн;нію  некоторых  6ооо,  а по мненію  других 6оооо.
                В.199.  Что нам   известно  о  Гетах?
О.  Cie  было  другое  колено  Славянскаго народа,  которое  надобно  различать  от   Готов • Геты  вышли  из  малой  Россіи,  как мы  в россійской  исторической  6ибліотеке находим.  Во  время  Августа  достопамятен!  Царь  Гетов  Беробист.  Ему  Катон привел  в  тоже  время  50000 Гетов 
 (')  Дю Пин   в  житии  Диоклетиана.
во  ;ракію,  Царь  ими  так   управлял,  что разпространял  от часу свои  пределы  далее.
              В.200.  Какое  же  есть  общее  имя  этих  всех народов?
О.  Имя  Славянов  по  мн;нію  общему, которое  утверждается  согласием вс;х сих  народов  и их !  сос;дов.
               В.201.  Какая  была  веpa  сих  народов?
О.  Хотя  Христианство  было уже  у  россов пропов;дано  С. Апостолом Андреем,  идолопоклонство  однакож  при  них  осталось; главной  их   идол  был  Перун,  которому жрецы  должны  были  хранить  безперерывной огонь,  и  тот,  у  кого  погасал  сей  огонь был  казнен  смертию.  Второй  и их  идол ВолосЬ,  бог  скотов;  третий  Поз**** (Позвизд) или  Похвист,  бог  воздуха;  четвертый  Ладо,  бог веселія,  те ,  которые  приготовлялись  к  браку,  должны  были  приносить  ему  жертвы;  пятой  Купало,  бог земных  плодов;  шестой  Коляда,  бог праздников;  и  многия  другія  кумиры.  (*)
(')Смотри синопсис о начале  Славянскаго  народа  стр.  58- 65.  иэданіи 1735  г

Прим. наше
Позвизд — согласно источникам XVII века славянский бог воздуха, погоды и ненастья. В польских источниках (например, у Александра Гваньини) упоминается в виде Pochwist и Pogwizd.
Позвизд (Посвист, Похвист) — в древнерусской языческой мифологии бог ветров, бурь и непогод. Он считался старшим, главным среди всех ветров.1
По представлениям язычников, этот бог имел свирепый вид, всклоченные волосы и бороду, крылатые распахнутые одеяния. Жил высоко в горах, откуда и приносил неприятности людям. С бороды Позвизда начинались проливные дожди, изо рта исходили туманы.2
Позвизд почитался не только как бог бурь, но и как бог всех прочих воздушных, погодных перемен, как добрых, так и плохих, как полезных, так и вредных. Поэтому его молили о даровании хорошей погоды, о предотвращении непогод, находящихся под его властью и управлением, о непричинении зла погодными стихиями.1
После Крещения Руси культ Позвизда был вытеснен памятью св. Евдокии, которой стали приписывать некоторые свойства языческого божества.

**

Выводы из пособия Ф.Г. Дильтея:

1) Россия прежде называлась Скифией, что главные города скифов - это Словенск (предшественник В.Новгорода) и Руса (Старая Русса), что скифы поклоняются Юпитеру под именем Перуна (!),  что они воевали с Александром Македонским и прочее.

2) На момент издания этого 3-томника "Первыя основания универсальной истории с сокращенною хронологиею, в пользу обучающегося российскаго дворянства" именно такая картина прошлого считалась общепринятой и доказанной - по данному двуязычному учебнику (страница по-русски/страница по-французски) учились дети русских дворян, а отпечатан он был при типографии Московского Императорского университета.

3) Из истории России как Скифии (или Великой Скифии) выходит, что не существовало ни единого народа "скифы", ни скифского языка - под этим сборным наименованием подразумеваются разные "северные (!) народы, которые в разные времена под разными наименованиями наполняли всю прочую Европу и притом великую часть Азиатических народов" - то есть они представляли собой некое объединение близких и союзнических народов со сходным образом жизни, религией и традициями.

4) "Скифы" - это не их самоназвание - а прозвание данное им соседями. Самое же главное заключается в том, что "отечество тех, которые были названы Скифами Европейскими, надлежит собственно полагать в обширном пространстве России".


5) Скифы-словене-славяне-русы и россы - это абсолютно одно и то же, один и тот же народ, оставшийся в разных летописях и в разных временных отрезках под разными названиями. Россы часто именуются другими авторами Роксоланами

6) Наименование "Славяне" было общим для всех рассмотренных и перечисленных Дильтеем (скифы, россы, роксоланы, сарматы, аланы, геты) и, по всей видимости, как раз и являлось их самоназванием, в то время как все другие использовались авторами из соседних стран.


7) Скифы постоянно нападали на разные города и земли Римской Империи, сражаясь с ней совершенно на равных, а своеобразная граница между двумя противоборствующими силами проходила по Дунаю и Днепру.  Известно о войнах между Скифами и Римлянами во времена Нерона и императора Тацита

8) Первые правители скифов – Отин или Воден. Он был изгнан из Азии Помпеем Великим за 60 лет прежде Р.Х. в ту землю, которую называем ныне Россиею и где он посадил царем в сына Боо

9) Итого: НАШИ ПРЕДКИ ВСЕГДА БЫЛИ ЗДЕСЬ сколько длится история.

10) Дильтей ссылается при этом на Самуэля фон Пуфендорфа - это видный немецкий историк, юрист и философ XVII в., получивший признание еще при жизни. Оставил целый ряд трудов по европейской истории, за что Монтескье называл его «Тацитом Германии».

11) Если использовать традиционное летоисчисление, то скифам-росам-русам порядка … 4400 лет! 

12) Иначе говоря, РУСЫ БЫЛИ ВСЕГДА …

13) Дильтей приводит сведения об активных военных действиях  Россов на территории Скандинавии - в Швеции, Дании и Норвегии = они не раз выступают как военная сила на стороне одного, либо другого правителя, предоставляя им вспомогательные войска

= II=

А как этот вопрос изучал лицеист  А.С Пушкин?

Продолжительность обучения поэта первоначально составляла 6 лет (два трёхгодичных курса, с 1836 года — 4 класса по полтора года). За это время изучали следующие дисциплины:
• нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
• словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
• исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
• физические и математические (математика, начала физики и космографии, статистика)[-];
• изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
Яндекс-Нейро любезно и шустро известил по теме  учебники, которые использовались на уроках истории в Царскосельском лицее, где учился А. С. Пушкин:
Известно, что  в Лицее историю, географию и статистику преподавал И. К. Кайданов  и  он  принимал участие в издании учебников истории, по которым учились воспитанники от А. С. Пушкина до М. Е. Салтыкова-Щедрина, а также несколько поколений русских и иностранных гимназистов.  https://www.mgpu.ru/ko-dnyu-tsar
В 1812 г книжный фонд Царскосельского Лицея насчитывал 800 томов. Также в библиотеке Царскосельского лицея были собрания книг по русской истории.  https://vk.com/wall-29020865_728
Увы, информацию о конкретных названиях учебников найти не удалось. Но есть сведения о некоторых книгах, которые связаны с Царскосельским лицеем и его историей:
• «Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы. 1811–1843», написанная выпускником лицея Д. Ф. Кобеко в 1911 году. 
• «Императорский Лицей в памяти его питомцев» (составитель Л. Б. Михайлова). В книге собраны письма, воспоминания, отрывки из дневников выпускников Императорского Царскосельского
• Лицея, охватывающие период с момента учреждения Лицея до 40-х годов XIX века. 
• «Наставникам… за благо воздадим», издание 1986 года, авторы — М. Руденская и С. Руденская. В книге есть сведения о Лицее, его знаменитых выпускниках, наставниках и служащих.
//См. Содержание и организация обучения в Царскосельском лицее. Текст научной статьи по специальности «История и археология» . Савенков Александр Ильич https://cyberleninka.ru/article/
Лицей, воспетый Пушкиным. https://library.vladimir.ru/praz
Рубец А.А., "Наставникам, хранившим юность нашу": 1811-1911: памятная книжка чинов Императорского Александровского, бывшего Царскосельского лицея с 1811 по 1911 год – 1911. https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003784222/
Императорский Царскосельский лицей.
(III)

Истории  лицеистов учил Иван Кузьмич Кайданов (1782 —1843) — русский педагог, автор учебников истории, заслуженный профессор истории в Царскосельском лицее, член-корреспондент Императорской академии наук; младший брат врача Якова Кузьмича Кайданова. В 1824 г был избран в действительные члены Петербургского общества любителей словесности, наук и художеств, а в 1826 г — член-корреспондентом Академии наук. Приобрёл известность как автор учебников по истории, которые, до издания сочинений В. Я. Шульгина, С. Н. Смарагдова и Ф. К. Лоренца, господствовали в российских учебных заведениях.

И вот что мы отыскали с фра АИЯ в ПрЛибре
Кайданов, Иван Козьмич (1782-1843). Руководство к познанию всеобщей политической истории: Ч. 1-3 / сочиненное профессором Иваном Кайдановым. - Издание 6-е. -С.-Петербург : в типографии при Императорской Академии наук, 1837. -3 т. ;20 см.- .
1. Учебные издания по истории (коллекция). 2. Народ (коллекция). 3. Власть (коллекция). 4. Территория (коллекция). 5. Европа - История - Средние века - Учебные издания.


и затем в  РНБ :

Кайданов, Иван Козьмич (1782-1843). Краткое начертание российской истории, составленное для руководства при первоначальном изучении российской истории профессором Иваном Кайдановым. — 4-е изд. — Санкт-Петербург: тип. Имп. Акад. наук, 1838. — [8], 82, IV с., 1 л. табл.: 21.
Представленный труд Кайданова посвящен памяти Н.М. Карамзина, поскольку основным источником «Начертания» послужила карамзинская «История Государства Российского»

а также в биб-ке Кооб  https://www.koob.ru/kaydanov_i_k/nacist_gosros_kaydanov   

Кайданов И.К. Начертание истории Государства Российского  изд. 4 – 1834 (экз. дижит. биб-ки Стэнфордского ун-та США …)

А когда было первое издание?
И работал ли с ним юный Пушкин?

И вот что он мог узнать в этом начертании о руссах:
«
Между Доном и Днепром  обитали Скифы. Севернее по берегам рек и  в лесах жили древляне, северяне, бужане, литичи и тиверцы, полочане,  кривичи… Но славяне осевшие у озера Ильмень сохранили родовое имя Славян. Они основали Новгород но неизвестно когда…
 Преподобный Несторъ исчисляет племена народовъ, обитавшихъ въ нынфшней европейской России, до прибытия в нее Славянъ отъ странъ Дуная. Они суть: Меря обитавшая‚ где ныне Ростов и озере Переяславское; Мурома около устья Оки;  Черемиса, Мещера и Мордва а Юго- Востоке. отъ Мери; Ливы в Ливонии; Чудь в Эстонии, около Чудского озера и на Восток к Ладожскому озеру, а так называемая «Заволочская  Чудь по Сверерной Двине и впадающим в нее рекам -  Ваге и Пинеге;  Нарова по реке Нарове ; Ямъ (Емъ) в нынешней Пермской губернии;  Печора по реке Печоре;  Югра по рекамъ Оби и Сосве. Все сии народы, за искаюченйем› разве Югры (Угровь, Венгровь) были отрасли многочисленнаго племени Финновь, издревле съ неведомых времен обитавшаго во глубине северной Евроцы. Сверхъ сего Преподобный Несторъ именует еще племена Латышские: Летголу (Латышей), Земголу (въ Семигали), Корсь (в Курлянд) и Литву.
Новгородские славяне обнаружили опасность: с севера явились Варяги. С незапамятных времен они обитали в землях, на которых сейчас существует страны Скандинавии (Швеция и Норвегия);  в Западной Европе они известны по их набегам  как Норманны (c VIII sc). Несторовы Варяги были т.нзв. Норманны (варяги они от слова Vaere  - союз(ники) по найму с оружием или от слова Varjager – охотник, искатель приключений)
Устав платить дань эти Варягам и желая установить порядок за счет Монархии, четыре племени – Новгородские славяне, Кривичи Чудь и Меря – призвали Князей из племени Варягов-Руссов, от которых земля Ильменских или Новгородских славян наименовалась Русью.
Под т именем Варяго-Руссов Нестор разумел вообще Скандинавов, Варяго-Руссы были их отраслью и обитали на территории  нынешней Швеции в стране именуемой Рославеном…»

Из этого фрагмента можно заключить что Пушкин имел вполне толковые близкие к современным знания о руси:

1) Русь была пришлой и скорее всего слово это не этнонимом (по начальному сдлову в имени – варяжскому), а функционалом
2) Русь не была славянской (если предположить, что свеоны – шведы и пр. скандинавы не имели славянских корней)
3) Родиной руси была Скандинавия, образованная усилиями данов, фризов, свеонов и балтов (скорее всего русь пришла из Швеции, точнее - из федерации тогдашней Шведо-Норвежской  …
4) В силу общественных обстоятельств в местных славяно-финно-угорских политиях  правление с приходом руси обрело явные монархические черты…
>>>

(IV)

Из монографии Руденской С. Д. «Царскосельский — Александровский лицей. 1811—1917. — 1999 г.»узнаем более детальные вещи о преподавании Кайдановым истории лицеистам:
<<<
По  возвращении  из-за  границы  Кайданов  (совершенствовался в Геттингенском ун-те) выдержал  экзамен на  степень  магистра  и  17  августа  1811  г  был  назначен адъюнктом  в  Лицей,  где  преподавал  историю,  географию  и статистику.  В  1816  г он  стал  профессором.
И.  К.  Кайданов,  как  и  Куницын,  читал  лекции  по  своим записям,  использовал  различные  исторические  труды  западноевропейских  авторов.  Так  же  как  Малиновский  и  Куницын, Кайданов  осуждал  деспотизм,  причины  расцвета  Греции  видел в  политической  свободе  ее  граждан,  падение  Рима  связывал с  усилением  рабства  и  насилия.  Кайданов  говорил  о  высоком патриотизме,  о  чувстве  национальной  гордости,  восхищался подвигами  древних,  самоотверженно  защищавших  свое  отечество.  В своих лекциях  Кайданов, как  Куницын  и  Кошанский, использовал  знаменитые  «Плутарховы  сравнительные  жизнеописания  славных мужей». Издание  это в переводе с греческого Дестуни  стало  впоследствии  настольной  книгой  декабристов.
Лекции  Кайданова,  живые  и интересные, несомненно  оставили свой  след  в  памяти  Пушкина  как  будущего  историографа.  Со временем  взгляды  Кайданова  становятся  все  умереннее,  и постепенно  он  отходит  от  своих  критических  позиций.
«Очень  почтительно  относились  мы  к  профессору  истории Кайданову,— вспоминал  М. А.  Белуха-Кохановский,— почтенному  летами,  читавшему  нам  по  своему  печатному  переводу Герена.  Скудные  сведения,  сообщаемые  своеобразным  малороссийским  выговором,  дополнялись  чтением  исторических книг.  История  была  у  нас  в  большом  почете».
Через  Конференцию  Лицея  Кайданов  выписал  для  лицейской  библиотеки  «Краткое  землеописание  Российского  государства»  Зябловского,  «Российскую  историю»  Татищева, «Жизнь Петра  Великого» Галема в переводе Ушакова; журналы «Сын  Отечества»,  «Исторический  и  статистический  журнал», «Российский  вестник».
4 декабря  1814 г Конференция  Лицея известила  министра просвещения  о  том,  что  рукопись  адъюнкт-профессора  Кайданова  под  названием  «Основания  всеобщей  политической истории»  отпечатана  в академической типографии в количестве «600  экземпляров  на  ординарной  и  50  на  виленовой  бумаге».
Позднее  И.  К. Кайданов  издал  еще много  работ  по  российской и всемирной  истории.  Однако, по свидетельству воспитанников, лекции  наставника  были  значительнее  его  печатных  работ. Так,  академик  Я. К.  Грот, лицеист  выпуска  1832 г,  писал, что краткие учебники преподавателей  Лицея, которых они «строго держались»  в своих лекциях,  были большею частью плохие, и в  особенности таковой  являлась  «История»  Кайданова.
Так,  академик  Я. К.  Грот, лицеист  выпуска  1832 года,  писал, что краткие учебники преподавателей  Лицея, которых они «строго держались»  в своих лекциях,  были большею частью плохие, и в  особенности таковой  являлась  «История»  Кайданова. По  поводу  одного  из  трудов  Кайданова  28  октября  1833 г  бывший  ученик  его  В. К.  Кюхельбекер  сделал  запись  в своем  «Дневнике  узника»:  «Доброго  нашего  И.  К.  Кайданова исторический  слог  ни  на  что  не  похож.  Из  его  всемирной истории  помещен  в  «Сыне  Отечества»  отрывок,  в  котором он описывает войну 1812 года: тут при  имени  каждого русского генерала  несколько  риторических  эпитетов  и  приложений,— тот  наш  Деций,  тот  Фабий,  а  тот  Эпаминод,  другой  бестрепетный  герой,  готовый всем жертвовать  славе, третий  мудрый, прозорливый  вождь,  словом  ни  один  не  пропущен  без  подобающей  ему  чести.  Не  так  пишут  историю».

Служебная  жизнь  И. К. Кайданова, судя по его  формулярному списку, складывалась благополучно.  В 1826 г, 29  декабря, он был принят в члены-корреспонденты  Академии  наук.
В  1837  г  Кайданов  по  собственному  желанию  оставил Лицей.  До  1838 г  он  являлся  членом  совета Училища  правоведения. Окончательно ушел в отставку в 1841 г. Три его сына
закончили  Лицей.
И. К. Кайданов умер  9 сентября  1843 г, похоронен  в Петербурге  на  Смоленском  кладбище.
>>>

Мы понимаем отчего неуд был от лекций Кайданова у Кюхли… Декабриста тошнило от карамзинистской концепции будто  деспотия монархии это абс. благо для России …

(V)

Как же ответил  А.С. Пушкин на лицейский курс истории проф. И.К. Кайданова, которая основывалась на фундаментальном  труде не Татищева или Щербатова, а на баснях монахов Нестора с Сильвестером и придворного историографа Н.М. Карамзина,  прославляющем монархию и поющем гимн русскому самодержавию  как дару божьему?

А вот как:

В середине окт. 1818 между Карамзиным и АСП что-то происходит…  После 2,5 лет тесного общения наступило «вдруг» резкое охлаждение и затем 1,5 года практически полного отчуждения.

Карамзин написал заказную ИГР, обосновав важность и необходимость самодержавия в Росс. Империи.

Пушкин ответил эпиграммой:

В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

Было на что Карамзину - отцу нового лит языка - у и его детям обидеться – смысл эпиграммы был более, чем верен, точен и откровенен. Да еще и жутко непочтительно язвителен.

Затем, протрезвев и поправев, Пушкин посвятил (но посмертно!) Карамзину свою пиесу Борис Годунов, в коей народ безмолвствует ... в ожидании очередного убийства в Доме Романовых.

Но ведь была и вторая эпиграмма:

На плаху истину влача,
Он доказал нам без пристрастья
Необходимость палача
        и прелесть самовластья.

И она же в иной редакции:

На плаху древность волоча,
Он доказал нам без пристрастья
Необходимость палача
И справедливость самовластья.

В рукописных собраниях можно встретить еще одну эпиграмму в разных вариантах:

Решившись хамом стать
Пред самовластья урной,
Он нам старался доказать,
Что можно думать очень дурно
И очень хорошо писать.

Как при этом Карамзину было не обидеться, когда восходящая звезда над русским Парнасом так его ославила.  Вот и ответил он прекращением сношений с поэтом и затем критикой его Руслана и Л.

 Версия попутная :

не был ли Карамзин пособником командирования Пушкина на юг!? 

Хотя миф пушкинистики, всегда во всем стремящийся изобразить и подать Пушкина в лучшем свете толковников и вещевиков, гласит: Карамзин хлопотал о замене Сибири или Соловков на юга … т.е. как бы спасал эпиграммиста.

Таков вот один из итогов изучения Пушкиным истории Руси и ее руси в изложении  карамзинистами и несторианцами


Рецензии