Минизарисовки 10

БУДНИ ЭКСКУРСОВОДА

МИНИЗАРИСОВКИ 10

Очередная группа на экскурсии.

Группа мальчиков. И как все мальчики, они весёлые, шебутные, интересные и я восхищалась ими потому, что они помимо того, что умели слушать, они ещё и умели задавать вопросы. Это для меня было просто наслаждением, бальзамом на душу. А отвечать на их вопросы мне было невероятно приятно.

Но самое интересное на экскурсии произошло в самом конце, когда один мальчик, с очень серьёзным видом спросил меня о том, как возвращается капсула с космонавтами обратно на Землю. И я поведала ему, что для этого требуется очень точные математические расчёты. Он сосредоточенно подумал и его следующий вопрос состоял уже в том, а трудно ли этому научиться? Мальчику было 8 лет, но он настолько серьёзно подошёл к этому вопросу, что вызвал у меня невероятное чувство восхищения.

Я сказала, что при обучении тебе нужно знать самый главный предмет в науке - математику, именно она поможет тебе выучиться на того человека, который сможет не только возвращать обратно космические корабли, но и запускать их.

И если я, своей экскурсией смогла вызвать желание учиться, то я невероятна счастлива. И желаю ему на пути обучения встретить прекрасных учителей.

***

ДЕНЬ НЕРЕШЁННЫХ ЗАДАЧ

У нас есть интересный экспонат, связанный с решением логической задачи. Классическая задача с тремя персонажами – волком, козой и капустой. Задача состоит в том, чтобы перевести всех на другой берег так, чтобы все персонажи остались живы. И по большей части, практически 99% всех посетителей, так или иначе, решают эту задачу. Но как я говорила, бывают дни, которые можно охарактеризовать, одним словом.

Так вот очередной день в музее можно было назвать - день нерешённой задачи. Ко мне на экскурсию пришли двое маленьких посетителей, конечно же со своими родителями. Первым оказался мальчик 8 лет, который решая задачу, поразил нас - меня и родителей своим ответом на вопрос:

- Можно ли оставить волка и капусту на одном берегу вместе?

Если вы думаете, что, ответ был – можно, то вы ошибаетесь. Ответ
мальчика звучал:

- Нет, нельзя.

Я очень удивилась и у меня конечно же возник встречный вопрос:

- Почему?

Ответ, озвученный мальчиком, не ожидал услышать никто – ни я, ни родители. Мальчик ответил:

- У волка пропадёт аппетит!

Очень интересная версия, вызвавшая улыбку на наших лицах. Да, сиюминутная реакция взрослых выражала смех, но я подумала, что ребёнок оказывается мыслит очень масштабно. То есть ребёнок мыслит на перспективу, и это удивительно, потому что ребёнку всего восемь лет.

Таким образом, перед нами стоял маленький человечек, который умеет мыслить мало того, что нестандартно, но он ещё и умеет мыслить на перспективу, глобально. Прекрасное качество для молодого человека. Я восхищена таким подрастающим поколением!

***

Вторым маленьким человечком, который не смог в этот день решить задачку оказалось девочка. Если вы подумаете, что девочка была из разряда – «девочка-девочка», то спешу вас уверить - нет. Энергии в ней было более чем достаточно. Настолько много, что времени слушать мой рассказ об экспонатах у неё не было совсем. Ей хотелось действовать! Про таких говорят – энергии, хоть отбавляй.

На моё предложение решить логическую задачу и знакомство с условиями вызвали у неё лёгкое недоумение и нежелание её решать. И с каждым новым шагом не желание становилось всё сильнее, в виду полного непонимания ни задачи, ни действий, ни смысла. Ей было непонятно, зачем всё это делать, если в результате, из трёх персонажей, находящихся на одном берегу, в живых, в реальных условиях останется один. Девочка опять, как и мальчик до неё, мыслила масштабно, на перспективу! Она мыслила вперёд!

Задача решалась тяжело. Наводящие вопросы не помогали. Девочка упорствовала, имея своё собственное мнение. А я, немного упорствовала в попытке заставить её решить задачу, которую она не хотела решать. На тот момент я не понимала, насколько мои действия неправильные. Я своими шаблонными действиями, не позволяла ей мыслить не стандартно, пытаясь загнать в общепринятые рамки.

Задачу мы так и не решили. И только спустя несколько дней постоянных размышлений о встреченных мною детях, я поняла, как широки горизонты сознания встреченных мною детей, а мы, взрослые, порою сужаем их до ширины автомобильной автострады. Эти мальчик и девочка, словно перевернули моё сознание.

Вот так, два совершенно разных ребёнка, в один и тот же день, не желали решать задачу, которую решают с удовольствием большинство гостей. Это удивительно и очень интересно. Дети позволили мне взглянуть по - другому на привычные вещи.

Я уже говорила, что девочка была очень энергичная и свою энергию она направляла на исследования. В данном случае дух исследователя в ней проснулся, когда она работала с обыкновенной пружинкой, которую называют в Америке - Слинки, а у нас просто - Радуга. В музее она у нас ходит по ступенькам. Несколько экспериментов девочки позволили ей понять, что по полу пружинка перемещаться не будет ни при каких условиях. Перемещение происходит только по наклонной плоскости, но моих слов для осознание этого факта, было явно недостаточно. Ребенок хотел удостовериться лично. Для усвоения этого факта, ей пришлось сделать несколько экспериментов с движениями пружинки, прежде чем она удостоверилась в её невозможности двигаться по плоской поверхности. Удивительный ребёнок.

И замечательный день.


Рецензии