Исламистский шабаш в Сирии

Существует мнение, что если в арабских странах приходят к власти мусульманские суннитские силы, то торжествует справедливость. Неоднократно приходилось подобное слышать.

В реальности, приход суннитских исламистов (не светских сил) неизбежно ведёт к столкновению с конфессиональными меньшинствами, будь то мусульманскими или христианскими.

Существует миф о том, что во время исламского правления в арабских странах (с 7 по 20 век) все мусульмане любили и уважали христиан. Однако, если посмотреть правде в глаза, складывается иная картина. Ведь и при толерантных омеядах и при аббасидах христиан ставили в крайне невыгодные условия и осуществляли политику дискриминации.

Например, для христиан (насара) вводили отличительный дресс-код, запрещали служить в армии, запрещали ездить верхом на лошадях (только на ослах и мулах), запрещали занимать высокие должности и тем более становиться руководителями (вали). Также вводились рестрикции на строительство церквей, а в Аравии существовал полный запрет на возведение новых христианских храмов, что в итоге привело к полной исламизации полуострова.

С христиан взимали большой налог - джизью. С помощью повышения налогов для "ахль аз-зимма" их склоняли к принятию ислама. Такой метод финансового давления рассматривался мусульманами как благо.

Христиане обязаны были принимать исламских воинов на постой в течение длительного времени. Это вменялось в обязанность. Т.е. в случае необходимости мусульманские бойцы могли просто прийти в дома к христианам и потребовать предоставить им жилье, обеспечивать пропитанием. Это правило существовало и в османский период.

В случае возникновения конфликтных ситуаций, мусульмане всегда имели приоритет. Компенсации потерь для христиан и мусульман (дия), согласно шариату, устанавливались разные. Например, христиане получали половину или четверть надлежащей суммы компенсации за несправедливо убитого представителя общины.

Если мусульмане сунниты относились к христианам как к "ахль аз-зимма", т.е. иноверцам, то шиитов, алавитов и друзов воспринимали как еретиков, с которыми надо бороться. Такой подход неоднократно приводил к кровавым репрессиям и преследованиям мусульман несуннитов.

В таком регионе, как сиро-ливанский, приход к власти суннитских исламистов неизбежно ведёт к конфессиональному противостоянию. Это не значит, что правителем не должен становиться суннит. Ведь есть умеренные светские сунниты, которые опираются не на исламскую идеологию и шариат, а на светские идеологические установки.

С моей точки зрения, правление алавита Асада в Сирии сглаживало противоречия между конфессиями. Выгоду получали как конфессиональные меньшинства (алавиты, христиане, друзы), так и умеренные сунниты, не желающие следовать радикальному исламизму.

В период правления Асада старшего и Асада Джуниора изгоями и врагами объявлялись радикальные исламисты - Братья мусульмане (запрещённая в РФ организация), ваххабиты, террористы. При этом, спокойно чувствовали себя сунниты, придерживавшиеся суфизма.

Ещё одним проблематичным вопросом для прежних властей являлись курды. Политика в отношении курдов была связана с доминантой идеологии арабского национализма. Курды, будучи светскими, оказывались маргинализированы в своей массе.

Если бы в Сирии был сделан упор на сирийскую идентичность (а не общеарабскую), то, вероятно, можно было бы интегрировать курдов и решить трудный вопрос. Однако идеология партии Баас провозглашала общеарабский курс, в который курды не вписывались. Впрочем, в условиях кризиса арабские страны не только не помогли светской власти Асада, но объявили ему войну и активно поддерживали исламистов разных мастей.

8 декабря 2024 года Башар Асад покинул Сирию. К власти пришел радикал Ахмад аш-Шараа и начал политику исламизации общества и политической системы, будучи суннитом. Сунниты-исламисты Сирии и Ливана ликовали и восторженно восприняли перемены.

Только понимающие всю сложность ситуации и логику межконфессиональных отношений отнеслись скептически. Многочисленные же сторонники Асада (а их оставалось немало) оказались в растерянности.

В Сирии началась имплементация "справедливого суннитского порядка". Посмотрим, что из этого выйдет.

19-03-2025


Рецензии
Гонители, как и японские камикадзе похожи на 3го зверя из книги Даниила - пантеру скрытную или леопарда зарятнанного с крылышками на спине.

Максим Софронов   19.03.2025 10:15     Заявить о нарушении