О путешествиях хори-бурят по Белу-Свету
Я сыскал в Интернете хранилище старинных карт, многие из которых размещены на сайте «Андрей Бур. Старые карты. Фотоальбомы». С помощью этих находок, я пытался прояснить историю названия нашей реки Зимой и, соответственно, названия Зимой нашего города. Но изучение старинных раритетов дало побочный эффект. Пришествие в Сибирь казачков было ознаменовано попаданием их в объятия местных народов. И это, по большей части, были буряты. Разные буряты. Но «хОри-буряты» были просто монументальны. Мимо них нельзя было «ни пройти, ни поехать». Я уже упоминал о тексте Бато Очирова «Кто такие хОри-буряты: история, наследие и потенциал». Этот товарищ затаил обиду на период социализма и демократы ему, тоже, не понравились. Претензии Бато я считаю, в значительной мере, обоснованными. Чем дальше я вникаю в историю Приангарья и Прибайкалья, тем больше ощущаю значимость хОри-бурят в освоении этого края до прихода сюда русских. И, чем дальше, тем больше я убеждаюсь в том, что хОри – это не национальность, а состояние души. Поэтому, нисколько не удивлюсь, если выяснится что, когда Господь Бог делал из адамова ребра Еву, мимо проезжал Хоридой-мергэн и поинтересовался у Всевышнего – не пролетала ли мимо его жена, небожительница Хобоши-хатун (Дева-Лебедь). На первый взгляд , моя версия – это, просто дурь. Но вот текст, опубликованный под наскальным рисунком с сайта «ХОРЕДОЙ-МЭРГЭН И НЕБЕСНАЯ ДЕВА-ЛЕБЕДЬ (1 марта 2023 г.): «Среди петроглифов на скале Саган-Заба есть изображение лебедей, один из которых пленён охотником, что сильно похоже на сюжет бурятского мифа, но если это сюжет из бурятского мифа, то почему тогда эти петроглифы датируют возрастом 2500 лет, временем, когда бурятского народа на этой земле ещё не существовало? А я что вам говорил! Хори – это не буряты. Это народ не известной науки национальности. Даже сами представители этого народа, имея высшее образование, не смогли определиться, откуда взялся их прародитель - Хоридой. Удивительно и то, что наукой, до сих пор, точно не установлено его имя. Вот то, что я находил о нём на разных сайтах – он Хоридой, Хородой, Хоредой и даже – Хорёдой. Единственно, что в нём было неизменно – это стрелок, не знающий промаха, женатый на Деве-Лебеди. Наскальный сюжет именно об этом, а литературный сюжет таков: «Однажды он увидел в одном озере купающихся женщин, которые, выйдя из воды, обратились в лебедей и улетели. Хоредой стал караулить. Лебеди опять прилетели на озеро; сняв с себя лебяжью одежду, они обратились в красивых женщин и начали купаться. Хоредой вышел из засады и взял одну лебяжью одежду. Купавшиеся женщины бросились из воды, надели лебяжью одежду и улетели. Одна из них осталась, потому что её лебяжью одежду Хоредой спрятал. Хоредой взял её в жены, жил с ней и имел от нее детей, но впоследствии она напоила Хоредоя (вином) и, взяв свою одежду, улетела на небо». Улетая, она сказала им (Хоредою и детям): «Весною и осенью, когда лебеди летят к северу и обратно, делайте обряд в честь мою!» Обычай хоринцев брызгать вверх чай или молоко, когда пролетают лебеди, восходит к этому мифу». Вы думаете, я обманул вас по поводу поисков в области происхождения хОри-бурят среди учёных мужей республики Бурятия? Ну, вот вам: «В своих работах ученый Б. Р. Зориктуев, используя метод сравнительно-сопоставительного анализа сюжетов генеалогических мифов бурятских племен хори, хонгодор и рода шошолок с аналогичными сюжетами ряда тюркских племен, приходит к выводу о формировании тотемного культа лебедя — дочери солнечного божества». Можно ещё добавить женской логики: Надежда Базаржаповна Дашиева. «Историко-культурный и языковой этнические индикаторы возводят этимологию этнонима Хори к лексеме «хор» как названия солнца и его символа ; оленя у кочевых ираноязычных племен бронзового и раннего железного века степей Центральной Азии и Южной Сибири. Общее культовое отношение к лебедю ; тотемной птице со стороны материнского происхождения у хори-бурят, западных монголов и телеутов в сравнительно-сопоставительном анализе определяют этно- и культурную связь этнических предков племени Хори с тюркскими племенами с культом лебедя через этническое объединение «тумат», территориально связанное с Саяно-Алтаем. Выводы. Выявленные в исследовании сведения указывают на происхождение этнонима племени Хори в едином историко-культурном пространстве с кочевыми народами степей Центральной Азии ; носителями культуры плиточных могил с культом солнца». Вы думаете, на этом Булат Зариктуев успокоился? Плохо вы знаете настоящих бурят! Вот поштудируйте перед сном: «БруряадУнэн» 30 июня 2020г. «Легендарная Наян-Наваа: о местонахождении «земли обетованной» – прародины хори-бурят». А вот сам текст: «Выходит в свет брошюра, проливающая свет на происхождение хори-бурят. Её содержание - это обширная по объёму статья доктора исторических наук ИМБТ СО РАН Булата Зориктуева: «Наян-Нава и проблема этногенеза бурятской племенной общности -хори». Большая часть проблем остаётся нерешённой, поскольку исследователям неизвестен начальный этап этнической истории хоринцев. Ими не учитывается взгляд на свою историю самих хоринцев, которые твёрдо убеждены в том, что являются пришлыми к Байкалу людьми. Они утверждают, что их древней колыбелью была местность Наян-Наваа, находившаяся в далёкой благодатной стране. О ней, как о щемящей душу родине предков, сохранилась песня «Наян-Наваа», в прошлом её знал каждый член хоринского племени. А отсутствие ответа на вопрос о местонахождении прародины закрывает путь к раскрытию ранней истории хори, в частности, к адекватному пониманию и интерпретации известной легенды о Хоридое и его супруге Деве-Лебеди, в которой в сфокусированной форме преломлен этногенез хори. В силу неизвестности материала о Наян-Наваа, легенда о Хоридое никогда не становилась объектом глубокого анализа исследователей. Широко известный в Бурятии знаток фольклора хори-бурят Р.Э. Эрдынеев из Еравны в 1978 году сообщил мне текст песни «Наян Наваа» и так объяснил её содержание: «Наян Наваа — это имя древней прародины хоринцев, она находилась между Монголией и Тибетом. Там родилось племя хори…». Теперь другое, самое интересное, - Б.Р. Зориктуев пишет, что по Доржину «забайкальскому племени хори, включенному в военную экспедицию Хулагу (сын Чингисхана), по прибытию в регион для постоянной дислокации была отведена территория между реками Тигр и Евфрат. Хоринцы в ходе освоения назвали её Наи Нава». Однако в тексте статьи Ц. Доржина нет ни слова о переименовании ими местности. Сам Булат Раднаевич продолжает: «из заслуживающего доверия источников известно, что имя Наинава образовано от слова Ниневия, названия столицы Ассирийского государства, существовавшего на территории Северного Ирака в VIII-VII вв. до н. э., на левом берегу Тигра на холмах Куюнджик». Что мы с этого имеем? Пока хори жили в Саянах с тувинцами, хакасами и алтайцами – они были тюрки, и небесная солнечная Лебедь-Мать была у них на всех одна. Но, тут их потянуло на свою прародину Наян-Навуу. Это то ли в Ираке, то ли в Иране. К чему это я? А тут хори фигурируют, как арабы! Это ещё что! Вы что, не обратили внимания на Тибет!? Вам же знаток фольклора хори-бурят Р.Э. Эрдынеев из Еравны озвучил версию о том, что Наян-Наваа была в Тибете. А там хори были кем? Тибетцами, или китайцами? Думаете, бурятские учёные нам этого не смогут объяснить? Темнота! Читайте здесь: «О малоизвестных аспектах этнической истории хори». Б.Р. Зориктуев. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, ул. Сахьяновой 6, Улан-Удэ, Республика Бурятия. Работа выполнена в рамках государственного задания (проект XII.191.1.2 «Межкультурное взаимодействие, этнические и социально- политические процессы в Центральной Азии». № АААА-А17-117021310264-4). И далее: «Б.Б. Дашибалов полагал, что хори — это слово «хор», которым тибетцы называли северных кочевников и в их числе хоринцев. Поэтому, средневековые хоринцы назывались хори-монголами». Фу-х-х-х! Я даже, с облегчением, выдохнул… Слава богу – это монголы! О чём я и писал в предыдущем тексте. Но, не тут-то было! «Центр этногенеза хори-монголов находился в Южной Маньчжурии, примыкающей к Ляодунскому заливу Желтого моря, откуда они перешли на Корейский полуостров. Свидетельством обитания хори-монголов на тихоокеанском побережье является открытая в устье Амура покровская археологическая культура. С Корейского полуострова хори-монголы появились в районе Байкала [12, с. 14, 22, 23, 44, 55, 59]. Выше мной указано, что тибетцы всегда называли монголов «сог», а не «хор». Кроме того, выходящие к морю районы Дальнего Востока, включая Корейский полуостров, с древности были зоной компактного расселения племен дунъи, состоявших из тунгусских и палеоазиатских этнических групп. Что касается покровской археологической культуры, то хорошо известно, что она имеет мохэское происхождение, а культура мохэ, в свою очередь, выросла из польцевской. Имеющиеся данные не подтверждают гипотезу о дальневосточном происхождении хоринцев, да и вообще монголов». Час от часу не легче! Хори-монголы, стали хорё-корейцами! Думаете, я пошутил!? Добавим сведения с Википедии: «Современное слово «Корея» происходит от «Корё». Наиболее известные достижения государства — гончарное искусство Корё». Страсти накаляются, и мы сосредотачиваемся на Корее! Читаем сайт «Объединение трех королевств под властью Силла»: «К 5 веку каждое из трех королевств (Когурё, Пэкче и Силла) на Корейском полуострове проводило экспансионистскую политику под руководством прочно утвердившегося аппарата управления во главе с королем. В Когурё сын короля Квангэтхо король Чансу в 427 году перенес столицу в Пхеньян. Он захватил Хансон (совр. Сеул), который был столицей Пэкче, и районы вдоль реки Ханган, расширив территорию своего королевства до современных -перевала Чуннён (совр. Танян и Ёнчжу) и уезда Намянмён в провинции Кёнгидо. Благодаря этой территориальной экспансии Когурё стало мощным государством, с которым нужно было считаться в Северо-Восточной Азии». А теперь поставим финальный аккорд: «БуряадУнэн». 1 мая 2024. «Ученые из Бурятии доказали близкое родство корейцев и бурят». Об этом рассказала Ирина Дамбуева, кандидат биологических наук, специалист института общей и экспериментальной биологии БНЦ СО РАН: «Буряты - древнейший единый народ Байкальского региона, ближайшие родственники которого - корейцы. К таким выводам пришли биологи института общей и экспериментальной биологии БНЦ СО РАН в ходе генетических исследований. В Байкальский центр расообразования люди пришли 60 тысяч лет назад, постепенно расселяясь из Африки. А 40 тысяч лет назад часть людей ушла на Восток, осев на Корейском полуострове, а другая часть заселила Американский континент. Эта версия подтверждается генетическим анализом - ближе всего к индейцам стоят тувинцы, а затем буряты. Но наиболее близкие генетические расстояния обнаружены между бурятами и корейцами. Вслед за корейцами, близкими по генотипу к бурятам идут монголы, затем алтайцы, тувинцы и якуты. Исследования свидетельствуют о единстве бурятского народа. В генетическом плане нет западных, восточных и южных бурят, все они одной крови, и различия обусловлены только географией. Буряты живут в Прибайкалье тысячелетиями. Народ был достаточно многочисленным, занимал обширные территории, включая и современные монгольские степи, имеет собственную историю и пути развития. Первое корейское королевство Кочосон возникло в 2000 году до нашей эры. После эпохи Троецарствия (Силла, Пэкче и Когурё) на Корейском полуострове продолжали править объединенное королевство Силла и династия Корё. В конце XIV века, после падения династии Корё, династия Чосон правила страной в течение 500 лет и была уничтожена японским вторжением в 1910 году». Ребята! Держите меня семеро! А то - упаду от нервных перегрузок… Изначально, хори были африканцами! Затем корейцами! Потом северо-американскими индейцами! Саянскими тюрками! Арабами! На какой-то стадии они стали якутами! У тех, тоже, Хоредой сошёл за отца, а Лебедь стала матерью. И, только потом они стали бурятами, пожив на Лене, на Ольхоне и в Забайкалье. А их род - «хангины», перебрался в Россию из Монголии, поселился сначала в Тункинской долине - у истоков Иркута, и переехал на Ангару, под Балаганск, на остров Осинский. Ну, пора делать выводы… Что могу сказать о народе хори-буряты? Уважаю! Мало того, что эти хори исходили весь континент Евразия, так они ещё своих людей поселили в США задолго до того, как там появились европейские корсары. Чем они близки нам – русским? Так, и у нас была царевна Лебедь, и князь Гвидон на ней женился. А няня Пушкина, рассказывая ему сказку «О царе Салтане», поддержала версию об иранском варианте происхождения народа хОри. Чует моё сердце, что Гвидон – это Хоридой! Что ещё похоже в сказаниях наших народов? У нас - гулял по Уралу Чапаев герой! А у народа хори - гулял по Белу Свету герой Хоридой! Из всех научных изысканий, я принимаю точку зрения, суть которой в том, что хори-бурят можно охарактеризовать словом «хор» - кочевники, вечные странники. Они не монголы и не тюрки, не корейцы и не арабы. Они просто сливались с местным населением и, в конце-концов, стали бурятами. А человек – он такой нации, к которой он причисляет себя сам. Если, хОри чувствуют себя бурятами, так кто же их в России будет разубеждать!? А как они жили? Любили свободу и разнообразие, и были в извечном поиске счастья, к которому стремились и шли ему навстречу, не дожидаясь пока оно само их найдёт. И песни пели разные, а не только тоскливую «Наян-Наваа». Думаю, они и такое отчубучивали: «Мы по всей Земле кочуем, на погоду не глядим! Посреди степи ночуем и бухлёр с котла едим. Мы стройны, сильны, плечисты, и свои стада пасём. Наши юрты, в поле чистом, для бурят родимый дом! Не зарытые таланты – мы понятны и просты. На девчонках летом банты, в зиму гр-е-е-е-ют нас унты». Только в двадцатом веке был окончен их долгий путь и вечные странствия. Теперь они оседлые «агинцы». Однако, стонут в них неуёмные души кочевников, не дают уснуть, требуя собираться в дорогу и искать "землю обетованную" - Наян Наваа. Они даже не заметили, что Родина живёт в их мятущемся сердце. Она там, где хОри! Тысячелетиями они к ней шли... И пришли! Дорога кончилась... Зам унгэрээ! Но старые карты, нет-нет да и проявят следы их путей дорог. Впервые я это заметил и выложил в тексте «Откуда корейцы на Сараме?» от 28. 08.2023г. Там суть в том, что таёжное поселение Сарам, на выходе Оки из Саянских гор на равнину, созвучно с самоназванием российских корейцев «корё-сарам» (корейская моя голова). Затем, мной был обнаружен на карте левый приток Оки – Хорё, по ту сторону Саян от Зимы. Два совпадения – это уже не случайность. Не хватало третьего, и оно было мной обнаружено на карте «Карта Иркутской губернии Брокгауза и Ефрона» 1894 год - она выставлена перед текстом «Поездка в Зиму, через Окинский караул». Там перед селом Кимильтейским деревня Карейская. И, всё равно мне было невдомёк – почему следы корейцев повсюду, а я никаких корейцев не вижу!? Но, после обнаружения речки Хорё, я уже подозревал хори-бурят в корейском происхождении. Пришлось помалкивать, пока не нашлись исследования самих учёных бурят, подтвердивших мою версию.
Свидетельство о публикации №225031900492