Родословие. моя семья- моя опора исследовательская
Исследовательская работа
Музаев Ч1инхо Магомедович, 12 лет, 6-й класс.
Чеченская Республика, г.Ачхой-Мартан,
Руководитель проекта Музаев Илес Усеевич
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2.Родословные
3.Семейные традиции
4. История семейных реликвий
5.Профессиональные династия
6.Героические страницы.
1.Пояснительная записка.
На красивейших просторах юго-западной Чечни, прямо под горной грядью гор Большого Кавказа расположился самый красивый город на свете, Ачхой-Мартан, который в своей истории носил разные названия, Довт –Март (Даут-Мартан), Шира-1ашха (Ачхой), Г1али-чоь, Т1иехьа-Март (Ачхой-Мартан).
Изначально, Ачхой-Мартан сформировался на основе трех населенных пунктов Шир-1ашха (Ачхой), Довт-Март (Даут-Мартан) и Мартан- ойл. Основатель аула Довт-Март, Довта является прародителем почти 80 процентов представителей Ачхой-Мартановских Ч1инхой, я же являюсь 15-м потомком Довты.
Наш род ведет свои корни, на просторах Шовдан-Шери (междуречье рек Марта и Гехи), с Тамерлановских времен. В 1395 году, кода полчища Тамерлана, во главе с Юсуп-Ханом, вели ожесточенные бои в этих местах, отряды чеченцев возглавляли братья по имени Эзам и Эмза. Чеченцы тогда были разбиты и нашим предкам пришлось переселиться в горы Ч1инха, а другим чеченцам живщим здесь, по своим родовым городищам и укреплениям в горной местности Чечни.
По рассказам наших предков, Эзам, который и является моим прямым 20-м предком, завещал своим потомкам, во чтобы не стало вернуться на прежние места, и, чтобы связь между его потомками не прерывалась, настоял на том, чтобы в каждом десятом поколении одного из своего потомков называли его именем, Эзам, и чтобы имя Эмзы, брата его, так же носили его потомки. «Пусть этими именами будете вы узнавать друг друга в далеком будущем, живя в дружбе и в достатке на просторах Шовдан-Шери».
Равнина на котором расположен Ачхой-Мартан называется Шовдан-Шери из за обилия здесь родников, и сегодня стоит в некоторых места копнуть в 4-5 штыка лопаты, как на этом месте появляется родниковая вода. Спустя десятилетия, после Тамерлановских завоеваний, наши предки во главе потомка Эзама, сына Сар-1ели по имени Довт, вернулись на эти места, и снова обжили эти просторы.
Рассказывают, что как-то Довта собрал всех своих сыновей и сказал им следующее: «Смотрите, перед вами бочка меду, попробуйте его, но только с помощью пальцев своих рук. Использовать ложку Довта им запретил. Каждый из сыновей попробовал меду, мыкая в бочку указательным пальцем, младший из сыновей пустил в ход все пальцы. На замечание отца, тот ответил: « Ты же отец сказал с помощью пальцев, но не уточнил скольких.» И разослал Довта своих сыновей по просторам Шовдан Шере, Шила-Хи ( река Асса) и Соьла-Хи (Сунжа) для заселеняе их отдельными аулами и хуторами, а младшего оставил с собой».
2. РОДОСЛОВНЫЕ
Потомки Довты из Ачхой-Мартана:
Аслахановы, Ахмадиевы, Арзанукаевы, Абуевы ,Алаевы, Анзаевы, Астемировы, Ахматовы, Ахлуевы, Абдурзаковы, Абуевы, Альбековы, Анзоровы, Адаевы, Асуевы, Ахматовы, Бачаевы, Бултаевы, Бураевы , Бакриевы, Бамбукаевы, Бекаевы, Бексултановы, Басхановы, Баргишевы, Бердукаевы, Батукаевы, Болтукаевы, Бицоевы, Висаитовы, Виситаевы, Висхановы, Генердукаевы, Гезмахмаевы, Гадаевы, Гаскаловы, Гакаевы, Гайтиевы, Гайрхановы, Галиповы, Гельмурзаевы, Гайтукаевы, Гайтемировы, Дохчукаевы, Дешериевы, Дасаевы, Дагаевы,Джамаевы, Дадаевы,Дукаевы, Джанхотовы, Джабраиловы, Джаватхановы,Дубаевы, Джамбековы, Дацуевы, Дашуевы, Дулгаевы, Евсултановы, Зелимхановы, Зайраев, Закраевы, Ибрагимовы, Идиевы, Исраиловы, Исаевы, Исламовы, Ковраевы, Косумовы ,Кутаевы, Керимовы, Кагермановы, Касиевы, Касаевы, Кунтаевы,Кадиевы,
Музаевы,Мадаевы, Мирзоевы, Межидовы, Митришевы, Магомадовы, Мерзоевы, Мугдановы, Махмудовы, Мутаевы, Митаевы, Мидаевы, Мадуевы, Межиевы, Муклиевы, Мурзабековы, Микаевы, Мальсаговы, Мудиевы, Масаевы, Надаевы, Нунаевы, Накраевы, Ойшаевы, Оздамировы, Оздемир, Пагаловы, Пасаевы, Раисовы, Садулаевы, Сулеймановы, Сакаевы, Сосланбековы, Сапарбиевы, Сусаевы, Сардаловы-1,Сардаловы, Самбулатовы, Хачукаевы, Хакимовы ,Хатаевы, Хасбулатовы, Хамзаевы,
Хунаевы, Устархановы, Умаровы,Ураевы, Тудаевы, Тумриевы, Тамриевы, Тайсумовы, Татаевы, Тутаевы, Талхиговы, Тасуевы, Тунгаевы, Тепсаевы, Тибаловы , Товбулатовы, Читаевы, Чинхоевы,Чегарбиевы, Чапхановы, Челандуровы, Цугаевы, Цугаловы, Цукаевы, Цураевы, Эскиевы, Эстамировы, Эльмурзаевы, Юсуповы, Юнусовы.
Я Музаев Ч1инхо, сын Магомеда Музаева который является 20-м потомком Эзама предводителя чеченских военных формирований времен Тамерлана (1395 год), на территории современных Ачхой-Мартановского и Урус-Мартановского районов.
Я так же являюсь 16-м потомком Довты, основателя Даут-Мартана, современного Ачхой-Мартана.
На слайде вы видите 149 фамилий жителей города Ачхой-Мартан, это без учета десяток фамилий даут-мартановских мухаджиров, проживающих на территории Турции. Все представители этих фамилий являясь потомками Довты, приходятся мне прямыми родственниками.
Под каждой из 149 фамилии находятся как минимум 7-8 семей носителей этой фамилии, а то и более 10 семей, а в каждой семье, как известно, минимум по 2-3 человека. Вот и посчитайте сколько потомков от Довты ( т.е. моих родственников) проживают в сегодняшнем Ачхой-Мартане и это не считая ачхой-мартановцев рожденных от дочерей потомков Довты.
Мои прямые предки.
21. Эзам
20. Бер-Дукъ
19. Г1апа
18. Ч1обха
17. Сар-1ел
16. Довта
15. Овта
14. Г1айрах
13. Эда
12. Эзам
11. Баг1тар
10. Алмурт (1алард)
9. К1уштни (К1ушум)
8. У Кат
7. Маса (Ма1ас)
6. Муза
5. Межед
4. 1усман (1уса)
3. Илес
2.Мохьмад
1.Ч1инхо
И так, мой 21-й прародитель Эзам, я же получаюсь 22-м по рождению потомком от Эзама. У меня нет информации о братья, сестрах и других членов семей в три поколении от Эзама, то- есть, в наших семейных аршхивах ничего не сохранено о семьях Бер-Дукъ, Г1апа и Ч1обха.
Вся информация которые мы имеем от Довты и его потомках, является нашим родовым достоянием, и ниже я постараюсь рассказать иемнно о них.
Итак:
22. Эзам – предводитель чеченцев против Тамерлана в 14-м веке.
21. Сын Эзама - Бер-Дукъ
20. Сын Бер-Дукъа - Г1апа
19. Сын Г1апа - Ч1обха
18. Сын Ч1обха - Сар-1ела
17. Сын Сар-1ела - Довта. У Довты было восемь сыновей Овта, 1аьлбаг, 1алмакх, Мальсаг, Эмза,Ковра, Тиша, 1алмурт.
Наш род ведет свое начало от сына Довты по имени Овта.
16. И так, у Довты был сын по имени Овта
15. У Овта который является нашим родоначальником от Довты.
был сын по имени Г1айрах
14. У Г1айраха был сын по имени Эда (По рассказу моего дедушки, нас в Ачхой-Мартане долго называли Эдан-некъи)
13. У Эды был сын по имени Эзам ( он десятый потомок от Эзама времен Тамерлана, основателя нашего рода)
12. У Эзама был сын по имени Баг1тар
11. У Баг1тара был сын по имени Алмурт ( Потомки от 4-х сыновей Баг1тара, и сегодня часто себя назывют Баг1тар некъий)
10. У Алмурта (1алард) был сын по имени К1уштни (К1ушам).
9. У К1уштни (К1ушам) был сын по имени Ката, от его имении нас сегодня в Ачхой-Мартане называют Кати-некъи)
8. У Кат был сын по имени Маса ( наиб М1ас)
7. У Маси (М1аса) был сын по имени Муза ( от его имени мы носим фамилию Музаевы)
6. У Муза был сын по имени Межед
5. У Межеда был сын по имени 1усман (1уса)
4. У 1усман (1уса) есть сын по имени Илес
3. У Илеса есть сын по имени Магомед (это мой отец)
2. У Магомеда есть два сына, Шумер и я, Ч1инхо.
1. Я Ч1инхо
1. Ч1инхо.
2. Магомеда
3.Илес
4.1усман (1уса)
5. Межед
6. Муза ( его именем мы сегодня носим фамилию Музаевы)
7. Маса (Ма1ас)
8. Ката ( Шейх Кат)
9. К1уштни (К1ушум)
10. Алмурт (1алард)
11. Баг1тар
12.Эзам
13. Эда
14. Г1айрах
15. Овта
16. Довта Его сыновья: Овта, 1аьлбаг, 1алмакх, Мальсаг, Эмза, Ковра, Тиша, 1алмурт.
17.Сар-1ела
18. Ч1обха (Ч1апа)
19. Г1апа
20.Бер-Дукъ
21.Эзам
В 16-м веке, пятый потомок Эзама, по имени Довта возвращается на земли своих отцов и закладывает здесь аул. По преданиям аул изначально назывался Нахи-чу, но в последствии он носил название Довт-Март ( в русских источниках Даут-Мартан), который был сожен и полностью уничтожен в 1845-1846 годах.
И так, раскладка по именам моих прямых предков от Музаева Магомеда (моего отца), до Довты (основателя Ачхой-Мартана), а также представлю вам имена наших близких родственников.
Основатель Ачхой-Мартана Довта, приходится мне 16-м прародителем.
Далее я не буду затрагивать имена родственников предков Довты, так как мы, за исключением своих прямых прародителей, не знаем ни об их именах, ни об их семьях, и где их потомки, на современном этапе, проживат.
16. Довта: его сыновья Овта, 1аьлбаг, 1алмакх, Мальсаг, Эмза, Ковра, Тиша, 1алмурт.
15.Овта. Его сыновья: Г1айрах и Г1имарх
14.Г1айрах. Его сыновья: Эда, Г1амарх и Г1ирмарх
13.Эда. Его сыновья: Эзам ( имя дано в честь Эзама времен Тамерлана), Ада и Г1айрхан;
12.Эзам. Его сын овья: Баг1тар, Элси и Элах
11.Баг1тар. Его сыновья: Алмурт, 1овда, М1оца и Моьц1а.
10.Алмурт. У него был единственный сын по имени К1уштни (его еще называли по именам К1ушам и 1алард).
9.К1уштни (К1ушама, 1аларда). Его сыновья: Ката, Муртаз1ела и Нур1ела.
8.Кат. Его сыновья: Маса ( наиб М1ас), Даг1ч ( наиб Даба), Мут1а и Керам.
7.Маса (М1аса.) Его сыновья: Муза, Ибрах1им, Эскерхан.
6.Муза. Его сыновья: Межед, Мохьмад, Ахьдан и Ахьмаад.
5.Межед. Его сыновья: Хьасан, Хьуьсен, 1ус ( 1усман) и 1усам.
4.1уса (1усман). Его сыновья: Леча, Баудди, Мохьмад, Сайд-Мохьмад, Хизар, Илес, Увайс.
3.Илес. Его сын Мохьмад
2.Мохьмад. Его сыновья: Шумер и я Ч1инхо.
1.Ч1инхо.
И так, у Довты было восемь сыновей Овта, 1аьлбаг, 1алмакх, Мальсаг, Эмза, Ковра, Тиша, 1алмурт.
Как я выше сказал, мы знаем имена своих прямых предков выше от Довты, но не имеем информации об их братьях, семьях, где и в каких местах их потомки проживают.
На слайде я подчекрнул имя Овты, так как наш род ведет свое начало именно от него.
Овта является нашим родоначальником, от Довты.
Ниже, чтобы не повторяться, я выделяю черным шрифтом имена своих прямых предков.
У Овты, были сыновья по именам Г1айрах и Г1имарх
У Г1айраха было трое сыновей Эда, Г1амарх и Г1ирмах
У Г1айрхан Эды были сыновья Эзам ( имя дано в честь Эзама времен Тамерлана), Ада и Г1айрхан;
У Эди Эзама были сыновья Баг1тар, Элси и Элах
У Эзми Баг1тара были сыновья Алмурт (1алард), 1овда, М1оца и Моьц1а. Именем 1аларда был назван аул 1алард-Ирзо который был полностью уничтожен во время войны в 19-м веке.
У Баг1таран Алмурта (1алард) был единственный сын по имени К1уштни
У Алмуртан К1уштни (К1ушама) были сыновья Ката, Муртаз1ела и Нур1ела.
У К1уштни Кат было четыре сына Маса ( наиб М1ас), Даг1ч ( наиб Даба), Мут1а и Керам.
У Кати Маса (М1аса) были сыновья Муза, Ибрах1им, Эскерхан.
У Маси Муза, именем которого мы сегодня носим фамилию, были сыновья Межед, Мохьмад, Ахьдан и Ахьмаад.
У Музи Межеда были сыновья: Хьасан, Хьуьсен, 1усман (1уса) и 1усам.
У Музи Межедан 1усмана (1уса) было семь сыновей: Леча, Баудди, Мохьмад, Сайд-Мохьмад, Хизар, Илес, Увайс.
У Музаева Илеса, есть сын Мохьмад (Магомед , мой отец).
У Музаева Мохьмада (Магомеда) есть два сына Шумер и я, Ч1инхо.
Я Ч1инхо Музаев.
Далее хочу представить своих кровных родственников, как близких , по чеченским адатам от седьмого колена своего отца- как обязательные знания, и плюс два колено- как желательные знания ( Чеченское наставление: «Ворхие1 Да х1еттие а вевзийла шуна, ткъа исс Да уьйра хаддалца вовшиега марие ма г1ойла шу, цу мохарера зуда а майала йойла ашша»).
Баг1тар
Алмурт 1овда М1оца Моьц1а
К1штни ( его сыновья Кат, Муртаз-1ела, Нур1ела) Таьштмар (его сын Чита) Таьжди(его сыновья Саьлмарз и Тасу) Соа, его сын Н1овма, его сын Сар1ела Эха, его сын Б1аг1а, его сын Ра1с
Кат: Музаевы, Мутаевы, Бачаевы, Бултаевы, Генердукаевы, Дохчукаевы, Керимовы, Накраевы, Татаевы, Хачукаевы, Закраевы, Цукаевы, Абду-Рахмановы.
Муртаз-1ела: Сулеймановы, Дешериевы, Мадаевы, Евсултановы
Нур1ела: Нур1ела некъи проживают в Турции. Чита: Читаевы, Ахматовы, Гадаевы, Кадаевы, Алтиевы, Элабиевы.
Саьлмарз и Тасу: Бакриевы, Сакаевы, Махмудовы, Межиевы, Тасуевы, Цагаевы,
Сар1ела: Дагаевы, Юсуповы, Надаевы, Сапарбиевы, Ра1с: Раисовы, Ахмадиевы
И так в таблице я показал всех своих родственников по Баг1тар некъий.
Как видно по таблице: От Баг1таран 1алмуртан К1уштни Кат и Муртаз-1ела пошли фамилии из 1-го столбца;
От остальных трех сыновей Баг1тара пошли фамилии из остальных 3-х столбцов. Эти фамилии тех кто сегодня проживают в Ачхой-Мартане, а так в общей сложности по республике потомки Баг1тара пользуются 42-мя фамилиями.
Потомки Баг1тара- носители 42 фамилий: Катаевы, Масаевы, Дагчаевы, Музаевы, Мутаевы, Бачаевы, Бултаевы, Генердукаевы, Дохчукаевы, Керимовы, Накраевы, Татаевы, Хачукаевы, Закраевы, Цукаевы, Абдурахмановы, Ахмадиевы, Эскерхановы, Муртазалиевы, Сулеймановы, Дешериевы , Мадаевы (Сулеймановы), Ахматовы, Кадиевы, Кагермановы, Читаевы, Гадаевы, Бакриевы, Сакаевы, Цагаевы, Межиевы, Тасуевы, Раисовы, Махмудовы, Баргишевы, Сапарбиевы, Саралиевы, Юсуповы, Дагаевы, Надаевы. Наумаевы ( Так же, в Турции и в ряде арабских странах проживают Нур-1ел некъи, Мат1и некъи, Эскархан Т1аьхье, 1иси некъи, М1оци некъи, Б1ёрти некъи, Жими некъи, Довти некъи, Ёг1арби т1ахье, Еламби т1аьхье и мн. др.).
Сегодня в Ачхой-Мартане потомки Баг1тара носят 42 фамилий.
Немало наших родственников по линии Баг1тара проживают в Турции и в ряде арабских странах, это Нур-1ел некъи, Мат1и некъи, Эскархан Т1аьхье, 1иси некъи, М1оци некъи, Б1ёрти некъи, Жими некъи, Довти некъи, Ёг1арби т1ахье, Еламби т1аьхье и мн. др.
Овта О потомках Овты мы выше говорили
1аьлбаг Гайсаевы, Тайсумовы, Махмудовы, Хасбулатовы, Хунаевы, Тутаевы, Самбулатовы, Косумовы, Ойшаевы, Эльмурзаевы, Эскиевы, Хаджиевы, Гантамировы, Бексултановы, Тамриевы, Тумриевы, Цугаевы, Бердукаевы, Талхиговы, Микаевы, Зелимхановы, Кутаевы, Мугдановы, Джамаевы, Джамулаевы, Цугаловы, Митришевы, Магомадовы, Межидовы, Мерзоевы, Идиевы, Абаевы, Джабраиловы, Гайрхановы, Чегарбиевы, Бамбукаевы.
1алмакх Анзоровы, Ахматовы, Бакриевы, Эстамировы, Дулгаевы, Гайтамировы, Кулаевы, Виситаевы, Ковраевы, Мальсаговы, Гельмурзаевы, Цугаевы, Дадаевы, Сардаловы, Чапхановы, Батукаевы, Балтукаевы, Джанхотовы, Гайтукаевы, Сиванкаевы, Бекаевы, Висаитовы, Арзанукаевы, Ахмадовы.
Мальсаг его потомками сегодня пероживаютя в Шатойском и Шалинском районах, в сс. Гехи, Урус-Мартан, Шалажи, Г1улары, г.Грозный и в Турции.
Эмза Таммати Хизар Аьстмара н некъи из Турции, Зайраевы, Юнусовы, Висхановы,Алаевы,Аслахановы, Сулеймановы, Ковраевы, Мерзоевы,Чоландуровы, Алисхановы, Асхабовы,
Ковра Эльжаевы, Вацаевы, Нахаевы, Цураевы, Эльмурзаевы, Бекмурзаевы, Тутаевы, Евдаевы, Алхастовы, Ташаевы.
Тиша его потомками сегодня пероживаютя в Шатойском и Шалинском районах, в сс. Гехи, Урус-Мартан, Шалажи, Г1улары, г.Грозный и в Турции.
1алмурт Ахлуевы, Дасаевы, Ахматовы, Исраиловы, Умаровы, Сардаловы, Оздамировы, Гишлукаевы, Исаевы, Исраиловы из Ачхой-Мартана; Чинхоевы, Хамзаевы, Гарсултановы, Бачаевы, Кутаевы, Бисултановы и др. из Катар-Юрта
Мое представление рода Довты, было бы не цельным не поговорим об потомках остальных семерых его сыновей проживающих во многих селах Чечни, Ингушетии, Турции и в ряде арабских странах.
И так, о потомках Овты, одного из сыновей Довты я рассказал выше.
Теперь о потомках остальных семерых сыновей Довты.
Потомками Довты, по линии его сыновей Овты, 1аьлбага, Алмакха.
Алмурта, Эмза, Ковра являются носителями фамилий представленных ниже:
Овта – это непосредственно мои предки, о котьрых я выше рассказал;
1аьлбаг - его потомками сегодня являются носители 36 фамилий
1алмакх - его потомками сегодня являются носители 24 фамилий
Эмза - его потомками сегодня являются носители 11 фамилий, но некоторые фамилии несут свое начало еще с 19-го века, и эти фамилии сотавляют несколько десяток семей.
Ковра - его потомками сегодня являются носители 10 фамилий но и здесь, некоторые фамилии несут свое начало еще с 19-го века, и эти фамилии сотавляют несколько десяток семей.
1алмурт- его потомками сегодня являются носители 16 фамилий, некоторые фамилии этого рода несут свое начало еще с 19-го века, и эти фамилии сотавляют несколько десяток семей.
Мальсаг - его потомки сегодня пероживаютя в Шатойском и Шалинском районах, в сс. Гехи, Урус-Мартан, Алхазар-к1отар, Таьнги-чу, Шалажи, Г1улары, Г1ойт1и, г.Грозный и в Турции.
Тиша- его потомки сегодня пероживаютя в Шатойском и Шалинском районах, в сс. Гехи, Урус-Мартан, Алхазар-к1отар, Таьнги-чу, Шалажи, Г1улары, г.Грозный и в Турции.
Так же потомки последних трех сыновей Довты проживают в Катар-Юрте, Шалажи, Г1улары, Г1ойт1и, Гехи, Алхазар-к1отар, Таьнги-чу, Шатойском районе, Урус-Мартане, г.Грозном.
Потомками Довты, по линии его сына Эмза так же проживают в Турции это представители Таммати Хизар Аьстмара, Ахьмад, Рамзан, Юсуп, Иззет, Эмин и др.
Потомки Довты, по линии его сыновей Тиша и Малсаг сегодня проживают в Шатойском и Шалинском районах, Гехи, Урус-Мартан, Шалажи, Г1улары, в г.Грозный, но нам о них, пока очень мало известно. Если вы засметили, то я сказал – ПОКА мало знаем, потому что, дедушка обещал узнать все о потомках сыновей Довты, и наверное в следующий раз, если удастся, я смогу вам рассказать и про них.
3. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ.
Духовенство. Науака. Творчество. Журналистика. Политика. Спорт.
3.1. Духовентство.
В нашем роду было немало представителей духовенства.
Начиная от вокх шейх Кат 18-19 веков и до наших дней.
Богословы:
К1уштни Кат, Ади Темарсолт, Ра1с-хьаж, Генардукъ-мол, Генардукъ Махьмуд, Б1аьрзи-Мохьмад (Бумба), Дешри Мохьмад, Г1ойткхи Джунид, Г1айрбек Ахьмад, Музи Межедан 1ус, Самболти Г1орх-Баудди, Тойсам Баудди, Мохьдан Молл, Мохьдан Муса, Г1ойсум Тиша, Керимов Саид Эмин, Кунтаев Адам, Ризван Мугданов, Салавди Генердукаев, Мохьмад Садулаев, 1абдул-Рашид Дацуев, Дауд Тасуев.
Выше представлены имена некоторых представителей нашего рода из числа духовенства. Имена многих из них хорошо известны как Ачхой-Мартановцам, так и жител сотавляют несколько десяток семей.Чечни и Ингушетии. Ади-Темарсолт и Шайх Кат являются признанными Эвлия (Шейхи).
Даже в наши дни, при спорных вопросах, для подтвержднения своей правоты
Многие ачхой-мартановцы клянутся именами и знаниями Ра1с-хьаж и Генар-Дукъ.
Разрыв в годах, между К1уштни Кат, что стоит в слайде первым до Дауда Тасуева, который указан в слайде последним, более 200 лет, значит наш род внес не мало в дело духовного становления и развития ачхой-мартановцев.
Ниже постараюсь рассказать в отдельности о некоторых наших богословах.
В Анкете НКВД об Ачхой-Мартане за 11 августа 1925 года, указанно, что Генардукъу в то время было 70 лет. Это ошибка, ему тогда было 76 лет. Здесь же НКВДешники пишут: «Общественный мулла Чинахоев Генартука, чинахоевец, 70лет, очень популярен, враг всего советского.
Общество является резиденцией шейха Ибрагимова Саида, выходца из Аравии потомка пророка Магомета (АСВ), пользуется решающим влиянием на общество, в среде которого имеет значительное число последователей. Лидер местного реакционного духовенство. Кубовых мулл – 16, все отражают антисоветское настроение в ауле»
Нач. 1-го од. Павлов
Начиро: Сабанцев
11 августа 1925 года РГВА. Ф. 25896. Оп. 9. Д. 277. Лл. 8.
Учителем Генардукъа был 1усман-хьажа из Надтеречья.
У 1усмана-хьажи вместе с Генардукъом учился также и Ахьмат- Дукъ Батукаев из Шаами-юрта.
По рассказам очевидцев, Генардукъ чувствуя неладное из за преследования властей, связанное с участием духовенства на стороне Нажмутдина Гоцинского, посетив вначале могилу Ра1с-хьаж, решил на прощание посетить и могилу своего учителя. Выполнив все обряды, Генардукъ объняв могилу учителя обратился к нему: « Мой учитель, наверное я в последний раз прихожу к тебе, настало время темных сил о которых ты нам, своим муталибам, рассказывал, предвещая будущее». Говорят; что Генардукъ услышал слова учителя: «Иди же с миром и ничего не бойся, враг который придет за тобой будет глух и слеп в отношении тебя, с тобой ничего не случиться».
И вот настал тот самый день. Июль, 1930 года. Работники НКВД оцепили весь район проживания родственников Генардукъа.
Переворачивая все верх дном, во всех близкородственных домах Генардукъа шел обыск. Изымалась вся религиозная литература, фотокарточки известных и видных деятелей из числа рода Генардукъа. В это время Генардукъ сидел под большой грушей в саду и читал Коран. Закончив читать, он взял Коран в руки и направился к себе в дом. Он спокойно прошел все посты НКВДешников, разулся, вошел к себе в комнату и продолжил читать Коран. Его никто и не замечал, как будто бы его и не было. И это чудо совершилось на глазах сотен жителей Ачхой-Мартана.
Генардукъ скончался в 1932 году в возрасте 83 лет.
Символично, что когда мы с моим дедушкой работали над этим проектом, в с.Знаменске был открыт медресе для хафизов, носящее имя устаза 1усман-хьажи, учителя и наставника Генар-Дукъ мол и Ра1с-хьажа.
Ра1с хьаж.
Ра1с хьаж один из первых, в 19-м веке, пешком два раза совершил хадж в Мекку. Он второй справо на фотографии сделанной в начале 20 века ( фото снято на веранде знаменитого Грозненского магазина «Чеченский гастроном» в день открытия. Потомки Абубакара Мерзоева, бывшего купца владельца чеченского гастронома проживают в Ачхой-Мартане)
Ра1с-хьаж авторитетнейший богослов конца 19-го, начало 20-го веков.
Будучи намного старше самого Ахьмат-Дукъ Ша1ами-Юртовского (на фотографии Ахьмад-Дукъ с белой бородой и в белом чалме, второй от Ра1с-хьаж), Ра1с-хьаж сделал все от него зависящее, для становления Ахьмад-Дукъ и Дени Арсанова религиозными лидерами Западной Чечни, а перед своей смертью Ра1с-хьаж завещал членам своей семьи, признать шаами-юртовца своим Устазом (учителем).
Сегодня в Ачхой-Мартане и в Ша1ами-Юрте много последователей (мюридов) Ахьмад-Дукъ Ша1ами-юртовского.
Ахьмад-Дукъ приходится прадедом моей бабушки Зарган Музаевой, ее мама Нуржан Батукаева была родом из Шайами-Юрта.
Ра1с-хьаж умер в 1913 году. Похоронен в Ачхой-Мартане.
Генардукъан Махьмуд
Генердукаев Махмуд-мол, сын известного богослова конца 19-го и первой половины 20-го века, генердукъ-мол Чинхоева.
Г1ойткъи Джунид
Керимов Джунид. Г1откъи Джунид.
Кадий района, имам мечети, мулла.
В первой половине 20 века, вплоть до высылки в 1944 году чеченцев и ингущей, работал школьным учителем.
Мугданов Мовлет –Мохьдан Мол
Мугданов Мовлет - Мохьдан Мол.
Кадий района, имам мечети, мулла, учитель целого поколения богословов Ачхой-Мартана.
Его в Чечено-Ингушетии знали как Мол, как по имени, так и по духовному сану ( Мол Мол, так иногда двузначно называли его).
Его имя сегодня носит мечеть и медресе в Ачхой-Мартане.
Муса Мугданов
Мол и Муса (слева) Мугдановы.
Муса был имамом мечети в с.Шалажи.
Обучил несколько десяток молодых богословов.
Адам Кунтаев, Саид-Эмин Керимов, Ризван Мугданов
На снимке, сегоднешнее поколение богословов из нашего рода, Адам Кунтаев- бывший кадий района, Саид-Эмин Керимов -бывший кадий района, признанный знакток ислама, внук муллы Г1ойткъи Джунида и Ризван Мугданов- богослов, сын векила тайпа Ачхой-Мартановских Ч1инхой, Мугданова Мохьдан-молла.
3.2. Наука
Научные работники:
Юни Дешериев, Мухтар Керимов, Адам Альбеков, Анди Тумриев, Магомед Музаев.
Здесь вы видите имена представителей нашего рода из числа научных работников, это Юни Дешериев, Мухтар Керимов, Адам Альбеков, Анди Тумриев, Магомед Музаев.
Юни (Юнус)Дешериев
Юни (Юнус)Дешериев профессор, член-корреспондент Академии наук СССР, известный ученный на всем постсоветском пространстве. В данном случае мои коментарии даже не нужны, но тем не менее краткую бтографическую справку о Юни, я представлю
Родился Юни (Юнус) в августе 1918 года в селе Ачхой-Мартан. Окончил рабфак Ростовского университета и МГПИ им. В. И. Ленина по специальности «Русский язык и литература» (1941).
В 1946 году Дешериев защитил кандидатскую диссертацию.
Его первый капитальный научный труд «Бацбийский язык» в 1953 году вылился в докторскую диссертацию, которая принесла автору известность и признание в вопросах кавказоведения.
В 1944 году избежал депортации чеченцев и ингушей благодаря академику И. И. Мещанинову, ходатайствовавшему об оставлении Дешериева в Москве для продолжения научно-исследовательской работы.
В конце мая 1956 года вместе с ингушским писателем Идрисом Базоркиным возглавлял вайнахскую делегацию для встречи с Первым секретарём ЦК КПСС Н. С. Хрущёвым по поводу восстановления чечено-ингушской автономии.
12 июня 1956 года делегация была принята в Кремле членом Президиума ЦК КПСС, первым заместителем Совета Министров СССР А. И. Микояном. Микояну было вручено письмо для передачи Н. С. Хрущёву, а также обращение, в котором излагались просьбы разрешить чеченцам и ингушам вернуться на свою историческую родину и восстановить свою национальную автономию. В результате была создана Комиссия по восстановлению Чечено-Ингушской АССР, которая занялась вопросами правовой, политической и территориальной реабилитации вайнахов.
Адам Альбеков
Адам Альбеков доктор экономических наук, Профессор. Ректор Ростовского государственного университета.
Родился в депортации 28 июля 1954 года в городе Караганда Казахской ССР. После окончания средней школы в селе Ачхой-Мартан Чеченской Республики в 1977 году поступил в Ростовский институт народного хозяйства.
Выпускник факультета «Экономика и организация, планирование материально-технического снабжения». Окончил аспирантуру Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.
С 1988 по 1991 годы был проректором Ростовского института народного хозяйства, возглавлял российско-турецкое Совместное Предприятие «Ростур».
С 1995 года — заведующий кафедрой коммерции и логистики, с 1997 года — декан факультета коммерции и маркетинга РГЭУ «РИНХ». Президент Южно-Российской ассоциации логистики, член Южной секции отделения экономики РАН. Специалист в областях маркетинга, коммерции, логистики, эксперт Министерства образования РФ. Автор семи монографий, шести учебных пособий, более ста научных статей.
В 1993 году в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Малый бизнес в сфере коммерческого посредничества на примере Ростовской области».
В 1999 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Логистика торговли средствами производства и рециклинг материальных ресурсов» в СПбГУЭФ.
Адам Альбеков является:
- Почетным доктором Европейского Университета (г. Женева, Швейцария);
- Членом Высшего Совета Российского конгресса народов Кавказа;
- Президентом Южно-Российской ассоциации логистики;
- Президентом Евразийской ассоциации экономических университетов;
- Членом экономической секции Южного отделения РАН г. Волгоград;
- Членом-корреспондентом академии естествознания;
Керимов Мухтар
Керимов Мухтар: Профессор, доктор технических наук.
Преподаватель Санкт-Петербургского сельско-хозяйственного университета
Преподаваемые дисциплины:
-Современные проблемы науки и производства в агроинженерии;
-Машины и технологии в животноводстве;
-Механизация и автоматизация животноводства;
-Техника и технологии в сельском хозяйстве;
-Управление техническими системами;
-Моделирование и оптимизация параметров технологических машин и их рабочих органов;
-Организация гос. учета и контроля.
Так же из числа представителей нашего рода, научной деятельностью заняты Анди Тумриев – Кандидат сельско-хозяйственных наук;
Магомед Музаев – Кандидат экономических наук.
3.3. Творчество.
Наиболее известными творческими личностями из нашего рода являются Кюра Раисов, Ваха Евсуттанов, Арби Цураев.
Далее расскажу о них по отдельности.
Кюра Раисов.
Кюра Раисов. «Заслуженный артист Грузинской ССР», «Заслуженный артист Северо-Осетинской АССР», «Заслуженный артист ЧИАССР».
С ансамблем «Вайнах» Кюри изъездил не только всю нашу страну, но побывал также в Сирии, Иордании, Турции, Чехословакии, Египте.
И где бы ом ни бывал, он всегда достойно представлял наш народ.
Ваха Евсултанов
В 80-е годы прошлого столетия в песенную сокровищницу республики вихрем ворвалась и на всех устах зазвенела песня «Ачхой-Мартан». Она звучала по радио и телеканалам. Её можно было услышать на улице из репродукторов и проезжающих машин. Она исполнялась на культурно-массовых мероприятиях, на свадьбах и вечеринках. Особо по душе песня пришлась ачхой-мартановцам, потому что в ней пелось о их малой родине.
Автором и первым исполнителем этой полюбившейся с первого эфира песни был мой родственник Ваха Евсултанов.
Как рассказывал Ваха, переложить на музыку сложенные им слова ему помог известный музыкант, композитор, артист разговорного жанра, любимец публики Шита Эдисултанов. И получилась песня, ставшая хитом!
Впервые песню «Ачхой-Мартан» Ваха исполнил на республиканском смотре художественной самодеятельности в Грозном при музыкальном сопровождении Шиты. С тех пор эта песня стала визитной карточкой всех культурных мероприятий, фестивалей, конкурсов, смотров, проходивших на уровне района и не только.
Ваха Евсултанов родился в августе 1943 года. Вместе со всем чеченским народом познал лишения и невзгоды переселенца.
Арби Цураев: Ну здесь вы все знаете. Арби это соременная звезда чеченской эстрады, испонитель душераздирающих композиций, в числе которых «Нана», «Мой Кавказ», «Весет» и десяток других композиций.
3.4. Журналистика
Из нашего рода вышли такие известные журналисты, каск Шерпи и Шарип Асуевы - специальные корреспонденты ИТАР ТАСС.
Бицоев Сайд-Эмин - в данное время проживает в г.Москва, начальник отдела «Независимой газеты». Будучи журналистом «Комсомольское племя» первым поднял тему Хайбаха. Автор ряда книг, в том числе и о Увайсе Ахтаеве.
Элина Дадаева – диктор ГТРК «Грозный»
3.5. Политика
Были в нашем роду и политики, в частности:
-Абуязид Митришев- кандидат экономических наук, бывший депутат парламента Чеченской Республики. Абуязид отец нашего известного футболиста Магомеда Митришева.
- Шамиль Бураев – бывший глава администрации Ачхой-мартановского района
- Беслан Гантамиров – бывший мэр г. Грозный.
- Руслан (1арби) Кутаев – кандидат философских наук, президент международной ассамблеии народов Кавказа.
- Махьмад Асхабов- бывший министр имушественных и земельных отношений, бывший депутат парламента, руководитель парламентского комитета.
- Адам Хакимов – бывший министр промышленности Чеченской республики.
3.6. Спорт и физическая культура
Ветераны спорта: Мухтар Дешериев, Абуезид, Шахид и Абу Митришевы, Магомед Чегарбиев, Леча Бакриев; Ахмед,Зайнди, Алауди, Хизир, Альви и Илес Музаевы; Ширвани Хакимов, Ширвани Бекаев, Зайнди Бицоев; Сайда и Имран Хачукаевы; Шарани и Зайнди Мутаевы; Алауди (Шама) Ахмадиев, Алихан Кунтаев; Леча и Ахмед Сулеймановы; Тархан Тамриев, Имран Раисов; Зайнди и Зиявди Висаитовы; Хусейн Мугданов; Мовлид и Мовла Пасаевы; Адам Дешериев, Мутелап (Туташка) Межиев, Сайд-Селим Тасуев, Магомед Садулаев, Ильман Чегарбиев,Муслим Генердукаев, Шамиль Бекаев, Альви Дагаев; Адам и Магомед Хакимовы; Харон Музаев, Харон Чегарбиев, Сулейман Бицоев, Адам Кунтаев; Илес , Казбек, Адлан Далнаевы; Тимур Музаев, Казбек Музаев; Мовсар и 1адлан Кунтаевы; Аслан Далнаев, Ч1инхо Ахматов, Ч1инхо Умаров; Ризван, Али и Умар Виситаевы; Абу Ахматов; Сайд-Магомед Чегарбиев, Мурад Батукаев.
Много представителей нашего рода занимались, занимаются и обучают других спорту и физической культуре.
Здесь вы видите ветеранов спорта из нашего рода. В списке такие знаменитости как Хусейн Мугданов- основатель федерации восточных единоборств Чечено-Ингушетии; мой дедушка Илес Музаев Заслуженный тренер по вольной борьбе, Заслуженный работник физической культуры и спорта, почетный работник образования Российской Федерации;
Адам Хакимов, бывший министр промышленности Чеченской Республики; Адам Кунтае бывший кадий Ачхой-Мартановского района; Казбек Музаев призер чемпионата мира среди юниоров по вольной борьбе; Адлан Кунтаев-Заслуженный тренер Чеченской Республики.
Ветераны спорта имеющие почетные звания.
Дешериев Мухтар - почетный мастер спорта ЧР;
Митришев Абу – Заслуженный работник ФКиС ЧР;
Музаев Алауди – заслуженный тренер ЧР;
Музаев Илес –Заслуженный тренер ЧР, Заслуженный работник ФКиС ЧР, почетный работник образования России.
Хачукаев Имран – начальник отдела ФКиС администрации района;
Кунтаев Адлан - Заслуженный тренер ЧР:
Иса Сакаев, Муслим Генердукаев, Руслан Сусаев, Аслан Гапаев,Ч1инхо Ахматов, Алихан Бачаев, Магомед Музаев, Ризван Виситаев, Илес Тамриев, Сайд-Магомед Чегарбиев.
В выше, в списке вы видите представителей нашего рода работающих тренерами-преподавателями по видам спорта и спортивных функционеров.
Дешериев Мухтар - почетный мастер спорта Чеченской Республики;
Митришев Абу – Заслуженный работник Физической Культуры и Спорта Чеченской Республики;
Музаев Алауди – заслуженный тренер Чеченской Республики;
Музаев Илес –Заслуженный тренер Чеченской Республики;
Заслуженный работник Физической Культуры и Спорта Чеченской Республики; почетный работник общего образования России.
Хачукаев Имран – начальник отдела администрации района;
Кунтаев Адлан - Заслуженный тренер Чеченской Республики.
Именитые спортсмены из числа нашего рода:
Хусен Мугданов-обладатель черного пояса по карате, основатель восточных видов единоборств в Чечено-Ингушетии.
Казбек Музаев - мастер спорта России по вольной борьбе;
Харон Музаев – мастер спорта СССР по вольной борьбе;
Элбек Музаев – мастер спорта России по рукопашному бою;
Дин-Ислам Накраев – Мастер сполрта России по боксу.
Ильман Чегарбиев- КМС по вольной борьбе;
Сулейман Бицоев – КМС по вольной борьбе.
Адлан Кунтаев - мастер спорта России по тхэквандо;
Абу-Бакар (Руслан) Виситаев – мастер спорта по вольной борьбе;
Адлан Бицоев – мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе.
Ризван Виситаев – мастер спорта России по вольной борьбе.
Тимур Музаев –КМС по вольной борьбе;
Магомед Садулаев -КМС по вольной борьбе, черный пояс по карате.
Магомед Митришев- игрок ФК «Терек»
Шарип Митришев – игрок волейбольной команды высшей лиги России «Грозный».
Ибрагим Кутаев – КМС по боксу;
Мурад Кунтаев -КМС по боксу;
Заурбек Кунтаев - мастер спорта России по боксу;
Зелимхан Музаев – кандидат мастера спорта по вольной борьбе;
Магомед Музаев- КМС по вольной борьбе; мастер спорта по кемпо-карате.
Сайд-Магомед Чегарбиев- КМС по вольной борьбе;
Казбек Бекаев- КМС по вольной борьбе.
Якуб Эльмурзаев -КМС по вольной борьбе;
Умар Мурзабеков- КМС по вольной борьбе;
Ризван Кунтаев- КМС по вольной борьбе.
Так же в числе подающи надежды находится мой старший брат Шумер Музаев.
Здесь вы видите бывших и действующих спортсменов из нашего рода. В их числе на сегоднящний день самые известные: основатель в Чечено-Ингушетии восточных видов единоборств Хусейн Мугданов, призер чемпионата мира по вольной борьбе среди юниоров Казбек Музаев, чемпион мира по Кемпо-Карате Магомед Музаев, игрок ФК «Терек» Магомед Митришев, Заслуженный тренер ЧР Адлан Кунтаев
4. ИСТОРИЯ СЕМЕЙНЫХ РЕКЛИКВИЙ
Наша семья и наш род, как и все жители Чечни и Иншгушетии в период депортации 1944 года понесли огромные потеряли не только семейных реликвий, но всего что имело исторрическую ценность.
Потеря семейных реликвий, в наших семьях началось еще с периода так называвемых зачисток Красной армией, когда в Чечне повсеместно проходили народные востания, из за произвола творимого советской власти.
Так, в 1925 году, в ходе проводимой операции из домовладений Генердукъ-муллы и Дары Межидова были вывезены все семейные реликвии.
В числе конфискованных вещей оказались десятки священных писаний- Кораны. Из дома Межела Музаева были изъяты кинжал «преподнесенный к изголовью младенца» Кати Мааса в конце 18 века самим Шайх Мансуром (Ушурма), ружье-Мажар, с которым при жизни никогда не расставался Мааси Муза ( из за этого его в народе называли Мажар Муза), старинные кинжалы и ружья, военная форма и именное оружие Дара Межидова.
Лишь активное участие в сдаче оружия спасло от смерти как самих Генардукъа и Дара, так и других сторонников Нажмуддина Гоцинского из числа жителей Ачхой-Мартана.
Вот как описывается ход операции по разоружению Ачхоя в августе — сентябре 1925 г. в отчёте штаба округа:
« Началась она с аула Ачхой, который был окружён войсками (привлекалось в общей сложности до 7 тыс. чел., 240 пулемётов, 2 авиаотряда и бронепоезд).
На созванном сходе жителям предложили в течение 2 часов сдать всё огнестрельное оружие.
Требование оказалось не выполнено, и тогда «по аулу было выпущено 15 шрапнелей (снарядов- авт.), из них 10 на поражение.
После того как были ранены 2 чеченки, жители начали сдавать оружие (было убито более 20 человек, ранено более 100 человек - авт.) Одновременно оперативная группа ОГПУ начала обыски.
В результате было сдано 228 винтовок и 32 револьвера».
По рассказам жителей Ачхой-Мартана, стрельба по аулу велась без разбору. Убитых и раненных было сотни. Одна из пушек (артиллерийское орудие) была установлена на кургане (Боккха-барз) находящегося на перекрестке Ачхой-Мартан - Бамут - Эха-Борзе (ст.Ассиновская), из которой велась стрельба несколько часов.
Печать Ачхойского наибства
На фогографии вы видите печать Ачхойского наибства которым администрация Ачхойского сельского правления пользовалось после завершения Русско-Кавказской войны.
Печать Ачхойского поселения, второй половины 19-го века
На фогографии вы видите печать администрация Ачхойского сельского правления конца 19-го , начало 20-го веков.
Печать конца 19-го и первой половины 20-го века Ачхойского сельского Правления.
На фогографии вы видите печать администрация Ачхойского сельского правления с периода начало деятельности Столыпина и до октябрьской революции.
5. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДИНАСТИИ.
УЧИТЕЛЯ.
В наше роду, педагогике, в частности учительству и настанвничеству отдавалось и отдается приоритетное место, так учителем и создателем медресе в Даут-Мартане был Кати Маса (Ма1ас), мой 7-й предок. В дальнейшем, практически все мои близкие родственники работали в медресе и школах, обучая детей по тем, или иным предметам, или же будучи занятыми воспитательной работой.
Мой папа Магомед Музаев
На фотографии мой отец Музаев Магомед и мой дядя Музаев Тиммур. Оба имеют педагогическое образование, мастера спорта России по вольной борьбе, много лет проработали тренерами-преподавателями по вольной борьбе.
Моя мама Хаджаева Малика
На фотографии моя мама, Малика Хаджаева.
Она учительница по Обществознанию и заместитель директора по учебной части, в СОШ№3 г.Ачхой-Мартан.
Мои тети Мадина и Макка Музаевы
Так же педагогическое образование имеют и работают в системе дополнительного образования мои тети (сестры моего отца) Мадина и Макка.
Учителем в школе так же работала моя старшая тетя, Лайла, и единственная одна моя тетя, Зура выбрала профессию врача.
Мой дедушка Илес Музаев.
Мои дедушка Илес и Бабушка Зарган так же учителя.
Дедушка Илес Музаев является Заслуженным тренеров, Заслуженным работником физической культуры и спорта, Почетным работником общего образования России.
Моя бабушка по матери, Лиза Макаева
Моя бабушка, мама моей мамы, Лиза Макаева учитель истории и общества с многолетним стажем заместитель директора по воспитательной работе СОШ№2 с.Катар-Юрт
Мой прадед Уса Музаев
Мой прадед 1уса Музаев вместе со своими братьями Хасан и Хусейн были сельскими учителями в первой половине 20-го века.
Уса был сокурсником Юни Дешериева члена –корреспондета академии наук Советского Союза, они вместе закончили школу и рабфак.
До депортации чеченцев в Казахстан в 1944 году, мой дедушка Уса Музаев работал учителем и директором школы.
Мой прапрадед Межед Музаев
На снимке, с посохом в руке, мой прапрадед Межед Музаев. Межед долгие годы обучал детей к чтению корана. Даже в самые суровые годы репрессии со стороны советской власти, вплоть до депортации чеченцев и ингушей в 1944 году, он продолжал обучение детей. Мой прапрадед Межед Музаев, единственный из моих 16 прародителей который похоронен на чужбине, в Казахстане, в годы высылки чеченцев и ингушей.
Мой прапрапрапрадед Кати Маса (Ма1ас)
Кати Маса (Ма1ас) построил в Даут-Мартане мечеть и при мечете создал медресе для детей из окрестных сел и хуторов. Мечеть построенная Масой стояла на месте той, что на фотографии. Старая мечеть была очень габаритной и просторной. При советской власти она была закрыта и здание использовалось под продоврольственные склады. Здание старой мечети снесли еще до горбачевской перестройки и на ее месте построили ресторан. В период так называемой перестройки в Советском Союзе здание вновь передали под мечеть и оно на народнные деньги было перстроено под современный вид, что на фотографии.
Кати Маса родился в 1786. Погиб в1877г.
Маса был одним из доверенных лиц Ахверды Магомы по вопросам провизии армии Шамиля.
В ряде рассказов о Кавказской войне, в частности историка -архивиста, автора ряда публикаций по истории Кавказа и Кавказской войны Галины Лисициной приведен рассказ о сражении за Шовдан-Шери, где немало слов сказано о храбрых действиях Массы и Дабы, сыновей Шейха Кати и их дяди Баг1таран 1овды (Таьштмар).
Вырезка из повести о наибе Кати Ма1ас (Маса) .
Обманщик, «рыжий одноглазый»
Бунтарь, изменник и предатель
Си неприятнейшие фразы
Адресовал твой неприятель
В твой адрес,
только лишь за то
Что не нашел в тебе он друга
Не может чинный все забыть
У Шовдан-Шере схватку браво
Стараясь взор твой усыпить
Он здесь нашел позор кровавый
На старости лет Маса ,недовольный царской политикой по переселению чеченцев в Османскую империю, вновь включается в постанческое движение в Чечне.
Однажды, когда он с группой из нескольких человек возвращался из Атагов, попал в перестрелку с солдатами царской администрации. В той перестрелке Маса получил смертельное ранение.
Похоронен Маса на центральном родовом кладбище чинхоевцев в центре Ачхой-Мартана.
6. ГЕРОИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ
Переходя к разделу о живой связи поколений, наиболее ярких страницах историй моего рода думаю будет целесообразно провести своеобразный сравнительных экскурс от 19-го века к современной жизни членов нашего рода.
Немаловажную роль в жизни населения т.н. Малой Чечни в 19-м и в первой половине 20-го веков сыграли представители моих предков.
Шейх Кат, наибы Кати Маса (Маас), Алдам Ислам, Кати Даба, Г1ези Эза в 19-м веке, эти личности имели большое значение в наших местах, имели огромный авторитет среди местного населения, как в период Кавказской войны, так и послевоенное время.
В рапорте Генерала-майора Лабинцева говорится:
«Ровно как через день после изнурительного сражения на реке Валерик, к заходу солнца, мы закончили усмирение значительных аулов Даут-Мартана и Ачхой на берегах рек Фортанги и Ачхоя( Шира-1ашха – авт.) и небольшого аула Мартан (левый берег р.Марта прямо напротив Довт-Марты и 1ашхи – Авт.). Многие спешно покинули свои жилища, многие были нами уничтожены. Мы ожидали отряд Галафеева для совещания о дальнейщих наших действий. Комне явилась делегация представителей близлежащих аулов Ачхой и Даут-Мартан во главе со старейшиной некоего ших Кат. Делегация состояло из одних старейшин аулов и хуторов, которые просили не разорять более их жилища. Хотя и небыло у меня веры вних, все же дал им слово и тем разрешение на возврашения в свои жилища, взяв слово, что они более не сойдутся с отрядами Ахверды Магома. Отряд Галафеева подоспел ко времени, поговорив еще о незначительном, делегации удалилась в свои сожженные и разоренные аулы».
Здесь речь идет о моем 7-м предке Шайх Кат, от которого нас сегодня в Ачхой-Мартане и называют Кати некъи.
Кат родился 1762 году, умер в 1846 году и похоронен на старом кладбище Ачхой-Мартана под названием Довт кешнаш.
ЦГА. СО АССР, ф, 93, оп. 4, св. 4, л. 47—59. Копия.
Донесение ген.-адъют. Воронцову от казак-кичинского старшины прапорщика Але-Тухо, 20 числа мая месяца 1847г.
Следуя предписанию Вашему у меня состоялся значительный разговор старшиной селения Ачхой Кати Маасом на предмет уговора последним Ислама Алдумова на переселения жителей Нитхой-Хежу и близлежащих аулов в Ачхой. В виду близкого родства Мааса с Исламом считаю ,что будет целесообразнее использовать Ачхойского старшину в деле переговоров с ним. Стало мне так же известно, что Саадула и Дуба, будучи из одного рода с Исламом Алдумовым, ставя преграду моим усилиям, настрого запретили ему на переселение, при этом пригрозив разорением. Без активного вмешательства Мааса и или же брата его Даби меры, принимаемые мною по уговору Ислама Алдумова останутся без желаемых последствий.
Отношение ген.-адъют. Воронцова ген.-адъют. Чернышеву о положении на Кавказе.
25 октября 1847 г.
Здесь опять же речь идет о моем прямом предке Кати Маса, которого так же назывли Наиб Ма1ас.
Алдам Исламов о котороом пишется в рапорте, был двоюродным братом Маса.
Кати Маса родился в 1786 году и погиб в 1877 году .
Маса был одним из доверенных лиц главного наиба малой Чечни Ахверды Магомы по вопросам провизии армии Шамиля.
Маса стал первым старшиной 1ашхо (Ачхой) и руководил селением до отхода от Шамиля и переезда в Ачхой из Нитах-къеж Алдамова Ислама.
На старости лет Маса, недовольный царской политикой по переселению чеченцев в Османскую империю, вновь включается в постанческое движение в Чечне.
Однажды, когда он с группой из нескольких человек возвращался из Атагов, попал в перестрелку с солдатами царской администрации. В той перестрелке Маса получил смертельное ранение. Похоронен Маса на центральном родовом кладбище чинхоевцев, Довт-кешнаш в центре Ачхой-Мартана.
Ислам Алдамов, о котором говорится в донесении, родился в 1805 году. Ислам яркая личность своего времени, отчаянный и смелый человек, которому обязанности руководителя тейпа ч1инхой (Хьалхара стаг) передал сам Шейх Кат. Ислам был старшиной аула Ниттах Къеж (Ниттах-Гечу), наибом Шамиля. Долгое время был представителем Ахверды Магомы на территории от нынешнего Ачхой-Мартановского района до Галашкинских аулов. Авторитет Ислама среди населения был непререкаем.
Из книги Шуаипова Абдул-Вахида: «Неизвестные страницы известных героев Чечни и Кавказа». Шоип Центороевский.
………… У отца Шоипа Мухьамада–хаджи была единственная сестра Умидат. Как рассказывала Шуаипова Тажу-жена внука наиба Шоипа- жительница с. Курчалой, которой была больше ста лет, к ней сватались очень многие. Представители многих тейпов желали на ней жениться. Но предпочтение было отдано тейпу чинхой из с. Довта Марта. Умидат стала женой Г1уби Хьоза из рода чинхой, проживавшего в с. Довта Марта. Представители чинхоевского рода башингой давно обжили территорию в междуречье Аьсса - Марта- Ашхо, об их отваге и мужестве поведали и писари Тимура хромого. Бывшие сподвижники шейха Мансура, они продолжали иметь близкие доверительные отношения с черкесами, кабардинцами, осетинами и ингушами.
Было известно, что в отряде у Шоипа кони всадников были исключительно белого, светло – серого цветов и этим выделялся его отряд от других отрядов. «Скакунов этих цветов добывал ему наиб Эза, …..
И в это время с тыла по русским ударил отряд племянника Шоипа- наиба имама чинхо Г1ези Эзи из Довта Марта. Фланг был сломлен.
Г1ези Эза о котором идет речь в книге, принадлежит к потомкам рода Довты, по линии его сына 1аьлбаг.
Славные традиции своих предов как в брорьбе с царизмой, так и на полях сражения первой мировой войны, в гражданскую войну в России и в последующие годы вплоть до сталинских репрессий продолжили потомки Довты.
Абдул-Вахида Шоипов в своей книге: «Неизвестные страницы известных героев Чечни и Кавказа» пишет
…………Зелимхану харачоевскому дорогу черкесам и кабардинцам открыл его соратник, известный абрек чинхой Кута- внук Хьози Г1ези. Именно выстрелом Кути был убит князь Андронников в Ассинском ущелье. Как утверждал историк Д. Хажаев, абрек Кута- единственный, кому удалось сбежать из тюрьмы с острова Чечен в Каспийском море. Зелимхана к потомкам черкесов адыгов и кабардинцев - соратников шейха Мансура, повел именно абрек Кута из Ачхой - Мартана, где они, бывало, проводили много месяцев.
Мяхти Кута (Маьхьти Кута) – родился в 1873 г.
Находился в рядах Зелимхана Харачоевского.
В том же году, вместе с Зелимханом, выступил против карательного отряда Андронникова, который творил бесчинства в чеченских и ингушских селениях.
В последствии, в 1913 г., был схвачен и без суда и следствия посажен в тюрьму на острове Чечень, что в Каспийском море.
Кута в 1914г., первый, но не единственный человек сумевший сбежать с этого острова.
Это строки из поэмы Эзама Катинеки «Зелимхан». Дедушка мой, по рассказам своего отца, рассказывал, что после смерти, представители власти , трижды вскопали могилу Кута Мяхтиева, дабы убедиться, что здесь похоронен действительно Кута.
Отрывки из поэмы Зелимхан:
…..И после смерти сына Харачоя
друг его чинхоевский Кута
Лишенный проживания в Ачхое
В лесистых дебрях и в горах блуждал……
…..И даже мертвым стал он неподвластен
Сатрапам коим честь не дорога
Ну что за власть идущая на страсти
Могилу Куты пару раз вскопав
И лишь признав в покойнике абрека
Его могила обрела покой
Последний Волк из доблестных абреков
Дал из могилы свой последний бой
Дара Межидов
На снимке, Дара Межидов в годы первой мировой войны, в звании поручика.
Дара Межидов светский глава Чинхоевского рода с.Ачхой-Мартан, в 20-х годах 20-го века. У Дари были три сына, Салауди, Салман, Султан, один из которых, Салман, в годы великой отечественной войны был ординарцем у маршала Баграмяна.
Дара, бывший офицер царской армии в чине поручика. Отношение к Советской власти было настолько враждебное, что порой даже такой авторитетное лицо того времени как Генардукъ Чинхоев, бывал не всилах его сдерживать.
В анкетных данных советских властей, с.Ачхой-Мартан, 20-х и 30-х годов , 20-го века, Дара представлен как ярый враг советской власти, активный участник восстания во главе Нажмутдина Гоцинского.
В Анкете по с.Ачхой-Мартан говорится: «…… Духовенство: Общественный мулла Чинахоев Генартука, чинахоевец, 70лет, очень популярен, враг всего советского. Общество является резиденцией шейха Ибрагимова Саида-выходца из Аравии, потомка пророка Магомета. Пользуется решающим влиянием на общество, в среде которого имеет значительное число последователей. Лидер местного реакционного духовенство. ……. глава рода – Мешидов (Межидов –авт.)Дара, кулак, бывший офицер старой (царской- Авт) армии в чине поручика, отношение к власти враждебное.»
Нач. 1-го од. Павлов
Начиро: Сабанцев
11 августа 1925 года РГВА. Ф. 25896. Оп. 9. Д. 277. Лл. 8.
Дара Межидов в 40-е годы
Дара Межидов 16 марта 1930 года был осужден тройкой СКК сроком на 5 лет.
Отбывал этот срок Дара на строительстве Беломорканала. Вернулся домой. Затем сново был осужден сроком на 3 года. Отбывал этот срок в Пермском крае, работал на вредных рудниках.
Там тяжело заболел.
Родственники каким то образом,вывезли его от туда.
После тяжелой продолжительной болезни скончался в 1943 году дома.
Маза Шидаев.
На снимке отряд Мази Шидаева: Маз Шидаев (на белом коне), Зелмах Зукуев, Магомед Хидаев, Эскиев, Батышев, Халит Такаев, Магомед Дохчукаев, Мика Кунтаев, Муди Мушаев, Махмуд Тайсумов, Мадаг Ойшаев, Джадо Джамаев и др участники первой мировой войны. А после и красноармейцы.
В анкетных данных советских властей, с.Ачхой-Мартан, 20-х и 30-х годов , 20-го века, Маза Шидаев представлен как бандит, хотя долгие годы отсужив врядах красной армии, Маза из за репресии советской власти перешел на сторону воставщихъ. « …….Аул расположен на стыке Ингушетии и Сунжокруга, границами соприкасаясь с этими районами. Постоянно служит местом укрывательства чеченского и ингушского бандитизма. До обезоружения и кампании по доброявке актива местного бандитизма (банда Маза Шидаева) считался очагом плоскостного чеченского бандитизма….»
Нач. 1-го од. Павлов
Начиро: Сабанцев
11 августа 1925 года РГВА. Ф. 25896. Оп. 9. Д. 277. Лл. 8.
Уастники Великой отечественной войны 1941-45 гг. из числа жителей
Ачхой-Мартановского района ЧИАССР, из числа представителей нашего рода: Хусейн и Хасан Музаевы, Идрис Накраев, Юни Дешериев, Баудди Сакаев, Салман Межидов, Мулаш Магомадов, Хасан Хатаев, Али Гальмурзаев, Асхад Ойшаев, Али Бицоев, Юнус Дешериев, Хамзат Ковраев.
На снимке частники Великой отечественной войны 1941-45 гг. из числа жителей Ачхой-Мартановского района ЧИАССР. Впереди участник ВОВ Хасан Хатаев.
Брат моего прадеда,
Хусей Музаев (крайний слева)
Хусей Музаев ( На снимке с однополчанами крайний с лево, в тюбитейке) Хусейн в ноябре месяце 1943г., находясь при смерти, был направлен в госпиталь в г.Орджоникидзе. Более двух месяцев находился в госпитале. По ходатайству тогдашнего прокурора Ачхой-Мартановского района Якуба Бултаева гвардии старшине Хусейну Музаеву был предоставлен отпуск и отправлен домой. Отпуск Хусейна оказался очень краткосрочной, буквально на 4-й день он вместе с остальными чеченцами и ингушами был выслан в далекий Казахстан.
Хасан Хатаев
На фотографиях Хасан Хатаев.
Хасан Хатаев родился в 1920 году в с.Ачхой-Мартан в семье Хаты и Хайбы Тагаевых.
Когда Хасана призвали в армию, ему едва исполнилось 20 лет.
Хасан воевал в рядах красной армии на разных направлениях Украинского фронта. Первый бой с немцами пришлось принять в г.Николаеве.
Хасана Хатаева включили в вновь сформированный полк 83-й морской десантной пехоты 51-й армии.
Десантную бригаду в качестве подкрепления перебросили в г.Керчь. В ходе тяжелейших боев десантникам удалось выбить врага из города. В условиях сильных январских морозов, без должного тылового обеспечения, часть в которой служил Хасан, целый месяц вела бой с немецкими войсками. Как позже вспоминал сам ветеран, «это сегодня в фильмах о войне показывают хорошо экипированных, одетых и обутых солдат. Те обмотки, которыми укутывали ноги солдаты, не спасали от холода».
Выполняя очередное сложное задание по сбору разведданных о перемещении немцев, Хатаеву вместе с другими солдатами пришлось несколько суток пролежать на промерзлой земле, в результате чего у Хасана произошло обморожение ступней и, как следствие, начала стремительно развиваться гангрена.
Попытки справиться с болезнью оказались безуспешными, и врачи вынесли неутешительный вердикт – ноги необходимо ампутировать….
После долгого лечения в военном госпитале г.Тбилиси, Хасан хатаев был комисирован. За участие в боях он награжден многими медалями и орденами.
Хасана Хатаева не стало в 1993 году. Он стойко сражался, достойно жил и честно трудился на длаго своей Родины. Пусть память о них, наших ветеранах, навечно останется в наших сердцах!
Участник ВОВ 1941-19435 гг. Мерзоев Лулаш
Межидов Салман
Сын поручика царской армии Дара Межидова, Салман Межидов участник ВОВ 1941 -45 г.г. Салман был ординарцем маршала Баграмяна, имел огромное количество военных наград, именной пистолет подаренный маршалом Ворошиловым. В годы депортации работал заместителем аэропорта г. Караганда. После 1956 года проживал с семьей в г. Красноярске. В 1978 году переехал на родину, работал заместителем военного комиссара Ачхой-Мартановского района. После выхода на пенсию некоторое время проработал школьным учителем по начальной военной подготовки.
Обрашение Салмана Межидова к жителям Чечено-Ингушетии.
Очерки истоии Чечено-Ингушской АССР 1917-1970 годы. То-2. Стр. 244-245.
….. Патриотическим делам своих земляков радовались воины Чечено-Ингушетии. Лейтенант Салман Межидов писал с фронта : « Дорогие земляки! Ваш почин построить поезд имени Асланбека Шерипова стал известен всему фронту. Мы, фронтовики, ведушие наступательные бои против гитлеровской армии, вооружены первоклассной техникой, которую дает нам советский народ. Я сын чеченского народа, очень хочу, чтобы среди этой замечательной техники, как горный орел, мчался на врага бронепоезд Асламбека Шерипова, наводя ужас на гитлеровских бандитов.
Мы, фронтовики, ждем поезда к 24-1 годовшине Красной Армии»
Бауди Сакаев участник ВОВ 1941-1945 гг.
Бауди Сакаев. Участник ВОВ, долгое время работал в Советских государственных организациях и учреждениях. Был председателем Совета ветеранов ВОВ 1941-45 г.г., Ответственным секретарем. В последние годы жизни, работал председателем рабочего комитета Г-за «Лермонтовский» Ачхой-Мартановского района.
Цугаев Шахид участник ВОВ 1941-1945 гг.
Цугаев Шахид (Эльжаев). Ему было чуть больше 16 лет, когда он в числе других Ачхой-Мартановцев добровольно ушел на фронт. Был пулеметчиком. Воевал в битве за Курскую дугу. Погиб под Белгородом. Похоронен в Братской могиле близ села Нехлюдово.
Вырезки из письма Шахида , своей матери.
«Милая моя мама, я знаю как ты грустишь по мне. Не печалься моя родная, вот скоро закончится война и, мы будем все вместе. Мама, если бы ты знала как здешние места похожи на наши ачхой-мартановские, единственная разница, так это то, что не видать гор. И почему то с заходом солнца меня охватывает грусть и воспоминания по Ачхой-Мартану»
СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
Традиции быть защитниками родины продолжались в нашем роду, даже в самые трудные тоталитарные годы, когда представителям чеченцев и ингушей, как представителям депортированных народов, приходилось очень трудно пробиваться в этой жизни.
Султан Бултаев.
Султан Бултаев. Султан сын бывшего прокурора района Якуба Бултаева. Султан Бултаев полковник Советской Армии, кавалер ордена Красной Звезды и десяток медалей.
В военной жизни Султана есть несколько случаев его героических поступков. В 60-е году, когда Султан проходил службу в Польше, прямо в городском массиве одного из польских городов, строителями был обнаружен фашистский склад боеприпасов времен второй мировой войны.
Вызванными польскими военными было сделано заключение, что транспортировке снаряды не подлежат и взрывать их нужно прямо на месте. Ликвидация боеприпасов на месте означало бы – стереть с земли почти 1/5 часть города. Вызванные на помощь, польскими военными, советские саперы так же дали свое заключение, что взрывать необходимо на месте. Тогда польское правительство обратилось к командованию западной группы войск и к месту обнаружения боеприпасов была направлена комиссия, из числа офицеров инженерных войск, которую возглавил Султан Бултаев.
Специалистами была разработана уникальная операция по транспортировке боеприпасов в безопасное место. Операция прошла очень удачно, все боеприпасы были вывезены за черту города и уничтожены.
За эту операцию Султан был награжден орденом Красной Звезды, а правительством Польской Народной Республики высшей правительственной наградой.
Свидетельство о публикации №225031900526