Глава четвёртая. Тролли Сиртя и гномы
Кроме того, под землёй помимо сиртя и чуди существует множество огромных городов и сооружений. Cихиртя - реальный народ, боги или полярные тролли?
Сихиртя или сиртя - мифический, а может быть и существовавший в действительности, но исчезнувший народ. Если он и вправду был, то населял с древнейших времен полуостров Ямал и прилегающую территорию. Впоследствии вытеснен и ассимилирован ненцами. Сведения о нем сохранились в легендах и преданиях. О сихиртя говорят, что они ушли под землю, что в мифологии обычно означает переход в иной мир. Единственная археологическая культура, которая теоретически может иметь отношение к этому народу - усть-полуйская (IV в до н.э.- II вв н.э., Ямал), однако в местах обитания усть-полуйцев не найдено ни одного древнего скелета, поэтому внешний облик представителей этой культуры не известен. Собственно, целью моей было разобраться в материальных свидетельствах, ниже я вернусь к археологии, материальной культуре и к ключевым лингвистическим исследованиям, но интереснее начать с легенд.
Базовые сведения о сихиртя следующие. Красивый народ невысокого роста. Сихиртя искуссно одевались и носили много металлических украшений, пришитых к одежде. Женщины были искусны в рукоделии - как и в бажовском Каменном цветке почти сакральным женским предметом была сумка с предметами для рукоделий. Сихиртя, по крайней мере, легендарные, - были геологами, шахтерами, кузнецами, ювелирами и жили в подземном мире. Их считали не то колдунами, обладающими сверхъестественной силой, не то подземными богами. Жили они в сопках, видимо потому, что гор на Ямале нет. В усть-полуйской археологической культуре присутствовали изделия их меди и железа, которые были сделаны местными мастерами. Тождественны ли сихиртя и древние люди усть-полуйской культуры? Похожие легенды бытуют на всем евразийском севере - они сохранились на территории Англии, Ирландии, Скандинавии. Чудь, по всей вероятности, те же самые существа, просто с другим именем (кстати, они тоже "ушли под землю. И даже больше - легенды о подземных людях, уходяших от несправедливости и обладавших истинной мудростью известны во всем мире. Как, например, подземный народ агарти из преданий Средней Азии...
Дооленеводческий, досамодийский период Ямала насчитывает тысячи лет. В отличие от ненцев-оленеводов, сихиртя, по преданию, охотились на диких оленей, занимались как охотой, так и рыболовством.
В целом население территории Западной Сибири между Уралом и Енисеем мало изучено - с середины 17 века отрывочные сведения появляются в работах исследователей Григория Новицкого, И.Н.Зуева, П.С.Палласа - по берегам Иртыша и Оби жили ханты и манси, севернее, в приполярной тундре жили ненцы, южнее барабинцы. Эту общность обединили в единую фино-угорскую группу, лишь после открытия Усть-Полуйской и близких к ней археологических культур в XX веке появился ключ к пониманию формироания этих народностей.
Итак, сиртя - подземные карлики, хранители серебра и золота. В местах их обитания на земле и под землей находят железные предметы, часто культового назначения. В древности все, что было связано с кузнечным делом было окутано суевериями. К тому же добыча металлов под землей подразумевала как минимум взаимодействие с нижним миром - миром мертвых.
О маленьких полярных людях есть упоминание в "Тварях" Айвана Сандерсона «...в 1632 году капитан английского судна «Чарльз» заявил, что во время плавания в Арктике заходил на остров, где было множество маленьких могил, в которых покоились скелеты по четыре фута (около 125 см. — Авт.), а вокруг лежали луки, стрелы и костяные копья». Близки по описаниям к сиртя чудь и дивьи люди. «Дивьи люди живут в Уральских горах, выходы в мир имеют через пещеры. Культура у них величайшая, и свет в горах не хуже Солнца. Дивьи люди небольшого роста, очень красивы и с приятным голосом, но слышать их могут только избранные…» (из "Библиотеки русского фольклора").
Легенды о подземных карликах существуют почти на всех континентах, но сихиртя в отличие от большинства из них труднее других жить под землей - в местах их обитания нет пещер, а вечная мерзлота не позволяет строить подземные жилища или выкапывать их в сопках. Для Усть-полуйской культуры, правда, характерны землянки, дома они строили очень большие - вмещающие до 100 человек, а климат в местах их обитания был намного мягче.
В середине XVIII века французский врач Ламартиньер, посетивший с торговой экспедицией Баренцево море, оставил описание людей, которых он встретил на побережье материка, на Вайгаче и на Новой Земле. По описаниям Ламартиньера, эти люди жили в землянках, остов крыши которых в ряде случаев из-за отсутствия дерева был сделан из китовых костей. Люди эти плавали в кожаных каяках, охотясь за морским зверем, были вооружены луками и стрелами с костяными наконечниками. Ламартиньеру не верили, хотя еще в 1558 году английский путешественник Стефан Барроу описал кожаную лодку, которую он видел у охотника на побережье Вайгача.
В 1930 году во время работ Ямальской экспедиции в ряде пунктов побережья полуострова Ямал были обнаружены следы неизвестной ранее культуры. На мысу Моржовом на берегу Карского моря и Хаэн-Салэ в проливе Малыгина были найдены остатки поселения и землянки. В землянках и вокруг них оказалось большое количество костей морского зверя, черепов моржа, белого медведя, костей кита. Все находки говорили о том, что некогда здесь жили охотники на морского зверя и весь образ жизни их напоминал образ жизни эскимосов. Ранние из этих поселений относились ко времени, близкому к усть-полуйскому, другие же – к несравненно более поздней поре. У ямальских ненцев сохранились предания о том, что когда ненцы пришли на Ямал, они застали там людей, не имевших оленей и говоривших на другом языке.
УСТЬ-ПОЛУЙСКАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ СОСЕДИ
В нескольких километрах от города Салехарда во время строительных работ было обнаружено Усть-Полуйское городище. В результаты этих раскопок Кунсткамера пополнилась коллекцией из 12 тысяч предметов. Городище Усть-Полуй расположено близ Ангальского мыса, на высоком берегу реки Полуй, при впадении ее в Обь, в том месте, где эта могучая река пересекает Полярный Круг. По данным палеоботаников на месте лесотундры в 1 тыс. до н.э. росли сосновые леса, место было богато природными ресурсами.
По всей вероятности, женщины носили какую-то высокую прическу. В коллекции из Усть-Полуя имеется большое количество гребней с длинных до 6-7 сантиметров, зубцами, с замечательным искусством вырезанных из оленьего рога и бивня мамонтов. В большинстве случаев гребни увенчивались прекрасными скульптурными изображениями животных и покрывались тщательно выполненным орнаментом.
Металлические вещи в Усть-Полуе не были привозными. При раскопках городища в двух местах были обнаружены остатки литейных мастерских. В них оказались обломки тиглей, форма для отливки трехлопастных наконечников стрел, куски металла и литейный брак, отлитые, но еще не сделанные украшения и многочисленные модельки, тщательно вырезанные из сланца, для формовки фигурных украшений.
C востока, по течению Сургуто-Нарымской Оби, к усть-полуйской культуре примыкала кулайская (вторая половина I тысячелетия до н.э.).
Мысль о том, что Уймонская долина место рождения венгров, гуннов и место обитания чуди мне тоже понравилась. Но это отдельная тема. Собственно котлы усть-полуйцев археологи посчитали привозными. Но сходство удивительное. Кстати гуннские котлы считаются ритуальными, значит и у других культур они могут иметь подобное же назначение.
На западе, по верховьям Печоры и левобережным притокам Верхней и отчасти Средней Камы и по реке Чусовой, лежала территория соседней гляденовской культуры (последние века до н.э.). Граница между ними лежала по Уральскому хребту. В Гляденове найдены наконечники стрел и игольники, полностью тождественные усть-полуйским, изображения медведей общие по типу с западносибирскими. Кстати, есть версия о том, что сихиртя ушли на Печору.
По нижнему и отчасти среднему течению Иртыша территория потчевашской культуры, также близкой усть-полуйской. У них единообразный тип орнаментации посуды, тождественные типы орудий, в первую очередь бронзовых топоров-кельтов, одинаковые формы бытовых вещей и украшений. В верховьях Оби соседней была фоминская культура. На Енисее в Минусинской котловине существовала в этот период тагарская, затем ташлыкская культуры. Тагарская культура глубоко отлична от культур Западной Сибири.
Многочисленные раскопки еще в прошлом веке были начаты на Каме и в Приуралье, где была открыта широко известная ананьинская культура эпохи раннего железа. Ананьинские племена считаются предками современных народов пермской языковой группы — удмуртов и коми.
Как уже упоминалось, не удалось обнаружить ни одного могильника усть-полуйской культуры, поэтому не определен антропологический тип ее носителей. Изучение антропоморфных изображений и реалистических личин показало, что на территории южного края леса и лесостепи встречаются преимущественно европеоидные черты лица. Они же встречаются в изображениях усть- полуйского времени, происходящих с территории Северного Приобья. Таковы личины из Макар-Висынг-Тура, литейная моделька из Усть-Полуя, личины Ханты-Мансийского музея. Но в то же время на Севере четко выступает монголоидный тип. Последний представлен в бронзовой фигурке из Усть-Полуя и в гравировках на бляшках и дисках как из Усть-Полуя, так и происходящих из Ханты-Мансийского округа. Все это говорит о смешанности населения Приобья. К особенностям внешности следует отнести татуировку, в частности в виде вертикальных полос на личинах из Ханты-Мансийска и Ишимского клада. Татуировка была широко распространена в Приобье среди манси и хантов и исчезла из быта лишь в начале XX века.
Гравированные изображения дают материал и для анализа религиозных представлений. Часто встречаются человеческие фигуры с дополнительными звериными и птичьими головами или изображения птиц и зверей с помещенными на них человеческими личинами. Это отображает первобытные тотемические представления и представляет собой мифические образы тотемных предков - полулюдей-полузверей, встречающихся в угорском фольклоре. На металлических дисках эти изображения часто группируются в определенных композициях, отражая идеи строения Вселенной, характерная для космогонических представлений народов Сибири, в том числе обских угров. "Верхний небесный мир" в виде солнечной птицы зачастую вступает в борьбу с существами "нижнего мира".
Сухой остаток примерно такой. Потчевашская и усть-полуйская культура принадлежали предкам современных обских угров. Существенную роль сыграли племена, пришедшие на Север из степных районов Западной Сибири, также усть-полуйская культура считается близкой культурам некоторых народов северо-вовтока Азии. Башкиры и барабинские татары, скорее всего, также имеют финно-угорское происхождение, позднее они были полностью тюркизированы. Важный момент - как и когда к финно-уграм попала лошадь и культ коня, с которым связывается проникновение на территорию Евразии индоевропейцев. Венгерский ученый академик Б. Мункачи установил, что некоторые термины, относящиеся к коневодству, едины в венгерском и обско-угорских языках. В то же время эти термины оказываются заимствованными из индоиранских языков и очевидно воздействие на финно-угорскую культуру со стороны каких-то ираноязычных групп. Археологические материалы показывают, что такое соседство между уграми и ираноязычными саками в действительности имело место на территории Казахстана и Южного Урала.
Исследователь-лингвист Г.Н.Прокофьев доказал, что языки северосамоедских языков (ненцев, энцев, нганасанов) в отличие от южносамоедских содержит много слов восточнопалеазиатского происхождения. Это говорит о том, что самоеды, продвинувшиеся на арктическое побережье заимствовали одежду и хозяйственные навыки, предметы материальной культуры у местных племен приморских охотников и рыболовов, хорошо приспособленых к местным условиям и имеют параллели в чукотском, эскимосском и юкагирском языках.
Однако весь этот археолого-лингвистический экскурс так и не дает точного ответа на вопрос, кем же были сихиртя. Если народом, населявшим Ямал до ненцев, был народ, близкий к эскимосам, то откуда же у них взялись навыки добычи металов и работы с ними? Кстати, легенды о сихиртя или сиртя есть не только у ненцев, удивительным образом они повторяются у всех финно-угорских народов с немного иным названием, например, в мифах энцев они фигурируют под названием "сиите". Одним словом, между мифическими сихиртя, в легендах о которой смешалось много противоречивых сведений и реальными усть-полуйцами знака равенства, безусловно, не поставить, но разгадывать эту загадку очень увлекательно))
Н.К.Реих в книге "Шамбала" писал: "Велика вера в Царство подземного народа. По всей Азии, на пространствах всех пустынь, от Тихого океана до Урала, Вы можете услышать одни и те же чудесные сказания об исчезнувшем святом народе... Они есть в фольклоре Тибета, Монголии, Китая, Туркестана, Кашмира, Персии, Алтая, Сибири, Урала, Кавказа, русских степей, Литвы, Польши, Венгрии, Германии, Франции,,, Когда Вы соберёте все сказки о потерянных и подземных племенах, не будет ли перед Вами полная картина великих миграций.
продолжение следует:
4. Следующая горная империя. В ней проживают гномы, тролли, гоблины. Какие есть гномы?
пигмеи, домовые, лесные гномы, горные гномы
Виды гномов. пигмеи, домовые, лесные гномы, горные гномы Гномы-гамадриады. Живут и гибнут вместе с растениями, с которыми тесно связаны. Бывают добродушные и злые гномы. Чтобы их задобрить надо было принести вечером печеную морковку, наутро на этом месте лежали золотые монеты. Гоблины. Злые существа безобразной внешности, невысокого роста, пугают людей. Цверги. Скандинавские гномы, боятся солнца, живут под землей. В целом, существует множество историй и мифов о гномах, и есть несколько археологических находок, которые могут свидетельствовать о том, что гномы были важной частью культуры и ремесла в прошлом. Однако, не существует научных доказательств, что гномы существуют в реальном мире. Возможно, эти странные сказочные персонажи действительно жили когда-то рядом с нами, и людям на самом деле удавалось их увидеть. Однако развитие человеческой цивилизации не прошло для них бесследно: они навсегда исчезли с нашей земли, попросту говоря — вымерли. Почему гномы и эльфы враждуют?
Виноваты во взаимной неприязни, скорее всего, чрезмерная жадность первых и высокомерие вторых. На гномов эльфы, как правило, взирают несколько свысока, часто с презрением и неприязнью. Эти народы нередко открыто враждовали (истребление Ноэгит Нибин, разорение Дориата и убийство Тингола). Эльфы презирают гномов за алчность и упрямство. Гномы, в свою очередь, считают всех эльфов (за исключением нолдор) бездельниками и болтунами.
Чем занимаются гномы?
Гномы охраняют потаенные сокровища. Считается, что живут они намного дольше, чем люди. В своих владениях гномы ведут хозяйство, их кладовые всегда полны запасов. Это искусные ремесленники и кузнецы, они куют волшебные мечи и изготавливают другие замечательные вещи.
В легендах встречаются и добрые, и злые гномы. Несмотря на их силу и волшебство, победить гномов можно, проявив хитрость и смекалку.
Что любят гномы?
Гномы любят рассказывать истории, анекдоты, петь песни и просто весело болтать, поэтому язык для них лучший друг. Они любят играться им, искажать слова, складывать их в немыслимые комбинации, и изобретать новые. Гномы отлично умеют говорить на своих "диалектах" вроде бы знакомых языков, например, попарно меняя первые слоги слов в предложениях, добавляя присказку через каждое слово. или вовсе задом на перед.
Что едят гномы?
Питаются гномы в основном праной, но также и дарами леса – грибами, ягодами, различными травами и корешками, что является для них настоящим лакомством.
Живут гномы довольно долго и умирают по своему желанию, когда чувствуют, что организм их ослабел и им пора на покой – в тонкие слои Земли.
Там у них есть свое собственное пространство, где они отдыхают и набираются сил перед новым своим воплощением.
Как появились гномы?
По древним легендам, гномы населяли Нидавеллир, один из Девяти Миров. Эти миры создали боги. Также гномы обитали и в Мидгарде, мире людей. В «Прозе Эдде» Снорри Стурлусона гномы появились из личинок, которые питались останками древнего великана Имира.
Затем эти личинки переродились в гномов. Одного гнома звали Модсогнир, а другого – Дурин. Но в древней мифологии была ещё одна группа гномов, это эльфы. Их ещё называли сварталфар.
Чем отличаются гномы от краснолюдов?
Похожие на краснолюдов по внешности, но ниже по росту и физически более слабые, гномы соответствуют им в выносливости и определенно превосходят их в ловкости и проворстве. Определенная и характерная особенность, которая различает два этих народа, это огромный нос. Другие черты, говорящие о различиях с краснолюдами - это врожденная индивидуальность гномов и более спокойный и миролюбивый характер, а также посредственные боевые навыки.
Гномы - фантастические сверхъестественные существа, знающие секреты земных гор, рек и скал
Гномы - очень древние крошечные духи земли и гор. Они сопровождали людей на протяжении всей истории, и вы можете прочитать о них в бесчисленных сказках и народных сказках почти всех европейских стран, особенно в германском и скандинавском фольклоре, легендах Ирландии, Шотландии и Англии.
В европейскую магию и алхимию эпохи Возрождения гном был представлен в 16 веке Парацельсом, швейцарским немецким ботаником, философом, астрологом, алхимиком и одним из самых влиятельных ученых-медиков в Европе раннего Нового времени.
Со временем гномы были приняты более поздними авторами, включая авторов современной фантастической литературы.
Слово происходит от латинского слова gnomus эпохи Возрождения (что означает «земной житель»), и, согласно описанию Парацельса, духи намного короче гномов (всего два промежутка, то есть расстояние от кончика большого пальца до кончика мизинца). , измеряется рукой человека).
Они избегают взаимодействия с людьми, но, как известно, поддерживают хорошие отношения с птицами, кроликами, лисами, ежами и белками. Фольклор указывает на то, что существуют большие общины гномов с гномами мужского и женского пола всех возрастов.
Они очень озабочены продуктами и сокровищами земли и обычно живут под землей, но им также нравятся пещеры и другие жилища, расположенные близко к поверхности.
Туннели гномов ведут к таинственным и странным темным местам в горах.
Говорят, что гномы очень чувствительны к солнечным лучам, которые мгновенно превращают их в камень.
В древних и средневековых мифологиях гномы часто ассоциируются с дварфами, охраняющими шахты и подземные места, полные сокровищ.
Однако, в отличие от дварфов, гномы обычно живут под человеческими садами и имеют репутацию выходящих ночью, чтобы заняться каким-нибудь полезным садоводством, и они обогащают садовую почву, заставляя цветы и овощи процветать.
Кроме того, как, например, в Норвегии, гномы приносят подарки.
В мифологии народов Европы гномы живут намного дольше людей и обладают сверхъестественными способностями, такими как способность перемещаться по твердой земле с такой же легкостью, как люди перемещаются по воздуху.
Король расы гномов Гоб обладал волшебным мечом, который, как говорят, повлиял на меланхолический темперамент человека.
Гномы знают секреты всех подземных ручьев и рек, где вода обладает свойствами, неизвестными человеку. В некотором смысле гномы также являются экспертами по камням и могут определить свой возраст и прочитать по ним прошлое. Гномы - дети матери земли, которая защищает их детей от внешних влияний и оставляет сообщество гномов неизменным на тысячи лет.
Самая ранняя скульптура гномов была изготовлена в Тюрингии, Германия, в начале девятнадцатого века и основана на немецком фольклоре. В 1849 году англичанин сэр Чарльз Ишем привез в Англию около двадцати красивых и забавных фигурок гномов и поместил их в скале в саду в Лэмпорт-холле, Нортгемтоншир.
Самые ранние статуи были тщательно сформированы, расписаны вручную из терракоты и пользовались большой популярностью. В древних верованиях статуи гномов приветствовали и привлекали настоящих гномов и других доброжелательных духов.
К 1960-м годам массово производились более дешевые версии гномов из пластика и смолы. Старые терракотовые - теперь очень ценные сокровища. Некоторые люди обожают и собирают статуи садовых гномов. У других могут быть совершенно противоположные чувства по отношению к ним, они не хотят их видеть и считают себя вправе удалить их из собственности других людей или даже уничтожить их.
Гномы часто упоминаются в старинных сказках и играют важную роль в современных развлечениях.
Тролли кто они на самом деле ?
Тролли в фольклоре скандинавских стран это недюжинной силы уродливые великаны, как правило проживающие в горах или недалеко от них , они были враждебны к людям, более того суп с человеческим мясом для них обычное дело. Днем эти великаны не выходили из своих убежищ – пещер, но как только последние лучи ненавистного троллям солнца скользили по горным склонам, они вылезали наружу. Ведь стоило хоть одному солнечному лучу прикоснуться к ним, они каменели. Ночью рыскали они по сосновым лесам и фьордам в поисках пищи. Грязные, покрытые мхом длиннорукие силачи идут и принюхиваются своими длинными носами в поисках человеческого запаха их широкие рты украшает хищный оскал и ничто не сможет согреть их так как человеческая кровью. Довольно жуткое описание не правда ли ?
Как я уже говорил первые легенды о троллях появились в Скандинавии, а их предками являлись никто иные как уже знакомые нам великаны йотуны, с которыми постоянно сражался бог грома Тор , а на великаншах асы периодически женились. У того же Тора был сын Магни от великаншы Ярнсаксы.
В норвежских легендах и быличках этих великанов называют по разному тролль , йотун или же более позднее ютул, рисе, но согласитесь нам с вами все же будет более привычно называть их троллями. Великанских женщин в позднем - средневековом , скандинавском фольклоре называли гюграми, они как правило были ужасными страхолюдинами со всеми вытекающими, длинным , крючковатым носом покрытым бородавками, черными острыми зубами. Но и среди них встречались красавицы, да такие что в них влюблялись люди. Гюгра отличная хозяйка , любит гостей да и в гости ходитьтоже любит, правда по дороге с ней случаются разные неприятности, то колокола зазвенят , то зазевается она и окаменеет встретив рассвет. Любопытный факт иногда в Норвегии слово тролль применялось и к другой нечисти, а волшебство по-норвежски будет тролльскап.
Ну давайте все же опробуем описать типичного фольклорного тролля который будет соответствовать мифологическому канону, хотя здесь тоже бывают вариации, возможно это связанно с тем что в разных районах их представляли по разному где то они схожи с людьми, только размерами много больше, где то они скорее сродни гномам, только страшные и морщинистые, неплохой такой разброс в росте получается. Но все же чаще троллей описывали как огромных похожих на горы или валуны великанов, они были покрыты мхом, землей, а иногда на них мог расти вереск ли даже целые деревья. Сила тролля, как и его размеры впечетляет, они могли запросто поднять скалу, швырялись многовековыми деревьями, вырывая их с корнем из земли. Они способны разрушить любую гору, могут прорубить землю на много метров в глубину, такие расщелины называют ютулхог, что значит след от топора ютула. Ну , а уж если между троллями произойдет ссора то тут камни начинают сыпаться с гор от их ора, земля дрожит и грохочет лавина.
С приходом в страны Скандинавии новой веры у троллей появились новые враги в лице крестителя Норвегии Улава Святого и его войска, на этом посту он сменил Тора – грозу йотунов. Но если Тор в одиночку справлялся с великанами, то Улав не отличался столь выдающимися физическими способностям, но зато у него за плечами было целое войско. Причем вооружены они были нее только мечами и копьями, но и атрибутами новой веры - крестами и молитвами. Сам Улав был наделен чем- то вроде магии для борьбы с троллями – мог управлять скалами и превращать троллей в камень. В дальнейших фольклорных сказаниях борьба троллей с людьми сводилась к тому, что они бросали камни в церковь, правда те либо не долетали, либо пролетали мимо, поскольку бог берег свой храм. Тут, наверное, у некоторых возникает логичный вопрос, а по кой черт они швыряют валунами по церквям. Тут все дело в том, что тролли не выносят колокольного звона. Иногда великаны появляются среди людей в человеческом обличье. Узнать в незнакомце тролля задача не из легких, но если появились хоть малейшие подозрения, то руку такому человеку жать не стоит. Еще народная молва приписывает троллям, бережливость, любовь к золоту и драгоценным камням. А так как людям жажда наживы тоже не чужда, то находились и смельчаки, которые отправлялись в логово тролля за богатствами. Тролли любят полакомиться человеческим мясом, но иногда они предпочитают взять человека себе в услужение. Бывших пленников горы можно было распознать по внезапно изменившемуся поведению, человек становился замкнутым, необщительным и ведет себя странно. Если же тролль влюблялся в красивую девушку и пытаясь свататься к ней получал отказ, он похищал ее и уносил к себе в гору. Где она превращалась в рабыню, навсегда похороненную во мраке и сырости подземного логова. Она должна была варить человеческие кости и куски мяса, принесенные троллем после его ночных блужданий по земле. Могла она стать и женой тролля. Тогда несчастную ждали побои, безжалостная брань. И так в продолжение долгих месяцев. Наконец, ее натирали волшебными жгучими мазями, и женщина превращалась в ужасное существо. Лицо ее темнело и покрывалось морщинами и оспинами, нос становился похожим на луковицу, нежная кожа грубела и покрывалась шерстью, а голос вдруг менялся настолько, что скорее уже напоминал хрюканье. Никогда больше не суждено ей нежиться в лучах бледного северного солнца, никогда она не узнает человеческой любви. Теперь она жена тролля, такая же уродливая и прожорливая, как он, такая же похотливая и в то же время забитая и трясущаяся от малейшего строгого взгляда своего подземного властителя. Защитится от тролля, можно было несколькими способами. Тролли не выносят все, что связанно с христианской религией: кресты, церковные колокола и так далее. В быличках и сказках часто упоминается о том, что людиспасались с помощью серебряного креста — благородный металл лучше всего помогал в защите от тролля. Если же хотели освободить кого – то из трольего логова, то бежали к церкви и звонили в колокола, это был довольно действенный метод и тролль отпускал пленника. Ну а если до церкви было далеко, то колокол приносили прямо к горе, бывало, что пленники освобождались сами, с помощью серебряного креста или молитвенника. Если вы вдруг попадете в гору к троллям , то там нельзя не есть , не пить ни даже разговаривать иначе выбраться оттуда не удастся. Хотя другие истории рассказывают, как плененные троллем, попросту обманывали его, что молча сделать довольно трудно. Но если в сказках и балладах все как правило заканчивалось хорошо, то в быличках сюжеты куда драматичнее.
Недалеко от хутора Хаугеруд в Хеддале есть гора, которая называется Хельгенотра — в честь молодой невесты Хельги, которую тролль утащил в горы прямо во время свадьбы. Хельга была родом из Бё, что в Телемарке, а жених жил в Хеддале, где и должно было совершиться венчание. Когда по пути к церкви свадебная процессия проходила мимо горы, невеста внезапно пропала. Все очень испугались и сразу догадались, что её похитил тролль. Несколько гостей поспешили в Хеддал, чтобы принести церковные колокола, ведь их звон мог вызволить девушку. Они очень торопились, потому что если бы они не успели спасти Хельгу до заката солнца, то было бы слишком поздно, и она осталась бы в плену навеки. Вскоре они вернулись с колоколами и стали звонить в них изо всех сил. Но через какое-то время порвалась верёвка.
Тогда они услышали плач Хельги совсем близко. Она уже почти выбралась из горы, совсем немного отделяло её от людей. Если бы они позвонили ещё хоть минутку, они спасли бы девушку. Теперь же её снова тянуло в гору, и её плач раздавался всё дальше и дальше. Скалы навсегда сомкнулись за ней. Никогда больше не увидит она солнечного света... Ещё долго после этого люди, проезжавшие мимо тех мест, слышали её плач, доносящийся из горы. Особенно горько плакала Хельга, когда мимо проезжала свадебная процессия и музыканты играли на скрипке. А однажды парень по имени Кетиль Хаугеруд взял скрипку и отправился в горы, чтобы поиграть для Хельги. Вскоре он услышал протяжный стон. Это Хельга плакала о своей несчастной судьбе.
Ну вот мы и добрались так сказать до наших времен, и сейчас увидим какое место занимают тролли в современной литературе, кинематографе и играх в том числе. А некоторые произведения даже рассмотрим поподробнее. Начнем с пьесы, которая, наверное, и начала заселение этих фольклорных существ в авторскую литературу это Пер Гюнт Генриха Ипсена. Здесь они великаны и могущественные колдуны, которые любят жестоко подшутить над человеком. Совсем другими мы увидели троллей в книге Туве Янсон Мими- тролли – здесь они маленькие миролюбивые существа. В романе «Восток» американской писательницы Эдит Патту - тролли красивые, правда только внешнее, по характеру они довольно злобные создания. Здесь они похожи на людей, а отличаются от нас бледной, жесткой кожей да скрипучим голосом, говорят они кстати на языке наших соседов – финнов. Местом их обитания является северная Гренландия. К людям они относятся не особо хорошо, используя их как рабов.
Есть тролли и в Гарри Поттере. Здесь у них большое тело, маленькая голова, короткие ноги толщиной с дерево и плоские мозолистые ступни. Руки намного длиннее ног, а исходящий от них запах может сразить получше любой дубины. Тролли совершенно тупые, но опасно жестокие и агрессивные создания. Из некоторых наиболее способных особей, при надлежащем обучении, выходят неплохие охранники. Тролли Джоан Роулинг не умеют говорить на людских наречиях, даже больше они могут понимать лишь небольшой набор слов, чаще всего это команды. Между собой они общаются скорее похрюкивание и кряхтением, но среди волшебников есть умельцы, которые могут это хрюканье понимать и даже говорить с троллями, например, Барти Крауч и Квиринус Квиррелл. Кроме того, тролли здесь делятся на подвиды горные, лесные и речные. Горные самые крупные, рост их может достигать 4 метра, а вес целую тонну этакие лысые серые гранитные гиганты. Лесные тролли чуть поменьше их кожа бледно зеленого цвета, на голове могут быть жидкие волосенки коричневого, либо зеленого цвета. Речные тролли с пурпурной кожей имеют небольшие рожки, живут они в реках и часто прячутся под мостами. Еще бывают полутролли родившиеся от союза тролля и человека.
Как же не упомянуть о троллях в произведениях Толкиена, впервые они появились в книге Хоббит или Туда и Обратно. Здесь тролли постоянно жрут, не прекращая пьянствуют и говорят на кокни – слэнг одного из районов Лондона. То есть фактически Толкиен запихнул в Средиземье лондонских гопников, что довольно интересно. Как и тролли из фольклора, толкиеновские превращаются в камень если на них попадают лучи света. Тролли что живут в Средиземье существа злобные, выведенные Морготом в Первую эпоху, чтобы противостоять энтам. У них огромный рост и уродливая внешность, они сильны, но сила есть ума не надо это как раз про них, в общем соображают они довольно туго. Кровь под толстой и грубой шкурой черного цвета. Едят они сырое мясо, но часто убивают забавы ради. В своих пещерах тролли собирают награбленное. На синдарине троллей называют торогами. Как и у троллей Роулинг у торогов есть своя классификация, правда более разветвленная 7 видов троллей это: каменные, пещерные, горные олог-хай, снежные, холмовые и многоголовые. С каменными столкнулся Бильбо и гномы во время своего приключения, пещерные тролли водятся повсеместно по всему Средиземью, в основном в подземельях, например, такие были в Мории, они объединившись с орками захватили её. Тролли холмов одни из самых агрессивных, горные те которые участвовали в атаке на Минас- Тирит и наконец Олог – хай – это настоящий троллиный спецназ, выведенный Сауроном в конце Третьей эпохи .Они куда сильнее своих сородичей и что куда важнее умнее их, к тому же у них иммунитет на солнечное излучение.
Надеюсь, вы ещё не успели устать от моего рассказа, ведь сейчас мы, наверное на самом интересном месте, сейчас я расскажу как изображены тролли во вселенной плоского мира Терри Пратчета.
Тролли — кремнеорганическая гуманоидная форма жизни. Подобно тому, как жизнь в реальном мире основана на химии углерода, жизнь троллей основана на химии кремния. Они обладают большой физической силой и довольно выносливы. Здешних троллей считают довольно глупыми, но это не совсем так, дело в том, что мозговая активность троллей напрямую зависит от окружающей среды, а если быть точным, то от температуры, чем теплее, тем они хуже соображают, поскольку их кремниевые мозги перегреваются. Но при достаточном охлаждении их интеллект кардинально меняется, становясь практически безупречным, а уж если речь идет о математических вычислениях, то тут им вообще нет равных. На диске широко распространено мнение будто тролли при дневном свете превращаются в камень, но это не совсем так тролли являются камнем в любое время суток. Просто некоторые из них имеют, слишком хорошую теплопроводность и буквально вырубаются на восходе солнца, лишь только оно начнет пригревать.
Еще одной особенностью троллей является то они обладают свойствами того минерала из которого они сделаны, их тела состоят из «метаморфорического камня» (слово, образованное из слов метаморфический и метафорический). И с именами, кстати они тоже не слишком заморачиваются, из какого минерала сделан также и зовут, например — Рубина это тролльская певица, чье тело сделано из рубиновых кристаллов, или Кирпич — тролль, рожденный и выросший в Анк-Морпорке, который имеет вид кирпичной кладки и с трудом различим на фоне настоящей стены. Тролли, сделанные из чистой породы, это самая настоящая элита и они стараются не общаться с троллями из осадочных пород. Ну а самые крутые и самые редкие, а того самые почитаемые тролли сделаны из алмаза. Когда такой тролль появляется на свет, он становится королем и все кланы признают его власть. Тролльский король носит традиционное имя Мистер Блеск, вот он отличается высоким интеллектом, даже при высоких температурах, ведь его тело отражает тепло. Интересно что размножаются тролли таким же способом, как и люди. Живут они правда намного дольше людей и сами по себе обычно не умирают, а погибают насильственной смертью. Со временем тролли увеличиваются в размерах и становятся очень медлительными, затем и вовсе перестают двигаться ина что ли бы реагировать. Они как бы погружается в сон наяву, и вот вы уже не сможете отличать тролля от обычного валуна, этим успешно пользуются гномы и великана разбирают на полезные ископаемые. Кстати, с гномами у троллей древняя вражда возможно именно по этой причине. Многих охотников за сокровищами привлекают зубы троллей, которые сделаны из чистых алмазов. Многие холмы и скалы в плоском мире, это древние осевшие тролли. Есть у великанов и своя религия, они поклоняться многим богам, самый известный из них это Хондродит, бог любви, он бьет троллей по голове каменными валунами и от этого появляется чувство влюбленности. Чтобы даровать тролля мудрость бог Гигалит бьет их по голове камнем, Силикарус делает тоже самое чтобы им сопутствовала удача. Помимо богов у троллей есть и мифические герои, например Монолит, который украл у богов секрет камней, он состоял в том что камнем можно ударить кого либо по голове.
Ну, а теперь поговорим о троллях в кино и мультипликации, кроме тех вселенных которые я упомянул, а именно Средиземье и мир Роулинг ,троллей можно увидеть в псевдодокументалке охотники на троллей, где они представлены как реально существующий вид плотоядных,похожих на человека , а местом их обитания стали труднодоступные места Норвегии. Здесь тролли также делятся на лесных и горных –, их классифицируют по размеру и форме, например Тусселадд - тощие тролли ,высотой с дерево взрослые особи могут иметь на телах наросты, похожие на головы, но таковыми не являющиеся таких наростов на голове может быть множество. Раглефант более коренастые и сильные тролли, их рост в 4 раза больше человеческого, а вот довреггубы самые мелкие представители вида, чуть больше человеческого роста.
Организмы троллей не способны к переработке солнечного света в витамин D поэтому их убивает яркий свет, в том числе и ультрафиолетовые лампы. Эти тролли представляют реальную опасность для людей, особенно на их территории. Поэтому чтобы избежать человеческих жертв, а также сохранить в тайне существование троллей была создана организация "Служба безопасности троллей" Для удержания великанов в узде были созданы этакие резервации с защитным периметром, который замаскирован под линию электропередач, здешние тролли боятся электричества. Но иногда эти гиганты все же выбираются за периметр и тогда в дело вступают охотники на троллей в обязанности которых входит устранение беглеца и изучение причины его побега. Также их можно увидеть в сериалах, например: Десятое королевство, Гримм, Мерлин и других. Что касается мультипликации то тут тролли тоже отметились ,например мультфильм 1994 года «Троль в центральном парке» рассказывающий о милом тролле Стенли с добрым сердцем и зеленым пальцем от прикосновения которого расцветают цветы, но так как в тролльем царстве все красоты запрещены, Стенли скрывает цветы. Также милыми созданиями изображены тролли и в мультфильме DreamWorks Animation Тролли здесь они живут в почти бесконечном состоянии счастья, пения, танцев и обнимаются весь день. В первой серии мультсериала «Хильда» главной героине приходится удирать от каменного тролля , но в итоге он также оказывается добряком, ну или по крайней мере уходит с миром.
Ну и напоследок или можно даже сказать на десерт я оставил вселенную Анджея Сапковского, думаю все кто играл помнят этих туповатых, уродливых, но все же обаятельных созданий. Внешне тролли из ведьмака могут выглядеть по-разному, все зависит от вида, но у каждого из них большие размеры, недюжинная сила и крепкая кожа, еще одна характеристика которая объединяет всех троллей это медлительность и туповатость. Несмотря на тупость они все же существа разумные и способны говорить, правда, слова они коверкают и предложения составляют односложные. Здешние тролли не превращаются в камень при солнечном свете, даже несмотря на то что слухи об этом культивируются местным населением, а напротив предпочитают ночи – день, потому как настолько неуклюжи, что впотьмах спотыкаются о камни, при этом разбивая морды и разливая выпивку, а эти ребята очень любят выпить и подгадывать загадки, заедая выпивку мясом, зачастую человеческим. Но что не говори тролли способны на чувства и ценят доброту, проявленную к ним. У троллей также есть институт брака, они сходятся парами особенно это распространено у лесного вида и живут всю жизнь вместе, но помимо такой любви они проявляют еще и любовь к строительству мостов. Иногда что – то идет не так и к строительству они добавляют еще одну свою страсть - спиртное и мост получается мягко говоря немного кривоватый, отсюда и выражение «мост прямой как у тролля» если что-то очень криво. Также бывают тролли, живущие в одиночку, но чаще конечно их можно встретить этакими бандами, по 3- 4 особи. В зависимости от вида уровень их дружелюбия может отличаться. Лесные как вы, наверное, уже поняли, живут в лесу и крупнее своих собратьев, однако кожа у них не такая крепкая как у других, они носят некое подобие одежды и готовы общаться с людьми, живут обычно под мостами. Местом обитания скальных троллей являются пещеры, они на фоне своих собратьев довольно умны и общительны, иногда даже выполняют мелкую работу для людей. Любят камни. А вот ледяные тролли куда менее дружелюбны и цивилизованны, нежели их собратья, разговаривать они умеют, но к людям настроены враждебно.
Свидетельство о публикации №225031900654