Резюме активного зрителя

     "Над шрамами смеются только те,
      кто сам ни разу не изведал раны".
                В. Шекспир
Вечный Шекспир продолжает волновать души и сердца современного человека. Литературное, сценическое, кинематографическое воплощение великой повести, столько раз перекроенное, обновленное и  дополненное новым видением образов волновала умы многих мастеров.  Ромео и Джульетта влюбляются и умирают на сценах всего мира вот уже несколько столетий. Кемеровский музыкальный театр воплотил  в жизнь, пожалуй, одно из самых интересных сценических решений пьесы. В 2002 году балетная группа музыкального театра  под руководством хореографа-постановщика Юрия Писаревского начала работать над постановкой оригинальной версии балета "Ромео и Джульетта".

Работа предстояла очень сложная. Балетная группа небольшая, танцовщики – выпускники и студенты Кемеровской государственной Академии Культуры и Искусства. И все же, не имея опыта и солидной хореографической школы, 9 июня 2003 года (день премьеры) навсегда останется в памяти неискушенного провинциального зрителя. Музыкальный театр Кузбасса подарил нам великолепное зрелище, обогатившее искусство балета, кордебалета и дансинга. В течение года спектакль собирал аншлаг за аншлагом. Старая как мир тема: проблема отцов и детей, юной категоричной влюбленности, когда только после смерти начинается жизнь.
Ю. Писаревский написал собственное либретто, сократил спектакль до двух отделений из четырех, ввел новых персонажей. В итоге получилось смешение стилей: не классика, не модерн, а разумная эклектика, отражающая современный мир, с его противоречивостью, борьбой между разумом и чувством, желанием и долгом. Трагичная музыка С. Прокофьева, современная хореография, где нет балетных пуантов и пачек, сценография и исполнительное искусство обеспечили спектаклю большой успех.

Особо следует отметить художественное оформление. Живописная Верона готических времен, большой иконостас с Матерью Божьей, будуар Джульетты, где она ждала возлюбленного – все это мысленно перемещает нас в средневековую Италию. Однако в сценической Италии живут вполне современные люди в смокингах, ярких костюмах и  платьях для коктейля. Элегантный Ромео в костюме – тройке молочного цвета и романтичная красавица Джульетта в алом развивающимся платьице и модных шортиках. Они стремились к любви и жизни, а получили страдания и смерть. Да, художник-постановщик Марина Давыдова вызвала восхищение зрителя  авторским оформлением. Гармонично, стильно, талантливо! Здесь приходят на память гениальные слова Шекспира: "Где мысль сильна, там дело полно силы".  Начиная с выхода на сцену монахов-пилигримов, которые являются хранителями человеческой души, и способны решить любой конфликт, действие в спектакле развивалось непрерывно.

 Одновременно развивались человеческие чувства, логически завершались танцевальные сцены и многие женщины, сидящие в зале, утирая слезы, вспоминали свою первую любовь. Самобытность балетмейстера, новизна постановочного решения, своеобразие хореографии говорит о том, что таланты  в маленьких провинциальных городах ЕСТЬ! Что порой, не имея достаточного финансирования, нашим Мастерам удается заинтересовать и удержать зрителя, благодаря таланту, смелости и авантюризму.
Джульетта - (Наталья и Юлия Писаревские). Обе солистки мать и дочь исполнили партию по-разному. Наталья – опытная балерина, каждое движение выполнено с отточенным мастерством, рациональной техникой. Юлия – совсем юная и  очень эмоциональная. И все же, да простит меня Джульетта, самым удачным оказался образ Ромео. Блестящее исполнение Юрия Брагина. Образ исключительного мужества, преданности и доброты. Знаменитые сцены знакомства, влюбленности и обручения заставили поверить всех в реализм в балете. Ромео был безупречен со всех сторон: актерской, хореографической и музыкальной.

Финальная сцена прощания влюбленных заставила рыдать женскую половину зала и помрачнеть мужскую. Адажио расставания Ромео и Джульетты – образец настоящего хореографического диалога. Когда не нужны слова, сила жестов передает великую любовь. Также "щекотали" нервы сцены поединков Меркуцио и  Тибальда, Ромео и Тибальда,  сцена  смерти последнего  отличается единством танца и пантомимы. Многие скажут потом: "Ах, как красиво он умирал!" Звенели шпаги, и мы уже давно зная, что "хэппи энда" не будет, все же надеялись, что добро всегда побеждает зло, как жизнь побеждает смерть. Впрочем, как я и говорила, здесь все построено на категоричности, так присущей человеку. Однако современное решение танцевальной постановки и потрясающее художественное оформление добавляют полутона, смягчают и решают вечный спор между "да" и "нет".

Недостатки все же были. Не претендуя на профессиональную критику, замечу, что впечатление было бы более впечатляющим, если бы музыка С. Прокофьева звучала "вживую".  На спектаклях иногда происходили обычные казусы фонограмм: произвольно менялась громкость, иногда музыка опережала выход артистов.
 Кроме того, надо признать ошибки хореографии артистов балетной труппы. Некоторые танцевальные сюжеты не всегда были понятны зрителю. Думаю, что мода на введение акробатики в балет уместна далеко не всегда. Не совсем продумано световое оформление. На мой взгляд, световое решение сценических постановок вещь очень важная. Зритель смотрит туда, куда его ведет осветитель. Свет способен усилить или смягчить впечатление, он должен находиться в гармонии с музыкой и танцами. Впрочем, возможно я слишком придирчива. Не хотелось бы  закачивать статью на критической ноте.

Спектакль все же получился зрелищный и современный. Психологический подтекст таков, что невольно делаешь вывод: меняется только время. Нравственные, духовные проблемы людей не имеют возраста, никогда не стареют и умирают только с человеком.  Важно не упустить момент и вовремя пожать друг другу руку, всегда "до", а не "после".   Великий Шекспир говорил нам об этом 6 веков назад. Гениальный Прокофьев услышал страдания героев в начале прошлого века. Его современник, удивительно талантливый балетмейстер Лавровский первым подарил нашей стране непревзойденный классический балет с Галины Улановой в роли Джульетты. 

Благодаря музыкальному театру Кузбасса около 5000 зрителей Сибири увидели и прочувствовали трагизм нестареющей темы в 21 веке, и думаю, что в этом месте всегда будет запятая, потому что точку поставить невозможно. Fenita la comedia, аплодисменты, занавес!
2003 год


Рецензии