Грехи церкви
Но есть Христос Евангелий, а есть Христос церковников. И вот про вторых хочется сказать: как же они, служители церкви, далеко отошли от любви. Как непостижимо далеко они отошли от заветов Иисуса Христа. Как многое изменили в Вере и церкви!
Не верите?
*
В те далёкие времена, когда по земле ещё ходил Иисус с апостолами, одеты они были в хитоны, звались братьями (Матфей. 23:8) и были все равны.
Со временем хитоны поменялись на богато украшенные одеяния. «Братья» разделились на клир (касту священства) и мирян (простых верующих). И появились «Владыка», «Святейший», «Высокопреосвященство», «Высокопреподобие». В то время как в Новом Завете Бог Отец – просто «Отче Святый» (Иоанн. 17:11), а Иисус – «Святый Божий» (Марк. 1:24) и Сын Человеческий.
Они говорят, что их царские одеяния указывают на то, что они служат Царю мира – Иисусу. И эти одеяния показывают – к чему должен стремиться человек, следующий за Христом. И, кстати, по этой же причине они богато украшают храмы, как место отражения Царства Небесного на земле.
Ну, во-первых, сказать можно всё, что угодно. Главное – чтобы сказанное соответствовало духу и букве Нового Завета. Можно попробовать представить себе такую картинку: Христос в хитоне – а напротив Его стоят священники, Его слуги в золоте. Но ведь это невозможно. Богу абсолютно не нужно всё это золото, парча, драгоценные камни. Ведь богатство – это грязь. Богатство нужно раздать нищим или отдать Кесарю.
А, во-вторых, мирянин должен стремиться не к материальному богатству, не к мамоне, а к духовному, к Царству Божьему. Бог есть дух, и поклоняться Ему должно в духе и истине (Иоанн. 4:23). «И не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Матфей. 10:9-10). И «не собирай себе сокровища на земле, но собирай на небе» (Матфей. 6:19).
Зачем люди приходили к Иисусу? Люди приходили слушать! Когда говорил Иисус, у людей не возникало даже мысли о том, во что Он одет, где Он говорит. Главное было – что Он говорит!
Но вот когда сказать нечего, появляется блеск золота, богатые одежды, красивые храмы. Возникает ни откуда множество служителей. Поются песни, отмечаются праздники, чуть ли не каждый день.
*
Они говорят, что Иисус пришёл на землю и стал человеком для того, чтобы через смерть на кресте и воскресение из мёртвых очистить нас от «первородного» греха и спасти для жизни вечной и блаженной. Главное – верить в это. И в то, что Он Бог. И терпеть. А обо всём остальном позаботится Бог. И тебе гарантировано место в раю (это называется «оправдание верой»).
Но, во-первых, и Матфей, и Марк, и Лука говорили лишь то, что Иисус, как «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет» (Матфей. 17:22-23, 20:18-19, Марк. 8:31, 9:31, 10:33-34, Лука. 9:22, 18:32). Не – Бог, не – очистит от грехов, не – спасёт. А просто – Сын Человеческий.
А, во-вторых. Не верой определяется место человека в раю, а соблюдением Его Заповедей. Вера даёт лишь силы для очищения человека, для выполнения Его воли.
Поэтому смерть Христа на кресте нельзя понимать как спасение человечества: ибо никто не может спасти другого. Каждый должен спасать себя сам.
Можно сказать, что Иисус запечатлел Свой Завет смертью. Этой жертвой Он показал, что можно любить человечество больше, чем себя. И этот Завет, запечатленный великими страданиями, внедрился в сознание человечества больше, нежели годы проповеднической деятельности. Можно смело утверждать, что если бы Иисус не умер и не воскрес, то Учение Его было бы забыто.
*
Они говорят, что если прийти в церковь и пройти Таинство покаяния (т.е. рассказать священнику о своих грехах), то священник тут же очистит нас от всех совершённых грехов.
И они говорят, что можно очищаться от грехов хоть каждую неделю.
Они говорят, что кроме очищения грехов они могут совершать и другие чудеса: больных исцелять, глухих делать слышащими, немых – говорящими, прокажённых – очищать, мёртвых – воскрешать, бесов – изгонять (Матфей. 10:8).
Прощать грехи, совершать чудеса мог Иисус. Но и то только там, где была вера и устремление. Затем, после сошествия на них Святого Духа, после крещения огнём этим даром стали обладать и Апостолы. Сила веры, сила любви позволяли им это делать.
Но сегодня среди слуг Христа что-то не видно тех, на кого спустился Святой Дух. Такое ощущение, что Святой Дух давно покинул наши церкви. А возложение рук из зримого снисхождения Духа Святого на человека стало чисто символической традицией.
А раз нет Святого Духа, то нет и не может быть отпущения грехов. А поощрение церковью этого якобы «отпущения» есть величайший грех церкви, препятствующий духовному росту человека, его жизни по совести, по Законам Божьим. И ведь правда: зачем совершенствоваться, зачем соблюдать Заповеди Иисуса, если можно просто прийти в церковь, покаяться, получить прощение грехов и идти грешить дальше.
И эта мысль (что любые самые большие злодияния человека в любой момент может простить священник) внедряется в сознание верующих с самого детства. И именно в этом лишении человека ответственности за свою жизнь, за свои поступки и заключается самое тяжкое преступление церкви. Потому что только ответственность делает человека человеком. И позволяет ему развиваться. А тот, кто теряет чувство ответственности, неминуемо деградирует. Что мы и наблюдаем в веках.
*
Они говорят, что Иисус дал право Апостолам, а значит и им – церкви, власть и право «связывать» и «разрешать» или, другими словами, карать и прощать.
Да, Иисус сказал: «Что вы свяжете на земле, то будет связано и на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено и на небе» (Матфей. 18:18). Но, сказав так, Иисус не имел в виду, что Апостолам дана власть, что Им всё дозволено, что они могут делать всё, что захотят. Этими словами Иисус сказал Апостолам: что сделаете на земле, то сможете делать и на небе. А что не сделаете, то и не сможете. Поэтому делайте быстрее. Ведь путь в Царство Божие начинается на земле. Вот что Он сказал.
*
Они говорят, что главная обязанность верующего человека – соблюдать внешнее, мирское: ходить в церковь, посещать Таинства, молиться, соблюдать праздники, держать посты, есть просфоры, подавать записки, заказывать молебны и панихиды. И они говорят, что если жить такой «духовной» жизнью постоянно, а не от слцчая к случаю – тогда все уладится самим Богом.
А ещё они говорят, что если ты не ходишь в храм, то в тебе нет любви. А человек без любви – это пустое место, «медь звенящая или кимвал звучащий».
И многие, очарованные великолепием храмов и золотом священников, и горя желанием попасть в Рай, а не в Ад, верят в это. И ходят, и исполняют.
Но через некоторое время человек вдруг осознаёт, что ничего в его жизни и не поменялось: как он грешил – так и грешит, как соблазнял его бес – так и соблазняет. И он приходит к выводу, что Бог его обманул, Бог ничего не уладил.
Но обманывает человека не Бог.
Люди идут в церковь за помощью. Просто так – не ходят. Но дело в том, что церковь, призывая человека исполнять все эти службы, обряды, Таинства забывает, а вернее – не говорит человеку, что Бог улаживать ничего не будет. Нужна духовная работа самого человека. С Божьей помощью. Но – человека!
*
Они говорят, что крестить лучше всего с младенчества. Это защита от темных сил, оберег.
Смысл крещения состоит в том, что вода как бы смывает все грехи человека и он выходит чистым, обновлённым. Крещение водою – символ очищения. Но крещение совершается только после того, как дух человека осознает, что такое добро, и что – зло, после того, как закалится в житейских испытаниях и обретёт владение своими страстями. Поэтому крещение водой младенцев не имеет никакого смысла: ведь они не знают смысла этого таинства. Да и грехов у них пока ещё нет.
Христос крестился водой где-то в 30 лет. Но своих Апостолов и учеников Он уже крестил огнём, Святым Духом. И заповедовал это же делать и нам. Ведь ещё Иоанн говорил: «Я крещу вас в воде в покаяние, но … Он будет крестить вас Духом Святым и огнём» (Матфей. 3:11).
Но церковь после смерти Христа вернула крещение водой. Совсем позабыв (а, скорее всего, потеряв) о Духе Святом.
*
Они говорят, что торговать в храмах и устанавливать тарифы на крестины, отпевания, свечи и т.д. – это жизненная необходимость. Без этих «купи-продай» храм не сможет существовать. А сященники будут нищими и голодными.
Доходит до того, что в церкви за определённую плату можно заказать освящение, т.е. купить защиту Бога – машинам, квартирам, домам, мостам, кораблям и т.д.
Но ведь Иисус говорил, что не нужно заботиться «о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы» (Матфей. 6:34). Иисус выгонял торговцев из храма. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей» (Матфей. 21:12). И уточнял: «даром получили, даром давайте» (Матфей. 10:8).
Разве есть больший грех, чем покупка рая за деньги, торговля божией благодатью? Ведь Бог обещает человекам защиту не от физического вреда. Защита Бога относится исключительно к духовной защите.
*
Они говорят, что прощать изменников, врагов, предателей и отошедших от «истинной» веры нельзя – вера должна быть чистой и «истиной». Они говорят, что отступников можно отлучать от церкви, можно придавать анафеме. Они говорят, что креститься надо тремя пальцами и только справа налево. Они говорят, что иконы – это не идолы, а образы святых и Иисуса. Они говорят, что …
Но Иисус говорил: «не судите, да не судимы будете» (Матфей. 7:1). Прощайте людям их согрешения: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Матфей. 6:14).
Церкови давно пора признать, что все церкви и люди равны! Что нет более или менее «истиной» веры. Что совершенно не важно, исходит Святой Дух только от Отца, или ещё и от Иисуса, какой рукой ты крестишься, в каком порядке и крестишься ли вообще. Что надо любить врагов наших. Что …
Главная причина войн за эти 2 000 лет, это ненависть одних людей к другим и делёж власти и денег. Хватит! Пора заканчивать с войнами, анафемой, отлучениями и т.д. Пора переходить от ненависти к любви. «Любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоанн. 13:34). А вся «борьба» должна перейти в плоскость рассуждений, доказательств, убеждений. Так, как учил нас своей жизнью Иисус.
***
Почему так получилось?
Они много чего ещё говорят. Неправильного. Придуманного ими самими.
Поэтому очень важно понять – а почему так получилось?
То, что церковь понимает Учение Иисуса так, а не по другому, сложилось ещё в те далёкие времена, когда церковь начала подстраиваться и срастаться с государством (с Римской Империей), начала подстраиваться под власть, под нужды государства: один Бог – один Император, представитель Бога на земле.
В первые 300 лет после ухода Иисуса христиане жили общинами, где все были равны. Храмов не было, христиане молились в пещерах и домах. Тогда и возникла религия людей, готовых безропотно умереть за свою веру. И которые шли и распространяли Учение Иисуса по всей земле. Они признавали, что человек слаб, немощен и смертен, но их вера призывала их делать своё дело, целиком полагаясь на силу и помощь Божию.
Но в это же время, наряду с простыми христианами, начинает формироваться класс церковных бюрократов, которые «забыли» о духовном развитии человека, а занялись земным. В результате появилась другая религия – религия слуг и рабов, воспитывающая в человеке подчинение, духовную трусость и безволие. Начинается возведение храмов, появляются иконы, золотые одежды. Бюрократы отдаляются от паствы всё дальше и дальше.
Любая власть стала от Бога, которой нужно повиноваться, а не бунтовать. Обращаться к Богу стало возможным только через священника. Спастись можно стало только через церковь.
Большинство верующих не желали попадать в ад, а старались «зарезервировать» себе место в раю. Человек объявлял, что Иисус – Бог и он верит в Его жертву. И человек становился спасённым (так называемое «оправдание верой). И место в раю ему было гарантировало.
Как итог, в 325 году император всея Римской Империи Константин I сам созывает первый Вселенский Собор и объявляет, что христианство впредь будет официальной религией Римской империи. А уже в 380 году восточноримский император Феодосий I и западноримский Валентиниан II провозглашают христианство единственно возможной государственной религией великой Римской Империи.
А дальше: реки крови, океаны слез. Всеобщий страх, ужас. Уничтоженная культура, искусство. Упадок нравов и морали. И – две тысячи лет «государственной» религии.
Но, не смотря ни на что, рядом с бюрократической религией существовала и была жива и та, другая религия – христовая.
***
В этой нашей жизни Бог подавляющему числу людей – не нужен.
Всё окружение человека буквально «кричит» – заработай, купи, укради, обмани, убей. И очень мало тех, кто может вырваться из «плена» этих установок. Пока не припечёт, пока не случится большая беда или пока не прийдёт твой черёд отправляться в Ад или Рай. Поэтому в церковь ходят одни старики и больные. Нормальных людей, а тем более – успешных, там нет.
Поэтому человек и не понимает: зачем идти в церковь. И не идёт.
Но виноваты в этом не люди, виновата в этом церковь. Вернее те, кто там служит.
Все мы не без греха. Такова наша жизнь, такова наша социальная среда обитания. И мы, в общем-то, прекрасно понимаем, что беда приходит не просто так, а когда грешишь. И в рай попасть грешнику невозможно. Но задумываемся мы об этом, к огромному сожалению, только тогда, когда беда или старость уже пришли. И меняться уже некогда. Вот в чём заковырка.
Меняться нужно начинать с того самого дня, когда человек научается делать зло.
Жизнь дана человеку для того, чтобы успеть стать ангелом, святым. Нужно научиться прощать, слушать людей, не раздражаться, не обижаться и не гневаться. Нужно, чтобы добро ты делал не под страхом «анафемы» или Божьей кары, а по необходимости, по тому, что иначе не можешь. Задача – грандиозна. И желательно это понять как можно раньше. Ведь времени у тебя всего лишь несколько десятков лет!
Вот почему церковь так важна. Вот почему учение Иисуса востребовано. Не смотря ни на что.
*
Церковь и создавалась для того, чтобы противостоять злу. Направить человека на изменение своей греховной сути – вот какой посыл был принесён Иисусом. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанн. 14:15). Вот какая великая задача стояла и стоит перед церковью.
А чему учит церковь?
Церковь говорит, что достаточно просто верить в Иисуса – и спасёшся. Достаточно ходить в церковь – и спасёшся. Достаточно каяться, причащаться – и спасёшься.
Церковь вместо спасения человека от страстей, грехов и зла предлагает «прощение» грехов. Вместо тяжелейшей работы по духовному совершенствованию церковь предлагает лишь восхищаться красотой и грандиозностью внешнего, мирского – храмов, икон, мощей, служб и т.д.
Но Иисус всей своей короткой жизнью и проповедью учил не внешнему – а только духовному. Иисус категорически отвергал, что человек может спастись только внешними действиями, обрядами. Иисус говорил, что нужно жить по Заповедям, меняться, избавляться от старых привычек (плохих) и приобретать новые (хорошие).
А церковь, как слуга Иисуса, как Его помощница, должна помогать человеку, направлять его к изменению свой греховной сути, к духовной трансформации. И завершать эти изменения крещением огнём, Святым духом. Задача церкви не столько в том, чтобы помочь человеку покаяться (попросить у Бога прощения), а в том, чтобы после покаяния направить человека к изменению, в том, чтобы убедить человека больше никогда не грешить. С Божией помощью. Господь хочет не просто нашего покаяния – Он хочет, чтобы мы очистили своё сердце и изменили свою душу.
Что для этого надо сделать? Что нужно в церкви поменять?
– Нужно к красоте храмов и торжественности служб добавить работу каждого человека по духовному изменению себя. Нужно сделать так, чтобы церковь направляла человека и помогала ему в его борьбе со своими демонами и искушениями. А где-то и подталкивала. А где-то и заставляла.
Ведь меняться – очень трудное занятие. И очень долгое. Человеку нужно усилием воли приучить себя не совершать плохие поступки. Затем усилием воли приучить себя не говорить гадости. Затем усилием воли – не думать плохо. Затем уже – любовь. Светлая, большая, святая.
Только так, совместными усилиями церкви и человека, с Божией помощью мы сможем изменить сделать каждого человека лучше. А значит – и всю страну! И тогда наша церковь, наша вера, наша Россия станут духовным ковчегом, на котором спасутся все народы и все люди.
– Церковь должна от крещения водой перейти к крещению Святым Духом.
– Церковь должна перестать собирать «десятину» с каждого храма на нужды центра. Церковь должна собирать деньги в «кассу взаимопомощи» – на поддержку бедных храмов, на Рожденственские чтения, на Соборы и т.д.
– Церковь должна уважать все течения, всех инакомыслящих. В том числе и атеистов (если они живут по Заповедям). В каждой церкви могут быть свои святые, иконы, древние традиции и т.д. Общим для всех будет Иисус, Его смерть и воскресение, Его учение любви. И нужно признать, что никакая церковь или человек не находится ближе к Иисусу, что все равны, т.к. Истина лишь в Иисусе. Не дело церкви решать: кто прав, а кто виноват. Дело церкви – любить.
Сила государства в равенстве всех наций. Сила церкви – в равенстве вер и течений. А не в гордыне!
*
Сегодня такое время, когда наше советское единство заменилось на «каждый сам за себя». В этом, конечно же, виноваты деньги. В советское время их «не было». То есть они были, но роль их сводилась к простому обмену «деньги – товар». Сегодня же деньги – это возможность накопить, сделать карьеру, купить всё, что можешь, и стать, наконец, миллионером. И многие, очень многие стали служить им – деньгам.
Но Иисус предупреждал: «никто не может служить двум господам: ибо одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному будет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матфей. 6:24). Нам нужно научиться служить не деньгам, а людям.
Но это испытание, я уверен, мы пройдём!
*
Правда, на горизонте проявляется уже следующая проверка для России и её народов. Это – испытание властью.
Как Иисус проходил три испытания, последним из которых было именно испытание на верность Богу, а не Дьяволу, так и Россия должна очень скоро пройти такое же испытание. Нам предстоит пройти соблазн управления Миром, который, скорее всего, предложит нам Америка («Опять берёт Его Диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: всё это дам тебе, если, пав, поклонишся мне» (Матфей. 4:8-9).
Но этот соблазн будет направлен не только на руководство нашей страны, он будет предложен каждому из нас. И именно церковь должна будет поддержать россиян в том, чтобы не поклониться Дьяволу и не дать Ему безграничной власти.
Но если церковь не изменится, если она не изменит отношения к верующим и всем гражданам, то она окажется не готовой к этому новому и очень серьёзному вызову. Но, будем надеется, что этого не произойдёт!
*
Так что будем следовать Христу не только словесно, не только зрительно, но и делом – исполнением Его Заповедей. И постараемся принять Его не только умом, но и сердцем.
Церкви же можно пожелать следовать Заветам Христа во всетерпимости и устремлённости к объединению, а не разъединению. Где в основу будет положена Любовь, а не нетерпимость или изуверство. Где торжествует дух мужества, сурового воздержания и чистоты, которыми отличались все Святые.
Потому что, если мы этого не сделаем, то церковь опять постигнет судьба православия царских времён – она будет разрушена и сметена.
А мы все – пропадём! И погибнем!
Свидетельство о публикации №225032001132