День Поэзии. Жизнь и Поэзия одно
Всемирный День Поэзии в этом году я отмечу походом на ЭКГ. Что, на мой взгляд, глубоко символично: и для меня, и в качестве символического подношения на «алтарь Поэзии». Ведь, что такое биение сердца? Ритм. И его диаграмма – некий визуализированный поэтический «отпечаток» неповторимого авторского стиля. А как из непроявленности в наш мир приходят стихи? При помощи Слова и Ритма (и, конечно, Духа, который веет там, где хочет).
По большому счету, День Поэзии для меня – это «Праздник, который всегда с тобой». Я и отмечаю его каждый божий день, когда читаю, вспоминаю стихи и поэтов или сама пишу стихи, и даже когда не читаю, не вспоминаю, не пишу, ибо… и тогда Поэзия Жизни течет через меня (настолько, насколько умудряюсь ей не сопротивляться).
Вчера вдруг вспомнилось (впрочем, никогда и не забывалось по-настоящему): когда был довольно тяжелый и сложный период, то первыми навстречу мне в пугающее «безвременье» и темноту бессонниц вначале сумели пробиться именно стихи: пока ещё не смыслы, а только ритм и «звукопись», мелодия звуков. Так, наверное, младенец, не понимает, но чувствует себя в безопасности и любви на руках матери: возле ритмов материнского сердца, под звуки и ритм колыбельной… И если не понимать этого, то можно лишь долго недоуменно гадать, почему вспомнилось, «баюкало» не самое, казалось бы, «самое»: звучавшее «про себя», «произносимое», чужим голосом, но, очевидно, нужным моей душе тембром, с нужной интонацией. Это было одно из стихотворений Н. Гумилева, поэзию которого я открыла для себя в юности. Откуда оно ко мне пришло? И почему не ушло до тех пор, пока – с таким трудом – но всё-таки перетащило на другую дорожку «заевшей пластинки»!?!..
А потом тут же вспомнился, не знаю почему, кадр из фильма «Бег» (по мотивам произведений М. Булгакова). Когда персонаж А. Баталова (Сергей Павлович Голубков, приват-доцент Петроградского университета) в невыносимой для него, сводящей с ума ситуации вдруг начинает «бубнить»:
«Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна…».
И, ведь, очевидно – он читает стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» не как стихотворение, а почти инстинктивно, как… «заговор» от нечистой силы, гениально «закодированную» в словах и ритме энергию-антидот. Смотришь на весь этот шабаш – от ужаса стынет кровь, но… пока ты находишься на другой «волне», не даешь этому ужасу просочиться и завладеть тобой «изнутри», то словно всё это происходит «за стеклом»… (А, что такое «заклинание» (притча, поговорка и т. д.), как не своеобразная (традиционная в этой культуре) форма «преобразователя/переводчика» - «передатчика» сохраненных во времени жизненно-важных смыслов авторского/коллективного (народного) сознания, посредством ритма, рифмы, стихотворного размера, распева, устойчивых фигур речи?...).
Т.е. через поэтический текст происходит не только передача смыслов, этических и др. составляющих авторского мировоззрения, и даже не только возникающее взаимодействие СОзнаний автора и читателя (что само по себе кажется чудом (если этому нет серьезных препятствий), но и, своего рода «подстройка», сонастройка на другую частоту (другую – не значит, исключительно созидательную, бывают, как известно, и деструктивно влияющие на наше физическое и психическое частоты). Иными словами, поэзия – (всё вместе, описанное выше и не только) –«волшебный инструмент», не только работающий на определенной волне, но способный сам изменять структуру пространства. Другое дело, как им пользоваться. Ведь королевской печатью, - как это замечательно показано у М. Твена в произведении «Принц и нищий», - можно отмену смертных приговоров скреплять, а можно – орехи колоть.
Так, русский и французский мыслители Я.Э. Голосовкер и Г. Башляр в рамках разрабатываемой ими имагинативной философии вообще считали, что поэзия – как высший род метафизики – глубочайший источник творческого начала в жизни и познании: человека, мира, законов бытия (!). Выводя на свет скрытое в самом человеке, вещах, окружающем мире поэты перекидывают мостики, а то и мгновенно переносят в самую (по разным причинам, скрытую от нас) реальность бытия, знакомят (приобщают) к основным законам мироздания. (Кстати, кем бы (и где бы!?!) в нашем мироЗдании были бы мы все без лесов, «легких планеты», Международный день которых отмечается в этот же мартовский день? Да, нигде. Не было бы нас. Ни поэтов, ни… читателей. Но если не нашлось на бумажных календарях, сделанных из тех же лесов, отдельного дня их празднования, то текст-то я этому всё равно посвящу отдельный. Электронный).
… О поэзии, поэтическом творчестве, их фантастических возможностях для самопознания, самораскрытия и не только, можно (и нужно) говорить до бесконечности. И Всемирный День Поэзии на этом Пути – лишь некий знак, стрелка, указующая… вверх.
***
«Я поцелую ветер,
Отныне, он – мой друг,
Пусть он коснется нежно
Твоих чудесных рук,
Пусть он тебе расскажет,
Как по ночам не сплю,
Пусть он тебе расскажет,
Как я тебя люблю.
И если тебе станет
Тепло и хорошо,
То знай, тебя мой ветер,
Среди других нашел».
(Владислав Любый: 1969 – 2019 гг.)
*) в заголовке использована строка из стихотворения В. Жуковского:
«…На все земное наводило
Животворящий луч оно -
И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия – одно»...
Илл.: Яндекс
Свидетельство о публикации №225032001142