Уне к высотам искусства и красоты

                УНЕ:  К   ВЫСОТАМ   ИСКУССТВА   И   КРАСОТЫ   

«Красота – Альфа  и  Омега  моей  жизни.»
                кредо  Уне  Байе – Уршулы  Бабицкайте – Грайчюнене



Необычное  имя, стоящее  первым  в  названии  повествования, было  дано, как  сценическое  необыкновенной  женщине  Уршуле  Бабицкайте – Грайчюнене  ( 1897 – 1961 )  известным  литовским  писателем  Балисом  Сруогой.
Уне – от латинского  слова  «уникальная, единственная», стала  для  него  музой. Все  старания  Сруоги  направить  молодую  девушку  из  бедной  семьи  на  путь  постижения  искусства, развить  её  творческие  способности  оправдались  сполна. Со  временем  Уне, отличавшаяся  особой  духовной  чистотой, стала  знаменитой  актрисой, первой  литовской  женщиной – режиссёром, прославившей  свою  родину  и  никогда  её  не  предававшей. Она  преодолела  немало  жизненных  испытаний  благодаря  силе  духа  и  вере  в  себя.
В  неё  влюблялись  многие, а  среди  них  известные  люди – П. Галайне, М. Вайткус, Ж. М. Г. Падовани, Балис  Сруога, К. Бальмонт. О  ней  в  1935  году  так  писал  муж  Витаутас  Грайчюнас: «… ты  единственная  в  Литве, гениальная, никто  не  мог  так  загипнотизировать, не  имел  такого  магнетизма, притягивающего  зрителей.»

Уне, Уршула  родилась  в  деревне  Лаукминишкю  ( ныне  Купишский  район ). Она  была  старшей  дочерью  в  большой  семье  Бабицкасов, помимо  неё  родились  ещё  три  сына – Витаутас, Казис  и  Пятрас. С  ранних  лет, когда  умер  отец  Уршуле  приходилось  заботиться  о  своих  младших  братьях. Она  посещала  курсы  литовского  языка, училась  в  Купишской  начальной  школе. В  13  лет  у  Уршулы  появилось  желание  выступать  на  сцене, петь  и  декламировать. В  сельском  театре  она  играет  Агнету  в  пьесе  П. Чепулиса  «Святая  Агнета», поёт  в  хоре. Поступает  в  паневежскую  частную  женскую  гимназию. Первый  её  дебют  среди  актёров – любителей  состоялся  в  конце  1912  года – исполнила  роль  Оните  в  пьесе  Л. Лисенкос – Коничаус  «Голодный  Йонюкас».
В  Паневежисе  она  знакомится  с  Б. Сруогой, который  замечает  её  пробудившийся  талант. По  его  настоянию  Уршула  уезжает  в  Петроград. Как  писала  она  сама: « 1915  год. Следуя  советам  Сруоги, сдала  экзамены  в  Императорскую  консерваторию  на  класс  пения, а  также  поступила  на  знаменитые  курсы  драмы  Поллака. Всё  это  время  участвовала  в  различных  спектаклях, выступая  на  русском  и  литовском  языках. Благодаря  Сруоге  получала  помощь  от  благотворительных  организаций.» В  Петрограде  приходилось  поначалу  работать  в  военном  госпитале, преподавать  в  начальной  школе  при  Путиловском  заводе, содержать  трёх  братьев, которых  она  взяла  с  собой.

В  1918  году  Уне  возвращается  на  родину  к  матери. Мать, узнав  о  новой  профессии  дочери, осталась  недовольна, усмотрев  в  этом  причуду  Б. Сруоги. «Вот  учительница – это  почётно, а  об  артистке  ничего  не  знаю  и  слышать  не  слышала,» - заявила  она.
Новый  период  жизни  семьи  начинается  с  переездом  в  Каунас. Для  Уне  нашлась  работа  режиссёра  в  обществе  песни  и  сцены, она  подбирает  труппу  актёров, ставит  спектакли. Дело  спорится, достигнуты  первые  успехи, получены  положительные  отзывы  и  рецензии. Однако, профессиональные  режиссёры – мужчины – А. Суткус, Й. Вайчкус, К. Глинскис  не  желали  признавать  пришедшую  в  их  среду  талантливую  женщину  и  относились  к  ней  с  холодком. Поэтому  в  Каунасе  Уне  долго  не  задержалась.

Доктор  Андрюс  Грайчюнас – брат  матери  Уне  в  то  время  проживал  в  Америке. В  1919  году  Уне  по  его  приглашению  уезжает  за  океан  с  первой  литовской  миссией. Вскоре  в  Чикаго  и  других  городах  она  выступает, играя  в  спектаклях. За  три  года, с  1920  по  1923  годы, Уне  организует  литовские  курсы  драмы  и  с  их участниками  ставит  спектакли.
Наконец, осуществляется  её  мечта  сниматься  в  кино. Упростив  свою  фамилию, она  становится  Уне  Байе  и  играет  в  немых  фильмах, поставленных  американскими  кинокомпаниями  «Парамаунт», «Аполло»  и  другими. Получает  главную  роль  в  фильме  «Охота  на  лис». К  сожалению, Уне  вынуждена  больше  не  сниматься, так  как  постановщики  фильмов, узнав, что  она  не  американка, отказывают  ей  в  дальнейших  съёмках.
В  Чикаго  вместе  с  писательницей  Ю. Жимантене – Жемайте  поддерживает  американских  литовцев. Уне  не  принимает  гражданство  Америки, в  1924  году  выходит  замуж  за  двоюродного  брата  Витаутаса  Грайчюнаса – предпринимателя  и  организатора  производства, работавшего  в  различных  американских  фирмах, бывшего  военного  лётчика. Оставив  кинематограф, Уне  по – прежнему  уделяет  большое  внимание  театру, выступает  на  сценах  Чикаго, Нью – Йорка  и  Вашингтона.

В  1928  году  она  вместе  с  мужем  приезжает  в  Европу, в  Лондоне  основывает  Новый  русский  театр, а  позже  создаёт  английскую  и  американскую  труппу, с  которой  выступает  в  театрах  Парижа. Уне  Байе  знакомится  с  известными  художниками, актёрами, режиссёрами, критиками, дипломатами.
В  Париже  Уне  встречает  Константина  Бальмонта, он  читает  лекции  по  литературе  и  философии. Поэт  буквально  околдовал  чувствительную  натуру  Уне. Они  беседуют, обмениваются  письмами. Бальмонт  посвящает  ей  свои  стихи:
                Уне  единственной.

«Тебе, - в  ком  светоч  близких  глаз –
   Мой  лучший  миг, мой  светлый  час
   Тебе, чьё  милое  лицо –
   Мне  обручальное  кольцо.
   Тебе, чья  шея  красота –
   И  лебединая  мечта.
   Тебе, чья  мысль, Тебе, чей  взгляд,
   Как  звёзды  Полночи  горят.»

                Уне  Байе.

«Когда  смеётесь, Вы, литвинка,
  Швейцарка, если  с  Вами  кринка
  Отличнейшего  молока.
  С  Витовтом, Вы, американка: -
  Работай  муж  и  спозаранка,
  И  получи  два – три  щелчка.
  Коль  Вы  случайно  оборванка,
  Вы  совершенная  испанка,
  И  быть  без  Вас – одна  тоска.»
                Париж, 1935  г., 5  января.

Вскоре  Уне  приходится  временно  оставить  свою  творческую  деятельность  из – за  воспаления  лёгких, болезни  глаз, она  попадает  в  две  автомобильные  аварии, переносит  несколько  операций.

Меняются  взгляды  на  жизнь  и  настроение. Вполне  понятны  её  обращение  к  религии, к  «Священному  писанию». Закрадывается  мысль  уйти  в  монастырь, закрыться  от  всего  мира.

Разразившийся  экономический кризис  ускоряет  решение  Уне  и  Витаутаса  вернуться  на  родину. Спад  в  работе  и  задолженности  мужа, крушение  планов  на  театральном  поприще  вынуждает  супругов  уехать. Однако, и  в  Каунасе  из -за  постоянных  интриг  недоброжелателей  Уне  не  может  основать  театральную  студию, только  в  Шауляе  и  Паневежисе  устраивает  несколько  спектаклей, хотя  её  помыслы  по – прежнему  полны  стремления  к  прекрасному, поиску  нового  в  творчестве  для  пользы  родному  краю. Уне  читает  литовскую  поэзию, исполняет  народные  песни  по  каунасскому  радиофону.

Жизнь  Грайчюнасов  меняется  с  приходом  советской  власти  в  Литве. Витаутас  преподаёт  в  университете, Уне  руководит  кружком  студенческой  самодеятельности. Роковым  для  обоих  становится  1951  год. Их  обвиняют  в  шпионской  деятельности  в  пользу  США  и  арестовывают. Уне  присуждают  5  лет  ссылки, а  её  мужу – 10, высылают  в  Сибирь. В  лагере, находясь  в  невыносимых  условиях, она  стойко  переносит  все  тяжести  и  лишения, а  выживать  помогал  маленький  том  А. Блока, стихи  А. Пушкина, которые  она  читала  другим  женщинам  во  время  тяжёлых  работ.
Амнистия  сократила  время  ссылки  на  три  года, Уне  возвратилась  домой, но, к  сожалению, одна. Её  муж  умер  в  лагере  при  неизвестных  обстоятельствах. Тяжело  переживая  смерть  мужа, Уне  нашла  в  себе  силы  жить  дальше, но  нелепый  случай  оборвал  жизнь  этой  необыкновенной  женщины: уколов  палец, она  умерла  от  заражения  крови.

Трудно  переоценить  весь  тот  вклад, который  внесла  Уне  Бабицкайте – Грайчюнене  в  культурную  жизнь  Литвы, оставив  после  себя  «Воспоминания, дневники, письма», многочисленные  ценные  экспонаты  для  Театрального  музея, но  САМОЕ  ГЛАВНОЕ – ЛЮДСКУЮ  ПАМЯТЬ  И  ЛЮБОВЬ.

Примечания: Б. Сруога  ( 1896 – 1947 ) – литовский  писатель, литературовед, драматург;
                П. Галайне  ( 1890 – 1988 ) – литовский  историк  искусства, график, музеевед;
                М. Вайткус  ( 1883 – 1973 ) – поэт, драматург, ксёндз, журналист;
                Ж. М. Г. Падовани  ( 1893 – 1960 ) – французский  дипломат, посланник  в  Литве;
                К. Шимонис  ( 1887 – 1978 ) – живописец, график, поэт. В  качестве  иллюстрации  приводится  портрет   
                Уне  его  работы.

Март  2025  года                Вячеслав  Прытков
 




 


Рецензии