Маркетинг культурного наследия СПГО инициативы и п

Маркетинг культурного наследия СПГО: инициативы и перспективы

В условиях дефицита желаний», который обусловлен перенасыщенностью рынка и усталостью людей от массовости и отчужденности товаров и услуг стала актуальна «экономика впечатлений», основанная на креативных индустриях и следующих принципах продукта: таинственность, уникальность, связь с потребителем, чувственность и вовлеченность. Обращение к культурному наследию продиктовано общим необходимостью вовлекать в использование новые типы ресурсов, основываясь на новых конкурентных преимуществах, в том числе имиджевых.

При этом креативная индустрия – это не просто навыки продаж; она способствует консолидации общества, возрождению поселений и вовлечению жителей в инновационное развитие территорий.

В связи с этим остро стоит вопрос о маркетинге культурного материального и нематериального наследия в целях его капитализации как драйвера развития территории. Центральным значение в такой работе занимает  определение культурных кодов местности (объект, личность, событие), наполненных потенциями символов культурного ландшафта.

Отмечу, что даже формально учтенные в статусе памятников объекты наследия не всегда рассматриваются в их культурно-символическом, ресурсном значении.

Для определения перспектив капитализации культурного наследия СПГО можно использовать следующие подходы:

1) ценностно-символический подход основан на использовании культурного ландшафта для генерации ценностных символов и материализации их в услугах и предметах;
2) геокультурный брендинг основан на актуализации идентичности реальных сообществ, с людьми и событиями, которые могут преобразовать и трансформировать реальный облик города. Он направлен на людей, а не материальные или нематериальные объекты.

Геокультурный брендинг (ГБТ) – это проектно-сетевая деятельность, направленная на прикладное использование геокультуры территории (специфическая региональная идентичность, историко-культурное наследие, архетипические географические образы, локальные мифы и культурные ландшафты) в целях формирования и продвижения социально значимого и эффективного (аттрактивного) территориального образа.

Такая деятельность (коммерческая или некоммерческая) связана с культивированием образов территорий, важных для сплочения территориальных сообществ ориентирована на развитие идентичности территориальных сообществ и на те события, которые актуализируют образ города.

Большинство российских территорий нуждается в разработке позитивного имиджа. Детальная количественная и качественная оценка имиджевых ресурсов территории необходима для разработки эффективного имиджа и ГБТ. Правильно проведённый ГБТ способствует культурным, социальным и экономическим инновациям, наиболее естественным и органичным для данной территории. Геокультурный бренд территории является её стратегическим активом.

Геокультурная стратегия территории – система долговременных плановых мероприятий, направленная на учёт, эффективное использование и развитие геокультурной специфики и уникальности территории (культурные ландшафты, географические образы, локальные мифы, региональные идентичности). В настоящее время ни одна российская территория не имеет собственной геокультурной стратегии.

Рассмотрим несколько концепций геокультурного брендинга СПГО:

концепция «Китеж-град», «Северная Атлантида»

аттрактивные признаки: легендарность, таинственность, общеизвестность, чувственность
слоганы: «Город, где мечты, обретают смысл», «душа Росии»

«Вместо довольно затруднительного вопроса «Какова сущность места?» зачастую следовало бы задавать другой вопрос – «Какие мечты могут быть связаны с ним?». Пьер Сансо.

Обоснование:

Горний град, Иерусалим, Эдемский сад – образы, режиссируемые в самых разных пространствах: от иконы, до церквей и «священных рощ». Как пример – Китеж-град, который может осуществиться в любой точке (топосе) ландшафта, но неуловим и несбыточен для непосвященных. Для М.Пришвина Китеж-град – это священная Журавлиная родина Дубнинских болот, едва не сохранившая полумифическую кладофору.

Пришвинское видение Китежа является составной частью религиозно-философских исканий, связанных с темой Невидимого града в круге символистов (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов), новокрестьянских поэтов (Н. Клюев, С. Есенин), а также философов и писателей Московского и Петербургского религиозно-философских обществ (МРФО) (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, С. Булгаков, А. Мейер, Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Дурылин и др.), в 1910-е сюда же примыкают деятели федоровского движения — В. Муравьев, А. Горский, Н. Сетницкий.

Град Китеж является символом возрождения, преодоления границ границы духовного.

Сам образ града Китежа и его метаморфозы в русском народном сознании отражают состояние нашей культуры на протяжении последних трех веков. Китеж — русская Атлантида, остров святости, остров блаженных, ставший невидимым и скрывшийся в водах Светлояра, чтобы не быть поглощенным волнами татарского нашествия. Сказания об исчезнувших в воде деревнях и церквях известны и на Сергиево-Посадской земле (Мехово, Бужаниново – церковь).

Клавдофора (реликтовая водоросль доледникового происхождения, которая в водоемах образует изумрудный шар размером с голову ребенка), которая была обнаружена на «журавлиной родине» стала элементом философской системы Пришвина, основанной на поиске дороги в загадочный Китеж-град, подробно описанной Кнорре Е.Ю.

В отличие от утопических вариантов трактовки легенды, где Китеж становится символом утраченного прошлого, в рецепции китежской легенды в кругах МРФО образ Невидимого града ассоциируется с образом града Божьего, который соприсутствует с человеком в вечности, но закрыт по его грехам. Путь в Невидимый град определяется как путь религиозного творчества личности, преодолевающей невидимую преграду природного «я» (материи, «пространства и времени») в покаянии и прозревающей новый мир как сообщество разных «я» в Боге — «Невидимую Церковь», «град Вышний», «Царство Божие».

Собственная тропа в Невидимый град определяется уже в первых очерках путешествий Пришвина. Описывая быт и веру старообрядцев в книге очерков «В краю непуганых птиц», он обращается к соловьевскому концепту всеединства, воплощая в образах водопада и океана идею вечного мира, сокрытого за разрозненным видимым миром. В очерке «Астраль» (1914) Пришвин подводит итоги своих странствий 1905-1909 годов, изображая океан общей жизни, который объединяет разные «я» в пути к «новой земле» общего мира. Этот же образ объединения разных путей в восхождении к Невидимому граду появится и в дневниках 1937 года, где метафора океана находит свое образное соответствие в образе леса, верхний невидимый этаж которого — Невидимый град Китеж, где поют птицы Алконост и Гамаюн. Мотив пути в единый океан жизни появится также и в поэме «Фацелия» (1943).
Город в мифологическом аспекте понимается как сообщество единомышленников. Таким образом, Сергиев Посад может нести символику, которую придают философы как граду Китеж.

В то же время, данная символика заставит туристов заинтересоваться материальным и природным наследием, связанным с этим символом («Журавлиная родина», дубненская пойма и т.д.), захочется соприкоснуться с местами этого тайного места.

Тем более, что пойма реки Дубна имеет много уникальных археологических памятников…



Концепция национального парка или музей-заповедника «Радонежье»

Актуальность
Согласно, Указу Президента РФ от 14.07.2023 «О создании Фонда по сохранению, воссозданию исторического облика и развитию г. Сергиев Посад Московской области», Фонд создан с целью развития Сергиева Посада «как национального духовного центра и объекта притяжения туристов».

«Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, «чудного старца, святого Сергия».
Павел Флоренский.

Основания
Историческая и культурная роль Радонежья в судьбе России и Подмосковья, экспозиционные составляющие (295 памятников, древние дороги и т.д.) и проектные решения отражены в работах Сергея Заремовича Чернова. Сохранились свидетельства таких исторических явлений как «взлет на холмы» и «внутренняя деколонизация». Радонеж – это древнейший кладезь, породивший культуру Рублева. Радонеж – единственное место в Московской области, где сохранены ландшафтные и археологические свидетельства зарождения раннемосковской культуры. Фактически в Радонеже зарождалась личность Сергия Радонежского. Туристам предлагается пройти его путь в ритме «неспешного путешествия», который так любил преп.Сергий

Предложение
Создать музей-заповедник «Радонежье» на основе работ академика С.З.Чернова как «синтеза русской культуры».



Создание сети лыжно-пешеходных  трасс «Заповедное кольцо»

Основание:
Создание туристической лыжного, пешеходного маршрута вокруг лавры, его маркировка, продвижение с целью пропаганды использования природно-рекреационного потенциала округа. Геофилософия признана научной дисциплиной.. Ландшафтные психотерапевтические практики обоснованы в работах:
Арпентьева Мариям Равильевна (доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент Российской Академии Естествознания), Владимир Леопольдович (автор более 300 научных и научно-публицистических работ. Основные области исследований — теоретическая география, теория районирования и классификация, проблема границ и лимология (учение о границах), герменевтика российского культурного ландшафта и постсоветского пространства, теория путешествий), С. Березин, Д. Исаев.

Воссоздать ритм неспешного путешествия Сергия Радонежского позволит дать уникальный духовный опыт, объединяющий психотерапию, познание истории как «живого музея».

Современная философия представляет ландшафт как тест, который осмысляется и имеет множество толкований в зависимости от подготовленности путешественника. Можно полагать «гуманитарную географию» анализом географических образов. «Путешествие» подразумевает перемещение исследователя-путешественника «к» людям, ведущим повседневную жизнь с повседневными практиками, которые он в прямом смысле слова «застаёт» за ними.

Отмечу, что «В пейзаже отражено всё, что пережито землёй… Пейзаж – это лик родной земли, лицо матери. От созерцания этого лица в душе поднимается тоска, жалость, нежность, та надрывающаяся и безысходная любовь, с которой связано чувство Родины» - Максимилиан Волошин.

При этом ландшафт становится медиатором. Меняется природа вопрошания, теперь это не вопрос «что такое артефакт?», но вопрос «как он работает?» Теперь мысль рассматривается как «мысль в действии», маргинальная прежде чувственность – эмоции и аффекты – выдвигается на передний план.

«Как мелодии любимых нами песен вытекают из ритмики стихотворного текста, так и наши действия на Земле должны быть продолжением и развитием заложенных в природе смыслов. Многие географы, художники, фотографы и поэты отмечают, что ландшафт и пейзаж имеют свою мелодию: «подобно ямбам, дактилям, гекзаметрам в поэзии существует и земной ритм чередования форм земной поверхности» - Желамский А.Г.

Поэтому уникальные пейзажи Сергиево-Посадской земли также имеют огромный потенциал для создания положительного имиджа территории и туристического геобрендинга.

Предложение:
Активизировать работу лесничих, руководителей патриотических и образовательных учреждений, создание школьных лесничеств, принятие общественных помощников лесничих. Создание интерактивной поэтической трассы. Включение туристических и культурных организаций в раскрытие концепции. Фактически данный маршрут проложен, некоторые его элементы активно используются уже сейчас. Количество участников туристической группы путешествующих по Радонежью более 1 500 человек, фактически сообщество еще больше.


Поддержка Музея о.Павла Флоренского («Русские Афины»)

Наследие П.Флоренского тесно связано с культурными кодами и концептами: «Живой музей», «Сергиев Посад – Северные Афины». Помощь в проведении мероприятий, встреч раскроет потенциал его наследия в целях капитализации культурного наследия города.
Задача по созданию центра наследия русской  философской мысли, наполненного событиями и сообществом.
Данное сообщество уже зарождается на базе музея. Подготавливаются совместные встречи с представителями Ватикана, авторами книг по философии.
В статье «Троице-Сергиева Лавра и Россия» (1918), написанной в связи с музейной работой, на основе Лавры Флоренский предлагает создать не просто музей, но «живой» музей, который, мыслится с отсылкой к греческой Античности: «…мне представляется в будущем Лавра русскими Афинами, живым музеем России, в котором кипит изучение и творчество» - П.А. Флоренский, 1995. Задача музея — «дать целостную культуру, воссоздать, целостный дух античности, явить новую Элладу» [там же, с. 367].
Именно философские искания Федорова, сделали возможными практические дерзновения по освоению космоса.

Принципы музея Олафура Элиасона
«В нашем рыночном обществе под пользователем обычно понимается потребитель, что создает у субъекта представление «меня кормят». Мне нравится бросать вызов этому представлению и предполагать, что пользователь является со-производителем реальности и должен занять более активную позицию, а не просто потреблять. Продюсер должен взять на себя ответственность за результат действия, за то, что происходит при совместном производстве или создании чего-либо. Поэтому, когда вы идете в музей, вы должны спросить себя: роль музея — рассказать мне все или моя роль — создать музей?




Маркетинг малых форм

Известные личности, соответствующие целям культурного маркетинга
2.1. Петр Федотович Крылов – «король гирь из Загорска» (ул.Кооперативная). Символ богатырской силы и нравственного примера (Соргеив Посад – город духоборцев, город богатырей). Чемпион мира по тяжелой атлетике Айвазян.
2.2. Николай Викторович Шевалдышев - дин из первых кольцевателей птиц Российской Империи. Прелагать экскурсии по бердвотчингу (наблюдения за птицами). Как часть маркетинга  - на день птиц на перекрестках свистульки в виде птиц. В Сергиевом Посаде и окрестностях есть птицы-пересмешники поющие голосами птиц Африки, Индии, Вьетнама.

Предложение: создание малых архитектурных форм, маркирующих это наследие, памятных продуктов, сообществ по изучению птиц, соответствующих туристских услуг и товаров.


Сергиев Посад – родина любительского кинематографа

Основания:
1) В Сергиевом Посаде возникла, долго и активно действовала одна из первых в нашей стране пионерских киностудий. Ее фильмы («Кузя Шестеркин», «Филя-рыболов» и другие) пользовались успехом не только у детей, но и у взрослых.
2) Любителями был в городе создан и передвижной кинотеатр на 800 зрителей.
3) На международной выставке в Нью-Йорке 1939 г. демонстрировалась лента «Наш парк», снятая учениками одной из школ города Загорска - Юрой Логиновым и Борисом Евстигнеевым. В Доме пионеров ребята под руководством Николая Михайловича Митрофанова изобрели и смастерили съемочный киноаппарат, технология сборки которого передавалась по всему СССР.
4) В Абрамцевском художественно-производственном училище работала народная киностудия. Она отмечена дипломом 1-й  степени 1-го Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся. Некоторые ленты студии показаны  на международных фестивалях в Испании, Франции, Польше, Чехословакии, Югославии и имеют дипломы этих фестивалей.
5) В Загорске функционировал пионерский лагерь «Экран» (Киностудия «Мосфильм»), для детей работников кино и телевидения
6) 04.12.2024 в Сергиевом Посаде состоялось торжественное открытие кинотеатра Доброго кино в рамках проекта Международного благотворительного кинофестиваля Доброго кино «Лучезарный Ангел». Кинозал находится в доме №4А по ул. 1-й Ударной армии по соседству с музеем «Архондарик преподобного Паисия Святогорца».

Предложение: создание малых архитектурных форм, маркирующих это наследие, памятных продуктов, активное привлечение студентов кинотехникума к работе с культурным наследием округа, развитие творческих студий. Есть Голливу, Болливуд – а Сергиев Посад – родина детского кинематографа.


Поддержка акции «Эстафета памяти»

Концепция мероприятия:
Пламя «победы» зажигается от «вечного» огня у Мемориала Славы возле стен Троице-Сергиевой Лавры и в лампаде доносится до памятника памяти погибшим воинам. Каждый желающий может принять пламя «вечного» огня для продолжения эстафеты к мемориалу в своем поседении. Эта акция материализует эстафету поколений и памяти.

Ссылки на проект:
https://vk.com/wall-196707116_106
https://vk.com/wall-195652278_57

Традиция: начало ежегодной акции 09.05.2020 года
19.07.1980 - эстафета олимпийского огня Загорск-Лоза.
01.09.1980  - посещение Загорска Михаилом Григорьевичем Егоровым в рамках пешего путешествия Москва-Ташкент. «В 1942 году, когда он находился в госпитале, дал себе клятву: пройти по стране и посвятить эти походы мирному небу над землей. Сейчас он совершает свой 26-й поход под девизом «Мир - землянам».
25.07.1979 - загорчанин Александр Сергеевич Салманов проходит маршрутом Владивосток – Москва ради данного во время войны слова. Было это в декабре 1944 года. Часть, в которой служил Александр Салманов, сражалась на Волхово-Тихвинском участке Ленинградского фронта. И было их шестеро друзей. Крепко связывала фронтовая жизнь судьбы людей, проверяя их на верность и прочность. Тогда, под Тихвином, поклялись друзья: те, кто доживет до Победы, придут сюда, на место нынешних жестоких боев, чтобы поклониться памяти павших. В боях за освобождение Тихвина пало смертью храбрых немало бойцов. Погибло пятеро из шестерых друзей. Остался в живых только Александр Салманов. И он помнил солдатскую клятву...


Включение Сергиева Посада в Сеть творческих городов ЮНЕСКО
https://unesco.ru/news/creative-cities-network-20/

Предложение
Создать инициативную группу или рабочий комитет в рамках муниципального, государственного органа для решения задач: определить критерии включения, разработать стратегию по достижению соответствия этим критериям, подать и вести заявку.


Проведение конкурса «Самая красивая деревня СПГО»


Разработка административных эмблем поселений



Создание центра гусельной культуры и сказительства

Подраздел II 4.2.1. Стратегии пространственного развития г. Сергиев Посад
- Строительство здания музея «Колокола Руси» на ул. Новоогородная и перенос туда экспозиции из ТЦ «Бородино», планируемая площадь здания 300 кв.м. В настоящее время экспозиция в ТЦ «Бородино» отсутствует.
- Строительство музея Троицкой железной дороги, планируемая площадь 0,2 га. В настоящее время экспозиция отсутствует.

Сохранение гусельной культуры, это вопрос сохранение национальных духовных традиций России. Гусли – центральный инструмент духовной народной  музыки России, значит, в национальном духовном центре России должно быть место для сохранения данной традиции.

Красота, открывающая внутренний мир.
Мало знать фольклор и уметь играть на гуслях. Вымолвить слово - вот чему нужно учиться. В этом смысле нужно быть режиссером, исполнителем и композитором. Эти качества имеет обычный сказитель, даже бабушка, сказывающая сказки. Нужно красиво рассказать, чтобы каждое слово было на месте, чтобы каждое слово было озвучено вашей авторской интонацией. Интонация – это те же самые краски на палитре художника. Бесконечной красоты краски. Когда вы играете, мечтаете, сказывая сказки, то люди забывают обо всем. Сказывать надо так, чтобы от вашего искусства была бы польза, трогающая сердца».
Высокие достижения гуслей
Именно на гуслях был сыгран самый высокогорный концерт.
Связь времен
«Игра на гуслях связана с мышлением и мировоззрением поколений, которые жили до нас, и будут жить после нас. Поэтому этот инструмент я рассматриваю не с музыкальной точки зрения, а с точки зрения культурного наследия, - рассказывает Илья Владимирович Ахрамеев, автор проекта Живой Музей Народных искусств. - Гусли - это в первую очередь архаика, народная музыка, которая невероятно вариативна. Поэтому, когда начинаешь ее изучать, то начинаешь понимать, как тебе становиться композитором, как примерять варианты, потом начинать их связывать, а потом выходить на импровизацию».
Гусли – это проводник истории России.
Уникальный голос гуслей
«Когда я учился игре на гуслях и пытался договориться с ними, то открыл, что это инструмент не равномерно темперированного строя, то есть вся красота звучания гуслей раскрывается только в натуральном звучании чистых интервалов, - продолжает Илья Ахрамеев. - Я понял, что старинные русские гусли имеют свою особую нишу в нашем мире и в этой нише они еще не раскрыты в полной мере теми людьми, которые ими занимаются.
"канун" от греч. "канон" (закон, правило).
 Гусельная терапия
Творческая мастерская
Гусли – уникальная узнаваемая история места
13.1.Татьяна Купреянова (мастер, гусляр). Многие туристы связывают образ Суздаля со звуком гуслей и образом гусляра во много благодаря Купреяновой.
13.2. Митя Кузнецов (Рыбинск) – локомотив преобразования места, центра притяжения туристов.
Гусли и православная культура
Гусли – древнейший инструмент, один из символов нашей национальной музыкальной культуры.

Опыт проведения мероприятий
Концерт-встречи гусляров и любителей гуслей
«Гусли доброгласные» (2021, Сергиев Посад)
Участники: Татьяна Васильева, лауреат всероссийских и международных конкурсов, солист оркестра русских народных инструментов им.Н.Н.Калинина, преподаватель Волгоградской консерватории
Ссылки на проект: https://vk.com/wall-48575183_10563
Организатор и спонсор лекции «История гуслей» и мастер-класса «Гусли доброгласные»
от Валентины Прониной для третьеклассников  (2021, Сергиев Посад)
Ссылки на проект: https://vk.com/wall-48575183_10562
Соорганизатор и спонсор Всероссийской встречи гусляров и любителей гуслей  (2021, Москва)
Ссылки на проект: https://vk.com/wall-151003327_1476

Команда: Егор Стрельников, Александр Маточкин  - продолжатель традиций Бориса Шергина (Хотьково), Лия Шумилина (родники)

АЛЬТЕРНАТИВА:

Музей экологии звука и колоколов (музей тишины)

1) Тематика:
1.1. Исследования звука.
1.2. Звонарное искусство
2) Обоснование
2.1. Исследования звука.
2.2. Звонарное искусство
3) Мероприятия
• Строительство Музея «Экологии звука и колоколов» на ул. Новоогородная (общая площадь территории 4 Га)  формирование .
• Благоустройство части пути от Лавры к Вифанскому монастырю вдоль реки Кончуры (через Черниговский скит).
4) Тематика экспозиций:
4.1. Исследования звука.
• Презентация звукового ландшафта России;
• Презентация звуковых инсталляций и арт-объектов (в том числе с участием посетителей);
• Магазин-ярмарка арт-объектов и материалов, связанных с исследованиями звука;
• История исследований звука и экологии звука;
• Звук, музыка, фольклор – границы соприкосновения
4.2. Звонарное искусство
• «Когда били колокола» на основе фотографий и дневников М.;М. Пришвина.
• От древних колокольчиков до современного благозвучного металлического било.
• Выставка колоколов разных видов на звонницах.
• История колокольного литья.
• Макеты колоколов и колокольни Троице-Сергиевой Лавры. — Влияние колокольного звона на искусство.
5) Событийная программа:
2.1. Исследования звука.
• Творческая лаборатория по исследованию звука и пропаганде экологии звука
• Выставки, фестивали, постоянные и временные арт-программы, связанные с исследованиями звука
• Презентация звукового ландшафта Сергиево-Посадского округа и России (аналоговая и полевая)
2.2. Звонарное искусство
• Фестивали колокольного звона и звонарского искусства у Скитских прудов.
• Концерты духовной и классической музыки.
• Обучение звонарскому искусству с практикой в Троице-Сергиевой Лавре и Черниговском скиту
6) Кураторы и визионеры
Владимир Крючев (житель Сергиева Посада)
14.08.2014 г. создал сайт www.oontz.ru. На данном ресурсе собраны «сотни звуковых историй, голоса жителей города, лекции-путешествия для слепых, эфиры на крупнейших радиостанциях мира, карты звуков в стране и за её пределами. Записи сайта использовали создатели спектаклей и видеоарта, музыканты. Через oontz.ru тысячи слушателей, не говорящих по-русски, из разных стран, открывали Сергиев Посад и Россию в звуке, и, главное, мы обращали внимание на самих себя». Аналогичное сообщество в контакте – Звуки Сергиева Посада.
Сюжеты звучали на BBC 3 (Великобритания), YLE (Финляндия). Работы входили в номинации фестивалей Prix Europa, Prix Marulic, HearSay и UK International Radio Drama Festival. В 2011 году сайт признан лучшим мультимедийным проектом на фестивале «Вместе-Радио».
2020 год – участие в конференции «От ландшафта к пейзажу: образы родиночувствия»
Даниил Коронкевич
7) Планируемый результат
• Общий туристический поток             7 000 чел./год
• Средняя дневная посещаемость         28 чел./день


Музей русской тоски


Рецензии