Мифы кумы Ой, кумены. Бог Под п изд

В поисках ответов на вопросы «что об истории русов знал Пушкин, по какому учебнику мог ее изучать итп» мы наткнулись на трехтомник Филиппа Генриха  Дильтея от 1762г «Первые основания универсальной истории с сокращенною хронологиею в пользу  обуЧ А Ю Щ А Г О С Я   РОССиЙСКАгО   Д В О Р Я Н С Т В А».
В главе «Урок XII. Пpoдолжение I  Новой  э п о х и.  ИСТОРІЯ  О  СКИФАХЪ” мы нашли поразивший нашу обсценную с отшельником-скитником фра АИЯ   лексику такой фрагмент ( со слегка измененной орфографией для читебальности = копия его – на фото):
          <<<     В. 201.  Какая  была  веpa  сих  народов?

              О.  Хотя  Христианство  было уже  у  россов пропов;дано  С. Апостолом Андреем,  идолопоклонство  однакож  при  них  осталось; главной  их   идол  был  Перун,  которому жрецы  должны  были  хранить  безперерывной огонь,  и  тот,  у  кого  погасал  сей  огонь был  казнен  смертию.  Второй  и их  идол ВолосЬ,  бог  скотов;  третий  Позп***** или  Похвист,  бог  воздуха;  четвертый  Ладо,  бог веселія,  те ,  которые  приготовлялись  к  браку,  должны  были  приносить  ему  жертвы;  пятой  Купало,  бог земных  плодов;  шестой  Коляда,  бог праздников;  и  многия  другія  кумиры.  (*)
(')  Смотри  синопсис о начале  Славянскаго  народа  стр.  58- 65.  иэданіи  1735  г.
>>>
Шибко засумлевавшись в литерах печатной версии 1762г и в знании русскаго языка французом достопочтенным Дильтеем, нырнули мы в омуты сети Тырнета и выудили сие:
«Позвизд — согласно источникам XVII века славянский бог воздуха, погоды и ненастья. В польских источниках (например, у Александра Гваньини) упоминается в виде Pochwist и Pogwizd.
Позвизд (Посвист, Похвист) — в древнерусской языческой мифологии бог ветров, бурь и непогод. Он считался старшим, главным среди всех ветров.1
По представлениям язычников, этот бог имел свирепый вид, всклоченные волосы и бороду, крылатые распахнутые одеяния. Жил высоко в горах, откуда и приносил неприятности людям. С бороды Позвизда начинались проливные дожди, изо рта исходили туманы.2
Позвизд почитался не только как бог бурь, но и как бог всех прочих воздушных, погодных перемен, как добрых, так и плохих, как полезных, так и вредных. Поэтому его молили о даровании хорошей погоды, о предотвращении непогод, находящихся под его властью и управлением, о непричинении зла погодными стихиями.1
После Крещения Руси культ Позвизда был вытеснен памятью св. Евдокии, которой стали приписывать некоторые свойства языческого божества.»
То есть в пособии для дворян Дильтея читать надо не понравившийся нам Под****, а ПодВизд (больше напоминающий на слух ПодСВист!) …. А жаль … 
И все ж намек остался… = божка Позвизда поменяли на св. Евдокию …
Заглянули для верности и в рекомендованный автором пособия «Синопсис или Краткое описание о начале славенскаго народа» (версия РНБ https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_A1_1638/) или версия «Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674) – 2006» https://djvu.online/file/alJbMlzjYB3ya):
(том 1. Стр 58-65 Об Идолах):
31.
О ИДОЛEX.
ПЕРВЫХ ПОСТАВи начальнейшаго кумира, именем Перуна, бога грому, молнии и облаков дождевных на пригорку высоком над Боричовым потоком но подобию человеческу:  туловище его бе от древа хитростие изсечено, главу имущ слиянну от сребра, уши златы, ноз железны, в руках же держаше  камень, но подобию перуна пылающа, рубинами и карбункулем украшен; а пред ним огнь всегда горяше. Аще же бы но нерадению жреческому ключилося огню угаснути, того жреца, аки врага бога своего, смертию казняху*.
Вторый идол бысть Волос, бог скотов.
Третий Позвизд; инии же прозваша его Похвист, неции нарицаху Вихром, исповедающе бога быти воздуха, ведра и безгодия.
Четвертый идол Ладо; сего имеяху бога веселия и всякаго благополучия; жертвы ему приношаху готовящиеся к браку, помощию Лада мнящее себе добро веселие и любезно житие стяжати.
Сия же мерзость от древнейших идолослужителей произыде, иже некиих богов Леля и Полеля почитаху, их же богомерзкое яяимя  и доныне по неким странам на сонмищах игралищных пением Лелюм Полелюм возглашают. Такожде и матерь Лелеву и Полелеву Ладу поюще, Ладо Ладо, и того идола ветхую прелесть Диавольскую на брачных веселиях рукама плещуще и о стол биюше воспевают; и от сего православному Христианину всячески блюстися подобает,  да не возбуждение казни Божия бывает.
Пятый идол Купало, егоже бога плодов земных быти мняху, и ему прелестию бесовскою омраченный благодарения и жертвы в начале жнив приношаху.

Разве тех бесовских кумир, еще и иные идолы мнози бяху по имени Услад или Осляд, Корит или Хоре, Дашуба или Дажб, Стриб или Стрибог, Семаергля или Семаргл и Макош, или Мокош, им же бесом помраченныи людие аки Богу жертвы и хваления воздаваху. Сия мерзость во всем Государстве Владимировом по повелению его содевашеся.

* Нестор упоминает только о шести Идолах, Владимиром в Киеве поставленных,
т. е. Перуне, Хорее, Дажбоге, Стрибоге, Семаргле и Мокоше. - Издат.»


Рецензии